Целесообразность создания единой валюты для стран — участниц Содружества Независимых Государств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Разумова, Е. В. Целесообразность создания единой валюты для стран — участниц Содружества Независимых Государств / Е. В. Разумова, Дархан Дауренулы Калыков, Азамат Саятулы Сагатов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7686/ (дата обращения: 24.11.2024).

Актуальность исследования раскрывается словами президента Российской Федерации «Наша общая задача — сохранить и приумножить потенциал СНГ, обеспечить Практическую отдачу многостороннего сотрудничества каждого сотрудника Содружества».

Возможность и целесообразность введения единой валюты для стран постсоветского пространства обсуждается на протяжении многих лет, начиная с момента исчезновения с политической карты мира — СССР.

Союз Советских Социалистических Республик существовал с 1922–1991 года и занимал 1/6 части суши земли. СССР являлся сверхдержавой и в своем соц.лагере противостоял США и странам НАТО. СССР — это целая эпоха жизни советских поколений, которые до сих пор не забыты. Но в декабре 1991 года прекратил свое существование Советский Союз и образовалась новая организация — Содружество Независимых Государств. Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик.

Сегодня ключевым вопросом является вопрос о том, каким образом курс единой валюты сможет отразить реальное состояние экономик всех стран, входящих в Содружество? Следует понимать, что экономика стран участников Содружества различаются не только по объему производимой продукции, но и по структуре. Так, если цены на нефть растут, валюты России и Казахстана дорожают, а Беларуси, напротив, дешевеет, поскольку дорогая нефть ведет к росту издержек и снижению конкурентоспособности экономики страны.

Европа не один десяток лет шла к единой валюте. Вдохновителем создания единой валюты являлся Роберт Манделл. Его теория оптимальных валютных зон предлагает различные критерии для определения оптимальной в географическом смысле области, на территории которой обращается единая валюта, либо взаимные обменные валют жестко фиксированы друг относительно друга. Кроме того, в данной теории специфицируются основные выгоды и издержки, с которыми сталкиваются страны, принявшие решение вступить или образовать валютный союз. В процессе валютной интеграции страны теряют возможность использовать валютную и денежно-кредитную политику независимо от своих партнеров для нейтрализации негативных воздействий экономических шоков, поскольку приоритеты денежно-кредитной политики в данном случае определяются исходя из потребностей всех стран валютного союза. Примерно это выявилось в кризис, который начался в 2008 году. Проблемы Греции и последние потрясения в Ирландии непосредственно связаны с единой валютой. Как считают ректор Российской экономической школы, профессор «Морган Стэнли» Гуриев С. М. и профессор Йельского университета и Российской экономической школы Олег Цывинский, при зарегулированности экономики единая валюта становится не плюсом, а значительным минусом. Теория оптимальных валютных зон говорит о том, что одним из критериев введения единой валюты в разных странах должен быть схожий характер бизнес-циклов в этих странах. Иначе если одна страна будет находиться в состоянии рецессии, а другая будет в этот момент расти, то общая денежная политика приведет либо к усугублению рецессии в одной стране, либо к ускорению инфляции в другой. Кризис показал, что еврозона теперь включает настолько экономически разные страны, что это не абстрактная, а вполне конкретная проблема.

Анализируя вышеизложенное необходимо отметить, какие, по моему мнению, действия, странам СНГ необходимо совершить для введения единой валюты:

1.         Без приведения экономик государств СНГ к относительно равному уровню развития, введение единой валюты невозможно, учитывая опыт ЕС в этой сфере. Т. е. необходимо выработать критерии, которым будут соответствовать государства для присоединения к единой валюте.

2.         Так как экономическая ситуация в странах СНГ не одинаковая, представляется целесообразным применить т. н. «продвинутое сотрудничество» стран СНГ. Согласно нему государства-члены экономически способные к введению единой валюты, реализуют последовательный план её ведения, а остальные будут присоединяться к ним по мере совершенствования своих экономик и законодательства.

3.         Создание наднациональных органов, имеющих четкие полномочия по регулированию экономики и системы центральных банков во главе с центральным банком позволит создать условия для управления интеграционными процессами, в том числе в валютной сфере. В этой связи целесообразны было бы предложить создание некого валютного института, по примеру ЕС, которой бы вырабатывал взвешенные предложения для глав государств СНГ, а в последствии мог бы стать центральным банком СНГ.

4.         Законодательство государств СНГ на данном этапе не в полной мере гармонизировано. Государствам СНГ предстоит проделать большую работу по его сближению.

5.         Также необходимо разработать чёткий и реализуемый на практике механизм обменных курсов, который будет временно действовать до введения единой валюты.

