Регулирование автомобилизации и автомобилепользования как элемент стратегического управления городской транспортной системой
Автор: Кретов Максим Андреевич
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 01.04.2015
Статья просмотрена: 1271 раз
Библиографическое описание:
Кретов, М. А. Регулирование автомобилизации и автомобилепользования как элемент стратегического управления городской транспортной системой / М. А. Кретов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7804/ (дата обращения: 30.03.2025).
В статье рассматривается опыт регулирования автомобилизации и автомобилепользования в рамках городских транспортных систем США, стран Западной Европы, Азии и России. Воздействие на то, какое место занимает личный автомобильный транспорт в структуре внутригородского транспортного сообщения, предлагается рассматривать в качестве одного из основных инструментов стратегического управления городской транспортной системы.
Ключевые слова: транспорт, город, стратегическое планирование, автомобилизация, автомобилепользование, общественный транспорт, городская транспортная система, экономика.
В работах зарубежных ученых, изучающих вопросы комплексного развития городов, транспорт нередко сравнивается с «системой кровеносных сосудов города» [1]. Такое сравнение подчеркивает особую роль в экономике города транспортной системы, широко понимаемой как совокупность всего, что предоставляет возможность участникам транспортного процесса перемещаться — будь то железнодорожная линия, многополосная автомобильная дорога, велосипедная дорожка, трамвайное полотно или тоннель метрополитена. При этом рынок транспортных услуг имеет ярко выраженную специфику: процесс производства продукции здесь совмещен с потреблением, продукцию невозможно накапливать традиционными методами [2].
Будучи связанным со всеми отраслями городского хозяйства, транспорт не только обеспечивает население рабочими местами, производство — необходимыми ресурсами, а бюджет — налоговыми отчислениями, но и оказывает существенное косвенное воздействие на развитие населенного пункта. Так, например, именно эффективность работы городской транспортной системы во многом определяет объемы фонда свободного времени населения: чем больше времени человек вынужден тратить на процесс перемещения — тем меньше у него остается на разнообразные формы социальной и экономической активности; чем больше он устает в процессе перемещения — тем меньше возможностей у него для эффективной работы. В свою очередь, наличие и объем фонда свободного времени у горожан является важнейшим стратегическим фактором развития бизнеса в сфере услуг и торговли. Иллюстрацией данного тезиса может служить, например, строительство крупных торговых центров в городе Москве — в городской черте они, при наличии возможности, возводятся в непосредственной близости от выходов станций метрополитена, выступающего основой городской системы общественного транспорта. В долгосрочной перспективе транспортная система оказывает фундаментальное воздействие на облик города как такового, определяя, насколько комфортной, удобной и доступной является его территория для ведения бизнеса, отдыха и туризма, а потому вопросы стратегического управления её развитием приобретают особое значение.
В отечественной практике транспортного планирования эффективность работы транспортной системы принято измерять объёмом перевозок пассажиров, коэффициентом выпуска подвижного состава на линию, коэффициентом использования пассажировместимости, годовым выполнением графика движения и иными технико-эксплуатационными показателями. Нетрудно заметить, что они применимы, в первую очередь, к системам городского общественного транспорта; кроме того, никоим образом не отражают разнообразные непрямые результаты работы транспорта. На наш взгляд, одними из важнейших характеристик городской транспортной системы, применимыми в рамках стратегического планирования и управления, могут выступать критерии автомобилизации населения и автомобилепользования.
Автомобилизация — это показатель, характеризующий соотношение количества зарегистрированных транспортных средств и численности населения города (региона или страны в целом). Как правило, уровень автомобилизации измеряется в количестве автомобилей, приходящихся на 1000 жителей. Термин «автомобилепользование», в свою очередь, описывает интенсивность использования автомобилей, имеющихся у населения, для перемещения по городу, предполагая оценку соотношения количества поездок, осуществляемых с использованием личного автомобильного и иных видов транспорта. Важность данных показателей связана с тем, что они, помимо прочего, позволяют косвенно оценить и ряд непрямых эффектов функционирования городской транспортной системы.
