Диспропорции денежной сферы стран Таможенного союза
Автор: Гулиев Орхан Фахраддин оглы
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 21.11.2014
Статья просмотрена: 290 раз
Библиографическое описание:
Гулиев, О. Ф. Диспропорции денежной сферы стран Таможенного союза / О. Ф. Гулиев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 83-92. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6708/ (дата обращения: 17.12.2024).
Статья посвящена анализу диспропорций в денежной сфере стран Таможенного Союза. В статье проведен краткий исторический обзор становления координации валютно-финансовой политики трех стран, выделены национальные особенности и современные проблемы. Кроме того проведен анализ современного состояния финансовых систем трех стран.
Ключевые слова: финансовая политика, валютная политика, Таможенный союз, Евразийский экономический союз.
Актуальность исследования. За последнее время в результате последствий мирового финансового кризиса пристальное внимание юристов и экономистов обращено на развитие финансовых рынков в глобальном и региональном их срезе, что обусловлено требованиями к предупреждению системных рисков, повышению качества кросс-секторального надзора, обеспечению финансовой стабильности. Относительно данных условий, происходящие сегодня изменения в части становления наднациональных механизмов правового регулирования финансовых рынков государств-участников Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее — ТС/ЕЭП) выглядят логичными и своевременными, тем более, если учитывать запланированное начало функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза.
Исключительно важную роль в механизмах интеграции призваны играть инструменты валютно-финансового сотрудничества как важнейшие методы активизации экономического взаимодействия интегрирующихся государств. Методы и инструменты валютной политики играют системообразующую роль в экономическом взаимодействии интегрирующихся стран.
Следовательно, отношение государств-участников ЕЭП к проблемам национальных валют и развития методов и инструментов валютной политики является наиболее актуальным вопросом в условиях ЕЭП.
На сегодня экономика России Казахстана и Белоруссии, как основы Евразийского экономического союза, находятся в состоянии существенных диспропорций. К 2025 году предстоит их выровнять в основном за счет интенсивных налоговых стимулов и обильного дешевого кредитования. Решить указанные проблемы можно путем создания единой финансовой системы.
Экономический потенциал трех стран высок. По суммарному показателю они занимают восьмое место в мире по территории с общим населением 170 млн человек.
Здесь сосредоточены 1/5 мировых запасов газа, 15 % мировой нефти, а финансовая емкость оценивается в 2 трлн долларов. Предполагаемый экономистами совокупный экономический эффект позволит достичь общего ВВП в объеме 900 млрд долларов. Но пока главная проблема в том, что правила на всех этих рынках у трех стран разные.
Первые попытки наладить координацию валютно-финансовой политики были предприняты странами СНГ еще в начале 90-х годов. Так, в 1993 г. был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 г. заключено Соглашение о Платежном союзе. Уже в 1998 г. было создано Союзное государство России и Беларуси, в рамках которого активно прорабатывался проект перехода на единую наднациональную валюту. Следом, в 2001 году началась разработка проекта интегрированного валютного рынка СНГ, который основывался на базе объединения электронных торговых систем, бирж стран СНГ. Но результаты по ряду объективных и субъективных причин продвижение вперед в области валютной интеграции шло очень медленно, и се результаты оставались весьма скромными.
В рамках формирования и реализации валютной политики стран ТС можно выделить следующие этапы, различающиеся как целями ее осуществления, так и используемыми инструментами:
1-й этап (1992–1997 гг.). Для этого периода в условиях глубокого экономического кризиса, отсутствия постоянного притока иностранной валюты за счет экспортных операций и увеличения внешней задолженности для стран ТС было характерно:
1) в Беларуси — рыночный, и инвестиционный, а затем официальный, курс по неторговым операциям, курс на услуги министерства транспорта и связи, курс некоммерческих банков; в России — коммерческий, официальный, биржевой, затем и рыночный (до мая 1992 г.)
2) введение ограничений на приобретение валюты предприятиями и организациями, использующими в своей деятельности импортируемые товары (Беларусь)
3) установление валютных ограничений в виде норматива обязательной продажи экспортной выручки (Беларусь, Казахстан, Россия); максимального объема ввоза-вывоза наличной валюты из страны (Беларусь, Россия).
