Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фадина, Н. В. Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий / Н. В. Фадина, О. А. Байкова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10097/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Фадина Наталья Валерьевна, старший преподаватель;

Байкова Ольга Анатольевна, старший преподаватель

Самарский институт — Высшая школа приватизации и предпринимательства

Одной из существующих тенденций развития гостиничного бизнеса сегодня является значительное усиление конкуренции, как на мировом, так и на национальном уровне.

В условиях неопределенности внешней среды, обусловленной нестабильностью экономической ситуации, высокого уровня развития достигают предприятия, способные создать и реализовать на соответствующем организационном уровне долговременные стратегии для сохранения конкурентоспособности организаций гостиничного сектора.

Одним из наиболее эффективных способов осуществления гостиничного бизнеса является сетевая организация управления отелями. Создание гостиничных цепей –важнейший фактор повышения конкурентоспособности предприятий туристического сектора.

Гостиничная цепь предполагает объединение нескольких гостиничных предприятий в общий бизнес под единым руководством и одной торговой маркой [5, с. 124].

Индустриализация сферы гостиничных услуг, а также процессы глобализации и интеграции, характерные для мировой гостиничной индустрии в настоящее время, выдвинули на ведущие позиции крупные, отлично организационно, технически и технологически оснащенные гостиничные сети, объединяющие тысячи гостиниц по всему миру [4, с. 270].

Согласно статистическим данным в мире функционирует около 16 млн. гостиничных предприятий, при этом на долю сетей приходится около 20 % [1].

Гостиничные сети сегодня являются основой мирового отельного бизнеса. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен различных сетей отелей. Среди них можно выделить корпорации-гиганты, названия которых известны даже туристу-новичку: Radisson, Best Western, Hyatt, Marriott, Hilton и др. Они встречаются практически в любой части земного шара.

Первые гостиничные сети появились в конце 30-х годов 20-го века в США. С тех пор Америка прочно удерживает лидерство по количеству отелей, принадлежащих той или иной сети [5, с. 128]. Так, 90 % всех гостиниц в США объединены в сети, в Европе эти показатели составляют около 50 % [3].

В России функционируют 23 международных гостиничных оператора, которые осуществляют управление 152 гостиничными предприятиями в 38 городах. К 2020 году их присутствие планируется уже в 54 городах [6]. На увеличение количества международных гостиничных операторов на территории России также окажет прямое влияние проведение мероприятий международного масштаба (так, в 2018 году в России ожидается Чемпионат мира по футболу, который пройдет в 11 городах страны).

Самую большую долю рынка (порядка 66 %) делят между собой четыре крупные международные компании: The Carlson Rezidor Hotel Group, Accor Hotels, InterContinental Hotels Group и Marriott International.

Большинство представленных в России гостиниц зарубежных брендов функционируют в Москве (38 % гостиничной площади иностранных операторов на российском рынке) [2, с. 14]. Данный сегмент в основном представлен отелями высшей категории и класса люкс, при этом наблюдается значительный дефицит гостиничных номеров международного качества в среднем ценовом диапазоне.

Сложившаяся геополитическая и экономическая обстановка негативно повлияла на уровень туристической активности, но Москва по-прежнему является одним из наиболее привлекательных рынков в стране для развития гостиничного бизнеса, хотя при этом региональные рынки также развиваются достаточно быстрым темпами. Среди региональных центров с населением более 1 миллиона человек наиболее развитую инфраструктуру по количеству гостиничных комплексов имеют Екатеринбург, Самара и Казань.

Ранее гостиничные операторы в основном наращивали свое присутствие в городах-миллионниках, но теперь новым приоритетом стало активное расширение сетей в региональных центрах с населением более 300 тыс. человек. Ярким примером является город-курорт Геленджик, где уже присутствует гостиничная сеть Kempinski и должен открыться еще один международный отель — Radisson Blu Primorye. Несмотря на то, что в Геленджике проживает лишь 65000 человек, летом сюда приезжает много туристов, и здесь реализуется тот же подход, что и в Сочи, т. е. советские гостиницы постепенно заменяются на качественные отели международного уровня [2, с. 16].

К 2020 году планируется открытие гостиничных предприятий в 16 городах, где ранее не было гостиниц под международным брендом: Архангельск, Владивосток, Владимир, Зеленоградск, Кемерово, Набережные Челны, Новороссийск, Переславль-Залесский, Саранск, Саратов, Ставрополь, Сургут, Тверь, Тольятти, Ульяновск, Хабаровск.

Если все заявленные операторами гостиницы будут открыты, к 2020 году их количество в России составит 270 объектов, расположенных в 54 городах [6].

К основным преимуществам международных гостиничных цепей в отличие от несетевых самостоятельных гостиниц можно отнести: узнаваемость, статус объекта, безопасность, использование глобальной системы бронирования, единая маркетинговая политика, разнообразные программы лояльности, высокий уровень сервиса, устойчивость в кризисное время и др.

Национальные гостиничные цепи находятся на стадии развития. На рынках большинства стран мира национальные гостиничные бренды составляют значительно меньшую долю, чем гостиницы, находящиеся под международным управлением. Аналогичная тенденция наблюдается и на российском рынке: на конец 2015 года гостиниц под международными брендами (152 гостиницы) насчитывалось почти в 2,5 раза больше, чем под российскими (73 гостиницы). На октябрь 2014 года, в России присутствовали 137 гостиниц под международным управлением, под российским — 72 гостиницы. Таким образом, в течение года разница увеличилась на 14 гостиниц в пользу международных сетей [6].

Тем не менее, российские операторы продолжают свое развитие и открывают новые гостиницы, как на региональном рынке, так и за рубежом. К наиболее крупным и известным российским гостиничным сетям можно отнести: Azimut Hotels, Amaks Hotels & Resorts, Heliopark Hotels & Resorts, Intourist Hotel Group, Cronwell Hotels & Resorts и др.

