Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 28.07.2015

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Чугунова Н. А., Карапец О. В. Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 624-627. — URL https://moluch.ru/archive/95/21339/ (дата обращения: 22.07.2018).

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Ключевые слова: деятельностный подход, биологическое образование, тьюторское сопровождение, образовательный процесс, студенты.

 

Развитие биологического образования специалистов среднего звена актуальный вопрос сегодняшнего дня. При этом важно, чтобы в процессе модернизации профессиональной подготовки у будущего специалиста были сформированы умения и навыки безопасности жизнедеятельности, культуры здоровья, он мог пропагандировать здоровый образ жизни среди окружающих. В этой связи важную роль в обучении студентов медицинского колледжа играют дисциплины медико-биологического цикла, экологии, безопасности жизнедеятельности, охраны труда, знания которых способствуют эффективному осуществлению трудовой деятельности будущих специалистов [4].

Новые Государственные образовательные стандарты ориентируют образовательные учреждения России на гуманистический, методологический и компетентностный подходы в обучении. В соответствии с этим, образование в современной школе реализует важнейшие актуальные задачи: развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности обучающихся; формирование у них ключевых компетенций и умений работать с различными видами информации.

Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. В центре образовательного процесса стоит современный преподаватель, создающий условия, позволяющие обучающимся максимально самореализоваться в окружающей среде [7].

По мнению Л. А. Колывановой, Т. М. Носовой, развитие человека происходит на основе природных, социальных и личностных факторов. Адаптация системы человек-общество-природа возможна лишь в том случае, если в образовательном биологическом процессе важную роль играет формирование рационального, ответственного отношения у подрастающего поколения к обществу, природе, социально-природной среде и к самому себе [5].

Поиск средств для решения проблемы адаптации привел нас к созданию новой образовательной среды, новому типу программы и новому типу урока, основанных на организации деятельностного подхода и интеграции биологии и экологии в преподавании курса медико-биологических дисциплин в медицинском колледже.

В связи с этим учебный материал становится не предметом усвоения, а образовательной средой для самостоятельной деятельности студентов, основными задачами которой выступают: влияние деятельностного подхода с тьюторским сопровождением на образовательную деятельность обучающихся в курсе биологии; эффективность обучения тьюторских групп студентов по сравнению с обычными группами.

Именно компетентностный подход, по утверждению Л. А. Колывановой, дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки студентов к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни [3].

Поэтому, при реализации деятельностного подхода мы использовали кейс-технологию с кластерным подходом. Систематизация материала кейса, использование его для решения, как личных образовательных проблем, так и биологических, невозможно без тьюторского сопровождения. Учитель, как тьютор, вступая в диалог с учеником, выстраивает его следующим образом: проблемная ситуация ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы [1].

Мы предлагаем два вида кейсов: образовательный (разработка методик обработки материала и методик освоения новых образовательных технологий); тематический (работа в рамках изучения темы). Каждому студенту после освоения кейс-технологии присуждается звание в зависимости от уровня усвоения и овладения приемами проблемно-диалогического метода: искатель, знаток, создатель, созидатель. Таким образом, учащийся не только научается методикам решения проблемных ситуаций, но и видит перспективу своего продуктивного роста в рамках профильного предмета. Заменяя рабочую тетрадь по предмету, образовательные и тематические кейсы позволяют не только систематизировать материал, наработанный в рамках индивидуального образовательного маршрута, но и освоить основные компетентности: информационную, коммуникативную и компетенцию решения проблем [2].

Разработка модели тьюторского сопровождения деятельностного подхода обучающихся в нашей стране представляет определенный интерес, что и является содержанием нашего исследования на базе экспериментальной площадки — Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ «Тольяттинский медколледж».

Колледж осуществляет свою деятельность в системе здравоохранения РФ с целью подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Основные профессиональные образовательные программы разработаны на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медицинский массаж».

Образовательный процесс колледжа включает в себя теоретическое и производственное обучение, учебную, производственную (профессиональную), преддипломную практику и воспитательную работу со студентами. Основными задачами профессиональной подготовки в колледже выступают: удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии посредством получения профессионального образования; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со среднем профессиональным образованием; формирование гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности; сохранение и приумножение духовно-нравственных и культурных ценностей общества [3].

В связи с этим, цель нашего исследования заключалась в повышении уровня освоения материала студентами при проектировании образовательного процесса, деятельностном подходе и его тьюторском сопровождении. Реализация цели осуществлялась посредством следующих задач: выделение биологического компонента в профильной программе по биологии; разработка элементов деятельностного подхода; сопоставление и анализ успешности освоения биологического обучения без тьюторского сопровождения и с таковым на основании деятельностного подхода.

Оценка эффективности проводилась при помощи педагогического инструментария, который включал в себя соотношение результата и затрат. Использовались следующие средства проведения эксперимента: контрольные тестовые задания различного формата; рабочие, опросные и оценочные листы для студентов (диагностические листы); авторская модифицированная программа с биологическим компонентом, деятельностным подходом и структурой тьюторского сопровождения.

В эксперименте приняли участие студенты I и II курсов обучения специальности «Сестринское дело». Количество респондентов контрольных и экспериментальных групп было одинаковым; количество часов, отведенных на освоение профильной программы по биологии, был одинаковым; реализация программы в контрольных и экспериментальных группах осуществлялась авторами исследования. На первом этапе эксперимента нами были получены следующие результаты: в обеих группах он был приблизительно одинаков.

В контрольной группе 90 % студентов смогли воспроизвести учебный материал, 17 % — выполнили лабораторные и практические работы, 13 % — решили ситуационные задачи, а в экспериментальной — 91 %, 15 % и 12 % обучающихся, соответственно. При проектировании, с использованием деятельностного подхода в экспериментальной группе 100 % студентов смогли репродуктивно воспроизвести учебный материал, 75 % — внесли в него свои коррективы и дополнительные сведения, а 85 % — успешно провели исследования и решили не только ситуационные, но и ТРИЗовские задачи, что говорит об успешности проведенного эксперимента.

В ходе эксперимента студентам контрольных и экспериментальных групп были предложены зачетные листы по основным направлениям профильной программы. Каждый лист включал вопросы биологической направленности. По формулам оценки эффективности обучения были рассчитаны коэффициенты результативности (Кр) и эффективности (Кэ) в контрольной и экспериментальной группах. Кр = а: А, где Кр — коэффициент результативности; а — точность обучения, определяемая количеством правильно выполненных операций контрольного задания; А — общее число операций в задании. Кэ = Q: Qu; Q= a:t, где Кэ — эффективности, t –индивидуальное время выполнения задания, Q — эффективность обучения; Qu — идеальная эффективность. Qu = A:tu, где tu — наименьшее идеальное время, необходимое на выполнение контрольного задания, определяемое преподавателем по лучшей работе обучающихся или независимыми экспертами (таб.1–2) [6].

Таблица 1

Результативность и эффективность экспериментального изучения влияния деятельностного подхода с тьюторским сопровождением на образовательную деятельность студентов в урочной системе.

Тип группы

Кр

Кэ

Контрольная

0,602

0,401

Экспериментальная

0,956

0,819

 

Было проведено исследование успешности студентов во внеаудиторной деятельности: участие в олимпиадах, акциях и конференциях различного уровня.

Таблица 2

Результативность и эффективность экспериментального изучения влияния деятельностного подхода с тьюторским сопровождением на образовательную деятельность студентов во внеаудиторное время.

Тип группы

Олимпиады

Конференции

 

Кол-во участников

Кол-во призовых мест

Кол-во участников

Кол-во призовых мест

Контрольная

16,6 %

6,67 %

50 %

7 %

Экспериментальная

70 %

63,3 %

100 %

83 %

 

Анализ показывает преимущество модифицированной программы с деятельностным подходом и тьюторским сопровождением, как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Экспериментальное изучение влияния деятельностного подхода с тьюторским сопровождения на образовательную деятельность студентов в курсе биологии показало рост эффективности обучения тьюторских групп по сравнению с обычными группами. Для проверки успешности использования представленной технологии мы измеряли уровень мотивации (модификация М. Ш. Магомед–Эминова теста-опросника А. Мехрабиана для диагностики мотивации достижения) на биологическую деятельность студентов, находящихся, в образовательной среде с деятельностным подходом и тьюторским сопровождением (экспериментальная группа) и без такового (контрольная группа).

В ходе эксперимента предполагалось, что разрабатываемая методика обучения будет эффективной и позволит изменить мотивацию обучаемых с «избежания наказания» на «достижение успеха». В экспериментальных группах изменение мотивации имели среднюю величину — с 23 % до 38 %, а избегание наказания — 77 % — 62 %.

Выводы:

1.      Введение новых образовательных стандартов выявило необходимость внедрения в образовательную программу деятельностного подхода (задачи преподавателя и студентов) с тьюторским сопровождением, что способствовало повышению эффективности аудиторной и внеаудиторной деятельности.

2.      Особое значение деятельностный подход с тьюторским сопровождением приобрел при изучении медико-биологических дисциплин.

