Автор: Царицынский Владислав Викторович

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 03.08.2017

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Царицынский В. В. Концессионные соглашения на железнодорожном транспорте как способ долгосрочного государственно-частного партнерства [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 45-48.



В статье проанализированы проблемы реализации на железнодорожном транспорте механизма государственно-частного партнерства. Сделан вывод о необходимости совершенствования института концессии на железнодорожном транспорте как формы государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: концессионное соглашение; государственно-частное партнерство; инфраструктура железнодорожного транспорта

Необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте продиктована текущим состоянием отрасли, которое характеризуется накопленными инфраструктурными проблемами — износом подвижного состава и самой железнодорожной сети. По данным экспертов Института экономики и развития транспорта, на развитие и обновление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования до 2020 года потребуется в общей сложности 3,4 трлн рублей [8].

Государственно-частное партнерство, как отмечают специалисты [4; 5; 10], является важным инструментом развития экономики. Его механизмы особенно актуальны в условиях финансово-экономического кризиса: когда частные капиталовложения сокращаются, государственный сектор может выступить в качестве стабилизирующего фактора. В данном контексте государство является не только партнером, располагающим значительными ресурсами, но и организатором, регулятором и заказчиком инновационных взаимодействий. Появляется возможность создать устойчивый инновационно-инвестиционный механизм, отвечающий экономическим и социально-политическим вызовам современности.

Концессионное соглашение — это форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Частный инвестор за фиксированную плату или определенный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству объекты собственности. Расплатившись с властью, оставшуюся часть дохода инвестор оставляет в своем распоряжении. Известно, что концессии получили наибольшее распространение в инфраструктурных отраслях, где необходимы приток частных инвестиций и квалифицированное управление.

Можно выделить, по меньшей мере, три вида концессий: на уже существующие объекты инфраструктуры; на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании. В рамках этих видов возможны варианты концессионных отношений, основанные на различном сочетании правомочий собственности между государством и частными концессионерами, а также допустимых пределов их конкретной предпринимательской и инвестиционной деятельности (сооружение, эксплуатация, управление).

В России закон о концессионных соглашениях действует с 2005 г., регулярно вносятся поправки в закон, которые стимулируют появление концессий в стране [1]. Особенно актуальными могут стать концессии в сфере транспортной инфраструктуры. В Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» [3] предусмотрено, что большую часть средств на развитие транспортной инфраструктуры дадут частные инвесторы. Частные инвестиции в транспортные проекты предполагается довести до 4–5 % ВВП, а пропорции государственного и частного финансирования — приблизить к 35:65. Конечно, вряд ли все инфраструктурные проекты в России будут развиваться в форме концессий. Не проработан и порядок отбора проектов и выделения средств на концессионные соглашения из Инвестиционного фонда РФ. Более вероятно заключение концессий, ориентированных на модернизацию и эксплуатацию действующих имущественных комплексов.

Государство, сегодня, не видит другого пути, кроме как привлечение крупных грузоотправителей — нефтяников, угольщиков, металлургов, химиков — к реконструкции и строительству железных дорог общего пользования. Такая практика уже существовала, однако до сих пор была направлена на удовлетворение нужд самого предприятия. На концессионной основе планируется проведение работ по усилению железнодорожных подходов к портам в Усть-Луге и Новороссийске. Этот механизм позволит привлечь инвестиции в развитие железнодорожных подходов к месторождениям в таких регионах страны, как север полуострова Ямал, Забайкалье и Дальний Восток [2].

Подобный подход, как отмечают специалисты, позволяет не только активизировать освоение месторождений, но и диверсифицировать риски инвесторов [9], снизить инфраструктурную составляющую [11] в расходах по каждому отдельно взятому проекту и позволит получить положительный макроэкономический эффект для экономики регионов и страны в целом.

