Перспективы реализации государственно-частного партнерства в формировании молочного кластера
Авторы: Богомолова Ирина Петровна, Воронцов Александр Дмитриевич
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 04.04.2016
Статья просмотрена: 89 раз
Библиографическое описание:
Богомолова, И. П. Перспективы реализации государственно-частного партнерства в формировании молочного кластера / И. П. Богомолова, А. Д. Воронцов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10229/ (дата обращения: 17.12.2024).
В последние два года на первый план развития российской экономики вышли вопросы организации процессов импортозамещения, в связи с введенным и действующим до настоящего момента эмбарго. Достаточно актуальным продолжает оставаться вопрос импортозамещения молока, и, в особенности, молокоемкой продукции (сливочное масло, сыры). В определенной степени, решению этого вопроса должны поспособствовать процессы интеграции производителей и переработчиков молочной продукции, торговых сетей и обслуживающей инфраструктуры, осуществляемые при помощи поддержки инвесторов (как частных компаний, так и государства) [2, с. 135].
На наш взгляд, данные процессы логично осуществлять в форме реализации принципов государственно-частного партнерства в целях формирования молочных кластеров, и, в частности, предлагается создание такого кластера на территории Центрально-Черноземного экономического района, в Воронежской области. Ведущим инвестором и головным предприятием кластера должна стать компания Молвест, вокруг которой будут объединены производители молока, другие переработчики, обслуживающие компании.
Рассмотрим, каковы перспективные направления реализации принципов государственно-частного партнерства при формировании молочного кластера Воронежской области.
Во-первых, речь может идти о мероприятиях по совершенствованию структуры молочного кластера Воронежской области. К таким мероприятиям можно отнести:
– разработку и внедрение инноваций, выстраивание связей с научно-исследовательскими институтами, совершенствование производственных технологий;
– совершенствование управленческого менеджмента среди участников молочного кластера, использование поставщиков с качественной и конкурентоспособной продукцией;
– грамотное «продвижение» продукции участников кластера в торговые сети;
– выстраивание эффективных производственных бизнес-процессов;
– использование участниками кластера сертифицированных систем управления качеством (согласно международным стандартам);
– внедрение на предприятиях кластера эффективных аутсорсинговых схем;
– содействие продвижению продукции на внешний рынок; привлечение инвестиций на приемлемых условиях (венчурные фонды, бюджетное финансирование);
– создание качественной кластерной инфраструктуры;
– совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения инновационной деятельности на предприятиях — участниках кластера;
– расширение сферы консалтинга и повышение эффективности функционирования института государственно-частного партнерства.
Во-вторых, в приоритете остается обеспечение благоприятной конъюнктуры не только для формирования, но и дальнейшего развития молочного кластера Воронежской области. В этой связи возникает вопрос совершенствования теоретической и практической подготовки специалистов для предприятий — участников кластера, а также своевременного планирования потребности в обученном персонале. Для достижения поставленных задач может быть рекомендовано тесное сотрудничество образовательных учреждений с производственными предприятиями кластера, когда специалисты-практики участвуют в разработке образовательных программ и практических курсов. К данному направлению могут быть отнесены и мероприятия по организации стажировок и производственной практики для сотрудников предприятий — участников молочного кластера.
В-третьих, речь идет о налоговом регулировании деятельности предприятий — членов кластера. Налоговое регулирование, как правило, подразумевает установление дифференцированных условий налогообложения, стимулирующих развитие бизнеса (налоговых льгот, ставок налогов, сроков уплаты и пр.) Данные меры имеют конечной целью создание для участников кластера благоприятного налогового климата, который бы стимулировал их функционирование и способствовал быстрому наращиванию выработки продукции.
И, наконец, четвертым перспективным направлением реализации принципов государственно-частного партнерства при создании молочного кластера должны стать минимизация и упрощение так называемых «административных барьеров» [1, с. 55].
Учитывая рассмотренные выше приоритетные направления реализации принципов государственно-частного партнерства, определим основные элементы сценария осуществления политики кластерообразования для Воронежской области:
- Формирование промышленной инфраструктуры молочного кластера.
- Совершенствование юридической составляющей на уровне субъекта Российской Федерации (т. е. правового регулирования в вопросах осуществления кластерных инициатив).