3.      Реализация тьюторского сопровождения образовательной программы по биологии на основе деятельностного подхода с тьюторским сопровождением способствовала повышению уровня мотивации и эффективности обучения студентов.

Формирование биологических компетентностей в системе профессионального образования студентов целесообразно рассматривать как форму образовательной деятельности, способствующей повышению активности познавательных интересов, развитие творческих способностей обучающихся, их социализации.

 

Литература:

 

1.       Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение формирования готовности к самообразованию. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lerner.edu3000.ru/Moskva-2007/bespalova.htm

2.       Бобиенко О. М. Ключевые компетентности личности как образовательный результат системы профессионального образования: дис…канд. пед. наук.– Казань, 2005–186 с.

3.       Колыванова Л. А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. С. 1326–1331.

4.       Колыванова Л. А., Носова Т. М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 98–104.

5.       Колыванова Л. А., Носова Т. М. Адаптация в социальной среде как результат профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения. Образование и саморазвитие. 2012. Т. 3. № 31. С. 153–158.

6.       Шмырева Н. А., Губанова М. И., Крецан З. В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002. С. 99.

7.       Якушева С. Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подход, сопровождение, образовательная среда, образовательный процесс, внеаудиторная деятельность, медицинский колледж, профильная программа, учебный материал, экспериментальная группа, образовательная деятельность студентов.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования...

В образовательной деятельности при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии.

При организации образовательного процесса в колледже возникает проблема поиска новых форм, методов и технологий, повышающих...

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

ОКА, внеурочная деятельность, внеаудиторная деятельность, профессиональное образование, компетенция, основная профессиональная образовательная программа, студент, личностное развитие, внеурочная...

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

внеаудиторная деятельность, внеаудиторная работа, творческая самореализация, будущий педагог, творческий процесс, творческий потенциал, потребность личности, образовательный процесс, внеаудиторная...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

6) оценочная функция (оценка деятельности и активности студентов и их результатов в процессе внеаудиторной работы)

Учебный материал ограничивается определенным регистром (например, профессионально-деловое общение, разговорный язык, письменный...

Безопасная образовательная среда в инклюзивном...

образовательная среда, ограниченная возможность здоровья, курс, студент, преподаватель, характеристика, нарушение зрения, медицинский колледж, контрольная группа, инклюзивное образование.

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности студентов

- индивидуальный подход к каждому студенту; - вовлечение во внеаудиторную работу.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических

- масштабу привлеченных участников в образовательный процесс (академическая группа, курс, проектная группа и т. д.)

Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению

При организации внеаудиторной самостоятельной работы предусматриваются задания

Основные термины (генерируются автоматически): студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие...

Психолого-педагогическое сопровождение...

В последние годы в Уральском политехническом колледже НТИ НИЯУ МИФИ г. Новоуральск (колледж НТИ НИЯУ МИФИ) реализуется система поддержки профессионально-личностного развития студентов в образовательном процессе – психолого-педагогическое...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования...

В образовательной деятельности при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии.

При организации образовательного процесса в колледже возникает проблема поиска новых форм, методов и технологий, повышающих...

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

ОКА, внеурочная деятельность, внеаудиторная деятельность, профессиональное образование, компетенция, основная профессиональная образовательная программа, студент, личностное развитие, внеурочная...

Внеаудиторная деятельность как условие творческой...

внеаудиторная деятельность, внеаудиторная работа, творческая самореализация, будущий педагог, творческий процесс, творческий потенциал, потребность личности, образовательный процесс, внеаудиторная...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

6) оценочная функция (оценка деятельности и активности студентов и их результатов в процессе внеаудиторной работы)

Учебный материал ограничивается определенным регистром (например, профессионально-деловое общение, разговорный язык, письменный...

Безопасная образовательная среда в инклюзивном...

образовательная среда, ограниченная возможность здоровья, курс, студент, преподаватель, характеристика, нарушение зрения, медицинский колледж, контрольная группа, инклюзивное образование.

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности студентов

- индивидуальный подход к каждому студенту; - вовлечение во внеаудиторную работу.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических

- масштабу привлеченных участников в образовательный процесс (академическая группа, курс, проектная группа и т. д.)

Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению

При организации внеаудиторной самостоятельной работы предусматриваются задания

Основные термины (генерируются автоматически): студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие...

Психолого-педагогическое сопровождение...

В последние годы в Уральском политехническом колледже НТИ НИЯУ МИФИ г. Новоуральск (колледж НТИ НИЯУ МИФИ) реализуется система поддержки профессионально-личностного развития студентов в образовательном процессе – психолого-педагогическое...

Задать вопрос