Методика оценки эффективности деятельности администрации города как инструмент планирования
Автор: Фищенко Кристина Сергеевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)
Дата публикации: 20.07.2016
Статья просмотрена: 2710 раз
Библиографическое описание:
Фищенко, К. С. Методика оценки эффективности деятельности администрации города как инструмент планирования / К. С. Фищенко. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 108-112. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10904/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: оценка эффективности, деятельность органов местного самоуправления, показатели эффективности
Технологии управления организацией ориентированы на достижение результата с учетом оптимального распределения ресурсов. Коммерческие предприятия зачастую используют различные системы оценки, способствующие расчету и выбору наиболее эффективного рабочего процесса. В его основе должно быть заложено реалистичное грамотное планирование, связанное с постановкой целей и действий в будущем. Здесь находит отражение весь перечень критериев, показатели которого позволяют рассчитать как качество товара или услуги, так и сопутствующие предложения или условия.
Такая оценка постепенно входит в систематизацию деятельности органов местного самоуправления (планирование, мониторинг и корректировку). Разрабатываются показатели, позволяющие с одной стороны проводить анализ отрасли, с другой — оценивать качество конечной услуги. Ранее оценка осуществлялась только на основе социально-экономического положения и реализации целевых программ, позднее — был разработан документ, позволяющий проводить унифицированное и независимое сравнение (Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (далее — Указ)).
В его рамках стали сосредоточивать основные показатели социально-экономического развития. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р, действовавшее изначально в целях реализации Указа, и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317, вступившее в силу с 01 января 2013 г. (после внесения изменений в Указ от 14 октября 2012 г.), утверждали методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Субъекты Российской Федерации, в свою очередь, разработали нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию Указа на своей территории. Муниципальные образования — положения по содержанию, включающие в себя организацию работы по формированию доклада, краткий или полный (дополнительные значения, входящие в расчет) перечень показателей, форму предоставления отчета, перечень форм федерального государственного статистического наблюдения для формирования ежегодного доклада [1].
В данном случае законодатель определил систему, согласно которой муниципальные образования имеют единые требования и общую методику расчета, позволяющей выстраивать «систему координат» всей оценки. Однако, когда муниципалитет сталкивается с вопросом самостоятельной оценки, то ее внедрение полностью зависит от подходов разработчиков, в т. ч. целей и задач, степени выделения основных приоритетов и сценариев развития города.
Одним из примеров оценки эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов является опыт администрации города Комсомольска-на-Амуре. В 2007 году была разработана и утверждена система показателей, методика расчета, шкала результативности итоговых значений [2]. Ежегодно устанавливались целевые показатели на планируемый год, проводился ежеквартальный анализ деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города по достижению установленных значений. С 2009 года во исполнение Указа «внутренняя» система оценки эффективности деятельности была дополнена унифицированными показателями, входящими в ежегодный доклад главы.
Новое распоряжение главы города от 15 августа 2013 г. № 153-р «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города Комсомольска-на-Амуре» учитывает все прежние наработки по количественной и качественной оценке [3]. Его отличие составляет изменившаяся методика расчета, в основе которой был использован опыт системы сбалансированных показателей (определение веса), а также повысившаяся планка предельных значений (деятельность субъекта оценки считается эффективной при достижении итогового коэффициента ≥ 1,03).
Положение разработано с целью улучшения качества и эффективности деятельности в целом, достижения конкретных показателей социально-экономического развития, повышения ответственности руководителей и специалистов отраслевых и территориальных органов администрации города за результативность выполняемой работы. Оценка эффективности применяется для:
– контроля на основе установленных значений показателей в динамике;
– определения степени отклонения фактически полученных данных о деятельности от запланированных (установленных);
– проведения анализа для выявления текущего положения и, на основе полученных данных об отклонениях, формирование предложений для возможных путей развития;
– предложения оперативных, своевременных управленческих решений по улучшению деятельности в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями.
Эффективность деятельности в данном случае — это результат работы отраслевых и территориальных органов администрации города, обеспечивающий с одной стороны экономическую составляющую в виде рационализации деятельности, интенсификации путей развития, реализации потенциала территории муниципального образования, с другой — социальную, результат которой выражается в улучшении условий жизнеобеспечения населения муниципального образования, создания более благоприятных условий труда, быта, отдыха и развития, а также повышения качества предоставляемых муниципальных услуг и участия в осуществлении переданных государственных полномочий.
Целевые значения показателей по оценке эффективности деятельности на очередной календарный год устанавливаются в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, определенными Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города, а также положениями и перспективными планами работ отраслевых и территориальных органов администрации города. Прогнозные значения принимаются в целях планирования ожидаемых результатов деятельности, с учетом достигнутого в предыдущем году.
Методика основывается на расчете критериев: частного, специального, вспомогательного и комплексного. В целях обеспечения равных условий в подведении итогов при наличии разного количества оценочных показателей, в качестве итогового коэффициента используется среднеарифметическое значение комплексных критериев.
Расчет частного критерия (k1). Частный критерий оценки эффективности деятельности определяется по каждому из оценочных показателей, утверждаемых ежегодно распоряжением главы города в виде плана на год. Частный критерий — это отклонение фактически достигнутого значения от утвержденного (целевое значение), рассчитанного для каждого показателя эффективности.
Рассчитывается по формуле: ki = Фi / Пi, где
i — оценочный показатель;
Фi — фактически достигнутое значение i показателя за отчетный период;
Пi — запланированное значение i показателя за отчетный период.
В случае, когда положительным результатом является снижение значения какого-либо показателя (в расчетной таблице такие показатели отображены со знаком «*»), расчет частного критерия производится по обратной формуле: ki = Пi / Фi.