- Поддержка и содействие объединению хозяйствующих субъектов в вертикально-интегрированные структуры — кластеры, оказание содействия реализации совместных кластерных проектов.
- Услуги информационного консалтинга.
Рассматривая действующую региональную инфраструктуру, которую необходимо задействовать в целях формирования молочного кластера Воронежской области, необходимо выделить основные, кластерообразующие инфраструктурные элементы:
– кадровый,
– информационно-консалтинговый,
– технологический,
– координационный,
– финансовый.
Чтобы обеспечить кадровую поддержку формирования молочного регионального кластера, необходимо осуществить комплексную подготовку специалистов предприятий — участников кластера.
Для информационно-консалтинговой поддержки требуется доступ всех заинтересованных лиц к информационным ресурсам и консультационным услугам, в том числе, предоставляемым Воронежской Торгово-Промышленной Палатой, Центром стандартизации, метрологии и сертификации и другими объединениями.
Технологическая платформа инфраструктуры кластера рассматривается в целях продвижения инновационных технологий и получения участниками кластера доступа к производственным ресурсам.
Функции координационной инфраструктурной составляющей способен выполнять Центр кластерного развития Воронежской области, учрежденный региональным Департаментом промышленности и транспорта.
Финансовая составляющая кластерной инфраструктуры представлена, главным образом, банковским сектором, способным поддержать соответствующие инвестиционные проекты.
Проанализированную инфраструктуру формирования молочного кластера предполагается рассматривать как элемент экономической инфраструктуры Центрально-Черноземного экономического района, и, в частности, Воронежской области.
Методологический подход к формированию молочного кластера на основе реализации государственно-частного партнерства предполагает следующие шаги по совершенствованию правовой базы кластерных инициатив:
– определить последовательность действий участников молочного кластера при осуществлении рассматриваемого инвестиционного проекта;
– внести соответствующие поправки в законодательство Воронежской области, регулирующее осуществление промышленной деятельности в субъекте (касающиеся правового определения субъектов кластерной политики и механизмов реализации государственно-частного партнерства, в первую очередь, — соответствующих мер государственной поддержки).
Необходимо отметить, что в целях содействия эффективной организации молочного кластера и формирования у потенциальных участников видения и понимания сущности и стратегии развития кластера, на уровне региона может быть оказана дополнительная информационная поддержка.
Формирование инфраструктуры молочного кластера для самоорганизации представителей бизнеса (в особенности, среднего и малого), может происходить за счет совершенствования межбюджетных отношений и выделения соответствующих субсидий из бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).
В целом, реализация успешной кластерной политики в Воронежской области предусматривает:
– одновременное осуществление мероприятий по оказанию государственного финансирования не одного, а ряда приоритетных кластеров в регионе;
– формирование организационного плана мероприятий по осуществлению и поддержке проектов создания кластеров.
Описанные теоретические и методологические основы реализации принципов государственно-частного партнерства при формировании молочного кластера Воронежской области позволили нам выявить ключевые условия его формирования:
– объединение в кластер на добровольной основе,
– работа в составе кластера для получения синергетического эффекта,
– инновационный характер кластера,
– обоюдный контроль управленческих действий всеми участниками кластера,
– поэтапное, эволюционное развитие кластера,
– правовая независимость участников кластера.
Создание молочного агропромышленного кластера на территории Воронежской области, на наш взгляд, должно иметь следующие приоритетные задачи:
– корректировка ценовой политики в отношении молочной продукции на товарном рынке региона,
– наращивание объемов производства и повышение качества производимой продукции,
– осуществление единого маркетингового подхода всеми частниками молочного кластера,
– вовлечение инноваций в технологические процессы производства и переработки молока в регионе.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что рост конкурентных преимуществ производителей молочной продукции Воронежской области за счет их интеграции на кластерной основе невозможен без грамотного сочетания регионального и отраслевого способов управления, приводящих к запуску процессов интеграции.
Литература:
- Воронцов, А. Д. Практические аспекты реализации механизма формирования молочного кластера Воронежской области / А. Д. Воронцов // ФЭС. № 10. 2015 г. С. 54–58.
- Воронцов, А. Д. Методы проведения мониторинга молочной промышленности Российской Федерации, адаптированные к проблеме импортозамещения / А. Д. Воронцов // Экономика и предпринимательство. № 11–1. 2015 г. С. 135–141.