Автор: Шкаева Лариса Михайловна

Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Шкаева Л. М. Investor Relations как один из инструментов маркетинга в целях привлечения инвестиций в предприятие [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 83-87.



В данной статье рассматривается понятие «InvestorRelations» как одногоиз инструментов маркетинга в целях привлечения инвестиций в предприятие, возникновение понятия, основная задача, цели и аспекты применения технологииInvestorRelations.

Ключевые слова:привлечение инвестиций, инвестиционная привлекательность, маркетинг, инструменты маркетинга, методы маркетинга, Investor Relations, связи с инвесторами, PublicRelations, связи с общественностью

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. В современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.

Поэтому первостепенное значение приобретает разработка методов и способов привлечения инвестиций, достоверная оценка и решение проблем реальных возможностей их привлечения в предприятие.

Привлечение инвестиций в предприятие — стратегическая задача, и решается она с помощью стратегического управления. В свою очередь, стратегический менеджмент немыслим без применения методов маркетинга.

Стоит отметить, что существует широкий комплекс инструментов и технологий, присущих именно маркетингу и ориентированных на решение специфических маркетинговых проблем, имеющих место в привлечении инвестиций в предприятие. К таким инструментам, в частности, относятся связи с инвесторами.

Во многих развитых странах (США, Германия, Канада, Австралия и др.) концепция управления отношениями с клиентами реализуется в инвестиционной сфере и называетсяInvestorRelations (связи с инвестором).

Термин «связи с инвесторами» (англ. Investor Relations, IR) был сформулирован в 1953 году Ральфом Кординером, председателем совета директоров американской компании General Electric [6]. Обязанности первых IR-служб заключались в распространении финансовой информации о компании или пресс-релизов о финансовых результатах и годовых отчётов. В 1969 году в США была создана профессиональная ассоциация — Национальный институт по связям с инвесторами (National Investor Relations Institute, NIRI). Позднее аналогичные организации появились в Бразилии, Великобритании, Германии, Канаде, Финляндии, Франции, Японии и других странах, а в 1990 году они объединились в Международную федерацию по связям с инвесторами (International Investor Relations Federation, IIRF). 4 сентября 2008 года Международная федерация по связям с инвесторами (IIRF) была преобразована в Глобальную сеть IR (Global Investor Relations Network, GIRN) [].

По определению Национального института по связям с инвесторами, Investor Relations — это вид стратегической деятельности компании, включающей вопросы раскрытия информации, финансовой политики и предоставления существующим и потенциальным инвесторам сведений о текущем положении дел в компании и об её перспективах. [6]

Стоит отметить, изначально этот подход успешно использовался на фондовом рынке и только в последнее десятилетие внедряется в такие сферы как привлечение инвестиций в предприятия. На Западе вопросу отношений с инвесторами уделяется очень важное внимание. Существует отдельная индустрия, в которой работают консультационные фирмы, специализирующиеся в области IR. Это мощная отрасль, оборот которой только в США исчисляется несколькими сотнями миллионов долларов в год.

В научной среде нет единого мнения относительно того, к какой сфере — менеджмента или маркетинга — в большей степени относится IR. Так, специалисты издания «Рынок ценных бумаг» утверждают, что InvestorRelations — это специфическая форма маркетинга — маркетинга инвестиционных идей [1]. В то же время существует мнение, что IR — это одна из технологий коммуникационного менеджмента [2, с. 154]. Мнение автора по этому поводу сводится к позиции, чтоIR является технологией маркетингового подхода в управлении инвестиционной деятельностью как предприятий и компаний, так и на уровне государственного (регионального) управления.

InvestorRelations подразумевает проведение комплекса мероприятий, призванного убедить инвестора вложить его средства с предлагаемый объект. По мнению C. B. Михайлова, работа в сфере IR на сегодняшний день заключается в следующем [2, с.156; 3]:

  1. Прямая коммуникация с инвестором;
  2. Индивидуальные встречи с инвестором;
  3. Периодические мероприятия;
  4. Взаимоотношения со СМИ.

Именно то, что со стороны предприятия не установлены вообще или установлены неправильно отношения с инвесторами и вызывает наибольшее недоверие со стороны потенциальных инвесторов. Именно это повышает уровень совокупного риска предприятий, а значит, снижает их инвестиционную привлекательность для стратегических инвесторов.

Деятельность в области InvestorRelations не стоит путать с PublicRelations (связи с общественностью). InvestorRelations входит в PublicRelations одной из составных частей, но в целом реализацию программы взаимоотношений с инвесторами необходимо понимать как гораздо более широкий фронт работ. Кроме этого, наиболее существенным моментом является то, что оказанием услуг в области InvestorRelations на Западе, как правило, занимаются люди, имеющие большой опыт работы в финансовой сфере, а не в чистой журналистике, как это обычно бывает в фирмах, занимающихся PublicRelations.

В основе InvestorRelations лежит углубленный анализ инвестиционных настроений российского и общемирового инвестиционного сообщества и их использование для реализации инвестиционных целей. Основная задача IR — создание информационно — коммуникативной среды для принятия инвестиционных решений, среды, доступной и понятной для потенциальных инвесторов. Для того, чтобы убедительно и профессионально представлять информацию об инвестиционных проектах людям, принимающим инвестиционные решения, представители регионального менеджмента и заинтересованные предприятия (как и другие субъекты инвестиционной деятельности), должны хорошо понимать какие именно вопросы и почему больше всего интересуют потенциальных инвесторов. Только при этом условии могут быть достигнуты основные три цели, которые ставятся при реализации программы взаимоотношений с инвесторами:

  1. убеждение желаемого круга потенциальных инвесторов в том, что конкретные проекты или предприятия являются для них привлекательными;
  2. достижение наиболее благоприятной цены продукта (инвестиционного проекта или объекта);
  3. создание благоприятной среды для инвестирования и будущих капитальных вложений.

