Управление прибылью предприятия
Авторы: Мантуленко Валентина Вячеславовна, Керженцева Анжелика Александровна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 20.09.2014
Статья просмотрена: 6887 раз
Библиографическое описание:
Мантуленко, В. В. Управление прибылью предприятия / В. В. Мантуленко, А. А. Керженцева. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6160/ (дата обращения: 17.12.2024).
В условиях активных изменений рыночной среды возрастает ответственность и самостоятельность организаций в принятии и реализации решений с целью обеспечения эффективности их деятельности. Эффективность различных направлений деятельности организации (производственной, инновационной, финансовой, маркетинговой и др.) выражается в конкретных финансовых результатах. Общим из данных результатов является прибыль, именно она обеспечивает разностороннее развитие организации.
В российской действительности традиционно считается, что эффективность бизнеса характеризуется, прежде всего, прибылью. Прибыль в отечественной экономике отражает текущие цели, и именно на этот показатель в большей степени обращают внимание менеджеры. Данный аспект, безусловно, влияет на их психологию, направляя их приоритеты на цели краткосрочного характера. Однако, современные рыночные подходы в большей степени направлены на то, чтобы в качестве показателя оценки бизнеса принимать стоимость организации, выдвигая при этом в качестве приоритета долгосрочные цели [2].
Показатель прибыли, действительно, не всегда позволяет оценить эффективность ведения бизнеса, так как не даёт точной информации о приумножении или растраченности капитала компании за определенный период. Величина прибыли не сопоставляется с тем значением, которое организации необходимо иметь для покрытия всей совокупности затрат и создания положительной величины экономической прибыли [8].
Экономическая прибыль характеризует прирост экономической стоимости предприятия и равна разнице между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной инвестированного капитала (сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств), умноженной на средневзвешенную его стоимость. Подобный расчёт экономической прибыли больше подходит к её трактовке как разнице между тем, что организация зарабатывает за конкретный период времени и тем минимумом, который она должна заработать, чтобы удовлетворить интересы собственников.
Прибыль, уже достаточно известная научная категория, получает новое содержание в контексте современного экономического развития. Способы формирования и распределения прибыли требуют постоянного совершенствования методов управления этими процессами со стороны руководителей и финансовых менеджеров [6]. Стремление к получению прибыли заставляет производителей увеличивать выпуск продукции, снижать затраты производства. Получение прибыли является стимулом для инвестирования в ту или иную сферу деятельности.
На актуальном этапе развития экономики руководству организаций необходимо умение оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, осуществлять поиск и принятие оптимальных управленческих решений, в частности в сфере управления прибылью.
В рамках достижения организацией своей основной цели (получения прибыли) происходит сохранение и наращивание капитала, обеспечивается необходимый уровень эффективности хозяйственной деятельности и удовлетворение интересов всех участников бизнеса. Все эти задачи тесно связаны друг с другом, поскольку обусловлены единым источником увеличения капитала — прибылью. Данные обстоятельства определяют необходимость оптимизации финансовых результатов хозяйственной деятельности. Важным инструментом решения этой задачи является экономический анализ, с его помощью выявляются причины изменений показателей финансовых результатов, а также резервы роста прибыли.
Прибыль представляет собой сложный комплексный показатель, который важно учитывать в процессе поиска продуктивных управленческих решений различными участниками рынка (учредителями, менеджментом организации, инвесторами, кредиторами, поставщиками и потребителями и др.). В данном контексте особенно важной представляется тщательная интерпретация различных показателей финансовых результатов.
При рассмотрении научной категории прибыли становятся очевидными существующие различия в понимании учеными экономической сути данного понятия, тех сущностных характеристик, которые определяют природу прибыли. В современных условиях развития страны, характеризующихся повышением самостоятельности хозяйственных субъектов, данный термин получил новое развитие. Задача максимизации прибыли трансформировалась в задачу достижения устойчивого уровня конкурентоспособности [7].
На основе понимания важной роли прибыли в развитии организации и обеспечении интересов всех участников бизнеса, необходимо эффективно ей управлять. Решение данной задачи, по мнению И. А. Поляковой, возможно с помощью построения некоторой комплексной системы управления прибылью. Данную систему можно рассматривать как систему управления факторами, влияющими на финансовый результат [5].
Анализ теории и практики отечественного и зарубежного планирования и регулирования прибыли организаций позволяет сформулировать следующие условия, которые обеспечивают эффективное управление прибылью: 1) увеличение объёма прибыли до максимальных показателей, соответствующих ресурсному потенциалу организации и рыночной конъюнктуре; 2) взаимосвязанность системы управления прибылью и системы управления предприятием в целом; 3) оптимальное соответствие уровня получаемой прибыли и допустимым уровнем риска; 4) высокое качество прибыли; 5) достаточный уровень дохода на инвестированный капитал; 6) формирование оптимального объёма финансовых ресурсов за счёт прибыли в соответствии с задачами развития организации; 7) постоянный рост рыночной стоимости бизнеса [3].
В исследованиях отечественных и зарубежных экономистов управление прибылью рассматривается как системный процесс принятия соответствующих управленческих решений. При этом управление прибылью многими исследователями трактует как целенаправленная деятельность, интегрированная в общую стратегию управления организацией и ориентированная на решение как тактических, так и стратегических задач, при этом предусматривается возможность выбора альтернативных вариантов тех или иных управленческих решения [1].
