Моногорода: от выживания до поддержки и развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 14.06.2018

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Позднякова, Ж. С. Моногорода: от выживания до поддержки и развития / Ж. С. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51404/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: инвестиции, моногорода, город-завод, социальная политика, градообразующее предприятие, общество, муниципальный субъект.

В начале 2000 — х годов в России появилось новое понятие — моногород. Четкого понятия данного термина до сих пор не сформулировано, но нужно признать, что это реальный факт нашей экономики, пусть пока и мало изученный. В отечественной практике понятию «моногород» близким является термин «город-завод», что предполагает наличие крупного предприятия, способного влиять на все основные аспекты жизни общества.

В законодательной базе данное понятие так же отсутствует, но подразумевается в нормативных актах, которые лишь упоминают градообразующие предприятия. Ранее для определения понятия градообразующего предприятия использовалось Постановление Правительства РФ от 29.08.94 № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий — должников, являющихся градообразующими», однако оно фактически утратило силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 02.02.2005 № 116, признавшего утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114, в соответствии с которым было издано указанное Постановление. После утраты силы этим документом не существует единой, законодательно закрепленной системы критериев отнесения предприятий к градообразующим. Однако, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.06.2018)фиксируется, что градообразующими предприятиями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек [1].

Существует определенная методика Министерства регионального развития РФ, по которой можно выявить моногород. Это такой населенный пункт, в котором свыше двадцати пяти процентов жителей являются работниками одного предприятия. Причем выпускаемая этим заводом или фабрикой продукция на 50 % имеет отношение, только к одной определенной отрасли.

Моногород — это довольно сложная структура. Здесь наблюдается неразрывная связь между предприятием и населенным пунктом. На такое предприятие возлагается и нагрузка социального характера, что позволяет обеспечивать все условия жизнедеятельности в данном населенном пункте [4]. Однако такая ситуация приводит к тому, что выпускаемая продукция имеет высокую себестоимость. В нее включаются затраты на поддержание социальной сферы. В результате конечный продукт из-за своей высокой стоимости не способен выдержать конкуренцию на рынке.

Нужно отметить, что моногорода традиционны для российской экономики. Первые моногорода появились ещё при Петре I во время первой волны индустриализации. В то время по всей стране появлялись новые производства, такие как суконные мануфактуры и железоделательные заводы, а это требовало рабочих рук. К заводам прикреплялись крестьяне, либо использовались каторжные работники. Поэтому изначально появлялись заводы — поселки, которые преобразовывались в промышленные центры, например Челябинск, но есть и та часть, которая осталась в состоянии моногорода, например Аша.

Большое количество монопрофильных городов появилось в нашей стране в годы Второй мировой войны. Они возникли на базе эвакуированных предприятий. Позднее некоторые из таких рабочих поселков слились с расположенными неподалеку городами (примером тому может служить Танкоград, ставший частью Челябинска).

На самом деле структура моногородов в России представляет сложный конгломерат городов разных по численности, по сложности производства и квалификации жителей. Необходимо говорить о своевременном реагировании на изменяющиеся запросы, которые предъявляет общество, и переориентации производства, что поможет решить накопившиеся проблемы и избежать кризисных ситуации, причем как в экономической, так и социальной сфере, а в масштабах страны это вывод из зоны риска 30-40 % ВВП.

Возникновение моногородов в структуре российской экономике нельзя оценить однозначно положительно или отрицательно. Но можно рассмотреть как специфический способ адаптации размещаемых производственных сил к особым климатическим и географическим условиям нашей страны. На Министерство регионального развития РФ сегодня возложена задача вести мониторинг ситуации в моногородах и держать вопросы их развития на постоянном контроле. При Министерстве создан Департамент регионального развития Минэкономразвития РФ, который занимается выработкой государственной политики и нормативно-правового регулирования в области социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Департамент координирует деятельность органов государственной власти субъектов по обеспечению стабильного развития закрытых административно-территориальных образований, монопрофильных населенных пунктов, территорий опережающего социально-экономического развития (за исключением ТОР на Дальнем Востоке), особых экономических зон, а также в сфере социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Арктики. С января 2015 года Минэкономразвития России запустило комплексный мониторинг социально-экономического положения моногородов, который проводится в отношении городов, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства № 1398-р. По мнению специалистов Минэкономразвития, результаты оценки помогают своевременно выявить риски ухудшения социально-экономического положения в моногородах и подготовить предложения по дополнительным мерам их государственной поддержки.

Анализируя состояние моногородов можно выделить их проблемы сегодня:

  1. Экономические: низкая степень диверсификации экономики, высокая зависимость занятости населения от работы градообразующего предприятия, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, низкая инвестиционная привлекательность;
  2. Социальные: высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов населения, сокращение численности населения и рост социальной напряженности;
  3. Проблемы жизнеобеспечивающей инфраструктуры: высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры;
  4. Административные: отсутствие реальных рычагов воздействия на градообразующие предприятия.

Однако нужно понимать, что единого решения нет, нужно разрабатывать универсальное решение для каждого отдельного субъекта.

Основная задача, которую приходится сегодня решать Правительству РФ, состоит в том, чтобы создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и имеющий возможность саморазвития без обращения к помощи государственных ресурсов.

В России есть попытки сделать моногорода более привлекательными для инвестиции, к примеру, 2015 год был уникален тем, что начали реализовываться ключевые меры поддержки моногородов, решаться широкий спектр задач, не только связанный со снятием инфраструктурных ограничений, но и было принято решение о распространении налоговых льгот на территории моногородов.

И, конечно, создание специальных программ и механизмов реструктуризации экономики моногородов, как любых депрессивных территорий, существенно облегчит решение проблем.

В России на сегодняшний день официально насчитывается 319 моногородов. Руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева считает, что одна из главных задач — снижение их числа. Предполагается, что к концу 2018 года 18 населенных пунктов покинут список.

По данным Министерства экономического развития в Челябинской области сегодня 16 моногородов, в том числе 7 из них с наиболее сложным социально-экономическим положением. Моногорода распределены на три категории в зависимости от степени ухудшения складывающейся в них социально-экономической ситуации, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующей организации.

К первой категории — с наиболее сложным социально-экономическим положением — в регионе отнесены Усть-Катав, Нязепетровск, Верхний Уфалей, Карабаш и Аша;

Ко второй — с имеющимися рисками ухудшения СЭП — Миньяр, Сим, Бакал, Сатка, Озерск, Миасс, Златоуст и Чебаркуль;

К третьей категории — со стабильной социально-экономической ситуацией — Магнитогорск, Трехгорный и Снежинск [6].

На данном этапе все моногорода области ориентированы на металлургию, металлоемкое машиностроение и атомную промышленность, что вызывает огромную нагрузку на окружающую среду.

Следовательно, прослеживается замкнутый характер проблем развития моногородов Челябинской области в соответствии с рисунком 1.

Рис. 1. Проблемы развития моногородов Челябинской области

Для любого моногорода невозможно найти выход из монопрофильной ситуации, разрабатывая стратегию развития только на региональном уровне, так как моногорода являются проблемой национального масштаба. Однако необходимо понимать, что исключительно на государственном уровне проблемы моногородов решиться не могут. Эффективность государственной поддержки в решении проблем моногородов возможна только заблаговременно на стадии благополучного развития города. Если проблемы моногорода уже образовали собой неразделимый комплекс, подходы к их решению необходимо применять тоже комплексно.

Нужно понимать, что проблема моногородов в России это не столько привлечение ресурсов государством, это еще и проблема реализации социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях. Оценка эффективной корпоративной социальной политики должна соотноситься с реальным социальным заказом и потребностями общества. Иначе все социальные инвестиции нецелесообразны, а выработка социального заказа это, в первую очередь, построение диалога между местными органами власти, общественностью и представителями малого и среднего бизнеса. Наличие социального заказа позволит говорить об эффективности социальной политики, а так же контроле целевого использования средств. В регионах накоплен опыт, теперь стоит задача его обобщить и выработать конкретные методики и процедуры принятия социальных заказов и контроля реализации. Особенно это важно когда речь идет о развитии и реструктуризации моногородов, крайне важно ведение разъяснительной работы, создание активной и конструктивно настроенной позиции местного сообщества, его готовность к развитию и принятию инновационных идей. Необходимо привлечение населения к процессу внедрения информационно — коммуникационных технологии по формированию нового качества жизни. Социальные инвестиции становятся точечным вливанием, инициализирующим запуск процесса развития самого региона. И важно осознать необходимость взаимо-ответственного социального партнерства. Важнейшими задачами здесь является: привлечение внимания к социальным инвестициям и социальному партнерству, налаживание социальных связей, оптимизация отношении с местными органами власти и общественностью, создание предпосылок для диалога, консолидация общества на конструктивной основе.

Ярким примером является, Челябинская область, где весь 2017 год работала целевая программа «Пять шагов благоустройства повседневности», сообщает сайт правительства Челябинской области [7]. В регионе на благоустройство 16 моногородов было потрачено 1,3 млрд. рублей из федерального, областного и муниципальных бюджетов плюс привлечение социальных инвестиции, что позволило реализовать ряд проектов. Самый масштабный проект был воплощен в Магнитогорске, где реконструировали парк отдыха у Вечного огня. Там заасфальтировали дорожки, обновили освещение, установили малые архитектурные формы, высадили новые деревья и кустарники. Кроме того, теперь на территории парка есть освещенные беговые и велодорожки. Обновленная площадь парка стала больше на 38 гектаров. Второй по вложениям проект благоустройства реализован в прошлом году в Златоусте. Там также привели в порядок городской парк — «Молодежный». Теперь там есть три зоны отдыха, одна из которых — этнодеревня, где можно познакомиться с культурой и бытом разных народов. Кроме того, в парке появились несколько зон для активного отдыха детей: «Шхуна», детский лабиринт, веревочный парк и тропа для скандинавской ходьбы. Для взрослых обустроены зона досуга со сценой, светодиодным экраном, беседками, скамьями-качелями и беспроводным интернетом. Также эксперты отметили благоустройство сквера «Маленький принц» в Сатке, создание «Сада камней» в Карабаше и реконструкцию уличного освещения в Аше.

Нужно понимать, что изучение и обобщение опыта даст возможность создания конкретных структур, процедур и методик, выявит возможных участников социального диалога и партнерства и в конечном итоге создаст условия для реального гражданского общества.

Литература:

  1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.06.2018)
  2. Бабурин, В.Л. Риски сохраняются [Текст] / В. Л. Бабурин // Жур- нал Бюджет. — 2012. — № 1 (109). — с. 38-40
  3. Глазычев, В., Стародубровская, И. Челябинская агломерация: потенциал развития / В. Глазычев, И. Стародубровская и др. — Челябинск, 2008. — 278 с.
  4. Маслова, А.Н. Моногорода в России: проблемы и решения [Текст] / А.Н. Маслова // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Научный журнал. — 2011. — № 5. — С. 16-28
  5. http://fb.ru –Фролова, Л., Моногород — это что такое? Поддержка и развитие моногородов России
  6. http://mineconom74.ru- официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области
  7. http://pravmin74.ru — официальный сайт Правительства Челябинской области
Основные термины (генерируются автоматически): моногородов, Россия, моногород, Челябинская область, Аша, градообразующее предприятие, населенный пункт, социальная политика, государственная поддержка, региональный уровень.


Ключевые слова

инвестиции, общество, моногорода, социальная политика, градообразующее предприятие, город-завод, муниципальный субъект

Похожие статьи

Кластерный подход как основа инвестиционной стратегии региона

В статье оценивается кластерный подход как основа для привлечения иностран-ных инвестиций в регион. Выделяются проблемы и недостатки развития кластера в российской экономике

Современные особенности урбанизации в России

В статье авторы стремятся проанализировать тенденции урбанизации в России и определить современные особенности данного процесса.

Проблема взаимодействия в системе моногород — градообразующее предприятие

В статье рассматриваются существующие проблемы взаимодействия между моногородами и градообразующими предприятиями и перспективы решения проблем современного градообразующего предприятия. Выделены необходимые условия экономического развития монопрофил...

Дальний Восток — регион опережающего развития

В данной статье рассматривается развитие дальневосточного региона на современном этапе. В частности, изучаются проблемы и перспективы реализации концепции развития дальневосточного региона.

Социальные, природные, экономические и инфраструктурные предпосылки к созданию линейных агломераций в Российской Федерации

Статья освещает предпосылки к формированию линейных форм агломерации вдоль основных транспортных коридоров страны, потенциал для новых экономических и социальных процессов, а также сдерживающие их рост и развитие факторы.

Особенности кластерного развития экономики

В данной статье проанализированы особенности кластерного развития национальной экономики, управления активами компаний, роль НИОКР в развитии современных компаний и повышении их конкурентоспособности. Также изучено роль кластера как основа стимулиров...

Инновационное управление сотрудниками малого предприятия

В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.

Роль мегапроектов в развитии городов

В данной статье рассматривается опыт Российской Федерации, а именно олимпийский мегапроект «Сочи 2014», который для нашей страны является международным инвестиционно-строительным проектом, аналогов которому не было уже несколько десятилетий.

Закономерности размещения территорий инновационного развития в пригородных зонах Калининградской области

В статье представлены результаты исследования закономерностей размещения территорий инновационного развития в регионе на примере Калининградской области. Выявлены факторы размещения, произведена группировка территорий инновационного развития по типам...

Особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения (на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области)

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области, градообразующим предприятием которого явля...

Похожие статьи

Кластерный подход как основа инвестиционной стратегии региона

В статье оценивается кластерный подход как основа для привлечения иностран-ных инвестиций в регион. Выделяются проблемы и недостатки развития кластера в российской экономике

Современные особенности урбанизации в России

В статье авторы стремятся проанализировать тенденции урбанизации в России и определить современные особенности данного процесса.

Проблема взаимодействия в системе моногород — градообразующее предприятие

В статье рассматриваются существующие проблемы взаимодействия между моногородами и градообразующими предприятиями и перспективы решения проблем современного градообразующего предприятия. Выделены необходимые условия экономического развития монопрофил...

Дальний Восток — регион опережающего развития

В данной статье рассматривается развитие дальневосточного региона на современном этапе. В частности, изучаются проблемы и перспективы реализации концепции развития дальневосточного региона.

Социальные, природные, экономические и инфраструктурные предпосылки к созданию линейных агломераций в Российской Федерации

Статья освещает предпосылки к формированию линейных форм агломерации вдоль основных транспортных коридоров страны, потенциал для новых экономических и социальных процессов, а также сдерживающие их рост и развитие факторы.

Особенности кластерного развития экономики

В данной статье проанализированы особенности кластерного развития национальной экономики, управления активами компаний, роль НИОКР в развитии современных компаний и повышении их конкурентоспособности. Также изучено роль кластера как основа стимулиров...

Инновационное управление сотрудниками малого предприятия

В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.

Роль мегапроектов в развитии городов

В данной статье рассматривается опыт Российской Федерации, а именно олимпийский мегапроект «Сочи 2014», который для нашей страны является международным инвестиционно-строительным проектом, аналогов которому не было уже несколько десятилетий.

Закономерности размещения территорий инновационного развития в пригородных зонах Калининградской области

В статье представлены результаты исследования закономерностей размещения территорий инновационного развития в регионе на примере Калининградской области. Выявлены факторы размещения, произведена группировка территорий инновационного развития по типам...

Особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения (на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области)

В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области, градообразующим предприятием которого явля...

Задать вопрос