Условия современного энергетического производства предъявляют высокие требования к качественным характеристикам кадрового состава. Профессиональная и квалификационная структура персонала энергетической отрасли отличается высокой долей специалистов и квалифицированных рабочих. От их образовательной и профессиональной подготовки зависит не только бесперебойное обеспечение региона энергетическими ресурсами, но и безопасность и эффективность работы предприятия. Поэтому уровень обеспеченности энергетического комплекса трудовыми ресурсами оценивается в первую очередь не с количественной, а с качественной точки зрения. Соответствие постоянно растущим требованиям к персоналу определяет конкурентоспособность трудовых ресурсов в масштабах не только отрасли, но и региона.
Прежде, чем оценить конкурентоспособность трудовых ресурсов, необходимо классифицировать их качественные характеристики. Это можно осуществить по аналогии с качественными характеристиками персонального компьютера.
Hardware: (англ. — аппаратное обеспечение; по аналогии с устройством персонального компьютера, которое обеспечивается физическими характеристиками устройства, так называемое «железо») — возможности и способности, данные человеку от природы, такие как слух, голос, вес, внешность и т. д. Формирование данных качеств происходит независимо от индивида и его наличие обусловлено только наследственностью и физическим здоровьем, которое, как правило, лучше в первой половине жизни и ухудшается с течением времени.
Firmware: (англ. — программное обеспечение, встроенное в аппаратное обеспечение; по аналогии с программным обеспечением персонального компьютера, которое обеспечивается созданными на предприятии программами, предназначенными специально для данной модели устройства) — возможности и способности, впитываемые с рождения, которые чрезвычайно трудно искоренить, либо на их приобретение должно быть затрачено колоссальное количество времени и усилий (например, умение быстро бегать, плавать, решать математические задачи, сюда же можно отнести религиозную направленность, уровень культуры, особенности воспитания).
Software: (англ. — информационное обеспечение; по аналогии с программным обеспечением, которое можно установить практически на любой персональный компьютер) — возможности и способности, которым легко может научиться практически любой индивид, не требующие долгой и упорной тренировки (выполнение каких-либо несложных действий, таких как, например, окраска поверхностей, заточка инструмента).
Последние две группы характеристик условно можно соотнести с определенной возрастной категорией: Software легко приобретается в течение практически всей жизни индивида, но предпочтительна первая половина жизни (приблизительно до 40 лет); Firmware предпочтительно формировать, начиная с раннего детского (0–3 лет) до подросткового возраста (ориентировочно 14–19 лет), однако и после достижения соответствующего возраста существует возможность приобретения данных качеств, но уже с меньшей вероятностью успеха. Можно оценить вероятности формирования данных характеристик при наличии определенной совокупности условий, разбив среднюю продолжительность жизни (для России — приблизительно 70 лет [1]) на три основных периода: от 0 до 19 лет, от 20 до 40 лет и от 41 до 70 лет. Вычислим долю предпочтительного получения software — 40/70=57,14 %, возможного — 30/70=42,86 %; долю предпочтительного получения firmware — 19/70=27,14 %, возможного — 21/70=30 %, маловероятного — 30/70=42,86 %.
Практическая значимость данной классификации заключается, помимо прочего, в возможности иерархического представления качественных характеристик трудовых ресурсов (без hardware невозможно получить software и firmware; имея низкое качество hardware, затруднительно будет получить не только firmware, но и software); зачастую какую-либо качественную характеристику невозможно однозначно отнести к определенному уровню. Имея определенные склонности и способности, относимые к hardware, изучение, например, иностранного языка может являться для одного субъекта firmware, для другого — software. Имея какие-либо базовые навыки или знания, относимые к firmware, например, умение играть на фортепиано, такая характеристика как игра, к примеру, на гитаре, может выступать как software вместо firmware для человека, не имеющего музыкального образования. В то же время гибкость тела гимнаста является не только hardware, но и firmware, поскольку без регулярных тренировок данное качество достаточно быстро перестанет проявляться. Наименее подвержены внешнему влиянию качества hardware, наиболее — software. Наиболее сложной категорией является hardware, поскольку на формирование данных качеств в какой-то степени возможно повлиять извне (например, на компоненту здоровья — с помощью таких государственных механизмов, как медицинское обслуживание), но в основном проявление данных качеств рассматривается как случайное событие. Следующая по сложности категория — firmware; на нее также воздействуют государственные механизмы, причем в гораздо большей степени, но целенаправленное такое влияние достаточно трудоемко и, следовательно, ресурсоемко.