6.         На данном этапе необходимо уделить особое внимание рублю как региональной резервной валюте. Среди стран СНГ Россия имеет наиболее развитую экономическую систему. Не исключено, что единая валюта во многом будет возможна благодаря тому, что уже сейчас рубль первоначально может использоваться государствами СНГ в качестве резервной валюты, а в последующем они могут присоединиться к рублевой зоне.

Курс любой валюты базируется на том, насколько сильна экономика. Что касается единой валюты, применительно к постсоветскому пространству, то есть странам СНГ, то ею может быть российский рубль. Но насколько он сможет стать сильной, насколько устойчивой?

Для России как для крупнейшего экспортера региона такое решение будет, безусловно, выгодным. Лидеры Казахстана и ряда других стран пока настаивают на введении наднациональной валюты по аналогии с евро. Это и понятно: в случае введения рубля в качестве единой валюты недолго наслаждавшиеся своим суверенитетом государства окажутся во власти Центробанка России. А значит, существует немалый риск добровольной сдачи в экономическую зависимость.

Безусловно, основная ответственность, связанная с надежностью и курсообразованием региональной резервной валюты ляжет на Российскую Федерацию.

В свою очередь, страны СНГ с опасением относятся к перспективе иметь российский рубль в качестве региональной валюты. Для осуществления расчетов они будут вынуждены держать значительную часть валютных резервов в российских рублях, тем самым разделяя с ней риски.

Отсюда понятна позиция стран — участниц Содружества, опасающихся быстрого перехода на российский рубли, считающих наиболее верной идею постепенного перехода к единой валюте.

Для стран СНГ наиболее вероятным в случае создания валютной зоны является либо переход к использованию российского рубля в качестве региональной резервной валюты, либо к какой — либо новой наднациональной валюте. Наиболее активно за введение новой валюты выступает Республика Казахстан. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что со временем в Содружестве Независимых Государств, должна быть введена единая и при том новая валюта, отличная от российского рубля». Считаю, что ни одна национальная валюта, включая, конечно, мощный рубль не годится. Должно быть другое название, другая валюта», — заявил Назарбаев в Москве. По словам казахстанского Президента, «это — дело будущего». Вообще, интеграционное объединение начинается так: сначала создается зона свободной торговли, потом Таможенный союз, потом Единое экономическое пространство, потом экономический союз. Потом расчетная единица», — сказал Н. А. Назарбаев.

И все же каковы возможные преимущества введения единой валюты для стран Содружества? Перспективы в создании единой валюты для стран Содружества это:

Увеличение товарооборота;

Повышение потенциала интеграционной группировки.

Вместе с тем есть и сложности к которым следует отнести:

разный уровень экономического развития;

отличие правовых систем;

необходимость работы по улучшению и стабилизации принятой единой валюты и другие. Однако создание единой валюты СНГ не является утопией, но оно возможно только в долгосрочной перспективе. Слишком много правовых, экономических и политических изменений должно этому предшествовать. На данном этапе идеальным было бы использование национальных валют в расчетах между странами СНГ. Отказ от доллара и евро мог бы помочь экономической интеграции СНГ.

 

Литература:

 

1.         Интернет-портал СНГ. http://www.e-cis.info/

2.         Глазьев С. Ю. Интеграция против глобального кризиса // Евразийская интеграция: право, экономика, политика. 2009 № 5.

3.         Буторина О. «Трудный путь к единой европейской валюте»//МЭМО № 1 1998

4.         Чувахин Л. Г. Томоженный союз и ВТО: российские реалии // Научно — исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал — 2013. № 1.

5.         Шишков Ю. Кризис еврозоны: выводы для архитекторов ЕврАзЭС // МЭМО № 6 2012.

6.         Захаров А. В. О концепции единого валютного пространства СНГ. — М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ».

Основные термины (генерируются автоматически): единая валюта, страна СНГ, российский рубль, региональная резервная валюта, Россия, СССР, валютный союз, денежно-кредитная политика, Российская Федерация, Российская экономическая школа.

Похожие статьи

Унификация принципов таможенного права странами участниками Таможенного союза

Специфика функционирования особых экономических зон

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции

Проблема соотношения национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС

Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Особенности обеспечения экономической безопасности страны на основе управления единой системой таможенных органов Российской Федерации

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Похожие статьи

Унификация принципов таможенного права странами участниками Таможенного союза

Специфика функционирования особых экономических зон

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции

Проблема соотношения национальных и наднациональных форм документов и их использование при таможенном контроле в ЕАЭС

Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Особенности обеспечения экономической безопасности страны на основе управления единой системой таможенных органов Российской Федерации

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации