Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия
Авторы: Казарьян Мария Михайловна, Вазим Андрей Александрович
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 1718 раз
Библиографическое описание:
Казарьян, М. М. Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия / М. М. Казарьян, А. А. Вазим. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12337/ (дата обращения: 26.04.2024).
В статье определяется актуальность изучения основ системы антикризисного управления персоналом предприятия, рассматриваются различные подходы к определению данной системы. В работе анализируются основы системы антикризисного управления персоналом предприятия, выделяются ее основные направления, а также анализируются возможные барьеры, которые влияют на успешность функционирования системы антикризисного управления. Также в статье предлагаются различные методические подходы к преодолению этих барьеров.
Ключевые слова: система антикризисного управления, управление персоналом, стимулирование, эффективность, кризис
Управление персоналом — это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы), организация их эффективного и рационального использования, а также их профессионального и социального развития. [1. C. 67]
Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства — персоналом предприятия.
Современная мировая практика изобилует различными подходами к регулированию кадровым процессами, но многие руководители отечественных производственных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления персоналом, особенно в условиях кризиса. Известно, что деятельность предприятия в условиях кризиса существенно отличается от его стабильного функционирования. Персоналу кризисного предприятия приходится решать нестандартные задачи, что требует от работников мобилизации собственного потенциала, повышенного психологического напряжения. Кризисные ситуации изменяют поведение персонала и оказывают негативное воздействие на эффективность его деятельности. Следовательно, антикризисное управление должно в значительной мере отличается от традиционного управления и носить системный характер.
Рассмотрим систему антикризисного управления персоналом предприятия, состоящую из четырех основных частей — объекта управления, субъекта управления, концепции антикризисного управления персоналом и функциональной подсистемы (рис. 1).
Рис. 1. Система антикризисного управления персоналом
Объект управления — персонал предприятия — составная часть трудового коллектива, штатный состав, который выполняет различные производственные, хозяйственные, управленческие функции. Субъект управления — это трехуровневая подсистема, включающая адаптивных антикризисных руководителей с юридическим правом принятия решений, специалистов функциональных подразделений и коллектив технических исполнителей. Концепция антикризисного управления персоналом предприятия базируется на выборе принципов антикризисного управления персоналом и включает в себя как один из основных системных элементов антикризисную кадровую политику, которая должна ориентировать на решение следующих задач: формирование команды адаптивных менеджеров, сохранение ядра кадрового потенциала предприятия, снижение социально-психологической напряженности в коллективе. Реализация концепции антикризисного управления персоналом возлагается на функциональную подсистему, элементы которой представлены в рисунке 2.
Рис. 2. Элементы функциональной подсистемы системы антикризисного управления предприятием
Эффективное функционирование системы управления персоналом в условиях кризиса зависит от успешности преодоления информационного и психологического барьеров и барьера власти, возникновение которых обусловлено отсутствием на большинстве российских предприятий практического опыта антикризисного управления. Для обеспечения результативных антикризисных действий необходимо иметь ясное представление о вероятном состоянии среды, в которой окажется предприятие в будущем. Однако, сложившиеся на предприятиях информационные системы и технологии работы с информацией слабо приспособлены к отслеживанию и прогнозированию кризисных тенденций, ибо изначально были ориентированы на стабильные внешние условия, что и создает так называемый информационный барьер. Методы изучения и анализа внешней среды можно рассматривать как своеобразный фильтр, через который должна пройти внешняя информация, прежде чем поступить на предприятие. Ошибка в выборе метода изучения внешней среды предприятия может стать причиной стратегической близорукости и привести к отсроченным реакциям на внешние изменения в условиях деятельности предприятия. [3. C. 28]
Психологический барьер возникает вследствие того, что большинство управленцев работают эффективно, когда прогнозная информация согласуется с их прошлым опытом. Прогноз, противоречащий их опыту, они обычно считают необоснованным и игнорируют его в своих действиях, что является ошибкой. Процессы антикризисного управления связаны с высоким уровнем неопределенности и незначительности контроля за ситуацией. В этом случае интуиция ценится выше формальной логики и опыта, а эффективными являются нестандартные действия.
