При назначении наказания в обязательном порядке учитываются обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие наказание. Данные обстоятельства выступают в качестве критерия индивидуализации наказания на стадии избрания виновному вида и размера наказания (ст. 61, 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)). Так, смягчающие обстоятельства участвуют в формировании специальных правил назначения наказания, как в рамках санкции статьи Особенной части УК РФ (ст. 62 УК РФ), так и ниже низшего предела санкции (ст. 64 УК РФ). Смягчающие обстоятельства учитываются при решении вопроса об условном осуждении (ст. 73 УК РФ) [1, с. 21].
В ряду смягчающих наказание обстоятельств в уголовном законе прямо названо такое обстоятельство как «противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления» (п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ). Данное смягчающее обстоятельство объединяет в себе два альтернативных основания смягчения наказания: 1) противоправность поведения потерпевшего; 2) аморальность поведения потерпевшего, явившиеся поводом совершения преступления.
Под противоправностью поведения потерпевшего принято понимать действия, выражающиеся в побоях, истязаниях, издевательствах (как физических, так и психических), клевете, оскорблении и других действиях, которые признаны противоправными. Под аморальностью следует понимать действия со стороны потерпевшего, противоречащие принципам морали, нравственности, правилам приличия поведения, традициям и обычаям, принятым в обществе.
Противоправность и аморальность поведения потерпевшего, ставшее поводом совершения преступления, в качестве смягчающего наказания обстоятельства, довольно часто встречается в судебной практике. Во многих случаях совершения преступлений значительная роль принадлежит потерпевшему, т. е. жертве преступления, когда преступление представляется как результат взаимодействия преступника с жертвой преступления (потерпевшего). Жертва преступления возникает в предкриминальной ситуации как носитель совокупности определенных личностных качеств, которые отрицательно или положительно влияют на виктимологическую составляющую преступления. Виктимологические составляющие позволяют обратить внимание на провоцирующее поведение потерпевшего, когда в силу определенных его личных качеств он создает повод к совершению преступления. Именно из-за собственных личных качеств потерпевший становится жертвой преступления. Данное обстоятельство позволяет ученым выделять «провокацию преступления в уголовно-правовом смысле» и «провокацию преступления в криминологическом смысле».
Исходя из личностных признаков в криминологии выделяют следующие виды жертв:
1) агрессивные жертвы, поведение которых связано, как правило, с нападением на потерпевших (жертв), чье поведение характеризуется прямым намерением создать конфликтную ситуацию с виновным, например, проявить агрессию в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических и иных возбуждающих средств, осуществить хулиганские действия, противопоставить себя окружающим и др.;
2) активные жертвы, которые прямо не создают конфликтную ситуацию, но активно способствуют причинению им вреда (например, проявляют бахвальство, на виду окружающих «сорят» деньгами, инициативно вступают в разговоры с окружающими);
3) инициативные жертвы, которые в целом характеризуются положительно, но проявляют излишнюю активность (например, дают различные советы окружающим, делают замечания) [2, с. 57].
Провоцирующее поведение потерпевших создает напряженную обстановку, подталкивающую виновного к совершению преступления в отношении потерпевшего. И в подобных случаях поведение потерпевших всегда находится в причинной связи с совершенным преступлением. Такое поведение характеризуется аморальными поступками потерпевшего, совершением им противоправных действий (например, применение насилия в отношении потерпевшего, нанесение ему тяжкого оскорбления, влекущего за собой совершение дисциплинарного проступка, гражданского правонарушения, самоуправные действия, вымогательство денег, иного имущества и других действий). В научной литературе высказывается мнение, что провоцирующее поведение потерпевшего может носить как активный, так и пассивный характер [3, с. 62].
Нам представляется, что провоцирующее поведение всегда носит характер активного проявления деятельности потерпевшего. Именно поведение и личностные качества потерпевшего детерминируют совершение преступления. В свое время еще Л. В. Франк справедливо отмечал, что эта роль может быть как активной, так и пассивной, осознанной и неосознанной, решающей и второстепенной и ограничивается непосредственно ситуацией причинения вреда, может быть важнейшим элементом формирования преступника в этом качестве и др. [4, с. 21].
Как свидетельствует практика борьбы с преступностью, на формирование провоцирующего поведения оказывают влияние склонность к употреблению алкоголя и наркотических средств, половая распущенность и деспотизм, жестокость и агрессивность, трусость и грубость, мнительность и пассивность, рассудительность и вежливость, храбрость и трусость, физическая сила и слабость. Именно эти качества могут способствовать или препятствовать совершению преступления.
И в заключение заметим, что разнообразие провоцирующего поведения потерпевшего, выступающее в качестве повода совершения преступления, требует детального исследования, поскольку от этого напрямую зависит назначение справедливого наказания и, как следствие, повышения степени уважения к уголовному закону.
Литература:
1. Криминология: XX в. / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. Л. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 2000. 554 с.
2. Полубинский В. И. Криминальная виктимология и служебная деятельность органов внутренних дел. М., 2004. 228 с.
3. Пинкевич Т. В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономическими преступлениями: дис... д-ра юрид. наук. М., 2002. 414 с.
4. Франк Л. В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972. 114 с.