Успешное выполнение этих задач обусловлено тем, насколько правильно будут сформулированы и отработаны следующим моменты:

1. целевые группы, являющиеся потенциальными и желаемыми инвесторами;

2. ожидания инвесторов по поводу данных проектов или вложения в предприятие;

3. знание этапов процесса принятия инвестором решения о вложении инвестиций и применение соответствующих инструментов продвижения;

4. основные критерии принятия решения об инвестировании;

5. основные критерии, обуславливающие долгосрочное партнерство данного инвестора с контрагентами (предприятиями).

К основным функциям IR-специалистов с учетом интеграции их деятельности в части решения проблемы инвестиционных ресурсов относятся [4]:

  1. разработка IR-стратегии компании;
  2. создание планов (перспективных, текущих, комплексных) с целью продвижения компании;
  3. участие в работе по совершенствованию инвестиционного законодательства (федерального, регионального);
  4. формирование региональной инвестиционной программы;
  5. разработка внутренних и внешних IR-процедур и регламентов;
  6. подготовка и проведение годовых собраний акционеров;
  7. раскрытие информации в годовом и квартальном отчете;
  8. обеспечение инвесторов ежеквартальными и годовыми отчетами;
  9. раскрытие информации на интернет-сайте;
  10. презентация финансовых результатов на интернет-сайте;
  11. взаимодействие с деловыми/финансово-экономическими СМИ;
  12. взаимодействие с рейтинговыми агентствами;
  13. взаимодействие с PR, GR, маркетингом, рекламой;
  14. подготовка Положения об информационной политике и других документов;
  15. организация регулярных встреч между инвесторами и руководителями компании;
  16. подготовка и проведение road-show;
  17. подготовка участия топ-менеджеров в конференциях;
  18. подготовка материалов о деятельности компании, сбор и подготовка аналитической и статистической информации;
  19. подготовка презентационных материалов, специальная аналитика по теме, общение с аналитиками, со специализированными СМИ;
  20. контроль за информационными потоками о финансовой и операционной деятельности (в том числе на корпоративном интернет-сайте компании, при подготовке годовых отчетов и выступлении топ-менеджмента);
  21. организация обратной связи с инвесторами;
  22. подготовка мероприятий для инвесторов;
  23. создание и мониторинг базы инвесторов;
  24. организация и проведение выездных бизнес-встреч за пределами региона, презентаций инвестиционного и экономического потенциалов региона;
  25. работа с торгпредствами зарубежных государств;
  26. взаимодействие с информационно-инвестиционными ресурсами федеральных и региональных органов власти в сети Интернет;
  27. работа с внешними (иностранными) инвесторами;
  28. сопровождение особо важных или крупных инвестиционных проектов;
  29. подготовка материалов к заседаниям инвестиционной комиссии при главах администрации, губернаторах областей, краев;
  30. организация проведения экспертиз инвестиционных проектов, подготовка материалов к изданию массовым тиражом;
  31. проведение конференц-звонков, подготовка заявлений и пресс-релизов, справочных материалов о компании;
  32. поддержание деловых контактов с аналитиками инвестиционных банков и других финансовых учреждений;
  33. организация отношений с инвесторами и обеспечение благоприятного имиджа компании;
  34. деятельность по снижению репутационных и других рисков.

Все перечисленные аспекты применения технологии IR не оставляют сомнения в целесообразности её применения в управлении привлечением инвестиций в предприятие. Именно IR, создавая информационно- коммуникативную среду, решает одну из основных задач повышения инвестиционной привлекательности предприятий на рынке инвестиций.

Литература:

  1. Официальный сайт журнала «Рынок ценных бумаг». http://www.rcb.ru;
  2. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации: Учебное пособие. / Под ред. Гапоненко А. Л., Орловой T. M., М.: ИД «Социальные отношения», 2003г;
  3. Материалы доклада на семинаре «Коммуникационный менеджмент: международные PR-технологии». Лондон, 2–9 июля 2000г, PR News, № 1, 2000 (Электронная газета) http://pr-news.su/publicat/n1/1_6.htm;
  4. Зимин В. Профессия IR: становление, тенденции развития и перспективы. РЦБ. 2007. № 22;
  5. Коллер Т. Истинные цели связей с инвесторами. Вестник McKinsey. 2005. № 6;
  6. Варвус С. А. Категория Investor Relations (ir) как инструмент обеспечения инвестиционной привлекательности компании. Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2009. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): Investor Relations, привлечения инвестиций, потенциальных инвесторов, целях привлечения инвестиций, Investor Relations Federation, Investor Relations Institute, Investor Relations Network, Категория Investor Relations, Глобальную сеть ir, Основная задача ir, применения технологии ir, сфере ir, инвестиционной деятельности, инвестиционной привлекательности, инструментов маркетинга, способов привлечения инвестиций, области ir, проблеме привлечения инвестиционных, инвестиционной привлекательности предприятий, аспекты применения.

Ключевые слова

инвестиционная привлекательность, связи с общественностью, маркетинг, привлечение инвестиций, инструменты маркетинга, методы маркетинга, Отношения с инвесторами, связи с инвесторами, Публичные отношения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос