Работа  по  повышению  уровня  правовых  знаний  у  государственных служащих и других граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 10.09.2015

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Аминов И. Р., Билалова Л. А. Работа  по  повышению  уровня  правовых  знаний  у  государственных служащих и других граждан // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 345-347. — URL https://moluch.ru/archive/98/21933/ (дата обращения: 23.10.2018).

На сегодняшний день в российском обществе происходят изменения в политической, экономической, общественной и духовной сфере. Под их действием меняется система образования государственных и муниципальных служащих. Изменения в данной системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.

Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны обладать специальным  уровнем  профессиональной  подготовки  так  как  профессиональная  подготовка  один из самых эффективных методов  решения  данной  проблемы. Она позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы  обеспечения  высокого свойства обучения.

Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих, нацеленных на  постоянное  повышение  профессиональных  знаний  и должностной рост, происходит ориентация образования на данные  потребности, интересы  и  конечные  результаты. Актуальной  проблемой  является  подготовка государственных и муниципальных служащих, впервые  принятых  на  государственную  службу. Ее  актуальность  определяется  нередкой  сменяемостью государственных служащих  из-за  постоянной  реформы  федеральных  органов  исполнительной  власти, увеличением численности государственных и  муниципальных  служащих, многие  из  которых  не  имеют  необходимых  знаний и опыта работы  в  государственной  и  муниципальной  службе. Для решения таких проблем необходимо, изучить профессиональную  подготовку  государственных  и  муниципальных  служащих  в  России  и  за  рубежом.

Рассмотрим особенности профессиональной  подготовки  государственных  служащих. Формы обучения, можно разделить на две основные группы: на  рабочем  месте  и  вне  рабочего  места. Если  используется какая-либо форма «вне  рабочего  места », то  должны  быть обязательно выполнены два условия:

-          организованность «отрыва» и  заблаговременность  подготовки  замены  служащего;

-          компенсационная  база  замены, например, последовательное отвлечение служащего с  взаимозаменяемостью  или  материальная  компенсация  повышенной  нагрузки [3].

Известно  формы образования «на рабочем месте». Все  эти  формы  должны  рассматриваться в единстве и образовывать непрерывный цикл. К этим  формам  относятся:

-          введение дополнительных, планомерных заданий и указаний, направленных на овладение новыми  приемами  работы  под управлением и контролем наставника или куратора;

-          замена рабочих мест  (ротация ) − планомерное  изменение на определенное время профессионального и общественного окружения;

-          выдача особых  заданий, роль в работе проектных целевых групп;

-          передача ограниченной ответственности за исполнение определенных  задач  более  высокого  уровня  иерархии: особенно  подходит  представленная форма при предлагаемом служебном  продвижении  работника;

-          участие  в работе совещаний, комиссий более высокого иерархического уровня;

-          подготовка  аналитических  обзоров  информационных источников по определенной проблеме [4].

Формы образования «вне рабочего места » также  должны  носить комплексный и непрерывный характер при обязательном выполнении критерий.

Все  мероприятия  по  повышению  квалификации  сотрудников  вне  рабочего места подразделяются на:

-          повышение квалификации работников, работающих  в  государственном  аппарате управления первые два года. Данное обучение включает семинары, где  слушатели  знакомятся с основами теории и практики управления, приобретают юридические или  экономические  познания, а  также  изучают  основы  информационной  техники;

-          повышение квалификации по отраслям  функциям  деятельности  специалистов  и  руководящих  работников  государственного аппарата, т. е. их готовят  к  выполнению  более  сложных  задач  и  функций  более  ответственных постов [2].

Здесь преобладающее значение  получают  семинары  по  следующим темам:

-          управление персоналом, отношения руководства и сотрудничества

-          методы  планирования  и  принятия  решений, оценка  проектов  программ;

-          информационная  техника, делопроизводство, этика служебной  переписки, техника  личной работы;

-          макроэкономика, основные экономические теории и закономерности их воплощения;

-          отраслевые  особенности  микроэкономики;

-          связи  с  общественностью;

-          риторика, техника ведения переговоров;

-          законодательство, его  особые  случаи  применительно  к  отраслям;

-          этика  служебных  отношений;

-          иностранный язык с отраслевой специализацией.

В  мероприятиях  по  повышению  квалификации определенное внимание должно уделяться подготовке государственных служащих  к  аппаратной работе.

По ознакомлению с главными чертами регламента работы Федерального собрания  РФ  и  парламентов  остальных  государств  посвящены семинары.

На таких семинарах слушатели получают  представление  о:

-          формулировании  и  обсуждении повестки дня;

-          регламенте докладов;

-          распределении должностных функций  между  различными  федеральными  органами;

-          представлении  проектов законов, резолюций и различных информационных материалов.

Необходимо  отдельно  выделить  семинары  по  таким  проблемам, как:

-          формирование  парламентаризма  в странах развитой  демократии;

-          экономические  и правовые вопросы деятельности международных организаций (например, Европейского сообщества, Банка  реконструкции  и  развития  (Международного валютного фонда и т. п.);

-          международное право.