В настоящее время индустрия гостеприимства характеризуется высокой степенью централизации и интеграции управления. Практически все гостиничные цепи мира, независимо от их рейтинга, испытывая на себе постоянное давление жесткой конкурентной борьбы, ищут любые возможности для увеличения своего потенциала.

Увеличение значимости гостиничных цепей в процессе управления мировым гостиничным хозяйством характеризуется существенным противоречием: с одной стороны, укрупняются ведущие гостиничные цепи, функционирующие во многих странах, с другой — все большее число стран делают ставку на создание национальных гостиничных цепей, которые могут достаточно успешно конкурировать с интернациональными монополиями.

Россия в глобализации гостиничного бизнеса пока делает первые шаги. Но выработка собственных, фирменных стандартов и набора услуг гарантированного качества, осуществление капитальных вложений в реконструкцию и создание новых гостиничных предприятий становится все более широкой практикой.

В качестве стратегического метода управления гостиничным бизнесом, а также для дальнейшего упрочения своего положения и достижения оптимального уровня конкурентоспособности представляется целесообразным объединить группу гостиниц, находящихся в различных регионах России и входящих в структуру центральных городских автовокзалов, в национальную гостиничную цепь туристских гостиниц.

Данная национальная гостиничная цепь будет осуществлять коллективную деятельность по обслуживанию туристских групп, приезжающих в различные города страны с экскурсионно-познавательными целями. Основной целью создания такой цепи будет являться содействие продвижению на рынке качественного и недорогого гостиничного продукта и услуг эконом-класса.

Основные задачи национальной гостиничной цепи:

  1. Обеспечение стабильной загрузки гостиниц, за счёт увеличения туристского спроса и снижения цен на услуги, что и сделает их более доступными для отдыхающих.
  2. Повышение уровня качества гостиничных услуг посредством совершенствования ряда критериев (оформление интерьера, качество оборудования, квалификация персонала, обеспечение безопасности туристов и их имущества) посредством разработки собственных нормативов и стандартов оснащения всех помещений гостиниц, а также технологии и стандарты обслуживания.
  3. Развитие основных и дополнительных услуг (создание и внедрение различных программ размещения и питания, проведения отдыха, досуга, корпоративных, анимационных мероприятий).
  4. Содействие развитию социального и внутреннего туризма в Самарской области и в других российских регионах; участие совместно с туристскими фирмами в создании новых туристских маршрутов и программ обслуживания.
  5. Содействие развитию событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, используя какое-либо событие в жизни Самарской губернии (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т. д.); активное участие в формировании, продвижении и реализации программы событийного туризма.
  6. Проведение активной маркетинговой деятельности. Стараясь повысить уровень загрузки гостиницы, найти новых клиентов и сохранить имеющихся заставляет гостиничную цепь проводить углубленный анализ рынка, потребителей, конкурентов, туристских предприятий и т. д., осуществлять единую рекламную и сбытовую политику.
  7. Внедрение новейших технологий и технических средств, повышающих уровень обслуживания, комфорта и безопасности клиентов. Это создание, прежде всего, собственной системы бронирования и резервирования номеров, ориентированной на первоочередную загрузку входящих в цепь гостиниц.
  8. Повышение профессионального уровня персонала гостиничных предприятий, что существенно влияет на качество обслуживания туристов.

Подавляющее большинство гостиничных цепей считают подготовку кадров в государственных или коммерческих учебных заведениях недостаточной и создают свои собственные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Создание, функционирование и развитие национальных гостиничных цепей — это мощный импульс, который позволит добиться высокого уровня конкурентоспособности и повышения эффективности управления гостиничными предприятиями России в долгосрочной перспективе.

Литература:

  1. Всемирная туристическая организация [электронный ресурс]: Международные гостиничные цепи. — Официальный сайт Всемирной туристической организации. — Режим доступа: http://www2.unwto.org/en. (дата обращения 21.03.2016).
  2. Обзор международных гостиничных операторов в России и СНГ [электронный ресурс]. — Официальный сайт КПМГ. — Режим доступа: https://www.kpmg.com. (дата обращения 21.03.2016).
  3. Жоглева М. Успех в гостиничном бизнесе обеспечен сетевым компаниям / М. Жоглева [Электронный ресурс] // ProHotel: портал про гостиничный бизнес. — Режим доступа: http://prohotel.ru/article-19479/0/. (дата обращения 21.03.2016).
  4. Завертяев М. Ю. Специфика деятельности мировых гостиничных цепей в условиях российского рынка гостиничных услуг / М. Ю. Завертяев // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — с. 270–275.
  5. Зайцева Н. А. Менеджмент в сфере услуг. Туризм и гостиничное дело / Н. А. Зайцева. — М.: Дрофа, 2013.
  6. Костарев Г. Международные гостиничные операторы расширяют присутствие в России [электронный ресурс]. — Официальный сайт газеты «Ведомости». — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2015/11/05/mezhdunarodnie-gostinichnie-operatori-rasshiryayut-prisutstvie-v-rossii. (дата обращения 21.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): россия, гостиница, гостиничный бизнес, национальная гостиничная цепь, предприятие, цепь, гостиничная цепь, международное управление, российский рынок, событийный туризм.

Похожие статьи

Развитие крупных компаний как основной фактор повышения конкурентоспособности отечественных фирм

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Клиенториентированная модель как основа функционирования предприятий бытовых услуг

Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Похожие статьи

Развитие крупных компаний как основной фактор повышения конкурентоспособности отечественных фирм

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Клиенториентированная модель как основа функционирования предприятий бытовых услуг

Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур