Трансформация экономики монопрофильных городов
Автор: Головков Андрей Николаевич
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 317 раз
Библиографическое описание:
Головков, А. Н. Трансформация экономики монопрофильных городов / А. Н. Головков. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1300/ (дата обращения: 16.11.2024).
В условиях международного финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, возникла проблема социально-экономической стабильности в городах Российской Федерации с монопрофильной экономикой (моногородах), что привело к разработке комплекса мер поддержки таких образований.
В настоящее время, работа в данном направлении только началась. В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (от 21 июля 2009 г. № 301) была создана Межведомственная рабочая группа Минрегиона по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов в субъектах Российской Федерации.
В рамках деятельности Межведомственной рабочей группы Минрегиона России были рассмотрены и одобрены следующие критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:
- наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;
- наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.
Кроме этого, в 2009 году была сформирована Рабочая группа по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в рамках деятельности которой были сформирован общий перечень из 335 городов (на основании предложений субъектов Российской Федерации), отнесенных к категории монопрофильных.
Структура моногородов по численности населения показывает, что наряду с крупными городами, где численность населения превышает 500 тыс. человек, основную массу составляют города с численностью населения до 20 тыс. человек (158 городов, или 47 % общего количества). [1]
В качестве основного инструмента реализации поставленной задачи выступал комплексный инвестиционный план модернизации моногорода (КИП).
Непосредственная разработка и формирование КИПов модернизации моногородов осуществлялась органами местного самоуправления моногородов, обсуждение комплекса мер по диверсификации экономики моногородов, включаемых в КИПы, производилось на площадке рабочих групп по модернизации моногородов, сформированных в 55 субъектах Российской Федерации и включающих в свои составы представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и собственников градообразующих предприятий.
Комплексный инвестиционный план:
- является ресурсно-обеспеченным инвестиционным пакетом (состоящим из комплекса взаимосвязанных и взаимодополняемых инвестиционных проектов) по решению наиболее критических проблем, выявленных в ходе диагностики и поддерживающим устойчивое развитие социально-экономической системы;
- обеспечивает возможность координации развития городов на территории субъекта Российской Федерации или агломерации;
- позволяет в ходе реализации сконцентрировать возможности федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и стратегий развития;
- дает возможность в ходе диагностики определить оптимальный путь развития города (включая стимулирование переезда населения);
- создает условия для реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства.
Обозначенные основные направления развития моногородов состоят в следующем:
- модернизация существующих производств, имеющих конкурентоспособный потенциал: сокращение переменных издержек, ориентация на выпуск товаров и предложение услуг с высокой добавленной стоимостью;
- поиск дополнительных экономических специализаций, диверсификация городской экономики посредством развития малого и среднего бизнеса в таких сферах как мелкотоварное производство по индивидуальным заказам, малоэтажное строительство и производство строительных материалов, сфера обслуживания, развитие информационно-коммуникативных технологий, модернизация коммунальной инфраструктуры, с созданием инфраструктуры поддержки предпринимательства: инкубаторов и технопарков;
- превращение в центр координации развития районного агропромышленного комплекса, переработка сельскохозяйственного сырья и поставка готовых продуктов на рынки агломераций и крупных городов;
- ускоренное развитие отвечающего потребностям местной экономики человеческого капитала;
- оказание инфраструктурных, транспортных и логистических, туристско-рекреационных и иных услуг для нужд агломераций и крупных городов.
Главным критерием отбора «якорных проектов», претендующих к софинансированию за счет средств федерального бюджета, должно стать комплексное решение проблем улучшения инвестиционного климата, модернизации промышленности, обеспечивающее максимальную дополнительную занятость с хорошо оплачиваемыми, современными рабочими местами, синергетический и мультипликативный эффекты.
В рамках проводимой работы в 2010 году из перечня 335 моногородов было выделено 35 моногородов [1], в которых зафиксировано нестабильное социально-экономическое положение, наблюдались предпосылки социальной напряженности и значительный спад в экономике и которым требуется более пристальное внимание со стороны федеральных властей и незамедлительная поддержка за счет средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на реализацию инвестиционных проектов в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в форме бюджетного кредита, субсидии на реализацию программ по развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах, а также в виде внесения дополнительного имущественного взноса в Фонд ЖКХ на расширение программ по капитальном ремонту аварийных многоквартирных жилых домов и переселению граждан моногородов из ветхого и аварийного жилья.
Таким образом, большая часть средств должна предоставляться на возмездной и возвратной основе.
Кроме того, в целях снижения напряженности на рынке труда моногородов Правительством Российской Федерации было принято решение о дополнительном выделении отдельным субъектам федерации из средств субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда моногородов, уровень регистрируемой безработицы в которых превышает среднероссийский уровень безработицы (2,1 % от численности экономически активного населения по состоянию на 01 февраля 2010 г. [1]).
Основные задачи на следующем этапе реализации программы: [1]
- отбор не менее 15 лучших комплексных инвестиционных планов для поддержки их мероприятий. Согласно предварительному анализу, реализация мероприятий КИПов моногородов, может обеспечить до 40 тыс. новых рабочих мест, тем самым способствуя снижению уровня безработицы в каждом из городов вплоть до 2 %. В итоге число моногородов, получающих господдержку, достигнет 50;
- формирование перечня «пилотных проектов» (не менее 50 стоимостью свыше 2000 млн. руб.), реализуемых в 2011 году с привлечением Внешэкономбанка, как института развития;
- рекомендация региональным и муниципальным органам власти самостоятельно продолжать работу по поиску инвесторов для реализации инвестпроектов стоимостью до 2 000 млн.руб., а таких, по официальным данным, было заявлено более 1 тысячи, причем 774 из них — проекты стоимостью до 100 млн. руб.
- государственная поддержка инвестиционных проектов за счет федерального бюджета в основном должна ограничиться софинансированием строительства и реконструкцией инфраструктурных проектов (коммунальные сети, электроэнергоснабжение, дорожное хозяйство).
Хотелось бы отметить, что как метод государственного управления пространственно-экономическими трансформациями, подобная поддержка монопрофильных городов применима скорее в условиях кризиса для предотвращения острых социальных последствий. При стабильном состоянии экономической системы подобные недостатки в структуре экономики должны выявляться в рабочем порядке и по возможности устраняться рыночными механизмами (стимулированием инвесторов для диверсификации хозяйства, реализацией программ по повышению эффективности градообразующих предприятий, созданием региональных особых экономических зон и т.д.).
Литература:
1. Официальный интернет-ресурс секции «Моногорода» Союза Российских городов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.monogorod.org