Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казарьян, М. М. Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия / М. М. Казарьян, А. А. Вазим. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12337/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье определяется актуальность изучения основ системы антикризисного управления персоналом предприятия, рассматриваются различные подходы к определению данной системы. В работе анализируются основы системы антикризисного управления персоналом предприятия, выделяются ее основные направления, а также анализируются возможные барьеры, которые влияют на успешность функционирования системы антикризисного управления. Также в статье предлагаются различные методические подходы к преодолению этих барьеров.

Ключевые слова: система антикризисного управления, управление персоналом, стимулирование, эффективность, кризис

Управление персоналом — это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы), организация их эффективного и рационального использования, а также их профессионального и социального развития. [1. C. 67]

Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства — персоналом предприятия.

Современная мировая практика изобилует различными подходами к регулированию кадровым процессами, но многие руководители отечественных производственных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления персоналом, особенно в условиях кризиса. Известно, что деятельность предприятия в условиях кризиса существенно отличается от его стабильного функционирования. Персоналу кризисного предприятия приходится решать нестандартные задачи, что требует от работников мобилизации собственного потенциала, повышенного психологического напряжения. Кризисные ситуации изменяют поведение персонала и оказывают негативное воздействие на эффективность его деятельности. Следовательно, антикризисное управление должно в значительной мере отличается от традиционного управления и носить системный характер.

Рассмотрим систему антикризисного управления персоналом предприятия, состоящую из четырех основных частей — объекта управления, субъекта управления, концепции антикризисного управления персоналом и функциональной подсистемы (рис. 1).

Рис. 1. Система антикризисного управления персоналом

Объект управления — персонал предприятия — составная часть трудового коллектива, штатный состав, который выполняет различные производственные, хозяйственные, управленческие функции. Субъект управления — это трехуровневая подсистема, включающая адаптивных антикризисных руководителей с юридическим правом принятия решений, специалистов функциональных подразделений и коллектив технических исполнителей. Концепция антикризисного управления персоналом предприятия базируется на выборе принципов антикризисного управления персоналом и включает в себя как один из основных системных элементов антикризисную кадровую политику, которая должна ориентировать на решение следующих задач: формирование команды адаптивных менеджеров, сохранение ядра кадрового потенциала предприятия, снижение социально-психологической напряженности в коллективе. Реализация концепции антикризисного управления персоналом возлагается на функциональную подсистему, элементы которой представлены в рисунке 2.

Рис. 2. Элементы функциональной подсистемы системы антикризисного управления предприятием

Эффективное функционирование системы управления персоналом в условиях кризиса зависит от успешности преодоления информационного и психологического барьеров и барьера власти, возникновение которых обусловлено отсутствием на большинстве российских предприятий практического опыта антикризисного управления. Для обеспечения результативных антикризисных действий необходимо иметь ясное представление о вероятном состоянии среды, в которой окажется предприятие в будущем. Однако, сложившиеся на предприятиях информационные системы и технологии работы с информацией слабо приспособлены к отслеживанию и прогнозированию кризисных тенденций, ибо изначально были ориентированы на стабильные внешние условия, что и создает так называемый информационный барьер. Методы изучения и анализа внешней среды можно рассматривать как своеобразный фильтр, через который должна пройти внешняя информация, прежде чем поступить на предприятие. Ошибка в выборе метода изучения внешней среды предприятия может стать причиной стратегической близорукости и привести к отсроченным реакциям на внешние изменения в условиях деятельности предприятия. [3. C. 28]

Психологический барьер возникает вследствие того, что большинство управленцев работают эффективно, когда прогнозная информация согласуется с их прошлым опытом. Прогноз, противоречащий их опыту, они обычно считают необоснованным и игнорируют его в своих действиях, что является ошибкой. Процессы антикризисного управления связаны с высоким уровнем неопределенности и незначительности контроля за ситуацией. В этом случае интуиция ценится выше формальной логики и опыта, а эффективными являются нестандартные действия.

