Методика оценки эффективности деятельности администрации города как инструмент планирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)

Дата публикации: 20.07.2016

Статья просмотрена: 2689 раз

Библиографическое описание:

Фищенко, К. С. Методика оценки эффективности деятельности администрации города как инструмент планирования / К. С. Фищенко. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 108-112. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10904/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: оценка эффективности, деятельность органов местного самоуправления, показатели эффективности

Технологии управления организацией ориентированы на достижение результата с учетом оптимального распределения ресурсов. Коммерческие предприятия зачастую используют различные системы оценки, способствующие расчету и выбору наиболее эффективного рабочего процесса. В его основе должно быть заложено реалистичное грамотное планирование, связанное с постановкой целей и действий в будущем. Здесь находит отражение весь перечень критериев, показатели которого позволяют рассчитать как качество товара или услуги, так и сопутствующие предложения или условия.

Такая оценка постепенно входит в систематизацию деятельности органов местного самоуправления (планирование, мониторинг и корректировку). Разрабатываются показатели, позволяющие с одной стороны проводить анализ отрасли, с другой — оценивать качество конечной услуги. Ранее оценка осуществлялась только на основе социально-экономического положения и реализации целевых программ, позднее — был разработан документ, позволяющий проводить унифицированное и независимое сравнение (Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (далее — Указ)).

В его рамках стали сосредоточивать основные показатели социально-экономического развития. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р, действовавшее изначально в целях реализации Указа, и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317, вступившее в силу с 01 января 2013 г. (после внесения изменений в Указ от 14 октября 2012 г.), утверждали методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Субъекты Российской Федерации, в свою очередь, разработали нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию Указа на своей территории. Муниципальные образования — положения по содержанию, включающие в себя организацию работы по формированию доклада, краткий или полный (дополнительные значения, входящие в расчет) перечень показателей, форму предоставления отчета, перечень форм федерального государственного статистического наблюдения для формирования ежегодного доклада [1].

В данном случае законодатель определил систему, согласно которой муниципальные образования имеют единые требования и общую методику расчета, позволяющей выстраивать «систему координат» всей оценки. Однако, когда муниципалитет сталкивается с вопросом самостоятельной оценки, то ее внедрение полностью зависит от подходов разработчиков, в т. ч. целей и задач, степени выделения основных приоритетов и сценариев развития города.

Одним из примеров оценки эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов является опыт администрации города Комсомольска-на-Амуре. В 2007 году была разработана и утверждена система показателей, методика расчета, шкала результативности итоговых значений [2]. Ежегодно устанавливались целевые показатели на планируемый год, проводился ежеквартальный анализ деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города по достижению установленных значений. С 2009 года во исполнение Указа «внутренняя» система оценки эффективности деятельности была дополнена унифицированными показателями, входящими в ежегодный доклад главы.

Новое распоряжение главы города от 15 августа 2013 г. № 153-р «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города Комсомольска-на-Амуре» учитывает все прежние наработки по количественной и качественной оценке [3]. Его отличие составляет изменившаяся методика расчета, в основе которой был использован опыт системы сбалансированных показателей (определение веса), а также повысившаяся планка предельных значений (деятельность субъекта оценки считается эффективной при достижении итогового коэффициента ≥ 1,03).

Положение разработано с целью улучшения качества и эффективности деятельности в целом, достижения конкретных показателей социально-экономического развития, повышения ответственности руководителей и специалистов отраслевых и территориальных органов администрации города за результативность выполняемой работы. Оценка эффективности применяется для:

– контроля на основе установленных значений показателей в динамике;

– определения степени отклонения фактически полученных данных о деятельности от запланированных (установленных);

– проведения анализа для выявления текущего положения и, на основе полученных данных об отклонениях, формирование предложений для возможных путей развития;

– предложения оперативных, своевременных управленческих решений по улучшению деятельности в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями.