Анализ мировой практики управления автомобилизацией и автомобилепользованием позволяет выделить три основных подхода к регулированию данных показателей.
Первый, ориентированный на максимальное содействие использованию личного автотранспорта, был создан и реализован в Соединённых Штатах Америки в 20–30-е годы прошлого века.
США стали первым государством, столкнувшимся с явлением массовой автомобилизации населения. Власти крупных городов для решения возникающих в этой связи проблем сосредоточились на создании условий для движения автомобилей, не придавая значения общественному транспорту и считая его проблемы внутренним делом компаний-перевозчиков. По всей стране было развёрнуто мощнейшее дорожное инфраструктурное строительство. На вновь застраиваемых территориях окраин и пригородов, равно как и между городами, прокладывать дороги было нетрудно. Однако в уже сложившейся городской застройке для прокладки новых улиц, высокоскоростных хайвеев и строительства паркингов приходилось не только расширять существующие улицы, но сносить здания (иногда целыми кварталами), вырубать парки и скверы — то есть полностью перестраивать город для обеспечения максимального удобства использования автомобилей. Однако эти меры нашли достаточно высокий уровень поддержки у населения, предпочитавшего терпеть неудобства, связанные со строительством инфраструктуры для того, чтобы иметь возможность использовать объективные преимущества свободного перемещения по городам, регионам и стране в целом, которые предоставляет использование личного автомобиля.
Совокупность представлений американцев об обязательном социальном стандарте уровня жизни, действий властей и компаний-девелоперов, профессиональных стандартов и предпочтений американского архитектурного сообщества привела к появлению феномена стереотипного среднестатистического крупного американского города. В его центре располагался небольшой и плотно застроенный район высотной деловой застройки, в котором сосредотачивалось большинство городских рабочих мест. Максимально близко к этому району подводились широкие трассы бессветофорного движения (хайвеи), призванные обеспечить основной приток маятниковой миграции в зону деловой застройки, зарождавшийся во внешнем и пригородном поясах застройки, где проживала основная масса служащих.
Схема транспортного обслуживания такого города была достаточно проста — перед началом рабочего дня люди с использованием личных автомобилей и хайвеев массово перемещались в центр города, где парковали эти автомобили на весь рабочий день. Вся зона исторической городской застройки по соседству с деловым районом оказывалась зажата в утренних и вечерних заторах, а также полностью запаркована автотранспортом в течение дня. Во многих городах исторические жилые здания в центре города выкупались под выселение и снос, а на их месте возводились многоярусные паркинги. Общественный транспорт терял клиентов: одних, потому что те пересели на автомобиль, других — потому что для них быстрее и надёжнее оказывалось ходить пешком.
Процесс переселения жителей из городских центров, начавшийся с появления возможности переехать в привлекательные пригороды, сменив тесную городскую квартиру на просторный дом с участком, становился теперь вынужденной необходимостью и приобретал массовый характер. Городские центры, переполненные днём служащими делового района, ночью пустели. Росла преступность, местный бизнес терял клиентов, закрывались больницы и школы. В центре попросту становилось нечего больше делать. То, что транспортную проблему масштабным строительством дорог не решить, стало понятно лишь тогда, когда уже целые кварталы городских центров были заброшены, наполнены криминальными элементами и маргинальными слоями населения. Из зоны деловой активности, приносящей деньги в бюджет города и способствующей предпринимательской активности, эти районы постепенно превращались в территории, требующие особого внимания и крупных инвестиций. Несмотря на усилия городских сообществ, во многих американских городах эти последствия сохраняются до сих пор [3].
Таким образом, на примере развития городского транспорта в США в полной мере раскрывается сложная взаимосвязь между устройством городской транспортной системы и качеством остальных сфер городской жизни. Транспорт, однажды ставший определяющим фактором активного роста городов, радикального увеличения их населения, впоследствии стал причиной существенного снижения качества жизни в тех городах США, решившихся пересадить всех своих горожан на личные автомобили и приспособивших свои пространства исключительно под эти цели.