4) введение валютных коридоров (Беларусь, Россия) [3]
2-й этап (1997–1999 гг.). В этот период в странах ТС происходила девальвация национальных валют, расширялись валютные коридоры и происходило ужесточение валютных ограничений. Эти процессы были обусловлены как действием внешних факторов в виде кризиса в странах Юго-Восточной Азии и оттока в этой связи средств нерезидентов из развивающихся рынков, так и усугублением внутренних экономических проблем, и дефицитностью бюджетных систем. [3]
В Казахстане вновь был введен норматив обязательной продажи экспортной выручки в размере 50 %, но одновременно был осуществлен переход к свободно плавающему валютному курсу.
В России в августе–сентябре 1998 г. валютный курс доллара вырос более чем в 2,5 раза. В то же время Россией на фоне ужесточения валютного регулирования в целях стимулирования притока иностранной валюты в 1998 г. был осуществлен допуск нерезидентов на рынок долгосрочных государственных ценных бумаг. [3]
3-й этап (2000–2008 гг.). В первой половине 2000-х гг. началась политика либерализации валютного регулирования и контроля, проводимая странами ТС. В частности, в Казахстане была отменена таможенная пошлина в размере 1 %, взимаемая при ввозе иностранной валюты юридическими лицами. В первой половине 2000-х гг. был расширен перечень оснований для приобретения юридическими лицами-резидентами иностранной валюты и упрощена процедура лицензирования валютных операций, а во второй половине 2000-х гг. лицензирование операций, связанных с движением капитала и открытием счетов в иностранных банках, было отменено. Были также сняты все ограничения по конверсионным операциям организаций на внутреннем валютном рынке, и увеличена норма вывоза наличной валюты физическими лицами резидентами без подтверждающих документов с 3 до 10 тыс. долл. [3]
В России физическим лицам была предоставлена возможность проводить переводы из страны (или в страну) в сумме, не превышающей 75 000 долл. США; юридические лица получили право применять уведомительный порядок осуществления операций при получении или возврате ими валютных кредитов и займов от нерезидентов сроком более 180 дней, а также при осуществлении прямых иностранных инвестиций в страны СНГ в размере не более 10 млн долл.; был упрощен порядок перевода иностранной валюты при приобретении предприятий в странах СНГ (если доля была не менее 10 %), была отменена обязательная продажа валютной выручки и др. [3]
4-й этап (2009 г. — настоящее время). В связи с снижением темпов роста экспорта и увеличением объема импорта (прежде всего, потребительских товаров), характерное для всех стран ТС. В России с 2011 г. наблюдается замедление темпов роста экспорта товаров, составившее в 2012 г. 2 %, а в 2013 г. 0,3 %, тогда как импорт за этот же период вырос на 5,4 и 18 % соответственно. Как следствие, в преобладающем большинстве стран СНГ существенно сократился приток иностранной валюты.