Своевременная реализация антикризисных мероприятий вносит существенные коррективы в значимость деятельности различных подразделений. Соответственно возникают угрозы статусу отдельных служб и руководителей. При этом руководители и службы, положение которых может пострадать в результате воздействия кризисных факторов, стремятся преуменьшить влияние этих факторов на деятельность организации. Обычно такие работники являются представителями того типа мышления, который приносил успех в прошлом. Поэтому нередки случаи, когда они создают препятствия на пути антикризисного мышления, будучи в полной уверенности, что действуют на благо предприятия. Барьер власти порождается непониманием объективности кризисных тенденций, неготовностью руководителей к пересмотру самой стратегии управления.

Наличие указанных барьеров при работе с персоналом в условиях кризиса могут привести к негативным последствиям, например, породить неверие в устойчивость предприятия, что вызовет текучесть и потерю кадрового потенциала, создать проблему сопротивления персонала изменениям и реорганизации, необходимым для разрешения кризисной ситуации, ухудшить социально-психологический климат в коллективе. [2]

Работа по преодолению указанных барьеров и негативных последствий должна проводиться в рамках всей системы антикризисного управления персоналом предприятия. Остановимся на одной из важнейших составляющих этой работы, имеющей превентивный характер и опирающейся в большой степени на психологический фактор, а именно на формировании готовности персонала к действиям в условиях кризиса. Проводимая заблаговременно в рамках функциональной подсистемы, эта работа смягчает воздействие будущего кризиса и заранее готовит фундамент послекризисного роста.

Решение проблемы формирования готовности персонала к действию в условиях кризисной ситуации базируется на концепции создания психологического комфорта, то есть достижения такого состояния персонала, при котором возникает соответствие средств и условий труда функциональным возможностям работника. Готовность к действию — это активно-действенное состояние личности, отражающее состояние задачи и условий ее выполнения. Структура готовности включает мотивационный (ответственность, чувство долга), ориентационный, операционный, волевой (самоконтроль) и оценочный элементы. К факторам готовности персонала к действиям в условиях кризисной ситуации относятся: содержание задачи, обстановка, мотивация трудовой деятельности, самооценка подготовленности, личный опыт и умение мобилизоваться. Формула готовности: «Должен — хочу — могу». [4]

В формировании готовности персонала важнейшими являются две взаимосвязанные стороны: формирование профессиональных навыков, знаний и опыта деятельности (готовность персонала к действиям в кризисных ситуациях имеет порой большее значение, чем профессиональный опыт вообще) и формирование психологической готовности. Уровень психологической подготовки персонала к деятельности в кризисных условиях — один из важнейших факторов, влияющих на надежность социально-трудовой сферы предприятия в целом. Растерянность и проявление страха, особенно в самом начале развития кризисной ситуации, могут привести к непоправимым последствиям. В первую очередь это должны иметь в виду руководители, которые обязаны демонстрировать личное самообладание, выдержку и дисциплину. Неверие руководителя в свои силы и возможности персонала может парализовать волю последнего к сопротивлению дестабилизирующим факторам.

Работу по формированию готовности персонала в условиях кризисной ситуации целесообразно начать с комплексного психодиагностического обследования персонала, включающего изучение личностно-поведенческих стереотипов работников, диагностику психологического климата в коллективе, психоаналитическое исследование корпоративных страхов и опасений.

Результаты комплексного психодиагностического обследования персонала являются информационной базой системы антикризисного управления персоналом предприятия в целом и используются для планирования последующих этапов работы по формированию готовности персонала к деятельности в условиях кризиса, в числе которых обучение и подготовка персонала, апробация полученных результатов. В ходе обучения рекомендуется проводить психологические тренинги на готовность к неожиданным ситуациям, коммуникационные тренинги на готовность к взаимодействию в напряженных условиях. Психологическое моделирование кризисных ситуаций с определением степени риска и установкой приоритетов служит подготовке персонала к возможным действиям, деловые игры позволяют апробировать профессиональную и психологическую готовность персонала. [5]

Таким образом, важным фактором вывода предприятия из кризиса является системный подход к управлению персоналом, который обнаруживает себя в распределении функций и полномочий, в выборе принципов антикризисного управления, в разработке новой кадровой политики, в разработке и реализации управленческих решений. Наличие системы антикризисного управления персоналом говорить о солидном стиле управления предприятием, которое находится в состоянии кризиса, когда необходимо принимать и выполнять рискованные управленческие решения.