Если в Соединенных Штатах Америки регулирование автомобилизации и автомобилепользования производилась в направлении максимального использования частного автотранспорта для осуществления повседневных поездок населением, то в странах Азии, достигших достаточно высокого уровня экономического развития, но обладающих крайне ограниченными территориальными ресурсами, нашел распространение иной подход, ориентированный на максимизацию использования высокопроизводительных систем общественного транспорта.
Так, в городах Японии, а также в городах-государствах Гонконге и Сингапуре, где плотность населения очень высока, в то время как ресурс свободной земли критически ограничен, все проблемы массовой автомобилизации возникли стремительно при очень низких её показателях. В этих государствах были незамедлительно введены максимально жёсткие ограничения не только на использование автомобиля, но и на владение им: в Японии они действовали уже в 60-х годах прошлого века. Для организации эффективных пассажирских перевозок была сделана ставка на интенсивное развитие высокопроизводительного внеуличного железнодорожного транспорта — метрополитена и пригородных поездов.
Особого внимания заслуживает опыт Китая, обладающего значительным числом городов-миллионников. До недавнего времени жители большинства крупных китайских городов не знали иных видов транспорта, кроме автобусов и троллейбусов. С 2000-х гг. в Китае действует Национальная программа по развитию метрополитенов, в результате реализации которой системы метро должны открыться в 27 китайских мегаполисах. В условиях непрекращающегося бурного роста китайской экономики и наличия всех необходимых ресурсов внутри одного государства, амбициозная и дорогостоящая строительная программа реализуется рекордными темпами: так, метро в Шанхае за неполные 20 лет своего существования стало не только крупнейшим, но также и самым быстрорастущим в мире метрополитеном. Всего с 2000 года в Китае открыты 15 систем метрополитена, из них две — в 2014 году [4].
Наконец, более сбалансированный подход к управлению автомобилизацией и автомобилепользованием был выработан в странах Западной Европы. Период массовой автомобилизации здесь пришелся на 30–50 гг. прошлого столетия. Особенность проблем, с которыми столкнулись европейцы, в том, что крупные европейские города обладают значительными по площади старинными историческими центрами, являющимися основой их культурного наследия и объектами национального достояния. Ни о каком массированном сносе городских кварталов, как это было в США, речи идти не могло; места под расширение сложившихся столетиями нешироких и кривых улиц и переулков, также не было. Это существенное ограничение, которое при всём желании было невозможно обойти, позволило выявить все проблемы, вызываемые массовой автомобилизацией, на гораздо более ранней стадии, нежели это смогли обнаружить в американских городах, обладающих более развитой, плотной, геометрически совершенной и удобной для нужд транспорта ортогональной сеткой улиц.
На начальном этапе автомобилизации увеличения пропускной способности улиц в Европе городские власти пытались добиться за счёт ликвидации трамвайных линий, занимавших значительную часть ширины дороги. В одних городах от трамвая как вида транспорта избавлялись полностью (так, например, если в 1930 году в Париже действовали 115 трамвайных маршрутов, то к 1938 не оставалось ни одного), в других либо фактически заменяли трамвай метрополитеном (Вена, Гамбург), либо создавали комбинированные системы, «убирая» трамвайные линии в пределах городского центра под землю и освобождая проезжую часть для автомобилей (Ганновер) [1]. Однако в большинстве европейских городов с самого начала учитывались результаты массовой автомобилизации городов США, и власти прилагали все усилия для создания сбалансированных городских транспортных систем. В таких системах каждый вид транспорта играет ту роль, которая наиболее ему подходит по его техническим, экономическим и эксплуатационным характеристикам. Это относится не только к общественному, но также и к личному транспорту. Последний признаётся не антагонистом общественному, а полноправным членом городской транспортной системы, стоящим в одном ряду с другими видами транспорта.