Для пополнения официальных резервов и регулирования валютного курса в большинстве стран были сохранены действующие, а также введены новые валютные ограничения. Для предотвращения оттока иностранной валюты в странах ТС сохраняются ограничения на ввоз-вывоз наличной валюты резидентами и нерезидентами:
– Беларусь: ввоз-вывоз наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) через таможенную территорию Таможенного союза в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию; вывоз наличной иностранной валюты в сумме, эквивалентной до 3 000 евро, не подлежит декларированию, от 3 000 до 10 000 –. подлежит обязательному декларированию, а при вывозе свыше 10 000 евро требуется наличие разрешительных документов; ввоз-вывоз наличной национальной валюты допускается в пределах сумм, не превышающих 500 минимальных заработных
– Казахстан: ввоз-вывоз резидентами или нерезидентами наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию;
Россия: ввоз-вывоз резидентами или нерезидентами наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию; [3]
Банк России в 2008 г. выступал преимущественно в качестве нетто-продавца валюты (объем нетто-продажи равнялся 69,2 млрд долл.), но с 2009 г. перешел в категорию нетто-покупателя валюты: объем нетто-покупки составил в 2009 г. 17,2 млрд долл., в 2010 г. — 34,1 млрд долл., в 2011 г. — 12,4 млрд долл., в 2012 г. — 7,6 млрд долл. При этом объем продаж иностранной валюты составил в 2010 г. 11,8 млрд долл., 2011 г. — 12,4 млрд долл., в 2012 г. — 5,6 млрд долл. Однако в 2013 г. Банк России вновь был вынужден проводить активные интервенции. [3]
В результате ухудшения состояния платежных балансов и активных валютных интервенций в странах ТС к началу 2014 г. сократились официальные валютные резервы. В то же время при положительной динамике величины валютных резервов в Беларуси в 2012–2013 гг. в 2012 г. величина резервов обеспечивала только двухмесячный импорт страны, а в 2013 г. резервы уменьшились почти на 18 %. [3]
Существующий дисбаланс величины официальных валютных резервов делает невозможным проведение валютной интеграции стран ТС в части создания единой резервной валюты, а также в совокупности с существенно различающимися ставками денежного рынка создает сложности при осуществлении взаимных расчетов между двумя отдельными странами посредством национальных валют, тогда как это могло бы снизить зависимость экономик стран ТС от курсов доллара и евро. Вопрос об общем валютном регулировании и введении единой валюты Беларуси, Казахстана и России в рамках Таможенного союза находится в стадии обсуждения. [3]
В настоящее время Беларусь, Россия и Казахстан достигли внутренней конвертируемости национальных валют, курс которых теперь складывается на внутреннем валютном рынке на основе спроса и предложения, а официальный курс определяется через рыночный. Основу валютного рынка этих стран составляет организованный биржевой валютный рынок, совершенствуются и расширяются операции на межбанковском валютном рынке.
Определяющим фактором развития рынков валюты стало применение современных технологий и новых финансовых инструментов в торговле национальной валютой. В современных условиях в России, Беларуси и Казахстане интерес к валютно-финансовому сотрудничеству со стороны государства и бизнеса заметно вырос. Это обусловлено уязвимостью переходной экономики и высоким уровнем взаимной этих зависимости стран, что и показал кризис 2008–2009 гг.
Так, в условиях посткризисной экономики 2010 года в России, Беларуси и Казахстане стали увеличиваться объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортных перевозок и розничного товарооборота. Отметим, что в тот период курсы национальных валют по отношению к доллару США были относительно устойчивые, а также, увеличивались номинальные денежные доходы населения и заметно снизились темпы инфляции.
В рассматриваемых странах достаточно широко используются валютные ограничения (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ направлений валютного регулирования в странах ЕЭП
Валютное регулирование |
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Российская Федерация |
Определение направлений валютного регулирования и принятие конкретных инструкций |
Национальный банк Республики Беларусь |
Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан |
Центральный банк России Правительство Российской Федерации |
Режим валютного курса |
Фиксированный, привязка к корзине валют, переход к управляемому плаванию с 1.01.2012 |
Плавающий валютный курс |
Управляемое плавание валютного курса |
Ограничения по текущим валютным операциям, в том числе |
Используются |
Нет |
Нет |
1. Ограничения по суммам авансовых платежей связанным с импортом товаров и услуг |
Используются |
Не применяются |
Не применяются |
2. Ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках |
Требуется разрешение Национального банка |
Нет |
Нет |
Покупка-продажа физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты через банки |
Без ограничений по суммам, необходимо предъявление паспорта |
Без ограничений |
Без ограничений |
Покупка-продажа хозяйствующими субъектами-резидентами иностранной валюты через банки |
Целевой характер покупки, использование в течение 7 дней |
Свободно |
Свободно |
3. Ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банках |
Нет |
Нет |
Нет |
Проведение операций, связанных с движением капитала |
Требуется разрешение Национального банка |
Обязательна проверка обоснованности операции (валютного договора) Национальным банком |
Не требуется разрешение Центрального банка |
Так, только в Республике Беларусь используются такие валютные ограничения как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования (отменена в Казахстане в 1999 г., в России — в 2006 г.), ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, необходимость предъявления паспорта при покупке физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты через банки. [1]
Режим валютного регулирования В Республике Беларусь отмечается жестким контролем за оттоком капитала из страны и ныне содержит ряд существенных ограничений по текущему счету платежного баланса. Такие, как:
- лимитированы сроки завершения внешнеторговых операций;
- установлены разрешающие критерии авансовых платежей по импорту;
- существует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и институт обязательной продажи. [6]
По информации центральных (национальных) банков, в странах ЕЭП действуют различающиеся нормативные требования по переводам денежных средств физических лиц. Различия в валютном регулировании. Конкретные формы общей валютной политики.