Определение специального критерия (k2). Специальный критерий оценки эффективности деятельности определяется по каждому из оценочных показателей и устанавливается для проведения соответствия с аналогичным периодом предыдущего года. Определяется исходя из зависимости:
iN > iN-1 — значение критерия присваивается равным 1,1;
iN = iN-1 — значение критерия присваивается равным 1,0;
iN < iN-1 — значение критерия присваивается равным 0,9, где
iN — значение показателя за отчетный период;
iN-1 — значение показателя за аналогичный период предыдущего года.
При этом показатели, в которых положительным результатом является снижение значения, рассчитываются обратным путем.
Установление вспомогательного критерия (веса показателя). Вес — значение, которое присваивается каждому показателю, для определения его как ключевого или оценочного.
Ключевые показатели — это показатели, за значения которых отраслевые и территориальные органы администрации города непосредственно отвечают и на которые могут оказать влияние (вес = 85 %).
Оценочные показатели — это показатели, используемые для определения косвенного влияния и контроля ситуации в социально-экономическом положении города (вес = 15 %).
Комплексный критерий (Кi) рассчитывается по формуле: Ki = k1 * k2 * вес.
Если расчет осуществляется только по ключевым показателям, исключается вспомогательный критерий (вес).
Расчет итогового коэффициента рассчитывается по формуле среднего значения:
Кэф (вес 0,85) = SUMKi (вес 0,85) / SUMi (вес 0,85).
Кэф (вес 0,15) = SUMKi (вес 0,15) / SUMi (вес 0,15).
Кэф = К эф (вес 0,85) + К эф (вес 0,15).
При сокращенном расчете (в случае исключения веса):
Кэф = SUM Ki / SUM i.
После обработки информации и получения значений комплексного критерия (Кi) и итогового коэффициента (Кэф) по каждому из оцениваемых категорий значения показателей сравниваются с установленным пределом 1,00. В результате сравнения полученного значения производится оценка эффективности деятельности отраслевого и территориального органа администрации города:
– при Кэф ≥ 1,03 деятельность субъекта оценки считается эффективной;
– при 1,00 ≤ Кэф < 1,03 — соответствующей плану;
– при 0,80 ≤ Кэф ≤ 0,99 — низкоэффективной;
– при Кэф < 0,80 — неэффективной.
Для примера расчета приведены таблицы отчетов «О достижении целевых значений показателей» одного из отраслевых органов администрации города за 9 месяцев и 12 месяцев 2015 года [Таблица 1 и Таблица 2].
Таким образом, при оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города создается рейтинг, согласно которому можно объективно определить результаты, в том числе и по показателям, имеющим выраженный сезонный характер (капитальный и текущий ремонты объектов благоустройства, дорожного хозяйства, дворовых территорий; трудоустройство подростков).
В целом с помощью планирования в системе показателей, с одной стороны, выявляются сильные и слабые стороны муниципального управления, с другой — происходит настраивание на поиск подходов к результативным моделям местного самоуправления, оптимизации муниципальных расходов, взвешенных управленческих решений.
Таблица 1
ОТЧЕТ
О достижении целевых значений показателей за 9 месяцев 2015 года
Таблица 2
ОТЧЕТ
О достижении целевых значений показателей за 12 месяцев 2015 года
Литература:
- Распоряжение главы города Комсомольска-на-Амуре от 31 декабря 2015 г. № 153-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»;
- Распоряжение главы города Комсомольска-на-Амуре от 23 июля 2007 г. № 202-р «Об утверждении Положения «Об организации контроля исполнения перспективных планов и оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города»;
- Распоряжение главы города Комсомольска-на-Амуре от 15 августа 2013 г. № 153-р «Об утверждении Положения об оценке эффективности деятельности отраслевых и территориальных органов администрации города Комсомольска-на-Амуре» (в ред. от 24 ноября 2015 г. № 134-р).
Ключевые слова
оценка эффективности, показатели эффективности, деятельность органов местного самоуправленияПохожие статьи
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (на примере Волгоградской области)
В статье анализируется методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании показателей из докладов глав «о достигнутых значениях показателей» и отчетов статистики. Рассматриваются результаты оценки и составление ре...
Основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти
В статье рассмотрены основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Выявлены и обозначены проблемные зоны. Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы...
Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения
В статье рассмотрены проблемы оценки эффективности деятельности органов государственной власти, рассмотрены методы эффективности государственного управления. Рассмотрена административная реформа, как реформа, созданная для оценки эффективности деятел...
Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации
В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.
Проблемы управления муниципальными финансами
В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.
Роль и место инициативного бюджетирования в муниципальном бюджетном процессе
В статье анализируется институт инициативного бюджетирования как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в контексте государственной политики по реформированию бюджетного процесса и обеспечению долгосрочной сбалансированности ...
Оценка эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены подходы к определению эффективности деятельности предприятия и методов её оценки.
Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением
В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.
Похожие статьи
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (на примере Волгоградской области)
В статье анализируется методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании показателей из докладов глав «о достигнутых значениях показателей» и отчетов статистики. Рассматриваются результаты оценки и составление ре...
Основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти
В статье рассмотрены основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Выявлены и обозначены проблемные зоны. Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы...
Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения
В статье рассмотрены проблемы оценки эффективности деятельности органов государственной власти, рассмотрены методы эффективности государственного управления. Рассмотрена административная реформа, как реформа, созданная для оценки эффективности деятел...
Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации
В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.
Проблемы управления муниципальными финансами
В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.
Роль и место инициативного бюджетирования в муниципальном бюджетном процессе
В статье анализируется институт инициативного бюджетирования как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов в контексте государственной политики по реформированию бюджетного процесса и обеспечению долгосрочной сбалансированности ...
Оценка эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены подходы к определению эффективности деятельности предприятия и методов её оценки.
Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением
В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.