Нормативно-правовое обеспечение учета затрат на производство продукции животноводства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучерявенко, С. А. Нормативно-правовое обеспечение учета затрат на производство продукции животноводства / С. А. Кучерявенко, Е. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8673/ (дата обращения: 10.12.2024).

Ключевые слова: животноводство,нормативно-правовая база, учет затрат на производство.

 

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России представлена нормативно-правовыми актами четырех уровней. Представим эту систему в общем виде на рисунке 1.

Рис. 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

 

На основе данного принципа обоснована и представлена система законодательного и нормативного регулирования учета затрат в животноводческих организациях РФ (Рис. 2).

Ведение бухгалтерского учета в настоящее время регламентируется вступившим в силу 1 января 2013 года федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1], который является нормативным документом первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Рис. 2. Система законодательного и нормативного регулирования учета затрат в животноводстве

 

Принципы учета расходов для целей налогообложения в российских организациях определены статьей 25 НК РФ. В п.1 ст.346.16 НК РФ ч. II приведен перечень затрат, которые могут использоваться для целей налогообложения. В то же время, п.2 данной статьи устанавливает, что расходы, указанные в пункте 1 этой статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ ч. II [2].

На основании НК РФ можно выделить следующие условия, при выполнении которых расходы принимаются для целей налогообложения:

1.         Уменьшение дохода на сумму обоснованных и документально подтвержденных расходов;

2.         Уменьшение дохода на сумму любых расходов в пределах установленного перечня, которые произведены для реализации деятельности, направленной на получение дохода.

В состав документов второго уровня включены законодательные и подзаконные акты: методические рекомендации, положения по ведению бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности при их отражении в бухгалтерском учете, должны быть отражены и сгруппированы по следующим элементам:

-        материальные затраты;

-        затраты на оплату труда;

-        отчисления на социальные нужды;

-        амортизация;

-        прочие затраты [3].

Признание расходов в бухгалтерском учете происходит независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы. Не влияет и форма осуществления расхода (денежная, натуральная и иная). Кроме того, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Это требование содержится в ПБУ 10/99.

В 2003 году Министерством сельского хозяйства РФ были утверждены «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях» [4]. В соответствии с данным постановлением для организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) необходимо выполнить следующее:

-          экономически обосновать классификацию затрат и их группировки;

-          определить круг затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и четко разграничить их между производственной и полной себестоимостью;

-          разработать и обосновать методы стоимостной оценки каждого элемента затрат, распределить их между готовой продукцией и незавершенным производством,

-          выбрать базу распределения косвенных расходов;

-          определить объем калькулируемой продукции (работ, услуг), калькуляционные единицы, установить периодичность (сроки) калькулирования;

-          распределить затраты между сопряженными видами продукции и обосновать оценки побочной продукции;

-          построить калькуляционные листы и исчислить себестоимость продукции (работ, услуг).

Учет материальных затрат на производство продукции регламентируется положением по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально–производственных запасов», в соответствии с которым организация может выбрать один из нескольких вариантов списания материальных затрат [5]. Чаще всего организации списывают материальные затраты по средней себестоимости. Учет некоторых других видов материальных запасов (специальных инструментов и приспособлений, одежды и др.) ведется с учетом методических указаний, введенных Приказом Минфина России от 26 декабря 2000 г. № 135н [6].

К дополнению к этому в 2004 году были утверждены методические рекомендации по учету затрат в животноводстве, акцентирующие свое внимание на учете животных на выращивании и откорме [7].

В соответствии с ПБУ 10/99 амортизация основных средств и нематериальных активов признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, которая исчисляется исходя из первоначальной стоимости активов; срока полезного использования и способов начисления амортизации, принятых в организации. От выбора способа начисления амортизации во многом зависит уровень ежемесячных амортизационных отчислений, что, в свою очередь, сказывается на уровне себестоимости продукции. Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) определено, что амортизация для разных групп однородных объектов основных средств может начисляться одним из четырех способов: линейный; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) [8].

Значительный удельный вес в себестоимости продукции занимают расходы, связанные с затратами труда и их оплатой. При расчете и начислении заработной платы, отчислений во внебюджетные фонды бухгалтер должен опираться на требования Трудового кодекса РФ [9], федеральный закон N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [10].

Каждая организация должна обязательно разработать собственную учетную политику на очередной отчетный год. В ней отражается рабочий план счетов, правила и порядок учета заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценки, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, ее оценки и реализации и др. Эта обязанность организаций законодательно регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) [11].

Рабочий план счетов организации, содержащий аналитические и синтетические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности, разрабатывается каждой организацией самостоятельно в соответствии с приказом Минфина России от 31.10. 2000 г. № 94н [12].

Информация о себестоимости выпускаемой продукции должна находить отражение в бухгалтерской финансовой отчетности организации, что регламентирует Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) [13]. Так, в отчете о финансовых результатах показывается себестоимость проданной продукции, величина коммерческих и управленческих расходов. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержат данные о затратах на производство продукции по элементам затрат за отчетный и предшествующий год. Эта информация имеет очень важное значение при анализе затрат и себестоимости продукции.