Рассмотрим анализ денежной сферы стран ТС. Отсечение финансовых систем стран ЕЭП от существующих ныне зависимостей по линии кредитных рейтингов, внешнего банковского фондирования, волатильности биржевых рынков и ненадежных резервных активов позволит в значительной мере минимизировать негативное влияние турбулентной мировой финансовой системы. Станет возможным построение в рамках ЕЭП если не автономной, то относительно надежно защищенной финансовой системы, в которую не будут встроены очаги постоянной дестабилизации, связанные с внешними факторами риска.
Важным критерием интеграции, на наш взгляд, выступает также достаточность золотовалютных резервов страны (международных резервных активов). Достаточность золотовалютных резервов стран определяется объемом, необходимым для обеспечения импорта и выполнения внешних обязательств. [4] Согласно методологии МВФ. для стран, экспортирующих товары с высокой волатильностью цен. рекомендуемым значением является объем резервов, равный шестимесячному импорту.
Внешнеторговый оборот реет блики Казахстан с Россией и Беларусью в 2012 г. составлял 18 % от ее общего объема внешней торговли. У Республики Беларусь объем внешней торговли товарами со странами-членами ЕЭП за 2012 г. составил 48 % от общего объема внешней торговли. У России внешнеторговый оборот с Беларусью и Казахстаном в указанном периоде составлял 6 % в общем объеме товарооборота.
Таблица 2
Динамика международных валютных резервов России, Казахстана и Белоруссии в 2009–2012 гг.
Дата |
Международные резервы, млн дол США |
||
В том числе |
|||
Россия |
Казахстан |
Беларусь |
|
01.01 2009 |
426 281 |
19872 |
3061.1 |
01.012010 |
439 450 |
23091 |
5652.5 |
0101 2011 |
479 379 |
28275 |
5030.7 |
0101 2012 |
498 649 |
29322 |
7915.9 |
01.01.2013 |
537818 |
28280 |
8095.0 |
Источник: [12,13,14]
В Республике Беларусь уровень золотовалютных резервов (международных резервных активов) долгое время не обеспечивал даже трех месячный товарный импорт. В конце 2011 г. они покрывали менее 2 месяцев товарного импорта. Ситу ация несколько улучшилась в ноябре 2011 г.. после продажи Беларусью России 50 % (или оставшейся половины) акций ОАО «Бслтрансгаз». Так. международные резервные активы на 01.01.2012 г. составили 7915,9 млн долл.. на 01.01.2013 г. — 8095 млн долл. (табл. 2). В России объем золотовалютных резервов покрывает около 14 месяцев товарного импорта, в Казахстане — около 7 месяцев. При этом по сравнению с Беларусью Казахстан и Россия имеют устойчивое положительное сальдо внешней торговли. [10]
Поэтому нельзя не согласиться с выводами специалистов о необходимости введения для стран ЕЭП, дополнительно к маастрихтским, критерия достаточности золотовалютных резервов. Данный критерий необходим в условиях недостаточной диверсифицированности экспорта, что особенно важно для Республики Беларусь.
Очень интересным на наш взгляд является мнение исследователя И. Г. Суворова, который полагает, что важнейшей задачей интеграционных процессов в ЕврАзЭС является создание крупных финансовых компаний, банков, валютных и фондовых бирж. [10] В частности, интеграционные группировки на евразийском пространстве должны иметь собственные сильные банки с широким набором функций, ориентированные в первую очередь на развитие интеграционных процессов и способные финансово их поддерживать.
