Направления совершенствования финансового рынка России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кривкина, М. А. Направления совершенствования финансового рынка России / М. А. Кривкина. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1702/ (дата обращения: 16.12.2024).

На сегодняшний день одной из приорететных задач в области финансов РФ является создание в Москве мирового финансового центра. Еще в 2008 году Правительством была утверждена Стратегия развития финансового рынка до 2020 года. Согласно ей, создание мирового финансового центра, как системы взаимодействия организаций, которые нуждаются в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися разместить свои средства, является основной долгосрочной целью.

Формирование мирового финансового центра рассматривается как неотъемлемая часть перехода РФ к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития. Это, по мнению экспертов, обеспечит России лидирующие позиции на финансовых рынках евразийского пространства, создаст условия для притока инвестиций с международного рынка капиталов, приведет к росту торговых оборотов на рынке ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

С политической точки зрения создания такого центра означает сосредоточение основных инвестиционных, интеллектуальных и информационных ресурсов, концентрацию финансовых услуг высшего мирового уровня, обеспечение доступа к глобальным потокам капитала. Все это, несомненно, будет стимулировать экономический рост страны. Помимо прочего, это создаст необходимые предпосылки для превращение нашей национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют [1].

Согласно Стратегии, до 2020 года необходимо воплотить в жизнь следующие задачи развития финансового рынка:

  1. Повысить емкость и прозрачность финансового рынка;

  2. Обеспечить эффективность рыночной инфраструктуры;

  3. Сформировать благоприятный налоговый климат для участников;

  4. Провести совершенствование правового регулирования на финансовом рынке [3].

Для повышения емкости и прозрачности финансового рынка необходимо, в первую очередь, создать предпосылки для участия в торгах розничных инвесторов. Это демонстрирует не только достаточно высокий уровень жизни в стране, но и зрелость финансового рынка, благодаря которой появляется возможность использовать частные сбережения в качестве инвестиций. Для достижения этой цели важно, чтобы государтсво обеспечило защиту прав и интересов розничных инвесторов.

Предполагается, что будет создан компенсационный фонд, формирующийся за счет взносов профессиональных участников рынка, а законодательно будет установлено кто и при каких условиях имеет право на получение компенсационных выплат. Также говорят о необходимости создания добровольных компенсационных систем объединениями участников финансового рынка.

В связи с участившимися случаями создания финансовых пирамид и прочих злоупотреблениях на финансовых рынках, выдвинут на рассмотрение вопрос о том, чтобы наделить компетентный орган власти соответствующими полономчиями по контролю и надзору за финансовым рынком, в частности – за рекламой на нем. Также необходимо создать институт инвестиционных консультантов, поскольку их помощь в выборе собственной инвестиционной стратегии считается одним из лучших способов привлечения населения к финансовому рынку.

Для осведомленности граждан о возможностях инвестиционной деятельности предполагается реализация мер, направленных на широкое информирование населения о возможностях инвестирования личных сбережений. Для этого необходимо провести исследование, определить целевую аудиторию и разработать специальную информирующую их программу.

В целях обеспечения эффективности инфраструктуры финансового рынка предполагается унифицироваться все сегменты финансового рынка, создать возможности для консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры, и создать четкие правовые рамки осуществления клиринга обязательств и формировании клиринговых организаций финансового рынка.

Для того, чтобы соответствовать общемировым тенденциям развития биржевой торговли необходимо создать условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности. Также важно повышение стандартов биржевой торговли: раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам.

Этим данная задача перекликается с необходимостью совершенствованием правового регулирования на финансовом рынке. Помимо различных мер по снижению административных барьеров для размещения ценных бумаг на рынке (в частности для эмитентов, которые производят дополнительный выпуск акций, которые уже торгуются на бирже, в отношении этих акций), предполагается, что будет действовать система раскрытия информации. Она должна включать правила и процедуры, установленные государством.

Для повышения эффективности системы раскрытия информации следует:

    • создать систему публичного раскрытия информации организациями, которые оказывают розничные услуги на рынке;

    • обеспечить правовую основу деятельности рейтинговых агентств, что позволит им использовать более широкие возможности для составления рейтингов;

    • установить требования к раскрытию информации о реальных собственниках компаний-эмитентов и кредитных организаций и об иностранных ценных бумагах, учитывая их специфику.