Таким образом, имея «на входе» систему факторов, оказывающих влияние на формирование качественных характеристик трудовых ресурсов, «на выходе» мы получаем данную систему качеств (рис.1).
Рис. 1. Классификация качественных характеристик трудовых ресурсов
Наличие устойчивых знаний и умений — основная составляющая интеллектуального потенциала, свидетельствующая о таких качествах как обучаемость, трудолюбие, целеустремленность, которые существенно повышают конкурентоспособность индивида в глазах работодателей. Поэтому наличие интеллектуального потенциала можно рассматривать как синоним конкурентоспособности. Анализируя последнюю, необходимо понимать, что она формируется в процессе формирования и развития интеллектуального потенциала.
Рассматривая содержательные элементы интеллектуального потенциала с позиции «поверхностного» (практического) уровня, понятие «интеллектуальный потенциал» может быть представлено следующим образом: 1) способности, включающие характеристики трудовых ресурсов, обусловленные наследственностью и развитием: таланты, жизненные приоритеты, профессиональная направленность, физические данные; 2) знания, включающие характеристики, приобретаемые в процессе жизнедеятельности: эрудиция, профессиональные навыки и умения, уровень общего развития, IQ, специальные знания; 3) возможности, включающие характеристики, обеспечиваемые средой: условия и стимулы для развития и реализации интеллектуального потенциала.
Таким образом, интеллектуальный потенциал представляет собой совокупность условий и результата, при этом категория «знания» является результатом соответствующих условий, представленных «возможностями» и «способностями». Установим связь между группами качественных характеристик трудовых ресурсов и структурными элементами интеллектуального потенциала. Характеристики Hardware соответствуют способностям, это бесспорно. Характеристики Firmware и Software относятся к знаниям, приобретение которых обеспечивается возможностями. Характеристики Software не ограничиваются набором несложных умений, хотя при наличии совокупности определенной совокупности условий их приобретение будет сопровождаться наименьшим количеством усилий, следовательно, практически любую характеристику трудовых ресурсов можно приобрести как Software. На приобретение обозначенных групп качественных характеристик трудовых ресурсов влияют те же факторы, что и на развитие структурных элементов интеллектуального потенциала, а именно:
- факторы группы α: наследственные признаки, характер, наклонности. Это «исходные данные», т. е. физиологические условия, которые влияют на природные данные индивида и формируют категорию «способности» и характеристики Hardware;
- факторы группы β: доступность и качество образования, доступность и качество медицинского обслуживания, уровень жизни населения, степень развития инфраструктуры, научно-технический прогресс, т. е. все то, что способствует развитию «способностей» и «возможностей», а также характеристик Hardware, Firmware и Software;
- факторы группы γ: культурный уровень населения, престиж образования и науки, степень востребованности интеллектуального потенциала на рынке труда, степень интеграции науки в производственный процесс. Они стимулируют развитие категорий «способности» и «возможности», а также характеристик Firmware и Software.
Таким образом, наиболее «влиятельной» группой факторов является β, влияющая на все три составляющие интеллектуального потенциала; следующая по значимости группа — γ; наименее значима группа факторов α. Данное предположение идет вразрез с утверждениями некоторых ученых (А. Гезелл, К. Бюлер) об определяющей роли «физиологического» фактора, влияющего на формирование и развитие интеллектуального потенциала. [2]
Основными задачами государства как наиболее влиятельного механизма формирования трудового потенциала страны на данный момент являются:
1) определение наиболее подходящих периодов жизни индивида для получения той или иной характеристики;
2) целенаправленное воздействие на соответствующие механизмы, способствующие формированию той или иной характеристики в рамках организаций, влияющих на индивида в том или ином возрастном периоде; 3) формирование адекватного мышления относительно собственной трудовой деятельности индивида, т. е. стимулирование желания приобрести ту или иную качественную характеристику.
Литература:
1. Данные Росстата.
2. Марцинковская Т. Д. Психология развития, 3-е изд.: перераб. и доп., М.: Изд-во «Академия», 2007. — 528 с.