Кроме того, очень важным аспектом в рамках развития интеграционных процессов является оценка возможностей стран-партнеров по выполнению ими внешних обязательств.
Динамика показателя «отношение валового внешнего долга к ВВП» в России. Казахстане. Беларуси в 2011–2012 гг. (рис. 1) отражает относительную внешнюю стабильность только в экономике России. Данный показатель свидетельствует о росте валового внешнего долга в Республике Беларусь.
Рис. 1. Динамика показателя «отношение внешнего долга к ВВП» в России. Казахстане. Беларуси в 2011-2012 гг.
В Казахстане, где в 2012 г. вышеназванным параметр превышал значение экономической безопасности, принятое в мировой практике (55 % к ВВП). На начало 2013 г. в Беларуси показатель «отношение внешнего долга к ВВП» снизился до 54 %. [8]
Либерализация взаимной торговли быстро принесла плоды, но позитивный эффект оказался краткосрочным. Основная причина — различия в макроэкономических условиях.
Рис. 2. Динамика торговли стран ТС/ЕЭП с третьими странами, $ млрд
Рис. 3. Взаимная торговля стран ТС/ЕЭП в % к торговле с третьими странами
Как показывает график на рисунке 3 в 2013 году наблюдаем существенное снижение показателя взаимной торговли стран ТС/ЕЭП к торговле с третьими странами.
Только за семь месяцев 2014 года из России в Казахстан завезено продукции в три раза больше, чем экспортировано, а с Беларусью этот разрыв увеличился в восемь раз.
Т. е. свободная торговля не стала локомотивом реформ и экономического роста как в России, та и в Казахстане и Белоруссии. Улучшение предпринимательского климата на сегодняшний момент происходит неравномерно.
Рис. 4. Совокупное приближение к «передовому рубежу» Doing Business в 2009–2013 гг., %
Рис. 5. Приближение к «передовому рубежу» Doing Business во внешней торговле в 2009–2013 гг., %
До 2013 года Россия была донором ТС/ЕЭП. Расходы компенсировались изъятиями по рынку нефти
Рис. 6. Сальдо расчетов России с Белоруссией и Казахстаном, млрд руб.
Рис. 7. Доходы России от экспорта нефтепродуктов из Белоруссии, млрд руб.
Положение договора ЕАЭС о согласовании макроэкономической политики — был правильным шагом, однако не все страны ЕАЭС вписываются в жесткие критерии. На сегодняшний день денежно-кредитная политика стран останется независимой
|
|
|
Таблица 3
Ключевые макроэкономические показатели стран ЕАЭС
|
Белоруссия |
Казахстан |
Россия |
|||
2011–2013 (min | max) |
2014 (прогноз) |
2011–2013 (min | max) |
2014 (прогноз) |
2011–2013 (min | max) |
2014 (прогноз) |
|
Госдолг |
36,7 | 45,9 |
34,4 |
10,4 | 13,5 |
13,3 |
11,7 | 13,4 |
13,0 |
Дефицит бюджета |
-1,0 | +4,2 |
-2,9 |
-2,9 | -2,1 |
н/д |
-1,3 | +1,5 |
-0,7 |
Инфляция |
16,5 | 108,7 |
16,3 |
4,8 | 7,4 |
10,1 |
6,1 | 6,6 |
5,8 |
Динамика ВВП |
0,9 | 5,5 |
1,6 |
6,0 | 7,5 |
5,7 |
1,3 | 4,3 |
1,3 |
Рейтинг Moody's |
В3/негати вн ы й |
Ваа2/позитивный |
Baal/пересмотр |
Можно отметить, что различия в показателях внешнего сектора слишком велики. Кроме того, не ясен механизм согласования курсовой политики.
