Государственно-частное партнерство как механизм развития образования и науки
Автор: Дербина Екатерина Сергеевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 09.10.2014
Статья просмотрена: 738 раз
Библиографическое описание:
Дербина, Е. С. Государственно-частное партнерство как механизм развития образования и науки / Е. С. Дербина. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6258/ (дата обращения: 17.12.2024).
В мировой экономике в последние два десятилетия прослеживается четкая тенденция постоянного сокращения относительной доли государственного сектора в общенациональном финансировании образования и науки. Так, за период 1995 -2002 гг. величина этого показателя по странам ОЭСР сократились по НИОКР с 35 до 29,9 %, по странам ЕС (Европа- 15) — с 40 до 34 %. В то же время за период 1995–2003 гг. доля предпринимательского сектора в общенациональных расходах на НИОКР увеличилась в среднем с 65 до 75 % [1]. Государство все больше начинает играть роль партнера предпринимательского сектора в части содействия коммерциализации нововведений (инноваций).
Государство, заинтересованное в развитии форм и механизмов государственночастного партнерства (ГЧП), обеспечивает достижение следующих целей:
- повышение интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала высшего профессионального образования и науки как условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики страны;
- повышение эффективности управления высшим профессиональным образованием и наукой, осуществление государственных расходов с большей эффективностью;
- обеспечение конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования и науки, стимулирование сближения фундаментальных и прикладных исследований;
- удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда, усиление инновационной составляющей образования и науки.
К основным интересам бизнес-сектора в ГЧП относятся:
- получение экономических выгод в результате осуществления партнерских проектов;
- повышение конкурентоспособности бизнеса;
- повышение профессионализма работников частного сектора;
- повышение качества и эффективности внедрения результатов научных разработок;
- расширение возможностей для инновационного бизнеса и др.
ГЧП сочетает в себе лучшее из двух систем: частного сектора с его ресурсами, управленческими навыками и технологиями, а также государственного сектора с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов.
«Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г». включает комплекс мероприятий, необходимых для развития ГЧП:
- создание механизмов участия предпринимательского сектора в определении приоритетных направлений развития науки, технологии и высшего профессионального образования;
- формирование стратегии развития инновационно-активных территорий и кластеров;
- создание центров трансферта технологий, образуемых на базе учреждений академической науки;
- государственное стимулирование капитализации интеллектуального потенциала научно-образовательных учреждений, а также промышленных компаний и т. д.
Особенностью ГЧП является то, что предпринимательскому сектору передается не собственность, которая принадлежит государству, а только право на управление собственностью и ее использование в интересах решения конкретной задачи.
Анализируя современное состояние науки, высшей профессиональной школы и производства в России, необходимо отметить их кризисное состояние и разлаженность системы взаимодействия между ними.
В рассматриваемых условиях необходимость государственно-частного партнерства «вуз — наука — производство» является самоочевидной. Основными направлениями такого стратегического партнерства могут быть:
1. Управление имуществом государственных высших учебных заведений и научных организаций.
2. Осуществление партнерских инвестиционных проектов, преследующих коммерческие цели и направленных на расширение внебюджетных источников финансирования научной и образовательной деятельности.
3. Управление содержательным компонентом образовательной деятельности.
4. Экономическая поддержка высшей профессиональной школы и науки, в частности:
- финансирование капитальных и текущих затрат образовательных и научных организаций;
- организация и финансирование стипендиальных программ для студентов;
- организация и финансирование грантовых программ для преподавателей и студентов вузов, а также сотрудников научных организаций;
- внедрение образовательных кредитов и различных видов льготного кредитования для людей, занятых в сферах образования и научной деятельности.
5. Поддержка научно-исследовательской и научно-практической деятельности, в том числе:
- организация, финансирование и проведение на партнерской основе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- создание технополисов и технопарков;
- формирование предприятий инновационного типа, венчурных фондов, бизнес- инкубаторов, центров трансфера технологий;
- учреждения технико-внедренческих и инновационно-технологических зон.
В настоящее время потенциал ГЧП в сфере интеграции науки, высшего профессионального образования и производства в России практически не используется. Основными препятствиями здесь являются, прежде всего, отсутствие необходимой правовой базы, позволяющей обеспечить соблюдение интересов обеих сторон ГЧП, а также неразвитость механизмов, направленных на повышение эффективности управления имуществом и финансовыми ресурсами в сфере образования и науки. Оптимальным решением в этих условиях является активное использование механизмов ГЧП, которые могут быть реализованы в рамках существующей нормативной базы; развитие перспективных инновационных форм ГЧП в сфере образования и науки; разработка нормативно-методической базы, регламентирующей применение ГЧП в рассматриваемой сфере; а также инициирование совершенствования необходимой нормативно-правовой базы.
Реализация модели ГЧП в сфере науки и высшего профессионального образования в России позволит развить и интегрировать их инновационный потенциал, который должен стать основой экономического роста страны, основанного не на экстенсивном использовании сырья, а на диверсифицированном производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции с высокой нормой добавленной стоимости, что возможно только за счет технологического развития.
Литература:
1. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. К. Казанцева, канд. экон. наук Д. А. Рубвальтера. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 330 с.
2. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2008. — 429 с.
3. Шимко П. Д. Управление сетевыми региональными интеграционными формированиями высшей школы в условиях глобализации: монография / П. Д. Шимко. — СПб.: СПбГИЭУ, 2007. — 178 с.