Управление повышением конкурентоспособности предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, апрель 2012)

Статья просмотрена: 5997 раз

Библиографическое описание:

Заярная, И. А. Управление повышением конкурентоспособности предприятия / И. А. Заярная. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/1715/ (дата обращения: 16.12.2024).

Проблема конкуренто­способности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В усло­виях нарастающего воздействия на национальные экономики научно-технической революции, интеграционных процессов, распространения конкуренции на новые области общественно полезной деятельности и приобретения ею все более острого характера, конкурентоспособность ста­ла всемирным явлением [1, с. 15]

В экономической литературе встречаются разные определения понятия «конкурентоспособность».

В простейшем случае конкурентоспособность товаропроизводителя отождествляется с конкурентоспособностью производимой им продукции. В частности, в статье А. Воронова говорится, что «конкурентоспособность предприятия - это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары» [2, с. 16]. Аналогичный подход можно наблюдать в работе Фатхутдинова Р.А., где утверждается, что конкурентоспособность как состояние, характеризую­щееся степенью реального или потенциального удовлетворения предприятием (фирмой) конкретной потребности, по сравнению с аналогичными возможностями других фирм, представленных на данном рынке, позволяет оценивать и сопоставлять реальные и потенциальные возможности фирм в производстве и реализации товаров, конкурирующих на рынке [3, с. 110].

В словаре по маркетингу конкурентоспособ­ность организации также практически сводится к конкурентоспособности выпускаемых ею товаров, оп­ределяя данную категорию как «способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей».[4, с. 89]

По определению Европейского форума по проблемам управления (Женева): «Конкурентоспособность - это реальная и потенци­альная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого воз­можности проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым ха­рактеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов» [5, с. 17].

Сформулированный в процитированных выше работах подход представляется достаточно спорным. Очевидно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее продукция не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не является единственным фактором, опре­деляющим конкурентоспособность товаропроизводителя. Рыночные отношения не позволяют хозяйствующим субъектам длительное время занимать устойчивое поло­жение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара. Необходимым усло­вием успешной конкурентной борьбы является высокий уровень эффек­тивности производственно-экономической деятельности.

В некоторых работах конкурентоспособность организации отождествляется с эффективностью его хозяйственной деятельности. В частности, такое определение конкурентоспособности приведено в статье П.С. Завьялова, где данное понятие трактуется как «возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка» [6, с. 50].

С данным утверждением нельзя не согласиться. В то же время, надо отметить, что «возможность» эффективной хозяйственной деятельности представляется автору диссертационного исследования не совсем верным определением, поскольку отражает лишь потенциальную эффективность хозяйственной деятельности, тогда как понятие конкурентоспособности, на наш взгляд, должно нести в себе способность организации в данный период времени получать прибыль от своей хозяйственной деятельности в условиях конкурентного рынка. Данное определение, по мнению автора, не останавливает внимание на конкурентоспособности организации только по одному показателю, например, как конкурентоспособность товара, а предусматривает конкурентоспособность по комплексу параметров (экономический, кадровый, материально-технический, товарный и т. д.), не говорит о потенциальных возможностях организации, а являет собой теоретическое описание фактического положения предприятия на конкурентном рынке, поскольку определение конкурентоспособности относительно потенциальных возможностей на конкурентном рынке представляется слишком теоретизированным и далёким от реальной практики.

Более полным представляется определение конкурентоспособности, которое даётся в словаре «Рыночная экономика»: конкурентоспособность организации - это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удов­летворения своими товарами или услугами конкретной общественной по­требности, так и по эффективности производственной деятельности.[7, с. 142]. Достоинством этой группы определений, по мнению диссертанта, явля­ется то, что они не ограничиваются конкурентоспособностью товаров и услуг как единственным фактором конкурентоспособности организации, а рассматривают также эффективность хозяйственной деятельности как не­обходимый и существенный элемент в определении конкурентных воз­можностей организации. Однако, здесь опять же, как уже говорилось выше, не учитывается такой фактор как непостоянство конкурентоспособности относительного разного периода времени.

Поэтому считаем, что наиболее удачная попытка дать определение конкурентоспособности организации была предпринята Г.А. Фасхиевым и И.М. Гараевым. Авторы определили конкурентоспособность организации как «превосходство организации своими това­рами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации» [8, с. 53].

В экономической науке есть ещё один подход к понятию «конкурентоспособность организации». Сторонники данного подхода отказались от поиска определения данной экономической категории в пользу поиска комплекса факторов или показателей, её определяющих.

Так, в работе Р.А. Фатхутдинова предлагается оценивать конкурентоспособность организации по четырем основным группам факторов [3, с. 212]:

  • преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура ре­гиона, микросреда);

  • преимущества во внутренней среде (технология, организация про­цессов, ресурсы);

  • преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств (товары, новшества, услуги);

  • преимущества рынков (по их объему, количеству конкурен­тов, оперативности и надежности финансовых операций, безопасности торговли).