Однако, есть и препятствия для применения механизма концессий в сфере строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. В результате реформы железнодорожного транспорта и административной реформы органов власти упразднено Министерство путей сообщения (МПС России) — долгие годы представлявшее интересы государства при эксплуатации железнодорожных объектов нашей страны [6; 7]. Вновь созданный единый хозяйствующий субъект, владелец инфраструктуры ОАО «РЖД» является коммерческой организацией. Возникает вопрос: «Кому будут передаваться объекты, после окончания срока концессии?».

Согласно Закону о Концессионных соглашениях [1], в качестве концедента выступает государство, от имени которого действует Правительство (уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти), либо субъект Российской федерации (уполномоченный им орган), либо муниципальное образование (уполномоченный им орган), а концессионером является лицо (юридическое, индивидуальный предприниматель, простое товарищество), получающее от концедента соответствующие активы и права.

На этапе подготовки, заключения и действия договора концессии интересы государства должно представлять Министерство транспорта РФ, однако после окончания срока концессионного соглашения оно не может принять объекты концессионного соглашения на свой баланс и обеспечить их дальнейшую эксплуатацию, так как эксплуатация транспортных объектов не является задачей Министерства транспорта РФ, и оно не имеет в своем составе соответствующих подразделений.

Начиная с 2003 года, в результате реформирования, у нас в стране нет государственных железных дорог. ОАО «РЖД» — является не государственным, а самостоятельным коммерческим предприятием, таким же акционерным обществом, как многие другие и не может выступать от лица государства, а только может быть одним из претендентов на заключение концессионного соглашения, т. е. потенциальным концессионером. Отсюда следует, что рано или поздно возникнет необходимость в создании государственной структуры, которая будет заниматься в дальнейшем эксплуатацией транспортных объектов, находящихся в государственной собственности и которой после окончания срока концессии концессионер будет передавать объекты концессионного соглашения.

Именно по изложенной причине, в настоящее время, реализация механизма концессий возможна только применительно к строительству новых объектов транспортной инфраструктуры, а не к их реконструкции. Этот вывод подтверждается пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» [1] гласящий, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения концессионного соглашения должен находиться в собственности концедента и быть свободным от прав третьих лиц.

Таким образом, необходимо отметить, что достижение высокого уровня взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса в данной сфере оказывает непосредственное влияние на совершенствование конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта на внутреннем и внешнем рынке транспортных услуг. Одним из инструментов выработки единого вектора сотрудничества государства и бизнеса, ориентированного на достижение цели последовательного развития железнодорожного транспорта, является институт государственно-частного партнерства, который требует совершенствования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // www.consultant.ru
  2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года / Официальный сайт Министерства транспорта РФ // www.mintrans.ru
  3. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» / Официальный сайт Министерства транспорта РФ // www.mintrans.ru
  4. Барков, С.А., Денильханов, А. Х. Формы организации бизнеса. Монография. — М.: ИПО «У Никитских ворот, 2015.
  5. Иванов А. П., Охотников И. В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  6. Лапидус Б. М. На пределе возможностей // Эксперт. — 2011. — № 40.
  7. Мерешко Н. Железный путь реформ / Интервью с вице-президентом ОАО «РЖД» С. Бабаевым // Эксперт. — 2012. — № 28.
  8. Пехтерев Ф. С. Генеральная схема развития железнодорожного транспорта до 2020г. / Официальный сайт Института экономики и развития транспорта // Режим доступа: http://iert.com.ru/public.html
  9. Охотников И. В., Сибирко И. В. Риск-менеджмент на железнодорожном транспорте в условиях реформ. — М. МАКС Пресс, 2013.
  10. Охотников И. В., Сибирко И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  11. Хусаинов Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. — М.: Издательский Дом «Наука», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожном транспорте, железнодорожного транспорта, концессионного соглашения, государственно-частного партнерства, транспортной инфраструктуры, объекты концессионного соглашения, развития железнодорожного транспорта, транспорта РФ, объектов транспортной инфраструктуры, Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД», «О концессионных соглашениях», окончания срока, механизма концессий, инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожном транспорте механизма, развития транспорта, срока концессионного соглашения, заключение концессионного соглашения, заключения концессионного соглашения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос