Тактические особенности осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 22.09.2015

Статья просмотрена: 2844 раза

Библиографическое описание:

Уварова И. А., Сорочан В. В. Тактические особенности осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 520-523. — URL https://moluch.ru/archive/99/22130/ (дата обращения: 17.12.2018).

В данной статье рассматриваются процессуальные и тактические особенности осмотра жилища. Делаются выводы о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих законность осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

Ключевые слова: осмотр жилища, тактические особенности, процессуальные особенности, конституционный принцип.

 

Следственный осмотр является одним из наиболее эффективных действий, с помощью которого обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистически значимой информации.

Одно из главных требований, предъявляемых к следственному осмотру — это своевременное его проведение, без промедления после получения соответствующей информации о деянии [1, с. 116].

Часть 5 ст. 177 УПК РФ устанавливает порядок производства осмотра жилища. При производстве осмотра жилища одним из принципов его эффективности является незамедлительность проведения. Однако, принимая решение о проведении этого следственного действия, у следователя в повседневной практике могут возникать трудности. Это отчасти объясняется «…вольным толкованием закона, что приводит к риску признания полученных доказательств недопустимыми, нарушению конституционных прав и свобод граждан» [2, с. 29].

Конституционный принцип неприкосновенности жилища нашел своё закрепление в п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которому только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

Право на неприкосновенность жилища является одним из важнейших в международном праве и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, «…никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища». Так же право на неприкосновенность жилища закреплено в таких правовых актах как Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ст. 25 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Такой запрет не может быть абсолютным. Необходимость обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц требует в некоторых случаях ограничения права на неприкосновенность жилища. Понятие «проживающие в жилище на законных основаниях граждане», на наш взгляд, включает в себя лиц, имеющих право собственности или право пользования на законном основании, т. е. при наличии документов, подтверждающих аренду, наем, поднаем жилого помещения и др. Лица, занимающие жилое помещение противоправно (например, самовольное заселение построенного жилого дома, заселение без соответствующего разрешения освободившейся комнаты в коммунальной квартире, и т. д.), не имеют право на реализацию предусмотренных комментируемой статьей прав.

В тех ситуациях, когда жилище сдано в аренду, очевидным является то, что нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, а нужно истребовать согласие арендатора, поскольку именно он на этот момент непосредственно владеет и пользуется этим помещением.

Необходимо отметить, что согласие нужно спрашивать только у надлежащего лица. Согласие иного лица (ребенка, няни, домработницы и т. д.) в расчет не принимается. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, то согласие нужно спрашивать у их законных представителей. В тех случаях, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра, должен действовать судебный порядок. Аналогичным образом следует поступить и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала согласились на его осмотр, а потом поменяли свое решение.

Таким образом, постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства осмотра жилища выносится в тех случаях, когда проживающие в жилище лица не выразили согласие на производство осмотра. Только после этого следователь вправе обратиться с ходатайством в суд за получением разрешения на производство осмотра жилища.

Порядок производства осмотра жилища без согласия проживающих в нем лиц, практически не урегулирован законодателем. При наличии оснований для осмотра жилища, но при отсутствии согласия проживающих в нём лиц следователь обращается за соответствующим разрешением в суд. Когда уголовное дело возбужденно, следователь перед началом осмотра предъявляет соответствующее постановление суда. При вхождении в жилище следователь объявляет присутствующим, какое следственное действие будет производиться и в чем состоит его цель. Если осмотр производится по постановлению следователя, то оно также предъявляется следователем владельцу или иному лицу, проживающему в данном жилище под роспись. Вместе с тем закон не устанавливает порядок действия следователя, если проживающие в жилище лица на момент проведения осмотра отсутствуют. Сравнительный анализ ст. ст. 177, 180 и 182 УПК РФ позволяет сделать вывод, что осмотр жилища в отличие от обыска может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц. Полагаем, что в таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, ТСЖ и т. д.).

Так, О. Я. Баев указывает, что при осмотре жилища одна из первых тактических задач следователя — это убедить проживающих в нем лиц дать согласие на проведение осмотра, путем разъяснения целей данного следственного действия, не противоречащих их интересам, а также негативных последствий отказа [3, с. 82,83].

Закон не указывает, что делать, если проживающие в жилище лица, несмотря на уговоры и наличие постановления об осмотре жилища или судебного решения, отказываются впустить участников осмотра. Возможно, что в случае добровольного отказа жильцов предоставить следователю возможность осмотра их жилища к ним должны быть применены меры принуждения, аналогичные тем, которые применяются при обыске [4, с. 59]. Учитывая, что действия правоохранительных органов будут носить законный характер, нарушения конституционных прав проживающих в жилище граждан не произойдет. Впоследствии лица, отказывающиеся выполнять законное требование следователя, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности [5, с. 29].

