В статье рассматриваются существующие проблемы взаимодействия между моногородами и градообразующими предприятиями и перспективы решения проблем современного градообразующего предприятия. Выделены необходимые условия экономического развития монопрофильных муниципальных образований. Выявлены и исследованы причины возникновения данных проблем, которые мешают развитию как конкретных предприятий, так и общему развитию экономики.
Ключевые слова: моногород, градообразующее предприятие, государственное регулирование
This article presents a brief historical note on the establishment of monotowns, the reasons for the crisis are specified. The main problems of cooperation of monocities and forming enterprises are shown. The reasons of such problems are given and the ways to solve them are provided.
Keywords: monocities, monotowns, forming enterprises, monotown’s development
Понятие «моногород» укрепилось сравнительно недавно, однако само явление существует достаточно долго. Стоит отметить, что данный факт в существующих экономических реалиях изучен недостаточно.
В первую очередь необходимо определиться с самимтермином «моногород». В настоящее время в России насчитывается 319 моногородов. Каждый из них представляет собой муниципальное образование, в развитии которого определяющую роль играют одно или несколько предприятий. Такие предприятия, называемые градообразующими, принадлежат одной либо смежным отраслям, связанным единой технологической цепочкой. Этим хозяйствующим субъектам должен быть присущ хотя бы один из следующих признаков: на них в сумме производится не менее 50 % валового объема города, либо работает не менее 25 % экономически активного населения [6, с. 16].
Для России развитие моногородов является особенно важным по ряду следующих причин:
− монопрофильные города составляют 14 % всех городов страны, в которых проживает порядка 35 млн человек, т. е. четверть населения РФ;
− значительная часть монопрофильных населенных пунктов не обладает характеристиками кризисных, и вопрос их модернизации (перепрофилирования и диверсификации) непосредственно связан с переходом к экономике инноваций;
− в кризисных моногородах отмечается высокий уровень обострения социальных проблем;
− развитие и модернизация моногородов тесно увязаны с оптимизацией системы расселения и размещения производительных сил страны, социально-экономическим развитием округов и регионов [5, с. 4].
Предприятия, которые занимаются промышленной деятельностью, как правило, имеют две отличительные особенности. Первая заключается в том, что данные предприятия являются градообразующими, ведь города формировались и развивались за счет существования данного рода предприятий. Вторая особенность заключается в том, что практически все существующие градообразующие предприятия уже давно устарели, помимо общего износа они еще применяют старые технологии.
В настоящее время существует множество проблем во внутренней и внешней среде моногородов. При этом за долгое время эффективная система работы органов власти не была сформирована.
Наиболее часто проблемы решаются на местном уровне с катастрофической неэффективностью и нехваткой средств, что в дальнейшем только накапливает имеющиеся проблемы и провоцирует появление новых. Ярким примером подобной ситуации служит мировой финансовый кризис 2008 года, во время которого всплыло большое количество проблем, что повлекло за собой снижение работы инвестиционных проектов или полный отказ от их осуществления.
Для борьбы с финансовыми проблемами было произведено сокращение наемного персонала, урезались зарплаты, что не могло не спровоцировать тяжелые последствия данными действиями непосредственно для самого населения городов.
Мониторинг, проведенный Министерством регионального развития Российской Федерации, позволил выявить ряд проблем, снижавших эффективность господдержки. К ним относятся следующие вопросы:
− У моногородов нет уверенности в долгосрочности государственных мер поддержки.
− Поддержка оказывалась лишь крупным городам, поскольку именно там наибольшее число безработных. Помощь населенным пунктам с числом жителей менее 5 тысяч человек и сёлам была отдана на региональный уровень. Для них даже теоретически невозможно привлечь инвесторов для реализации проектов модернизации. Без государственной помощи им свои проблемы не решить. Стоит отметить и отсутствие должного внимания к этой проблеме со стороны администраций ряда регионов.
− Оказание содействия модернизации моногородов не стало важной задачей и для ряда собственников градообразующих предприятий, которые считают, что этим должно заниматься исключительно государство.
− И, наконец, отмечается дефицит квалифицированных кадров, как для вновь созданных производств, так и для структур, занимающихся разработкой инвестпроектов на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. В итоге образуется дефицит проектов, отвечающих банковским стандартам инвестирования, отсутствует необходимая инфраструктура для их реализации, сохраняются длительные процедуры формирования технической и разрешительной документации [7, с. 72].
Министерство регионального развития Российской Федерации предложило несколько возможных версий, при помощи осуществления которых, есть вероятность своевременно выявлять проблемы моногородов, предусматривая при этом ряд конкретных альтернативных вариантов:
- При условии эффективной работы градообразующего предприятия считается, что проблемы у моногорода отсутствуют;
- Возникновение проблем непосредственно в работе градообразующего предприятия влечет за собой возникновение проблем у моногорода;
- Как только решаются проблемы, связанные с градообразующим предприятием, автоматически решаются и проблемы, связанные с моногородом.