Рис. 8. Динамика курсов валют к рублю
Таблица 4
Показатели внешнего сектора, $ млрд
Страны ЕАЭС |
Белоруссия |
Казахстан |
Россия |
Среднее сальдо платежного баланса в 2009–2013 гг., $ млрд |
-5,9 |
0,1 |
60,2 |
Золотовалютные резервы (ЗВР) на 01.04.2014 г., $ млрд |
6,7 |
24,5 |
509,6 |
ЗВР к объему месячного импорта, % |
3,9 |
7,5 |
12,3 |
Рис. 9. Объем финансового рынка в % к ВВП
Рис. 10. Инвестиционные ресурсы в % к ВВП
Таблица 5
Характеристики регулятивной среды и инфраструктуры финансовых рынков
|
Белоруссия |
Казахстан |
Россия |
Мегарегулятор |
- |
+ |
+ |
Центральный контрагент |
+ |
+ |
+ |
Накопительная пенсия |
- |
+ |
+ |
Национальные рейтинговые агентства |
- |
+ |
+ |
Euroclear/Clearstream |
- |
+ |
+ |
Мин. капитал банка, $ тыс. |
34 056 |
55 179 |
8 739 |
Мин. капитал брокера/дилера, $ тыс. |
45 |
4 088* |
1 020 |
Мин. капитал УК, $ тыс. |
743 |
3 066* |
1 020 |
Таким образом, наиболее важными мерами в области валютно-финансового сотрудничества стран ЕЭП в ближайшей перспективе должны выступать следующие.
Расширение использования национальных валют во взаимной торговле. Необходимо создание условий для заключения контрактов в национальных валютах. Для этого необходима система текущих курсовых котировок национальных валют Беларуси, России и Казахстана и их информационное обеспечение.
Создание консолидированного валютно-финансового и информационного рынка трех стран, что значительно расширит возможности национальных предприятий и финансовых институтов, будет способствовать укреплению их конкурентных позиций в мире.
Определение важнейших проблем, которые существуют в отдельных странах в области валютного регулирования и регулирования потока капиталов. Необходима унификация правил проведения валютных операций как для резидентов, так и для нерезидентов.
Литература:
1. Гинзбург Ю. В. Эволюция форм экономической интеграции на постсоветском пространстве // Реформы и право. 2013. № 3.
2. Глазьев Ю. С. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции. Научный доклад. — М., 2013.
3. Голодова Ж. Г., Ранчинская Ю. С. Валютная политика в странах СНГ: основные проблемы и тенденции реализации.
4. Дробышевский С. М. Количественные измерения денежно-кредитной политики Банка России, издат. «Дело» РАНГИГС, 2011, 392 с.
5. Иванов И. Д. Россия в глобальном мире: 2000–2011: Хрестоматия в 6 томах. / Раздел 4. Россия и глобальные экономические тенденции. Рубль — валюта международного резерва и платежа? — М.: Аспект Пресс, 2012. — 1440 с. С.1047–1049
6. Козырин А. Н. Пределы наднационального регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. № 3.
7. Миркин Я. М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски — М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. — 480 с.
8. Оразалиев, А. А. Перспективы расширения Таможенного союза ЕврАзЭс: среднеазиатское направление / А. А. Оразалиев // Современная экономическая теория и поиск эффективных механизмов хозяйствования: Материалы Международной научно-практической конференции 15–16 марта 2013 г. — Симферополь, 2013. — 467 с.
9. Пащенко А. В. Институты ЕврАзЭС: Межгосударственный Совет и Высший Евразийский экономический совет // Реформы и право. 2013. № 3.
10. Суворов И. Г. Об интеграции в валютно-финансовой сфере на постсоветском пространстве / И. Г. Суворов // Банковское дело. — 2010. — N 11. — С. 63–65.
11. Хрипкова, Л. Н. Таможенный союз ЕврАзЭС как основной реинтеграционный проект на постсоветском пространстве и перспективы его расширения / Л. Н. Хрипкова // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. — (52) УЭкС, 4/2013. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-52–522013/item/2115–2013–04–29–08–33–33.
12. Официальный интернет-ресурс Центрального банка Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/
13. Официальный интернет-ресурс Национального банка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/
14. Официальный интернет-ресурс Национального банка Республики Казахстан. Режим доступа: http://www.nationalbank.kz/
Ключевые слова
Таможенный союз, Евразийский экономический союз, валютная политика, финансовая политика, Евразийский экономический союз.Похожие статьи
Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран — участниц Евразийского экономического союза
В статье рассмотрены основные ключевые тенденции развития современной мировой экономической системы. Обоснована необходимость интеграционных процессов для успешного преодоления угроз и неопределенностей на геополитической и геоэкономической арене. Ус...