Как и в обычных ситуациях, когда проведение осмотра жилища требует предварительного получения судебного решения, в исключительных случаях также необходимы соответствующие основания и соблюдение процессуальной процедуры их проведения. Поэтому результаты этого следственного действия могут быть признаны недопустимыми не только в связи с отсутствием ситуации, не терпящих отлагательств, но и из-за нарушения процессуальной процедуры при их производстве. К сожалению, отсроченный контроль со стороны прокурора и судьи может лишь выявить и устранить допущенные нарушения, но не предупредить их. Этим и определяются повышенные требования к следователю по обеспечению законности и обоснованности производства осмотра жилища, в соответствии с ч.5 ст.165 УПК РФ.

Вся сложность решаемой следователями задачи заключается в том, что возрастает опасность нарушения закона, вызванная неопределенностью понятия «исключительность случаев, не терпящих отлагательства». При этих обстоятельствах необходимо правильно понимать использовать указанный термин. В комментарии к УПК РФ, изданном Институтом государства и права РАН, утверждается, что основания для таких исключений очевидны, они продиктованы самим характером этих следственных действий, когда любое промедление с их производством может лишить их смысла вообще [6, с. 77].

При производстве осмотра жилища, в соответствии с ч.5 ст.165 УПК РФ предусмотрена возможность в исключительных случаях производить осмотр жилища на основании постановления следователя до получения судебного решения с последующим уведомлением об этом в течение 24 часов судьи и прокурора. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности принятого следователем решения и в связи с этим оценки допустимости полученных доказательств.

В соответствии с ч.2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательств, производство осмотра жилища, может производиться до возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, если осмотр места происшествия производится до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен и не имеется достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было бы обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц. Следовательно, такой осмотр возможен лишь после возбуждения уголовного дела и получения разрешения суда. Но здесь необходима оперативность действий по выявлению признаков преступления, в то время как обращение в суд за разрешением на производство осмотра в вечернее и ночное время, в нерабочий день, при значительной удаленности места происшествия от места нахождения суда повлечет задержку во времени.

В ходе осмотра жилища участвуют понятые, которые удостоверяют факт производство следственного действия, его ход и результаты. В тех случаях, когда возникает опасность для жизни и здоровья, или жилище расположено в труднодоступной местности, следователь производит осмотр без участия понятых. Если невозможно обеспечить участие понятых, то в протоколе должны быть указаны причины их отсутствия. К таким причинам можно отнести следующие обстоятельства: а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима или осложнена; б) необходимость производства в неблагоприятных условиях. Вместе с тем проведение следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, без участия понятых — исключительное обстоятельство и подобная практика не должна принимать системный характер.

В ч.3 ст. 170 УПК РФ закреплено требование, в соответствии с которым при производстве следственных действий в отсутствии понятых обязательно применение технических средств фиксации результатов таких действий. Применение технических средств фиксации хода и результатов следственных действий возможно во всех случаях, в том числе и в отсутствии понятых. При невозможности использования технических средств, следователь вносит в протокол соответствующую запись.

Если понятые участвуют в следственном действии, то следователь должен организовать осмотр жилища таким образом, чтобы они непосредственно наблюдали обследуемую обстановку и присутствовали при обнаружении следов преступления и иных значимых для уголовного дела обстоятельств. Все обнаруженное и изъятое при осмотре жилища следователь в обязательном порядке предъявляет понятым и другим участникам следственного действия. По сложившейся практике понятые не редко допрашиваются в качестве свидетелей в целях проверки достоверности и допустимости результатов осмотра. Следователи допрашивают их в качестве свидетелей, как правило, в тех случаях, когда лично не производили это следственное действие.

В ходе осмотра жилища следователь составляет протокол, в котором описывает все действия, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. Если осмотр некоторых предметов невозможно произвести в самом жилище, то следователь изымает их, упаковывает, опечатывает и заверяет подписями понятых и своей подписью и впоследствии осматривает их в ходе самостоятельного следственного действия. Изъятые предметы прилагаются к протоколу, в котором указывается перечень изъятых предметов с описанием их индивидуальных признаков и особенностей. Внесенные в протокол изъятые предметы могут быть признаны постановлением следователя вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 74 и 180 УПК РФ доказательством по уголовному делу являются не сами результаты осмотра, а протокол этого следственного действия, в котором описываются все действия следователя при производстве осмотра, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в которой производился осмотр, и в том виде, в котором оно наблюдалось в момент обнаружения.

По окончанию производства следственного действия протокол следственного действия подписывается всеми участниками следственного действия.  В соответствии с действующим законодательством в случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия, следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в данном следственном действии (ст. 167 УПК РФ).

Таким образом, осмотр жилища является одним из наиболее эффективных следственных действий, при котором обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистической информации. Доказательства будут признаны недопустимыми, если при проведении осмотра жилища суд выявит нарушения требований законодательства.

 

Литература:

 

1.    Уварова И. А. Правовые и криминалистические основы предварительного расследования: учебное пособие / И. А. Уварова, Н. М. Перетятько; под общ. ред. П. П. Сергуна; М-во юстиции Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Поволжский (г. Саратов) юрид. ин-т (фил.). М., 2011.