Таким образом, в России состав себестоимости продукции регламентируется государством. Методические рекомендации выполняют очень важную задачу по обеспечению однородности состава и классификации затрат, их методов учета, исчисления себестоимости производимой продукции во всех организациях агропромышленного комплекса. Учёт затрат на производство регулируется положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), в соответствии с которым перечень статей затрат определяется организацией самостоятельно. Поэтому на практике российские предприятия продолжают опираться на Основное положение по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции и соответствующими отраслевыми инструкциями министерств и ведомств, которые давно не переиздавались и морально устарели. Таким образом, в учете отечественных производителей до сих пор доминируют традиционные методы распределения затрат, применение которых не в полной мере способствуют их оптимизации и в целом повышению эффективности деятельности животноводческих организаций.

 

Литература:

 

1.         «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон от 01.01.2013 № 402-ФЗ;

2.         Налоговый кодекс Российской федерации: Федеральный закон от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. 20.04.2014 г.);

3.         «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99)»: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.04.2012)

4.         «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях»: Приказ Минсельхоза РФ от 06.06.2003 N 792

5.         «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально–производственных запасов (ПБУ 5/01)»: приказ Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 156н (с изменениями и дополнениями)

6.         «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды»: Приказ Минфина России от 26 декабря 2000 г. № 135н.

7.         «Об утверждении методических рекомендаций по учету затрат в животноводстве»: Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 2 февраля 2004 г. N 73

8.         «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»: Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н (с изменениями и дополнениями)

9.         Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 02.04.2014)

10.     «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»: федер. закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

11.     «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)»: утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (с изменениями и дополнениями)

12.     «План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению»: приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

13.     «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций (ПБУ 4/99)»: утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года № 43н (с изменениями и дополнениями).



[1] Статья подготовлена в рамках государственного задания НИУ «БелГУ», код проекта № 315.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, РФ, калькулирование себестоимости продукции, себестоимость продукции, затрата, нормативное регулирование, расход, Россия, учет затрат, Российская Федерация.

Ключевые слова

нормативно-правовая база, животноводство, учет затрат на производство., учет затрат на производство

Похожие статьи

Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования

Особенности сельского хозяйства и бухгалтерского учета деятельности сельскохозяйственных организаций

Ориентация учебно-методического комплекса социально-гуманитарных дисциплин на формирование исследовательской культуры старшеклассников

Нормативно-подушевое финансирование высшей школы и качество образования

Влияние актов международного права на принятие норм трудового законодательства в отношении лиц с семейными обязанностями

Нормативно-правовое регулирование организации бюджетного процесса органов местного самоуправления

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ) в Российской Федерации. Акцентируется внимание на правовых основах, регулирующих планирование и исполнение местных бюджето...

Основы управления производительностью труда в организациях

В статье рассмотрены основные понятия процесса управления производительно-стью труда, элементы управления производительностью труда, планирование меро-приятий в области управления производительностью труда в организациях.

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование региональных налогов и порядок установления их элементов, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации.

Обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения

В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрены рациональное использование земель как фактор правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения, негативные ф...

Хозяйственно-правовые механизмы обеспечения конкурентоспособности продукции предприятий ОПК на международных рынках

Статья посвящена рассмотрению правовых механизмов, применение которых влияет на конкурентоспособность вооружений и военной техники на внешних рынках. Выявлены положительные и отрицательные моменты практического применения этих механизмов, а также вли...

Похожие статьи

Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования

Особенности сельского хозяйства и бухгалтерского учета деятельности сельскохозяйственных организаций

Ориентация учебно-методического комплекса социально-гуманитарных дисциплин на формирование исследовательской культуры старшеклассников

Нормативно-подушевое финансирование высшей школы и качество образования

Влияние актов международного права на принятие норм трудового законодательства в отношении лиц с семейными обязанностями

Нормативно-правовое регулирование организации бюджетного процесса органов местного самоуправления

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ) в Российской Федерации. Акцентируется внимание на правовых основах, регулирующих планирование и исполнение местных бюджето...

Основы управления производительностью труда в организациях

В статье рассмотрены основные понятия процесса управления производительно-стью труда, элементы управления производительностью труда, планирование меро-приятий в области управления производительностью труда в организациях.

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование региональных налогов и порядок установления их элементов, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации.

Обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения

В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрены рациональное использование земель как фактор правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения, негативные ф...

Хозяйственно-правовые механизмы обеспечения конкурентоспособности продукции предприятий ОПК на международных рынках

Статья посвящена рассмотрению правовых механизмов, применение которых влияет на конкурентоспособность вооружений и военной техники на внешних рынках. Выявлены положительные и отрицательные моменты практического применения этих механизмов, а также вли...