Литература:

  1. Егоршин А. П. Управление персоналом. — Н. Новгород, НИМБ, 2011. — С. 67.
  2. Клименко К. А. Оценка результативности управления персоналом // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 736–739.
  3. Литвак Б. Г. Управленческие решения. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 2009. – С. 28.
  4. Политика управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций // http://www.gazprom.ru/f/posts/70/788857/hr_politics.pdf
  5. Фальцман В. К., Давыдова Л. А. Основы управления предприятия. – М.: ТЕИС, 2016 — С. 12.
Основные термины (генерируются автоматически): антикризисное управление, персонал предприятия, условие кризиса, кризисная ситуация, персонал, формирование готовности персонала, действие, предприятие, управление персоналом, функциональная подсистема.

Ключевые слова

стимулирование, эффективность, кризис, Управление персоналом, система антикризисного управления

Похожие статьи

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях...

Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале... Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики...

Мотивация персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...

Кризисная ситуация в экономике угрожает организациям финансовыми проблемами, потерей позиций на рынке, а так же утратой квалифицированных кадров, без которых не удастся побороть кризис.

Структурно-логическая модель управления персоналом в период...

региональное антикризисное управление, фаза кризиса, социально-экономическое развитие, региональное управление, регион, региональная экономика, региональный орган власти, кризисная ситуация...

Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...

Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации определяется тем...

Особенности антикризисного управления предприятиями...

Ключевые слова: малый бизнес, кризис, антикризисное управление, особенности антикризисного управления предприятиями малого бизнеса. В условиях кризисных явлений многие страны испытывают проблемы поиска источников активизации экономического роста и...

Суть планирования антикризисного управления в современной...

антикризисное управление, кризисная ситуация, кризис, предприятие, проблема, управление фирмой. Ключевые слова. антикризисное управление, банкротство, риск-менеджмент, санация.

Мотивация персонала в условиях кризиса: современные...

Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале... Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности.

Внедрение управленческого учета как способ преодоления...

Основы системы антикризисного управления персоналом...

Управление персоналом — это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы)...

Похожие статьи

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях...

Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале... Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики...

Мотивация персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...

Кризисная ситуация в экономике угрожает организациям финансовыми проблемами, потерей позиций на рынке, а так же утратой квалифицированных кадров, без которых не удастся побороть кризис.

Структурно-логическая модель управления персоналом в период...

региональное антикризисное управление, фаза кризиса, социально-экономическое развитие, региональное управление, регион, региональная экономика, региональный орган власти, кризисная ситуация...

Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале...

Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации определяется тем...

Особенности антикризисного управления предприятиями...

Ключевые слова: малый бизнес, кризис, антикризисное управление, особенности антикризисного управления предприятиями малого бизнеса. В условиях кризисных явлений многие страны испытывают проблемы поиска источников активизации экономического роста и...

Суть планирования антикризисного управления в современной...

антикризисное управление, кризисная ситуация, кризис, предприятие, проблема, управление фирмой. Ключевые слова. антикризисное управление, банкротство, риск-менеджмент, санация.

Мотивация персонала в условиях кризиса: современные...

Найм персонала в условиях кризиса | Статья в журнале... Управление персоналом в кризисных условиях является одним из основных элементов пути выхода предприятия из этого состояния и повышения его конкурентоспособности.

Внедрение управленческого учета как способ преодоления...

Основы системы антикризисного управления персоналом...

Управление персоналом — это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы)...