В отечественной практике перечисленные выше сценарии нашли достаточное своеобразное воплощение. В послевоенное время города СССР испытывали острейшую нехватку жилья, и вскоре была развёрнута политика массового жилищного строительства. Районы типовой жилищной застройки щедро обеспечивались инфраструктурой общественного транспорта. В крупных городах СССР регулярно открывались новые системы метрополитена: в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967) и т. д.
В целом, весь советский период в истории транспорта представлен интенсивным развитием именно общественного транспорта. Вплоть до конца 60-х гг. XX века личный автомобиль был труднодоступной роскошью, однако системы общественного транспорта в городах были, как правило, столь интенсивно развиты, что могли вывезти всех желающих, хоть и нередко — в некомфортных условиях. Хотя массовый выпуск легковых автомобилей был организован ещё в 1970-х (на Волжском автозаводе в Тольятти), с проблемами массовой автомобилизации советские города не сталкивались вплоть до времён перестройки.
Перестройка, последовавшие за ней кризисы и распад СССР привели к смене парадигмы развития государства и общества, что самым непосредственным образом затронуло сферу городского транспорта. Государственные пассажирские автотранспортные предприятия во многих городах были ликвидированы, их имущество передано в частные руки. Вместо государственных автобусов на улицы вышли автобусы коммерческих перевозчиков, которые впоследствии тем или иным образом получили официальный статус различного уровня и закрепили за собой ту долю рынка, которую смогли захватить в период слабоуправляемой экономики. В результате сложилась своеобразная российская модель управления городским пассажирским транспортом, при которой частные автобусные перевозчики оказывались в условиях фактически нерегулируемого рынка перевозок и сосредотачивались на основных направлениях поездок пассажиров в городе, забирая весь пассажиропоток на себя. Предприятия городского электрического транспорта стали муниципальными и продолжали работать в условиях жесточайшего дефицита ресурсов, повышенной налоговой нагрузки, растущих цен на электроэнергию, нерегулярного финансирования, а, как следствие, со временем — высокой степени износа основных фондов. Развитие метрополитенов было фактически остановлено, а перераспределение маршрутов маятниковых перевозок вследствие структурных изменений экономики привело к тому, что действующие системы оказались в стороне от основных пассажиропотоков (конечно же, это справедливо для региональных метрополитенов). Старым трамваям и троллейбусам приходилось в одних и тех же коридорах конкурировать на маршруте с быстрыми и юркими микроавтобусами, общее качество перевозок в городе падало, что вкупе с массовой автомобилизацией и ухудшающейся дорожной обстановкой ускоряло отток платёжеспособных пассажиров на личный автотранспорт.
При этом системной работы по регулированию автомобилизации и автомобилепользования в большинстве российских городов не ведется и по сей день. Стремительно растущее количество личных автомобилей использует улично-дорожную сеть, сформированную, преимущественно, в советские годы и не рассчитанную на подобные нагрузки, нового дорожного строительства не ведется по причине отсутствия необходимых денежных средств; однако и системы городского общественного транспорта не получают развития, достаточного для того, чтобы оказывать воздействие на уровень использования личного автотранспорта. Помимо прочего, это приводит к общему снижению качества жизни горожан, потере привлекательности города для жизни и ведения бизнеса, а также крайне нерациональному использованию городских территорий [5].