Помимо прочего, важно создать эффективную правовую базу по

предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Уже разработан законопроект, направленный на противодействие злоупотреблению инсайдерской информацией и манипулированию рынком. Он предусматривает:

  • определение понятия инсайдерской информации;

  • обеспечивает уполномоченным лицам доступ к банковским счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний;

  • наделяет уполномоченный орган государственной власти в сфере финансовых рынков полномочиями по привлечению правоохранительных органов при выявлении и расследовании фактов недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Считают необходимым помимо данного законопроекта подготовить еще один, предусматривающий уже уголовную ответственность за недобросовестные операции на финансовом рынке и разглашение инсайдерской информации.

Также в рамках осуществления данной задачи будут созданы условия для снижения выхода на рынок новых быстро растущих эмитентов, в том числе наукоемких, инновационных и инвестиционных компаний. Хотя обычно инвестирование в такого рода проекты представляет собой огромный риск для большей части инвесторов, ценные бумаги таких компаний могут быть привлекательны для отдельных групп квалифицированных инвесторов.

В рамках реализации задачи по формированию благоприятного налогового климата необходимо усовершенствовать следующие направления:

  • Режим налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка и операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

  • Режим налогообложения налогом на прибыль организаций-участников финансового рынка;

  • Механизм налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментыми.

Помимо перечисленных выше задач в Стратегии говорится о необходимости повысить эффективность контрольно-надзорной деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения законодательных норм и на основе этого совершенствовать нормативно-правовую базу.

Предполагается, что решение задач, поставленных в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» позволит уже через восемь лет создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и сформировать на его основе самостоятельный конкурентоспособный финансовый центр, показатели развития которого будут превышать действительные к моменту написания стратегии в среднем в шесть, а самое большое – в 25 раз.

Однако, не все разделяют мнение, что мировой финансовый центр необходимо создавать именно в Москве. По словам Павла Самиева, директора департамента рейтингов финансовых институтов, нужно создать мощный суверенный центр, причем не конкретно в столице, а по всей стране. Это должен быть емкий финансовый рынок, не зависящий от иностранных капиталов и составляющий достойную конкуренцию иностранным.

Очевидно, что предстоит длительная и кропотливая работа, поскольку создать международный финансовый центр только с помощью единовременных политических и административных решений невозможно. Как показывает мировая практика, такого рода центры формируются там, где есть интенсивный экономический рост, благоприятная законодательная база и социальная среда [3].

Произошедшее в этом году объединение крупнейших российских бирж – ММВБ и РТС является большим шагом к созданию в нашей стране международного финансового центра. По мнению Р.А.Аганбегяна, президента ММВБ, на российском рынке обращаются акции достаточно большого числа эмитентов, которые не представлены на западных биржах. Вполне вероятно, что в скором времени на нем появятся представители стран СНГ и Восточной Европы. Кроме того, объединенная биржа может заполнить «пробел» между Лондонской и Гонконгской биржей, которые работают в разных часовых поясах. Особенно это важно в свете того, что торги сегодня продолжаются круглосуточно [4].

По мнению главы Лондонской фондовой биржи Ксавье Роле, через несколько лет в мировых финансах будут перобладать от четырех до шести глобальных биржевых групп, и борьба за место в числе них уже началась. России для того, чтобы стать одной из них, необходимо решить ряд важнейших проблем, оглашенных в Стратегии, качественно усовершенствовать свой внутренний финансовый рынок и наладить глубокие партнерские связи с иностранными финансовыми площадками [1].


Литература:
  1. Пахомов С. Москва - международный финансовый центр / С.Пахомов // Бюджет. - 2009. - №4. - С. 76 – 81.
  2. Пока на обочине / Редакционная статья // «Эксперт» - 2011 – 7 марта.
  3. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации / Федеральная служба по финансовым рынкам // Официальный сайт федеральной службы по финансовым рынкам – (http://www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020/)
  4. Чекурова М. Слияние ММВБ и РТС — шаг к созданию мирового финансового центра. / М.Чекурова. // «Ведомости» – 2011 – 2 нояб.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый рынок, инсайдерская информация, мировой финансовый центр, биржевая торговля, благоприятный налоговый климат, международный финансовый центр, Москва, правовое регулирование, профессиональный участник рынка, россия.