Государственно-частное партнерство как механизм развития образования и науки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 09.10.2014

Статья просмотрена: 738 раз

Библиографическое описание:

Дербина, Е. С. Государственно-частное партнерство как механизм развития образования и науки / Е. С. Дербина. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6258/ (дата обращения: 17.12.2024).

В мировой экономике в последние два десятилетия прослеживается четкая тенденция постоянного сокращения относительной доли государственного сектора в общенациональном финансировании образования и науки. Так, за период 1995 -2002 гг. величина этого показателя по странам ОЭСР сократились по НИОКР с 35 до 29,9 %, по странам ЕС (Европа- 15) — с 40 до 34 %. В то же время за период 1995–2003 гг. доля предпринимательского сектора в общенациональных расходах на НИОКР увеличилась в среднем с 65 до 75 % [1]. Государство все больше начинает играть роль партнера предпринимательского сектора в части содействия коммерциализации нововведений (инноваций).

Государство, заинтересованное в развитии форм и механизмов государственночастного партнерства (ГЧП), обеспечивает достижение следующих целей:

-           повышение интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала высшего профессионального образования и науки как условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики страны;

-           повышение эффективности управления высшим профессиональным образованием и наукой, осуществление государственных расходов с большей эффективностью;

-           обеспечение конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования и науки, стимулирование сближения фундаментальных и прикладных исследований;

-           удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда, усиление инновационной составляющей образования и науки.

К основным интересам бизнес-сектора в ГЧП относятся:

-           получение экономических выгод в результате осуществления партнерских проектов;

-           повышение конкурентоспособности бизнеса;

-           повышение профессионализма работников частного сектора;

-           повышение качества и эффективности внедрения результатов научных разработок;

-           расширение возможностей для инновационного бизнеса и др.

ГЧП сочетает в себе лучшее из двух систем: частного сектора с его ресурсами, управленческими навыками и технологиями, а также государственного сектора с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов.

«Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г». включает комплекс мероприятий, необходимых для развития ГЧП:

-           создание механизмов участия предпринимательского сектора в определении приоритетных направлений развития науки, технологии и высшего профессионального образования;

-           формирование стратегии развития инновационно-активных территорий и кластеров;

-           создание центров трансферта технологий, образуемых на базе учреждений академической науки;

-           государственное стимулирование капитализации интеллектуального потенциала научно-образовательных учреждений, а также промышленных компаний и т. д.

Особенностью ГЧП является то, что предпринимательскому сектору передается не собственность, которая принадлежит государству, а только право на управление собственностью и ее использование в интересах решения конкретной задачи.

Анализируя современное состояние науки, высшей профессиональной школы и производства в России, необходимо отметить их кризисное состояние и разлаженность системы взаимодействия между ними.

В рассматриваемых условиях необходимость государственно-частного партнерства «вуз — наука — производство» является самоочевидной. Основными направлениями такого стратегического партнерства могут быть:

1.         Управление имуществом государственных высших учебных заведений и научных организаций.

2.         Осуществление партнерских инвестиционных проектов, преследующих коммерческие цели и направленных на расширение внебюджетных источников финансирования научной и образовательной деятельности.

3.         Управление содержательным компонентом образовательной деятельности.

4.         Экономическая поддержка высшей профессиональной школы и науки, в частности:

-           финансирование капитальных и текущих затрат образовательных и научных организаций;

-           организация и финансирование стипендиальных программ для студентов;

-           организация и финансирование грантовых программ для преподавателей и студентов вузов, а также сотрудников научных организаций;

-           внедрение образовательных кредитов и различных видов льготного кредитования для людей, занятых в сферах образования и научной деятельности.

5.      Поддержка научно-исследовательской и научно-практической деятельности, в том числе:

-           организация, финансирование и проведение на партнерской основе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

-           создание технополисов и технопарков;

-           формирование предприятий инновационного типа, венчурных фондов, бизнес- инкубаторов, центров трансфера технологий;

-           учреждения технико-внедренческих и инновационно-технологических зон.

В настоящее время потенциал ГЧП в сфере интеграции науки, высшего профессионального образования и производства в России практически не используется. Основными препятствиями здесь являются, прежде всего, отсутствие необходимой правовой базы, позволяющей обеспечить соблюдение интересов обеих сторон ГЧП, а также неразвитость механизмов, направленных на повышение эффективности управления имуществом и финансовыми ресурсами в сфере образования и науки. Оптимальным решением в этих условиях является активное использование механизмов ГЧП, которые могут быть реализованы в рамках существующей нормативной базы; развитие перспективных инновационных форм ГЧП в сфере образования и науки; разработка нормативно-методической базы, регламентирующей применение ГЧП в рассматриваемой сфере; а также инициирование совершенствования необходимой нормативно-правовой базы.

Реализация модели ГЧП в сфере науки и высшего профессионального образования в России позволит развить и интегрировать их инновационный потенциал, который должен стать основой экономического роста страны, основанного не на экстенсивном использовании сырья, а на диверсифицированном производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции с высокой нормой добавленной стоимости, что возможно только за счет технологического развития.

Литература:

1.         Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. К. Казанцева, канд. экон. наук Д. А. Рубвальтера. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 330 с.

2.         Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2008. — 429 с.

3.         Шимко П. Д. Управление сетевыми региональными интеграционными формированиями высшей школы в условиях глобализации: монография / П. Д. Шимко. — СПб.: СПбГИЭУ, 2007. — 178 с.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее профессиональное образование, предпринимательский сектор, наука, Россия, сфера образования, высшая профессиональная школа, государственный сектор, образовательная деятельность, повышение эффективности управления, частный сектор.

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство в инновационном развитии малого и среднего бизнеса в России

Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК

Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве России

Правовые основы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

О развитии социального партнерства в Российской Федерации

Система налогообложения как фактор развития малого предпринимательства

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Муниципально-частное партнерство в социально-культурной сфере

Концептуальные основы благотворительности как системы и механизмы ее развития в образовательных учреждениях

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство в инновационном развитии малого и среднего бизнеса в России

Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК

Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве России

Правовые основы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

О развитии социального партнерства в Российской Федерации

Система налогообложения как фактор развития малого предпринимательства

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Муниципально-частное партнерство в социально-культурной сфере

Концептуальные основы благотворительности как системы и механизмы ее развития в образовательных учреждениях