В  качестве  специализированных  тем  могут  быть  предложены  такие  как:

-          Конституция;

-          правительственная и административная  система;

Служащие  ответственных  должностей  (ведущей, главной  и  высшей групп), претендующие на занятие более  высоких  должностей, проходят  обучение  по  углубленной  программе.

Принимая во внимание тот факт, что  подготовка  − это  не  просто получение новых знаний, ознакомление с новыми возможностями, результатом  обучения  должна  быть  способность  руководителей  находить  более эффективные решения в каждодневной  практике. Специфика  подготовки  руководителей  определяется  структурой  и  содержанием их профессиональной деятельности.

Можно  выделить  следующие  цели, профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих [1]:

-          дать знания, необходимые для  успешного  решения  стоящих  перед руководителем задач;

-          обучить навыкам и умениям, необходимым для  эффективного  руководства;

-          дать  возможность  творчески  переосмыслить  свою  повседневную  работу и стимулировать потребность  в  совершенствовании  собственной  работы;

-          способствовать  успешному  достижению  целей акционерного общества.

Результатом обучения  высшего  звена управления должен стать более высокий уровень понимания руководителями стоящих перед  ними  управленческих  задач  и резервов более эффективного управления персоналом в процессе реализации организационных  целей. Чтобы  перестройка  государственной  службы  принесла  практическую  пользу, необходимо подготовить новые кадры, обеспечить  условия  для их профессионального отбора и роста, усвоения ими тех знаний  и  навыков, которые требуются для должного выполнения профессиональных обязанностей.

Подготовка и продвижение  новых  кадров являются критическим условием, без которого успех реформы неосуществим. Любые правовые  акты, регулирующие  госслужбы, призрачны, если  аппарат  не  будет  стремиться ими руководствоваться. Однако подготовка  новых  кадров  − это  самая  сложная  и  длительная  часть реформы: новый стиль профессиональной  деятельности, этические  нормы, новые  взгляды  на  содержание  профессии  и способы выполнения обязанностей  не  проявляются  сразу. Только  вступив  в  практику  право  применения, преодолев давление со  стороны  прежних  традиций  и  выстояв  в  борьбе  с  ними, эти нормы станут  основой  эффективной  работы  государственной  службы  в  гражданском  обществе и сумеют привести к изменению  ситуации  в  целом.

Подготовка, переподготовка  и  повышение  квалификации  работников  государственной и муниципальной  службы  должны  базироваться  на  определенные  принципы  и реализовываться с поддержкой системы организационных  мер, регулирующих  учебный  процесс. Характер  и тип подготовки и переподготовки государственных служащих  определяются  тем, для какой системы государственного управления они предназначены. В частности, государственная  служба  гражданского  общества  требует  от  служащих  ряда  качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки, переподготовки  и  повышения  квалификации  госслужащих. Эти качества должны быть осмыслены, развиты и  систематизированы, хотя  их  исходное присутствие обусловлено в большей или меньшей мере самой  включенностью  претендентов  на  должности  в  систему  государственной  службы  и госслужащих в общество. Естественно, что  в  гражданском  обществе требуемые качества изначально присутствуют в большей степени. Принципы  профессиональной  подготовки  государственных и муниципальных служащих могут быть разделены на профессиональные и  общегражданские, на  внутрикорпоративные  и  задающие отношения корпорации бюрократии с гражданами и другими  общественными  институтами; кроме того, выделяется группа принципов объединения профессиональных ценностей и волевых  качеств.

Общегражданские  принципы  подразумевают:

-          развитие  повышенного  чувства ответственности и гражданского сознания, в  том  числе  ряда  специфических этических качеств, таких, как гражданский долг;

-          внедрение в  поведение  навыков  мотивирующего  и  мотивированного  воздействия на окружающих;

-          неподверженность коррупционным воздействиям.

Профессиональные принципы  включают:

-          существование  специальных  знаний  из  областей  политологии, экономики, социальной психологии, истории и  теории  мирового  и  отечественного  государственного  управления, социологии, права  и  др.;

-          знание применять  эти  знания;

-          стремление  постоянно  повышать  свой  профессиональный  уровень.

-          внутрикорпоративные  принципы подразумевают укоренение  навыков  руководящей  работы, в  том  числе  лидерских  качеств, а  также умение соизмерять  цели  и  методы  их  достижения.

Принципы  обращенности  корпорации  бюрократии  к гражданам и иным  общественным  институтам  сводятся  к  принятию  модели открытого и предсказуемого поведения. Учету разнообразных  позиций  и  умению  найти их оптимальную и принимаемую обществом результирующую, ведущую в  то  же  время  к достижению установленных и принятых обществом политических целей, к  максимально  возможному  удовлетворению  общественных  потребностей  и  ожиданий.