Таблица 1
Сравнительная эффективность использования городской территории различными видами городского транспорта
Транспортное средство |
Номинальная вместимость |
Среднее количество пассажиров за 1 поездку |
Коэффициент использования номинальной вместимости |
Габаритный коэффициент |
Коэффициент использования городской территории |
Личный автомобиль |
5 |
0,5 |
0,1 |
1 |
2 |
Микроавтобус |
12 |
6 |
0,5 |
1,5 |
0,25 |
Автобус |
80 |
40 |
0,5 |
2 |
0,04 |
Автобус особо большой вместимости |
120 |
60 |
0,5 |
3 |
0,06 |
Современный вагон трамвая (ЛРТ) |
200 |
100 |
0,5 |
4 |
0,05 |
Описанная ситуация по мере развития отечественной экономики начинает вносить все более значительный вклад в замедление развития страны — как экономического, так и — за счет мультипликативных факторов — социального, культурного и пр. По нашему мнению, это предопределяет необходимость выработки новых, экономически обоснованных методов стратегического управления развитием городских транспортных систем, опирающихся не только на использование технико-эксплуатационных показателей, но и на учет разнообразных косвенных экономических эффектов. Разумное регулирование автомобилизацией и автомобилепользованием, в том числе — с помощью повышения конечной стоимости использования автомобиля с параллельным формированием альтернативного предложения в виде высокопроизводительного общественного транспорта — имеет все основания стать одним из центральных инструментов такого управления.
Литература:
1. Вучик, Р. Вукан, Транспорт в городах, удобных для жизни // М.: Территория будущего, 2011 г.;
2. Левицкая Л. П., Строков М. М. Экономическое обоснование стратегии управления транспортной компанией. М.: ВНИИТИ РАН, 2013–136 с.
3. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. — 460 с.
4. 10-th Metro World Summit 2014. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cdmc.org.cn/mws/ (дата обращения: 20.03.2015)
5. Vuchic, Vukan R. Urban transit: operations, planning, and economics // John Wiley & Sons, Hoboken, New Jersey, 2005.
Ключевые слова
транспорт, экономика, город, стратегическое планирование, экономика., автомобилизация, общественный транспорт, автомобилепользование, городская транспортная системаПохожие статьи
Совершенствование системы управления общественным транспортом Краснодара на основе логистических технологий
В статье анализируется современного состояния и проблемы развития общественного транспорта г. Краснодар. Проведен анализ системы управления общественным транспортом городского и пригородного сообщения, предложены пути по его модернизации. Сделан выво...
Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири
Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития. В качестве одного из приор...
Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий
В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...
Будущее беспилотных транспортных средств в городской инфраструктуре
В данной статье рассматривается будущее беспилотных транспортных средств в городской инфраструктуре. Анализируются ключевые направления развития автономного транспорта, его влияние на организацию городской мобильности, безопасность дорожного движения...
Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности
Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...
Экономическое зонирование в России
В статье рассматривается зонирование России в рамках стратегического планирования. Проанализирован проект «Стратегия пространственного развития», разработанный Минэкономразвития. Состав зон данного проекта сравнивается с результатами авторского зонир...
Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления экономикой
Статья посвящена теоретическому осмыслению сущности государственно-частного партнерства как эффективного способа управления преобразованиями в различных сферах деятельности. Среди множества системообразующих факторов и условий развития этой формы сот...
История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран
В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых ев...
Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне
В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории разв...
«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...
Похожие статьи
Совершенствование системы управления общественным транспортом Краснодара на основе логистических технологий
В статье анализируется современного состояния и проблемы развития общественного транспорта г. Краснодар. Проведен анализ системы управления общественным транспортом городского и пригородного сообщения, предложены пути по его модернизации. Сделан выво...
Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири
Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития. В качестве одного из приор...
Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий
В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...
Будущее беспилотных транспортных средств в городской инфраструктуре
В данной статье рассматривается будущее беспилотных транспортных средств в городской инфраструктуре. Анализируются ключевые направления развития автономного транспорта, его влияние на организацию городской мобильности, безопасность дорожного движения...
Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности
Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...
Экономическое зонирование в России
В статье рассматривается зонирование России в рамках стратегического планирования. Проанализирован проект «Стратегия пространственного развития», разработанный Минэкономразвития. Состав зон данного проекта сравнивается с результатами авторского зонир...
Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления экономикой
Статья посвящена теоретическому осмыслению сущности государственно-частного партнерства как эффективного способа управления преобразованиями в различных сферах деятельности. Среди множества системообразующих факторов и условий развития этой формы сот...
История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран
В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых ев...
Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне
В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории разв...
«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...