Стратегическая направленность системы управления прибылью заключена в обосновании перспективных направлений деятельности организации на основе комплексного анализа и оценки состояния рыночной среды, уровня получаемой и перспективной прибыли, возможностей управления прибылью с целью её повышения на основе использования различных внутрифирменных резервов [2,8]. Одним из базовых элементов процесса управления прибылью является разработка нескольких вариантов решения тактических и стратегических задач, а также возможность моделирования альтернативных вариантов в рамках концепции интегрирования процесса управления прибылью в общую систему управления организацией.
Под резервами роста прибыли понимаются количественные возможности увеличения прибыли разными способами: через увеличение объема реализации продукции; уменьшение затрат на производство и реализацию продукции; за счет совершенствования структуры производимой продукции; а также за счет экономии и рационального использования средств на оплату труда персонала; с помощью внедрения достижений научно-технического прогресса, в результате чего растет производительность труда [9].
Резервами роста экономической прибыли являются: увеличение чистой прибыли в результате расширения доли рынка, эффективности производства, оптимальное ценообразование, улучшение качества продукции, повышение использования факторов, положительно влияющих на прибыль [5].
Исследователями также выделяется такое понятие, как «комплексные резервы». Считается, что каждый комплексный резерв включает в себя как минимум два базовых элемента, изменения которых имеют разнонаправленный характер: одни могут вызвать улучшение конечного результата, другие — его ухудшение. К комплексным резервам относятся два следующих резерва: 1) резерв увеличения разницы между ценой реализации товара и затратами на его производство (суть его заключается в том, что рост цены товара опережает рост затрат на его производство, соответственно его реализация связана с повышением качества продукции с постановкой на производство новых, более совершенных моделей выпускаемой продукции; использование данного резерва приводит к увеличению прибыли от продаж единицы продукции); 2) резерв увеличения произведения объема производства продукции и прибыли на единицу производимой продукции (данный резерв заключается в том, что, как правило, рост одного сомножителя этого произведения опережает снижение другого сомножителя, но так что конечный результат возрастает) [8].
Следует отметить, что комплексные резервы — это, в основном, резервы стратегические, так как их реализация связана с перспективой существования организации, её будущим. Решение об использовании этих резервов и выборе направления их использования, как правило, принимает высшее руководство компании.
Выявление и использование резервов роста прибыли представляют собой важную задачу, решению которой возможно путем совершенствования процесса управления прибылью, в частности, с помощью факторного моделирования. При этом в качестве основных факторов, которые влияют на прибыль организации, выделяется: объём производства в натуральном и денежном выражении, структура себестоимости в части соотношения постоянных и переменных затрат [4].
Различные факторы и способы использования резервов позволяют разделить всю их совокупность по признаку места источника их действия. Экономические, социальные, экологические, организационно-управленческие, материально-технические факторы относятся к внутрипроизводственным резервам. Рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые, административно-командные являются внешними резервами по отношению к организации. Действие последних тесно связано с рыночной конъюнктурой, действующим законодательством, существующими структурами власти. Их значение в использовании имеющихся резервов повышения прибыли чрезвычайно велико. Они представляют собой своеобразные регуляторы производства, действие которых может его как стимулировать, так и сдерживать.
Процесс управления прибылью зависит как от использования всего многообразия факторов, равно как и их последствий. Правильное и точное выявление резервов роста прибыли необходимо для ее планирования на перспективный период. Составляя перспективные прогнозы суммы прибыли, организации могут эффективно планировать инвестиционную политику, а также расходы на различные социальные мероприятия и материальное стимулирование своего персонала. Резервы роста прибыли способны оказать серьезное влияние на развитие рыночных отношений, ликвидацию кризисных явлений в экономике.
Для обеспечения принятия оптимальных решений по управлению прибылью важно использовать данные не только по бухгалтерской, но и по экономической прибыли для получения полной картины результатов деятельности. Необходимо также помнить, что эффективность управления прибылью организации обусловлена не только способами формирования, но и способами распределения. Одним из направлений распределения прибыли является совершенствование её налогообложения [9].
Поиск резервов роста прибыли, равно как и повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов — одна из важнейших задач любой хозяйственной деятельности. Выявлять и использовать данные резервы на практике можно только на основе тщательного финансового экономического анализа. Анализ финансовых результатов деятельности организации является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности при этом являются прибыль и рентабельность [9].
Литература:
1. Канушина И. А. Операционный левередж как инструмент планирования прибыли от продаж. // Сборник докладов молодых учёных МГУПП на третьей юбилейной международной выставке — конференции «Высокоэффективные пищевые технологии: методы и средства для их реализации» (часть 2). — М: Издательский комплекс МГУПП, 2005. — с. 224–227.
2. Канушина И. А. Стратегическое управление прибылью. // Современный бухучёт. — № 6, 2007. — с. 17–24.
3. Канушина И. А. Качество роста выручки как критерий оценки деятельности предприятия. // Методологические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга. Сборник научных статей.– М.: Издательский комплекс МГУПП, 2006. — с. 15.
4. Канушина И. А. Модель системной зависимости «цена — затраты — прибыль» как инструмент для принятия управленческих решений. // «Вопросы экономических наук». — № 2 (24), 2007. — с. 25–27.
5. Полякова И. А. Управление прибылью предприятия (на примере хлебопекарной промышленности): Издательский комплекс МГУПП, 2007.
6. Руденская И. П. Анализ финансовых результатов / И. П. Руденская, В. И. Скрипка // Аудит и финансовый анализ. — 2005. — № 1. — С.53–55.
7. Титов В. И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / В. И. Титов. — М.: Дашков и Ко, 2005.
8. Толпегина О. А. Анализ прибыли: теория и практика исследования / О. А. Толпегина // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 2. — С.35–44.
9. Хайруллин А. Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации / А. Г. Хайруллин // Экономический анализ: теория и практика. — 2006. — № 10. — С.40.