2.    Феоктистов А. Осмотр места происшествия: уголовно-процессуальные проблемы // Законность. 2006. № 2.

3.    Баев О. Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика. М., 2003.

4.    Долгинов С. Д. Осмотр жилища: уголовно-процессуальные аспекты // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. № 3. С. 58–62.

5.    Власенко Н., Иванов А. Осмотр жилища // Законность, 2004. № 11.

6.    Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2014. С. 77.

Основные термины (генерируются автоматически): следственное действие, осмотр жилища, РФ, следователь, лицо, производство осмотра жилища, производство осмотра, осмотр, возбуждение уголовного дела, жилое помещение.


Ключевые слова

осмотр жилища, тактические особенности, процессуальные особенности, конституционный принцип.

Похожие статьи

Осмотр электронных устройств как самостоятельное...

Осмотр удобен тем, что его можно проводить до возбуждения уголовного дела без судебного решения и в протокол осмотра включать любые наблюдаемые и изымаемые сведения. Так, следователь вправе до возбуждения уголовного дела в порядке ст...

Проблемные вопросы производства обыска и выемки...

РФ, выемка, обыск, осмотр места происшествия, действие, возбуждение уголовного дела, Российская Федерация, следственное действие, личный обыск лица, изъятие предметов.

Нарушение прав и законных интересов граждан при производстве...

Осмотр жилого помещения должен производиться только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Следственное действие это проводится в том числе и до возбуждения уголовного дела.

Проблема неравенства субъектов собирания доказательств...

Однако при полном уравнивании пришлось бы предоставить защитнику полномочия, которыми обладает и следователь (дознаватель): возбуждение уголовного дела, производство следственных действий и т. д. При этом неизбежно...

Проблемы обеспечения прав и законных интересов подозреваемого.

Означает ли это, что производство осмотра жилища допустимо только после возбуждения уголовного, даже если на то есть согласие проживающих лиц? Уголовно-процессуальный закон не дает на это четкого ответа.

Производство и система следственных действий в уголовном...

В случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела может быть произведено лишь одно следственной действиеосмотр места происшествия (ч.1 ст. 176 УПК).

Производство процессуальных действий на стадии...

3. Ограниченный круг следственных действий возможных до возбуждения уголовного дела по признакам преступлений экономической направленности. Набор следственных действий, предусмотренных частью 1 ст. 144 УПК РФ...

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

Эффективность осмотра зависит от его правильного планирования и законного проведения, с соблюдение норм УПК РФ.

Особая роль принадлежит при расследовании дорожно-транспортных происшествий такому следственному действию, как осмотр.

Производство проверки по сообщениям о преступлениях...

В стадии возбуждения уголовного дела следователь делает обоснованное предположение, что признаки преступления существуют

‒ в случае отсутствия оснований для производства осмотра места происшествия иной возможности изъятия наркотического средства не имеется.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Осмотр электронных устройств как самостоятельное...

Осмотр удобен тем, что его можно проводить до возбуждения уголовного дела без судебного решения и в протокол осмотра включать любые наблюдаемые и изымаемые сведения. Так, следователь вправе до возбуждения уголовного дела в порядке ст...

Проблемные вопросы производства обыска и выемки...

РФ, выемка, обыск, осмотр места происшествия, действие, возбуждение уголовного дела, Российская Федерация, следственное действие, личный обыск лица, изъятие предметов.

Нарушение прав и законных интересов граждан при производстве...

Осмотр жилого помещения должен производиться только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Следственное действие это проводится в том числе и до возбуждения уголовного дела.

Проблема неравенства субъектов собирания доказательств...

Однако при полном уравнивании пришлось бы предоставить защитнику полномочия, которыми обладает и следователь (дознаватель): возбуждение уголовного дела, производство следственных действий и т. д. При этом неизбежно...

Проблемы обеспечения прав и законных интересов подозреваемого.

Означает ли это, что производство осмотра жилища допустимо только после возбуждения уголовного, даже если на то есть согласие проживающих лиц? Уголовно-процессуальный закон не дает на это четкого ответа.

Производство и система следственных действий в уголовном...

В случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела может быть произведено лишь одно следственной действиеосмотр места происшествия (ч.1 ст. 176 УПК).

Производство процессуальных действий на стадии...

3. Ограниченный круг следственных действий возможных до возбуждения уголовного дела по признакам преступлений экономической направленности. Набор следственных действий, предусмотренных частью 1 ст. 144 УПК РФ...

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

Эффективность осмотра зависит от его правильного планирования и законного проведения, с соблюдение норм УПК РФ.

Особая роль принадлежит при расследовании дорожно-транспортных происшествий такому следственному действию, как осмотр.

Производство проверки по сообщениям о преступлениях...

В стадии возбуждения уголовного дела следователь делает обоснованное предположение, что признаки преступления существуют

‒ в случае отсутствия оснований для производства осмотра места происшествия иной возможности изъятия наркотического средства не имеется.

Задать вопрос