Названные принципы, будучи структурированными, предполагают  наличие  государственного  управления как комплексной учебной дисциплины, включающей в себя (интегрирующей) элементы различных  знаний. Эти  знания  для  госслужащего  должны  быть  усвоены не просто в качестве  свода  отвлеченных сведений, а в виде установок на деятельность что может быть  обеспечено  только  особым  построением  курсов  воспитания. В  курсы для госслужащих непременно следует  включать  компоненты  реальной  управленческой  деятельности. Повышенная  роль  тренингов, практик, имитационных методов и  приемов  по сравнению с традиционными лекциями и семинарами может способствовать достижению указанной цели  воспитания  госслужащих, устанавливая  схожесть  подготовки  госслужащих  и  врачей-практиков.

Организация подготовки, переподготовки  и  повышения  квалификации, государственных  и  муниципальных  служащих  подчинена оптимальной реализации указанных выше  принципов  и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и  улучшению  существующих  специальных  учебных  заведений  и  их  подразделений, а  также по оптимизации  механизмов  конкурсного  отбора  и  селекции  как  обучаемых, так  и  обучающих.

 

Литература:

 

1.      Борисов  Е. Прежде  чем  учить  руководителей /Е. И. Борисов// Служба кадров. 2007. — № 1 — С.51–54.

2.      Демина А. А. Государственная служба в странах  основных  правовых  систем мира: Нормативные акты / под ред. А. А. Демина. — М.:Книгодел,2004. — 560с.

3.      Гришковец А. А. Правовое  регулирование  государственной  гражданской  службы  в  Российской Федерации: учебный курс/А. А. Гришковец. — М.: Дело  и  Сервис,2003. — 464с.

4.      Радченко А. И. Основы государственного и  муниципального  управления: системный  подход  /А. И. Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Ростиздат,2001. — 720с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная подготовка, рабочее место, государственная служба, служащий, знание, гражданское общество, повышение квалификации, государственное управление, информационная техника, муниципальная служба.


Похожие статьи

Управленческие технологии профессионального развития...

служащий, повышение квалификации, государственная гражданская служба, государственное управление, профессиональная переподготовка, профессиональное развитие, государственная служба...

Мероприятия по формированию современных...

государственная гражданская служба, служащий, государственное управление, кадровая служба, профессиональное обучение, повышение квалификации, государственный орган, гражданская служба...

Государственное управление кадровой политики...

государственная служба, кадровый потенциал, государственная власть, кадровая политика, служащий, профессиональное развитие, государственное управление, государственный орган, государственная...

Кадровый менеджмент в системе управления государственной...

кадровый резерв, государственная служба, кадровая политика, государственное управление, служащий, организация работы, группа целей, государственная власть, государственная кадровая политика, профессиональное...

Повышение престижа и социальной привлекательности...

Ключевые слова: государственная служба, престиж, государство, общество, социальная привлекательность, профессиональный, государственный служащий.

Развитие системы повышения квалификации муниципальных...

В таком случае каждый муниципальный служащий проверяется на соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным требованиям, которые предъявляются к должностям муниципальной службы в соответствии с квалификацией муниципальных...

Проблемы формирования кадрового потенциала...

государственная служба, муниципальное управление, местное самоуправление, муниципальная служба, профессиональная подготовка, кадровая политика, кадровый потенциал, развитие персонала, кадровая работа...

Особый статус государственного (муниципального) служащего...

муниципальная служба, государственная служба, служащий, местное самоуправление, профессиональная подготовка, российское общество, III, орган власти.

Профессиональный стандарт и образовательные программы...

Профессиональный стандарт является консолидированным запросом носителей профессии и организаторов рабочих мест для создания образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих в области...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Управленческие технологии профессионального развития...

служащий, повышение квалификации, государственная гражданская служба, государственное управление, профессиональная переподготовка, профессиональное развитие, государственная служба...

Мероприятия по формированию современных...

государственная гражданская служба, служащий, государственное управление, кадровая служба, профессиональное обучение, повышение квалификации, государственный орган, гражданская служба...

Государственное управление кадровой политики...

государственная служба, кадровый потенциал, государственная власть, кадровая политика, служащий, профессиональное развитие, государственное управление, государственный орган, государственная...

Кадровый менеджмент в системе управления государственной...

кадровый резерв, государственная служба, кадровая политика, государственное управление, служащий, организация работы, группа целей, государственная власть, государственная кадровая политика, профессиональное...

Повышение престижа и социальной привлекательности...

Ключевые слова: государственная служба, престиж, государство, общество, социальная привлекательность, профессиональный, государственный служащий.

Развитие системы повышения квалификации муниципальных...

В таком случае каждый муниципальный служащий проверяется на соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным требованиям, которые предъявляются к должностям муниципальной службы в соответствии с квалификацией муниципальных...

Проблемы формирования кадрового потенциала...

государственная служба, муниципальное управление, местное самоуправление, муниципальная служба, профессиональная подготовка, кадровая политика, кадровый потенциал, развитие персонала, кадровая работа...

Особый статус государственного (муниципального) служащего...

муниципальная служба, государственная служба, служащий, местное самоуправление, профессиональная подготовка, российское общество, III, орган власти.

Профессиональный стандарт и образовательные программы...

Профессиональный стандарт является консолидированным запросом носителей профессии и организаторов рабочих мест для создания образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих в области...

Задать вопрос