На основании данного подхода Министерством регионального развития России были созданы разновидности стратегических решений проблем, к которым относят:
- Содействие в развитии рынков сбыта продукции, вырабатываемой градообразующим предприятием;
- Разрешение всех проблем непосредственно с человеком, являющимся собственником градообразующего предприятия;
- Изменение профильных направлений непосредственно в градообразующем предприятии;
- Переселения всех проживающих на территории моногорода и полная ликвидация градообразующего предприятия.
В данных стратегиях, к сожалению, затронуты не все проблемы, которые следовало бы разрешить. Например, так и остается нерешенной проблема, связанная с управлением многопрофильными городами, в то время как стратегии, существующие для моногородов, не позволяют адаптировать их под многопрофильные, так как идут в разрез с правильными стратегическими разработками именно для них.
Проблема, которая заключается в поиске вариантов улучшения существующей ситуации в моногородах, которые предоставляют возможность данным населенным пунктам развиваться самостоятельно, а также способствует их более легкому приспособлению к изменениям условий в окружающей среде без регулярного обращения за необходимыми ресурсами к государству.
В существующих условиях неопределенности после кризисного периода, а также сложностей в прогнозировании будущих условий в экономике для развития территорий из задачи, на локальном уровне, переходит в задачу, на масштабном уровне, которая заключается, прежде всего, в обеспечении стойкости в развитии экономики нации.
Данная задача, безусловно, требует формирования совершенно новых подходов как к общим вопросам, касающимся анализа нынешней экономики, так и к созданию механизмов, которые обеспечивают контроль и управление процессом устойчивого экономического развития населенных пунктов.
В современном мире так и не сформирована система, которая бы помогала сглаживать дисбалансы в развитии поселений, решала вопросы, связанные непосредственно со специфическим управлением моногородов. Кроме того, нет осознания ситуации, где самым основным и важным ресурсом является именно население, а не градообразующее предприятие.
На данный момент моногорода остро нуждаются в специальном и максимально эффективном плане мероприятий, направленных непосредственно на изучение состояния экономики и ее улучшения, а также формирования нового уровня в социально-экономическом развитии.
Для повышения эффективности работ необходимо скоординировать работу различных ведомств в рамках модернизации моногородов. Каждое ведомство может в рамках федеральных и своих целевых программ в приоритетном порядке выделить ресурсы на решение этой задачи. Если предлагаемые подходы будут последовательно реализовываться, то уже в семилетней перспективе будет обеспечено устойчивое развитие моногородов. Модернизация моногородов станет основой для измерения экономики малых и средних городов по всей стране [2, с. 6].
За счет градообразующих предприятий происходит формирование социально-экономической среды, качественные характеристики и степень развитости которой оказывают большую степень воздействия на уровень жизни населения. Таким образом, развитие различных инфраструктур, а также инвестиционная ценность территории и иные аспекты позволяют создать обстановку для функционирования градообразующего предприятия, условия внешней среды, которые значительно влияют на бизнес-процессы. Из этого следует, что стратегические мероприятия цель которых заключается в развитии не только моногородов, но и всего региона, к которому они относятся, зависит в первую очередь от работы и существующей деятельности самих градообразующих предприятий.
С началом формирования рыночной экономика, произошла замена собственников множества предприятий, за счет сильнейшего изменения условий внешней среды почти все предприятия и моногорода, а также их населения претерпевают тяжелые времена, которые, с учетом существующего финансового кризиса в мире только усугубили реальные проблемы. Проблема функционирования градообразующих предприятий перешла в стратегическое значение как для регионов, так и для всей страны.
Стоит еще раз подчеркнуть, что главное отличие моногорода заключается в том, что моногород тесно взаимосвязан с градообразующим предприятием, которое берет на себя ответственность за функционирование города в целом. Расходы подобных предприятий, в основном, включаются в себестоимость производимой продукции, данное условие в конечном итоге делает ее просто неконкурентоспособной. При этом, проблемы, связанные с финансированием моногородов в итоге, становятся проблемами, касающимися экономики и населения данного города.
На сегодняшний день самой широко распространенной проблемой моногородов считается действия сферы ЖКХ. Проблема в данной отрасли заключается в недостаточном количестве средств для финансирования различных ремонтных работ, а также своевременной замене оборудования, необходимого для снабжения отоплением и горячей водой существующего населения.
