В статье рассматривается прибыль организации как показатель эффективности её деятельности. Проанализированы различные трактовки понятия «прибыль», виды прибыли и её сущность.
Ключевые слова: прибыль, минимальная прибыль, нормальная прибыль, максимальная прибыль, консолидированная прибыль, экономическая прибыль, чистая прибыль, бухгалтерская прибыль
Современные условия ведения бизнеса характеризуются рыночной экономикой, которая в свою очередь предъявляет очень высокие требования к управлению хозяйствующим субъектом. Экономическая ситуация (мировая, страны или региона) динамично изменяется, заставляя руководителей компании принимать оперативные решения по осуществлению мероприятий поддержки финансового состояния, а также решения, связанные с изменением политики компании в соответствии со сложившимися условиями.
Благодаря прибыли организация живет, продолжая свою деятельность, и развивается в разных направлениях: расширении производства, выпуска новой продукции, расширении сети продаж и т. д. Поэтому прибыль можно определить как основную цель предприятия и показатель результатов его деятельности. Каждый хозяйствующий субъект сам планирует свою деятельность и дальнейшее развитие, но подобные решения следует принимать исходя из факторов спроса, возможностей организации и необходимости в дальнейшем развитии.
Фролова Т. А. объясняя значение понятия «прибыль», говорит, что это определенная часть выручки, которая остаётся в организации после вычета всех затрат на производство и реализацию продукции [6].
И. А. Бланк поясняет, что прибыль — это вознаграждение за предпринимательский риск, т. е. доход предпринимателя, выраженный в денежной форме на вложенный капитал. Прибыль представляет собой разницу между общим доходом и общими затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности [3].
Можно сделать вывод, что прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и одну из форм чистого дохода организации. Организация получает прибыль после того, как вложенная в производство стоимость осуществляет стадию производства и в конечном итоге принимает денежную форму. Прибыль — это часть выручки, которая остается у организации после вычета всех налогов и затрат на производство продукции. Получение прибыли — это главная цель коммерческой организации.
Прибыль как экономическая категория выступает:
− в качестве основной цели деятельности коммерческой организации;
− результатом деятельности организации, который можно оценить;
− источником развития организации и финансирования его дальнейшей деятельности.
Получение организацией прибыли может удовлетворить интересы разных экономических субъектов: государства, работников организации, её собственников и самой организации.
Удовлетворение экономических интересов государства происходит путем уплаты организацией налогов. Для государства выгодно, чтобы предпринимательство в стране возрастало, а уже действующие организации продолжали свою деятельность. Ведь благодаря налогам, в бюджете страны формируются денежные средства, которые будут направлены на решение стратегически важных задач.
У организации экономические интересы заключаются в увеличении доли прибыли, которая остается в её распоряжении. Чем больше сумма прибыли, получаемой организацией, тем больше денежных средств организация может направить на развитие производства продукции.
Экономические интересы работников связаны с увеличением их заработной платы. Увеличение прибыли организации дает возможности для дополнительного стимулирования сотрудников.
Собственники организации в первую очередь заинтересованы в увеличении прибыли. Рост прибыли предполагает увеличение получаемых собственниками дивидендов, а также увеличение ресурсов их собственности.
Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.
Функциональный подход, основоположник, которого американский экономист П. Самуэльсон, определяет прибыль:
− как безусловный доход организации от факторов производства;
− как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, всевозможные нововведения и усовершенствования, за риск в условиях неопределенной внешней среды;
− как монополистический доход в конкретных рыночных ситуациях;
− как этическую категорию.
С позиции происхождения, сторонники которой немецкие экономисты Ф. Хайек, Д. Сахал, прибыль рассматривается как:
− «награда», заработанная в результате предпринимательской инициативы;
− «неожиданная»прибыль, которая получена при благоприятных стечениях обстоятельств,признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством, т. е. легализованную.
В экономике различают множество видов прибыли — номинальную, минимальную, нормальную, целевую, максимальную, консолидированную, экономическую, бухгалтерскую, чистую и другие.
Номинальная прибыль характеризует фактический размер прибыли, полученной организацией.
Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности или убыточности). Минимальная прибыль обеспечивает организации минимальный уровень дохода на инвестируемый в производство капитал, иногда она способна лишь погасить затраты на производство продукции.
Нормальная прибыль — это минимальный доход, необходимый для удержания организацией своих позиций в отрасли.
Максимальная прибыль — это цель организации. Именно максимальная прибыль указывается при планировании деятельности организации. Достичь максимальной прибыли можно в результате снижения издержек на производство и реализацию продукции до минимума.
Консолидированная прибыль свободна от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних организаций. Применение консолидированной прибыли выгодно в связи с экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий в реализации рисков.
Экономическая прибыль — это разница между выручкой, т. е. валовым доходом и экономическими издержками.
Важнейшим показателем эффективности организации является прибыль. Но получить прибыль она может только в том случае, если производит продукты и услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют потребности потребителей. Производить продукцию, удовлетворяющую потребности, необходимо по цене, приемлемой как для производителя, так и для потребителя. Это важно лишь в том случае, когда организация поддерживает определенный уровень расходов, т. е. когда затраты на производственные ресурсы меньше, чем полученная выручка. Если предприятие не укладывается в такие рамки, не получает прибыли от своей деятельности, оно вынуждено признать себя банкротом.
Согласно ст. 252 НК РФ «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком» [1].
В ПБУ 10/99 «Расходы организации» дается следующее определение. «Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» [2].
Прибыль является характеристикой конечных финансовых результатов деятельности организации, а также источников финансирования затрат на производственное, технологическое, социальное развитие.
Различают два подхода к определению прибыли:
1) Бухгалтерская — это та сумма денег, которая остается в организации после уплаты всех задолженностей перед поставщиками и собственными работниками.
Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.
2) Экономическая — это та сумма денег, которая остается в организации после уплаты всех обязательств и вычета организацией чистой прибыли, которую можно использовать на совершенствование текущей деятельности.
Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски, к которым относятся изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике.
Прибыль в организации это не только основная цель, но и главное условие её деловой активности. При оценке уровня деловой активности проводят различия между фактической прибылью, полученной организацией и ожидаемой прибылью, которую можно было бы получить в будущем.
С учетом этого различают следующие функции прибыли:
− Инвестиционная. Ожидаемая прибыль — это основа для принятия инвестиционных решений;
− Результативная. Фактическая прибыль оценивает эффективность основной деятельности компании;
− Финансирующая. Часть прибыли, и фактической, и ожидаемой всегда определяется, как источник самофинансирования организации;
− Стимулирующая. Часть полученной и ожидаемой прибыли может быть использована, как стимул материального характера для работников организации и выплата дивидендов собственникам капитала.
Таким образом, прибыль характеризует эффективность использования всех ресурсов организации, является разностью между полученной выручкой и затратами на производство и реализацию продукции. Прибыль является основной целью коммерческой организации. Экономические интересы организации заключаются, в увеличении доли прибыли, которая останется в организации и может быть направлена на дальнейшее её развитие.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)// СПС «Консультант плюс».
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» [Электронный ресурс]:Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н // СПС «Консультант плюс».
- Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами [Текст]: учебник / И. А. Бланк. — М.: Омега-Л, 2011. — 768 с.
- Клишевич Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ [Текст]: учебное пособие / Н. Б. Клишевич. — М.: КНОРУС, 2016. — 304 с.
- Фролова Т. А. Экономика предприятия [Текст]: учебник / Т. А. Фролова. — Таганрог: ТТИ ФЮУ, 2012.