Участие коммерческих банков в финансировании инвестиционных проектов ОАО «РЖД» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Плячкайтене, И. М. Участие коммерческих банков в финансировании инвестиционных проектов ОАО «РЖД» / И. М. Плячкайтене. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/2134/ (дата обращения: 17.12.2024).

Современная экономическая ситуация обусловила определенное замедление развития рынка розничных банковских услуг, поэтому для большинства универсальных банков основным источником доходов остается обслуживание крупных юридических лиц, так как именно они являются наиболее прибыльной категорией клиентов для любого банка. Данные клиенты обладают большим капиталом, потребностью в его обслуживании, разнообразных специфических финансовых продуктах и испытывают необходимость в концентрации финансовых ресурсов. Одним из таких клиентов является ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»).

Переоценить экономическое и социальное значение ОАО «РЖД» для России невозможно. Разветвленной сетью железных дорог не охвачены только семь регионов России, вся остальная территория страны – поле деятельности ОАО «РЖД». Общенациональный масштаб деятельности ОАО «РЖД» подразумевает значительные и постоянные инвестиции на развитие и поддержание бизнеса.

Так, компания «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») собирается начать мегакапитальное строительство двух железнодорожных пассажирских магистралей с высокоскоростным движением (Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург). Цена вопроса – около 2,4 трлн. рублей на семь лет. На повестке дня также расширение грузовых направлений к морским портам страны. На это уже ежегодно тратится по полтриллиона рублей и больше. Есть и другие важные векторы финансирования. Для ОАО «РЖД» с выручкой 1,3 трлн. Рублей и чистой прибылью 0,2 трлн. рублей всё это может стать непосильной задачей. В связи с этим третьего ноября 2011 года ОАО «РЖД» представили в президиум правительства Российской Федерации новую инвестиционную программу и финансовый план на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. (таблица 1) И она была поддержана членами президиума. Суть её в следующем: проекты инфраструктуры, которые окупаются свыше 20 лет, должны финансироваться государством, а для реализации проектов, которые окупаются на горизонте 20 лет, ОАО «РЖД» сейчас готовы занимать средства на рынке. Как сообщил по итогам заседания президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, общий объем инвестиционной программы компании за три года планируется на уровне 1,1 трлн рублей, в том числе в 2012 году – 411,6 млрд рублей. [1]

Таблица 1

Трехлетняя инвестиционная программа 2012-20144гг. (составлена автоом настоящей статьи на основе источника: Мобильность – это дорого, Андрей Виньков, Татьяна Гурова, Эксперт, № 50,2011

Раздел инвестиционной программы

Краткое содержание инвестиционной программы

Первый

Задачи, связанные с государственными проектами, такими как олимпийское строительство в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке, пригородные перевозки в рамках, например, Универсиады в Казани. Все они полностью финансируются государством в виде взноса в уставный капитал ОАО «РЖД»

Второй

Вопросы безопасности. Здесь основной упор делается на развтие инфраструктуры – путь, энергетика, сигнализации и связи. Как правило, эти инвестиции не связаны с новым строительством, а относятся к воспроизводству выбывающих основных фондов.

Третий

Снятие инфраструктурных ограничений. В 2012 году ОАО «РЖД» планирует направить на эти инвестиции 170 миллиардов рублей. Сюда относится строительство новой инфраструктуры, включая расшивку узких мест.


Для выполнения планов ОАО «РЖД» необходимо обеспечить достаточный объем финансирования, в том числе и на основе привлечения банковских ресурсов. Среди коммерческих банков, которые сотрудничают с ОАО «РЖД» в последние годы можно отметить ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Уралсиб», «Банк Москвы», ОАО «КИТ Финанс Инвестиционный банк», Европейский банк реконструкции и развития и другие.

Участие банков в финансировании инвестиционной программы ОАО «РЖД» предполагает активную поддержку проектов обновления и строительства путевой инфраструктуры, замены устройств электроснабжения и электрификации железнодорожных линий, а также содействие в реализации других инфраструктурных проектов ОАО «РЖД».

В 2008 году ОАО «Российские железные дороги» и лидеры российского банковского сообщества совместно разработали предложения для поддержания устойчивого финансирования реального сектора экономики, а также развития инфраструктурных проектов, являющихся залогом стабильного промышленного роста предприятий РФ.

В церемонии подписания выше указанных предложений приняли участие ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Банк Москвы», ЗАО «Международный промышленный банк», ОАО «Банк Уралсиб», ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк».

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в ходе мероприятия еще раз подчеркнул важность выполнения инвестпрограммы компании для экономики всей страны и выразил благодарность банкам-участникам.

Как сказал на церемонии подписания соглашения президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, «сегодняшнее событие знаковое с точки зрения тех методов, которые правительство РФ реализует для преодоления последствий финансового кризиса». Якунин отметил, что «главным следствием кризиса стало отсутствие доверия банков к клиентам. В связи с этим компания открыто показывает свои инвестиционные проекты и банки могут видеть куда пойдут их деньги и как они будут возвращаться», сказал глава ОАО «РЖД».