Можно вполне согласиться с авторами, которые считают, что наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность дея­тельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ре­сурсов фирмы. Конкурентоспособность, по мнению авторов данной кон­цепции, определяется четырьмя группами показателей [9, с.1]:

  • показатели, характеризующие эффектив­ность управления производственным процессом: экономичность производства, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство производственных технологий, организация труда на производстве;

  • показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость от внешних источников финансирования, способность расплачиваться по собственным долгам и т. п.;

  • показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования;

  • показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

Как показывает опыт научных исследований таких известных ученых и практиков, как , И. Ансофф, А. Леш, Б. Олин, М. Портер, Э. Хекшер, Г. Хотеллинг, Э Чемберлин. Ф. Эджоурт, М. Эрлих проектирование и функционирование эффективной системы обеспечения конкурентоспособности объекта требует оптимального сочетания различного рода предпосылок: экономических, технологических и правовых. Недооценка этого обстоятельства сдерживает процесс повышения конкурентоспособности и отрицательно сказывается на эффективности управления конкурентоспособностью.[10, с.41]

Конкурентоспособность предприятия — это многоплановая экономическая категория, являющаяся главным критерием оценки эффективности производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, а также результирующим показателем эффективности системы управления данным хозяйствующим субъектом. Конкурентоспособность предприятия подвержена влиянию совокупности факторов.

Фактор конкурентоспособности — непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, так называемый факторный анализ — важный момент в управлении конкурентоспособсностью. Уже отмечалось, что конкурентоспособность фирмы не является ее имманентным качеством, поскольку фирма функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках той или иной национальной экономики. Соответственно, факторы, определяющие конкурентоспособность разных ровней экономики, тоже разные. [11, с.125] Это обстоятельство также необходимо брать во внимание при разработке программы управления конкурентоспособностью предприятия.

Поддержание необходимого уровня конкурен­тоспособности не только требует постоянных усилий, но и продуманных целенаправленных действий стратегического характера. Относительный характер конкурентоспособности проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках объект оказывается совершенно неконкурентоспособным на других [12, с. 53].

В процессе управления повышением конкурентоспособностью предприятия многие руководители находят решение в использовании различного рода инноваций.

По характеру практической деятельности, в которой используется инновация, в качестве основных типов вычленяются производственные и управленческие инновации.

По основным технологическим параметрам инноваций выделяются такие их типы, как продуктовые и процессные инновации.

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах и технологиях производственного процесса. Процессные инно­вации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах.

Продуктовые инновации больше ориентированы на потребителя, в то время как процессные инновации диктуются в основном соображения­ми эффективности производства. То есть появление инновационных продуктов в основном связано с потребностями рынка и направляется запросами потребителей, в то время как процессные инновации стимулируются, главным обра­зом, стремлением производителей повысить эффективность их производства.

В процессе управления повышением конкурентоспособности предприятия возникает неразрывная связь между адаптивностью и инновационностью. Если адаптивность характеризует реакцию организации на изменения внешней среды, то инновационность - основу такой реакции, восприятие решений в своей деятельности, направленное изменение деятельности на основе освоения новых элементов.

Адаптивность соответствует необходимости существования в среде с установленными свойствами.[13, с. 3] Инновационность реализует понятие кон­струкции организации, источника адаптивности, т. е. соответствует поня­тию достаточности [14, с. 132].

Итак, свойства адаптивности и инновационности определяют необходимые и достаточные условия формирования свойства конкурентоспо­собности организации. В свою очередь, создание этих свойств опирается на некоторую интегрированную совокупность ресурсов, процессов и инструментов, находящихся в распоряжении предприятия и определяющих возможности, границы и эффективность его деятельности в условиях динамичной рыночной конъюнктуры, а также в формировании эффективной системы управления повышением конкурентоспособности предприятия.



Литература:

1. Гусева М.Н. Конкурентоспособность строительных организаций Учебное пособие. М.: ГУУ, 2010. − 289 с.

2. Воронов А. Конкуренция в ХХI веке // Маркетинг. – 2001. - № 5. с. 16-24

3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.

4. Маркетинг. Словарь. /Азоев Г.Л., Завьяллов П.С., Лозовский Л.Ш. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000 – 422 с.

  1. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М.Г.Долинская, И.А. Соловьёв. – М.: Изд-во стандартов, 2008. - 17 с.

  2. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. – 2005. - № 12. с. 50-58

7. Рыночная экономика. Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 1993. – 452 с.

  1. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - № 4. С. 53-68

  2. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. www.marketing.spb.ru

  3. Мазилкина Е.И. Основы управления конкурентоспособностью/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина– М. «Прогресс», 2008 – 187 с.

  4. Степанов Л.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. — Воронеж: Научная книга, 2010. — 203 с.

  5. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения/ И.Б. Романова; Средневолж. науч. центр. - Ульяновск: Средневолж. науч. центр, 2005. – 137 с.

  6. Баринов В.А. Развитие организации в конкурентной среде/ В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - № 16. С. 3-13.

  7. Иванов А.А. Роль инновационных технологий в повышении конкурентоспособности предприятий www.marketing.spb.ru

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность организации, конкурентоспособность, конкурентный рынок, конкурентоспособность предприятия, хозяйственная деятельность, инновация, период времени, товар, внешняя среда, эффективная хозяйственная деятельность.