Своевременная реализация антикризисных мероприятий вносит существенные коррективы в значимость деятельности различных подразделений. Соответственно возникают угрозы статусу отдельных служб и руководителей. При этом руководители и службы, положение которых может пострадать в результате воздействия кризисных факторов, стремятся преуменьшить влияние этих факторов на деятельность организации. Обычно такие работники являются представителями того типа мышления, который приносил успех в прошлом. Поэтому нередки случаи, когда они создают препятствия на пути антикризисного мышления, будучи в полной уверенности, что действуют на благо предприятия. Барьер власти порождается непониманием объективности кризисных тенденций, неготовностью руководителей к пересмотру самой стратегии управления.
Наличие указанных барьеров при работе с персоналом в условиях кризиса могут привести к негативным последствиям, например, породить неверие в устойчивость предприятия, что вызовет текучесть и потерю кадрового потенциала, создать проблему сопротивления персонала изменениям и реорганизации, необходимым для разрешения кризисной ситуации, ухудшить социально-психологический климат в коллективе. [2]
Работа по преодолению указанных барьеров и негативных последствий должна проводиться в рамках всей системы антикризисного управления персоналом предприятия. Остановимся на одной из важнейших составляющих этой работы, имеющей превентивный характер и опирающейся в большой степени на психологический фактор, а именно на формировании готовности персонала к действиям в условиях кризиса. Проводимая заблаговременно в рамках функциональной подсистемы, эта работа смягчает воздействие будущего кризиса и заранее готовит фундамент послекризисного роста.
Решение проблемы формирования готовности персонала к действию в условиях кризисной ситуации базируется на концепции создания психологического комфорта, то есть достижения такого состояния персонала, при котором возникает соответствие средств и условий труда функциональным возможностям работника. Готовность к действию — это активно-действенное состояние личности, отражающее состояние задачи и условий ее выполнения. Структура готовности включает мотивационный (ответственность, чувство долга), ориентационный, операционный, волевой (самоконтроль) и оценочный элементы. К факторам готовности персонала к действиям в условиях кризисной ситуации относятся: содержание задачи, обстановка, мотивация трудовой деятельности, самооценка подготовленности, личный опыт и умение мобилизоваться. Формула готовности: «Должен — хочу — могу». [4]
В формировании готовности персонала важнейшими являются две взаимосвязанные стороны: формирование профессиональных навыков, знаний и опыта деятельности (готовность персонала к действиям в кризисных ситуациях имеет порой большее значение, чем профессиональный опыт вообще) и формирование психологической готовности. Уровень психологической подготовки персонала к деятельности в кризисных условиях — один из важнейших факторов, влияющих на надежность социально-трудовой сферы предприятия в целом. Растерянность и проявление страха, особенно в самом начале развития кризисной ситуации, могут привести к непоправимым последствиям. В первую очередь это должны иметь в виду руководители, которые обязаны демонстрировать личное самообладание, выдержку и дисциплину. Неверие руководителя в свои силы и возможности персонала может парализовать волю последнего к сопротивлению дестабилизирующим факторам.
Работу по формированию готовности персонала в условиях кризисной ситуации целесообразно начать с комплексного психодиагностического обследования персонала, включающего изучение личностно-поведенческих стереотипов работников, диагностику психологического климата в коллективе, психоаналитическое исследование корпоративных страхов и опасений.