Эффективность деятельности в данном случае — это результат работы отраслевых и территориальных органов администрации города, обеспечивающий с одной стороны экономическую составляющую в виде рационализации деятельности, интенсификации путей развития, реализации потенциала территории муниципального образования, с другой — социальную, результат которой выражается в улучшении условий жизнеобеспечения населения муниципального образования, создания более благоприятных условий труда, быта, отдыха и развития, а также повышения качества предоставляемых муниципальных услуг и участия в осуществлении переданных государственных полномочий.

Целевые значения показателей по оценке эффективности деятельности на очередной календарный год устанавливаются в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, определенными Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города, а также положениями и перспективными планами работ отраслевых и территориальных органов администрации города. Прогнозные значения принимаются в целях планирования ожидаемых результатов деятельности, с учетом достигнутого в предыдущем году.

Методика основывается на расчете критериев: частного, специального, вспомогательного и комплексного. В целях обеспечения равных условий в подведении итогов при наличии разного количества оценочных показателей, в качестве итогового коэффициента используется среднеарифметическое значение комплексных критериев.

Расчет частного критерия (k1). Частный критерий оценки эффективности деятельности определяется по каждому из оценочных показателей, утверждаемых ежегодно распоряжением главы города в виде плана на год. Частный критерий — это отклонение фактически достигнутого значения от утвержденного (целевое значение), рассчитанного для каждого показателя эффективности.

Рассчитывается по формуле: ki = Фi / Пi, где

i — оценочный показатель;

Фi — фактически достигнутое значение i показателя за отчетный период;

Пi — запланированное значение i показателя за отчетный период.

В случае, когда положительным результатом является снижение значения какого-либо показателя (в расчетной таблице такие показатели отображены со знаком «*»), расчет частного критерия производится по обратной формуле: ki = Пi / Фi.

Определение специального критерия (k2). Специальный критерий оценки эффективности деятельности определяется по каждому из оценочных показателей и устанавливается для проведения соответствия с аналогичным периодом предыдущего года. Определяется исходя из зависимости:

iN > iN-1 — значение критерия присваивается равным 1,1;

iN = iN-1 — значение критерия присваивается равным 1,0;

iN < iN-1 — значение критерия присваивается равным 0,9, где

iN — значение показателя за отчетный период;

iN-1 — значение показателя за аналогичный период предыдущего года.

При этом показатели, в которых положительным результатом является снижение значения, рассчитываются обратным путем.

Установление вспомогательного критерия (веса показателя). Вес — значение, которое присваивается каждому показателю, для определения его как ключевого или оценочного.

Ключевые показатели — это показатели, за значения которых отраслевые и территориальные органы администрации города непосредственно отвечают и на которые могут оказать влияние (вес = 85 %).

Оценочные показатели — это показатели, используемые для определения косвенного влияния и контроля ситуации в социально-экономическом положении города (вес = 15 %).

Комплексный критерий (Кi) рассчитывается по формуле: Ki = k1 * k2 * вес.

Если расчет осуществляется только по ключевым показателям, исключается вспомогательный критерий (вес).

Расчет итогового коэффициента рассчитывается по формуле среднего значения:

Кэф (вес 0,85) = SUMKi (вес 0,85) / SUMi (вес 0,85).

Кэф (вес 0,15) = SUMKi (вес 0,15) / SUMi (вес 0,15).

Кэф = К эф (вес 0,85) + К эф (вес 0,15).

При сокращенном расчете (в случае исключения веса):

Кэф = SUM Ki / SUM i.

После обработки информации и получения значений комплексного критерия (Кi) и итогового коэффициента (Кэф) по каждому из оцениваемых категорий значения показателей сравниваются с установленным пределом 1,00. В результате сравнения полученного значения производится оценка эффективности деятельности отраслевого и территориального органа администрации города:

– при Кэф ≥ 1,03 деятельность субъекта оценки считается эффективной;

– при 1,00 ≤ Кэф < 1,03 — соответствующей плану;

– при 0,80 ≤ Кэф ≤ 0,99 — низкоэффективной;

– при Кэф < 0,80 — неэффективной.