Направления и развитие ВЭД в Ростовской области
В статье проводится анализ существующих определений внешнеэкономической деятельности с позиций права как России, так и некоторых стран, участников СНГ. Проведен анализ динамики и структуры внешней торговли Ростовской области, изучены результаты внешн...
Евразийская экономическая интеграция
В статье рассматриваются наиболее общие итоги развития евразийской экономической интеграции за 2010–2015 гг., цели и задачи Таможенного союза (ТС), предпосылки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проблемы и некоторые перспективы данных интеграц...
Уголовно-исполнительные системы в странах Евросоюза: исторические традиции и современные тенденции
На материале современных англоязычных источников, публикуемых в странах Евросоюза, дается обзор основных направлений деятельности уголовно-исполнительных систем трех стран Западной Европы — Норвегии, Финляндии и Франции. В статье определены как общие...
Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан в условиях Таможенного союза
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности государства. Статья посвящена раскрытию сущности экономической без-опасности, а также определению направленности экономической безопасности Респуб-лики Казахстан...
Трудности развития интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР)
В статье рассмотрены проблемы в развитии интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР), дан анализ предпосылок формирования евразийской интеграции. Выявлены специфические особенности индустриально-инновационных процессов развития экономики....
Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности
В статье рассматривается внешнеторговая политика как одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. В работе проанализированы основные источники формирования федерального бюджета РФ.
Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского экономического сообщества
В статье рассмотрены процессы экономической интеграции регионов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Представлены результаты статистического анализа и исследования проблем интеграции, проведен анализ динамики товарооборота межд...
Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития
В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...
Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана
Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...
Похожие статьи
Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран — участниц Евразийского экономического союза
В статье рассмотрены основные ключевые тенденции развития современной мировой экономической системы. Обоснована необходимость интеграционных процессов для успешного преодоления угроз и неопределенностей на геополитической и геоэкономической арене. Ус...
Направления и развитие ВЭД в Ростовской области
В статье проводится анализ существующих определений внешнеэкономической деятельности с позиций права как России, так и некоторых стран, участников СНГ. Проведен анализ динамики и структуры внешней торговли Ростовской области, изучены результаты внешн...
Евразийская экономическая интеграция
В статье рассматриваются наиболее общие итоги развития евразийской экономической интеграции за 2010–2015 гг., цели и задачи Таможенного союза (ТС), предпосылки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проблемы и некоторые перспективы данных интеграц...
Уголовно-исполнительные системы в странах Евросоюза: исторические традиции и современные тенденции
На материале современных англоязычных источников, публикуемых в странах Евросоюза, дается обзор основных направлений деятельности уголовно-исполнительных систем трех стран Западной Европы — Норвегии, Финляндии и Франции. В статье определены как общие...
Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан в условиях Таможенного союза
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности государства. Статья посвящена раскрытию сущности экономической без-опасности, а также определению направленности экономической безопасности Респуб-лики Казахстан...
Трудности развития интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР)
В статье рассмотрены проблемы в развитии интеграционных объединений (на примере ЕАЭС и МЕРКОСУР), дан анализ предпосылок формирования евразийской интеграции. Выявлены специфические особенности индустриально-инновационных процессов развития экономики....
Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности
В статье рассматривается внешнеторговая политика как одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. В работе проанализированы основные источники формирования федерального бюджета РФ.
Регулирование интеграционного развития регионов Евразийского экономического сообщества
В статье рассмотрены процессы экономической интеграции регионов Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза. Представлены результаты статистического анализа и исследования проблем интеграции, проведен анализ динамики товарооборота межд...
Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития
В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...
Перспективы развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве: опыт таможенного союза России, Беларуси, Казахстана
Статья рассматривает развитие проблемы, показатели и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. На основе анализа текущих политико-экономических процессов в рамках таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а также опыта создания там...