Результаты комплексного психодиагностического обследования персонала являются информационной базой системы антикризисного управления персоналом предприятия в целом и используются для планирования последующих этапов работы по формированию готовности персонала к деятельности в условиях кризиса, в числе которых обучение и подготовка персонала, апробация полученных результатов. В ходе обучения рекомендуется проводить психологические тренинги на готовность к неожиданным ситуациям, коммуникационные тренинги на готовность к взаимодействию в напряженных условиях. Психологическое моделирование кризисных ситуаций с определением степени риска и установкой приоритетов служит подготовке персонала к возможным действиям, деловые игры позволяют апробировать профессиональную и психологическую готовность персонала. [5]
Таким образом, важным фактором вывода предприятия из кризиса является системный подход к управлению персоналом, который обнаруживает себя в распределении функций и полномочий, в выборе принципов антикризисного управления, в разработке новой кадровой политики, в разработке и реализации управленческих решений. Наличие системы антикризисного управления персоналом говорить о солидном стиле управления предприятием, которое находится в состоянии кризиса, когда необходимо принимать и выполнять рискованные управленческие решения.
Литература:
- Егоршин А. П. Управление персоналом. — Н. Новгород, НИМБ, 2011. — С. 67.
- Клименко К. А. Оценка результативности управления персоналом // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 736–739.
- Литвак Б. Г. Управленческие решения. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 2009. – С. 28.
- Политика управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций // http://www.gazprom.ru/f/posts/70/788857/hr_politics.pdf
- Фальцман В. К., Давыдова Л. А. Основы управления предприятия. – М.: ТЕИС, 2016 — С. 12.
Ключевые слова
стимулирование, эффективность, кризис, Управление персоналом, система антикризисного управленияПохожие статьи
Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях...
Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале... Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики...
Мотивация персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...
Кризисная ситуация в экономике угрожает организациям финансовыми проблемами, потерей позиций на рынке, а так же утратой квалифицированных кадров, без которых не удастся побороть кризис.
Структурно-логическая модель управления персоналом в период...
региональное антикризисное управление, фаза кризиса, социально-экономическое развитие, региональное управление, регион, региональная экономика, региональный орган власти, кризисная ситуация...
Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...
Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации определяется тем...
Особенности антикризисного управления предприятиями...
Ключевые слова: малый бизнес, кризис, антикризисное управление, особенности антикризисного управления предприятиями малого бизнеса. В условиях кризисных явлений многие страны испытывают проблемы поиска источников активизации экономического роста и...
Суть планирования антикризисного управления в современной...
антикризисное управление, кризисная ситуация, кризис, предприятие, проблема, управление фирмой. Ключевые слова. антикризисное управление, банкротство, риск-менеджмент, санация.
Мотивация персонала в условиях кризиса: современные...
Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале... Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности.
Внедрение управленческого учета как способ преодоления...
Основы системы антикризисного управления персоналом...
Управление персоналом — это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы)...
Похожие статьи
Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях...
Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале... Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики...
Мотивация персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...
Кризисная ситуация в экономике угрожает организациям финансовыми проблемами, потерей позиций на рынке, а так же утратой квалифицированных кадров, без которых не удастся побороть кризис.
Структурно-логическая модель управления персоналом в период...
региональное антикризисное управление, фаза кризиса, социально-экономическое развитие, региональное управление, регион, региональная экономика, региональный орган власти, кризисная ситуация...
Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...
Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации определяется тем...
Особенности антикризисного управления предприятиями...
Ключевые слова: малый бизнес, кризис, антикризисное управление, особенности антикризисного управления предприятиями малого бизнеса. В условиях кризисных явлений многие страны испытывают проблемы поиска источников активизации экономического роста и...
Суть планирования антикризисного управления в современной...
антикризисное управление, кризисная ситуация, кризис, предприятие, проблема, управление фирмой. Ключевые слова. антикризисное управление, банкротство, риск-менеджмент, санация.
Мотивация персонала в условиях кризиса: современные...
Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале... Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности.
Внедрение управленческого учета как способ преодоления...
Основы системы антикризисного управления персоналом...
Управление персоналом — это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы)...