Для примера расчета приведены таблицы отчетов «О достижении целевых значений показателей» одного из отраслевых органов администрации города за 9 месяцев и 12 месяцев 2015 года [Таблица 1 и Таблица 2].

Таким образом, при оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города создается рейтинг, согласно которому можно объективно определить результаты, в том числе и по показателям, имеющим выраженный сезонный характер (капитальный и текущий ремонты объектов благоустройства, дорожного хозяйства, дворовых территорий; трудоустройство подростков).

В целом с помощью планирования в системе показателей, с одной стороны, выявляются сильные и слабые стороны муниципального управления, с другой — происходит настраивание на поиск подходов к результативным моделям местного самоуправления, оптимизации муниципальных расходов, взвешенных управленческих решений.


Таблица 1

ОТЧЕТ

О достижении целевых значений показателей за 9 месяцев 2015 года

F:\CCI11072016_0003.jpg

Таблица 2

ОТЧЕТ

О достижении целевых значений показателей за 12 месяцев 2015 года

F:\CCI11072016_0002.jpg


Литература:

  1. Распоряжение главы города Комсомольска-на-Амуре от 31 декабря 2015 г. № 153-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»;
  2. Распоряжение главы города Комсомольска-на-Амуре от 23 июля 2007 г. № 202-р «Об утверждении Положения «Об организации контроля исполнения перспективных планов и оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города»;
  3. Распоряжение главы города Комсомольска-на-Амуре от 15 августа 2013 г. № 153-р «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города Комсомольска-на-Амуре» (в ред. от 24 ноября 2015 г. № 134-р).
Основные термины (генерируются автоматически): показатель, территориальный орган администрации города, вес, местное самоуправление, оценка эффективности деятельности, Российская Федерация, SUM, итоговый коэффициент, отчетный период, частный критерий.

Ключевые слова

оценка эффективности, показатели эффективности, деятельность органов местного самоуправления

Похожие статьи

Методические подходы к оценке эффективности деятельности органов государственной власти

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (на примере Волгоградской области)

В статье анализируется методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании показателей из докладов глав «о достигнутых значениях показателей» и отчетов статистики. Рассматриваются результаты оценки и составление ре...

Основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти

В статье рассмотрены основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Выявлены и обозначены проблемные зоны. Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы...

Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения

В статье рассмотрены проблемы оценки эффективности деятельности органов государственной власти, рассмотрены методы эффективности государственного управления. Рассмотрена административная реформа, как реформа, созданная для оценки эффективности деятел...

Отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Роль и место инициативного бюджетирования в муниципальном бюджетном процессе

В статье анализируется институт инициативного бюджетирования как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в контексте государственной политики по реформированию бюджетного процесса и обеспечению долгосрочной сбалансированности ...

Оценка эффективности деятельности предприятия

В статье рассмотрены подходы к определению эффективности деятельности предприятия и методов её оценки.

Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.

Похожие статьи

Методические подходы к оценке эффективности деятельности органов государственной власти

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (на примере Волгоградской области)

В статье анализируется методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании показателей из докладов глав «о достигнутых значениях показателей» и отчетов статистики. Рассматриваются результаты оценки и составление ре...

Основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти

В статье рассмотрены основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Выявлены и обозначены проблемные зоны. Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы...

Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения

В статье рассмотрены проблемы оценки эффективности деятельности органов государственной власти, рассмотрены методы эффективности государственного управления. Рассмотрена административная реформа, как реформа, созданная для оценки эффективности деятел...

Отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Роль и место инициативного бюджетирования в муниципальном бюджетном процессе

В статье анализируется институт инициативного бюджетирования как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в контексте государственной политики по реформированию бюджетного процесса и обеспечению долгосрочной сбалансированности ...

Оценка эффективности деятельности предприятия

В статье рассмотрены подходы к определению эффективности деятельности предприятия и методов её оценки.

Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.