Как показывает практика, в реальной жизни происходит так, что ремонты практически полностью отсутствуют, а если и проводятся, но на тот момент, когда ситуация уже стала критической или привела к еще более серьезной поломке. Для исключения данной проблемы рекомендуется выделять специальные активы для данных целей со стороны государства или за счет привлечения инвесторов.
К еще одной из актуальных проблем градообразующих предприятий относят наследие централизованной плановой экономики советского периода, а именно это проявляется невозможностью со стороны менеджмента подобных предприятий своевременно выявлять и реагировать на происходящие на рынке изменения и принимать соответствующие решения. Одним из вариантов для решения данной проблемы предлагается разработать стратегию действий, направленную на повышение знаний и квалификации существующего персонала в управлении градообразующих предприятий, в том числе предоставить бесплатную возможность получить образование для населения моногородов и обучить его новым профессиям.
Нельзя не отметить, что развитию бизнеса в моногородах также мешает их территориальное расположение, а также слишком слабая степень развитости коммуникаций.
Существует еще и демографическая проблема, которая связана со снижением количества численности существующего населения. Основной причиной является отъезд жителей в связи с выталкивающими факторами, такими как кризис градообразующего предприятия, который влечет за собой сокращение рабочих мест, высокие издержки производства, невозможность конкурировать и др.
Результат отъезда трудоспособного и профессионального населения связывают с более актуальной проблемой на сегодняшний день, которая заключается в нехватки профессионалов и специалистов с высокой компетенцией, что влечет за собой соответствующие последствия, а именно задержку выхода экономики моногородов из существующего кризиса.
На современном этапе высокий уровень многопрофильности со стороны экономики моногородов являет собой основную проблему, которая мешают развитию данных городов. Слишком узкая специализация формирует зависимость подобного города от внешних условий, а также делает его неустойчивым по отношению к негативным воздействиям со стороны внешней среды. Падение спроса и цен на продукцию, изменение внешних условий рыночной экономики провоцируют кризис экономики такого города. В итоге следует сделать вывод о том, что многопрофильная экономика наиболее подвержена влиянию со стороны кризиса, что и является ее характерной чертой.
Ситуация, которая сложилась на рынке труда моногородов в нынешних условиях, непосредственно влияет на политическую и социальную стабильность страны. В связи с узкой направленностью рынка труда, появляющиеся кризисы в рамках градообразующих предприятий провоцируют появление большого объема локальной безработицы, которая может затягиваться на длительные периоды.
Существующая безработица в рамках моногородов, безусловно, несет в себе неблагоприятные последствия как для самих населенных пунктов, так и провоцирует угрозу для стабильности социума и политики относительно всей страны.
Во время существующих кризисов моногорода считаются очагами, которые могут спровоцировать собой взрыв социального характера, который выражается в разнообразных акциях протеста открытого характера, недовольством по отношения работы органов власти, снижении степени доверия к политическим и социальным институтам всей страны в целом. Данные волнения нередко использовались с целью обострения уровня социальных конфликтов радикальными политическими силами.
Как показывает практика, градообразующее предприятие может рассчитывать на устойчивое развитие только в том случае, если оно ориентируется в своей деятельности на удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон, экономические интересы которых отражают объективные мотивы их отношения к результатам производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Градообразующие предприятия создают рабочие места, определяют уровень и качество жизни населения, обеспечивают развитие рынков труда, производства, инфраструктуры и услуг. Таким образом, на современном этапе градообразующие предприятия и эффективность их деятельности являются важным фактором, определяющим характер и уровень социально-экономического развития моногородов России.
Литература:
- Агарков М. А. Моногороду — монорешение // Эксперт. — 2009. — № 23. — С. 20–29.
- Басаргин В. Ф. О проблемах моногородов // Журнал Этап. — 2011. — № 3. — С. 5–8.
- Васильева Р. В. Моногорода: устойчивое развитие // Научное обозрение. — 2012. — № 9. — С. 700–704.
- Васильева Р. В. Применение современных методов исследования в управлении моногородами // Научная молодежь Приволжскому федеральному округу. — Казань: Казанский университет, 2012. — С. 50–53.
- Ильина И. Н. Стратегия модернизации моногородов России // Развитие монопрофильных населенных пунктов в Российской Федерации: сборник научных трудов. — М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2012. — С. 4–11.
- Маслова А. Н. Моногорода в России: проблемы и решения // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2011. — № 5. — С. 16–27.
- Модернизация России: территориальное измерение / под ред. А. А. Нещадина, Г. Л. Тульчинского. — СПб.: Алетейя, 2011. — 328 с.
- Рогова Е. М., Ткаченко Е. А., Карлик А. Е., Рохчин В. Е., Тихонова М. В. Стратегическое развитие промышленных моногородов России: научное обеспечение и пути реализации. — СПб.: ГУАП, 2013. — 230 с.