Партнером ОАО «РЖД» в последние годы также выступает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Так, 15 июля 2009 года Совет директоров ЕБРР одобрил предоставления ОАО «РЖД» десятилетнего необеспеченного кредита на $500 млн. Эти средства будут направлены на реформирование железнодорожной отрасли, сообщил банк. [2]

«Кредит предоставлен для реализации масштабных целей структурной реформы, которые поставили перед собой ОАО «РЖД» и правительство, включая реструктуризацию грузовых операций и усовершенствование законодательной базы», отметил, директор бизнес-группы ЕБРР по инфраструктуре Т.Майер.

10-летний необеспеченный кредит стал крупнейшим в истории ЕБРР с момента основания банка в 1991 году.

При чем, общий долг ОАО «РЖД» Европейскому банку реконструкции и развития на начало 2009 года уже составлял 297.6 млрд руб, из них валютные займы - $2.7 млрд и 200 млн евро. [3]

Новый кредит до $1,2 млрд увеличил объем инвестиций ЕБРР, предоставленных по девяти российским проектам в железнодорожном секторе с момента утверждения правительством Российской Федерации (в 2001 году) программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Партнерские отношения ОАО «Российские железные дороги» и Европейского банка реконструкции и развития в сфере энергоэффективности продолжилось и в 2010 году. Так, 20 октября 2010г. были подписаны новые документы, подтверждающие сотрудничество в сфере энергоэффективности. Цели данных соглашений – увеличить объемы финансирования инвестиционных программ, направленных на энергоэффективность российской компании.

Согласно подписанному меморандуму ЕБРР предоставил прямые инвестиции в разработку и внедрение энергосберегающих технологий на российских железных дорогах. В том числе банк способствует финансированию проектов ОАО «РЖД» на основе государственно-частного партнерства.

Давним партнером ОАО «РЖД» является ОАО «Банк ВТБ». Их сотрудничество распространяется почти на все области финансового взаимодействия и всю территорию России. Среди сфер, в которых ОАО «Банк ВТБ» оказывает постоянную поддержку «Российским железным дорогам» можно назвать долгосрочные инвестиционные и инфраструктурные проекты, программы обновления основных фондов, лизинг.

Следующим партнером банка выступает ОАО «Банк Москвы». Так, в 2008 году ОАО «РЖД» и ОАО «Банк Москвы» подписали Соглашение о сотрудничестве. Настоящее Соглашение было заключено с целью установления и развития долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества Сторон в областях, представляющих взаимный интерес, и реализации следующих основных направлений деятельности посредством заключения отдельных договоров и соглашений по следующим направлениям:

  • осуществление совместных инвестиционных проектов;

  • организация финансирования проектов ОАО «РЖД» за счет средств международных финансовых организаций;

  • предоставление гарантий за ОАО «РЖД»;

  • организация финансирования ОАО «РЖД»;

  • оказание Банком услуг финансового консалтинга по вопросам, связанным с реализацией совместных проектов;

  • сотрудничество в области программ потребительского кредитования, предлагаемых Банком для сотрудников ОАО «РЖД»;

  • разработка и внедрение высокотехнологичных банковских услуг для организации расчетно-кассового обслуживания и организации зарплатных проектов для структурных подразделений ОАО «РЖД».

Партнерские отношения между Сторонами продолжились в 2011 году, когда ОАО «Банк Москвы» предоставил ОАО «РЖД» кредиты на общую сумму до 25 млрд. рублей. [4]

В 2010 году в реализации инфраструктурных проектов ОАО «РЖД» принял «Внешэкономбанк». Партнеры подписали меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по реализации инфраструктурных проектов в области модернизации железнодорожных вокзалов.

Согласно документу, стороны намерены развивать всестороннее сотрудничество и рассматривают возможность совместного участия в реализации проектов модернизации железнодорожных вокзалов транспортно-пересадочных узлов с развитой общественно-деловой функцией на территории Российской Федерации.

В качестве первоочередных планируется рассмотреть проекты реконструкции вокзальных комплексов в городах Сочи, Хоста, Лазаревское, Лоо, Туапсе, Владимир, Мурманск и Екатеринбург.

Подводя итог, можно сказать, что ОАО «РЖД» для реализации своих инвестиционных проектов необходимо привлекать финансовые ресурсы и многие коммерческие банки сотрудничают с транспортным монополистом в этом направлении.


Литература:

  1. Мобильность – это дорого, Андрей Виньков, Татьяна Гурова, Эксперт, № 50,2011);

  2. www.ebrd.com
  3. www.rzd.ru
  4. www.rzd-partner.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ОАО, РЖД, Банк Москвы, Банк ВТБ, Владимир, Европейский банк реконструкции, банк, инвестиционная программа, президент ОАО, Российская Федерация.