Особенности формирования привязанности у детей в условиях домов ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 17.07.2015

Статья просмотрена: 6385 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Е. В. Особенности формирования привязанности у детей в условиях домов ребенка / Е. В. Егорова, А. А. Вороцкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 703-706. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21234/ (дата обращения: 16.12.2024).

Заявленная тема является актуальной, сложной и многоаспектной. Актуальность проблемы тяжелых психологических последствий разлуки маленького ребенка с матерью резко обострилась с началом Второй мировой войны, когда возникла необходимость ради спасения городских детей от бомбардировок отправлять их в сельскую местность, далеко от родителей. В результате войны сиротство стало массовым явлением во многих европейских странах.

На данном этапе развития общества данная проблема, к сожалению, не становится менее актуальной. Особенно, она остро значима для детей, воспитывающихся в сиротских учреждения, в частности, в домах ребенка. Ведь привязанность в раннем возрасте формирует личность. Одним из основных факторов развития гармоничной личности является сформированная привязанность к значимому взрослому. Нарушение привязанности может привести, как к становлению асоциальной личности, так и к формированию психопатологического расстройства в детском и подростковом возрасте. Так же нарушение привязанности может быть причиной тяжелых соматических заболеваний. Можно говорить о том, что нарушение привязанности напрямую влияет на социальное развитие личности. Если ребенок на ранних этапах развития был разлучен со значимыми взрослыми, тогда у него могут возникнуть трудности в выстраивании долгосрочных и продуктивных отношений с окружающими.

Но прежде, чем разбираться в вопросе нарушения привязанности, необходимо до конца понимать, что из себя представляет само понятие «привязанность. Проблема формирования положительного аффективного отношения ребенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее актуальных в психологии развития и психологии личности. Основоположником целого направления современной психологии — психологии привязанности является Джон Боулби. Исследование проблемы привязанности стало центральной темой всего научного творчества этого выдающегося английского психолога. Джон Боулби описал привязанность — как устойчивую психологическую связь между людьми. Психолог считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Дж.Боулби подчеркивал, что главное для полноценного развития личности и формирования привязанности — не удовлетворение физических потребностей. Необходимое условие психического здоровья детей в младенческом и раннем возрасте — наличие теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с близким взрослым. Таким человеком чаще всего является мать, однако, это может быть любой другой постоянно заботящийся о ребенке человек («близкий взрослый»), который будет предоставлять ребенку ощущение безопасности, теплоты и комфорта. Боулби считал, что процесс становления поведения привязанности у ребенка весьма длителен и проходит четыре стадии.

Стадия 1. Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу. Продолжительность стадии от рождения до 8–12 недель. В неблагоприятных условиях длительность стадии может увеличиться. Формы поведения младенца по отношению к любому человеку включают в себя ориентировочные реакции на этого человека, слежение за глазами, хватание, улыбку и лепет. «Каждая из этих форм поведения младенца оказывает влияние на поведение его взрослого партнера и тем самым, вероятно, увеличивает время, которое младенец находится в непосредственной близости к этому человеку». [1,с.339]

Стадия 2. Ориентация на определенное лицо (или лица) и адресация ему (им) сигналов. Эта стадия продолжается до 6 месяцев или значительно дольше, зависит от обстоятельств. Эмоции ребенка становятся ярче по отношению к матери, чем к остальным людям.

Стадия 3. Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов. Данная стадия начинается с момента окончания второй, она охватывает второй год и частично третий год жизни ребенка. На этой стадии у ребенка дифференцируется отношение к людям, так же репертуар его реакций расширяется. Снижается радость приветствия в адрес других людей. К незнакомым людям ребенок начинает относиться настороженно. Привязанность к матери становится очевиднее для окружающих.

Стадия 4. Формирование целекорректируемого партнерства. Начало стадии стоит отнести к 3-м годам, это новая стадия развития. На данной стадии ребенок начинает чувствовать и понимать мотивы совей матери, вследствие чего закладывается основа для развития более сложных отношений между матерью и ребенком — партнерство.

Итак, мы рассмотрели стадии формирования привязанности у ребенка при условии, что на протяжении его развития рядом с ним находилась любящая мама или другой значимый взрослый, с которым у ребенка возникла тесная эмоциональная связь. Признаки того, что у ребенка сформирована тесная привязанность к взрослому:

-        стремится быть ближе к близкому взрослому, особенно, когда страшно;

-        смотрит в глаза;

-        отвечает улыбкой на улыбку;

-        испытывает тревогу при расставании с родителями;

-        испытывает настороженность при виде незнакомых взрослых;

-        играет с родителями.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка (общение со взрослым человеком, его внимание и забота). Поэтому в условиях дома ребенка очень важно воспитателю, ухаживающему за младенцем найти максимальные возможности для эмоционального и заботливого взаимоотношения с ним. К сожалению, дети в домах ребенка далеко не всегда способны завязывать устойчивые связи. В зависимости от того, как формировались взаимоотношения взрослого и младенца, возможны различные формы проявления привязанности.

Мэри Эйнсворт, канадский психолог, специалист по психологии развития, выделила три основных типа привязанности: надёжная (безопасная) привязанность и две тревожных — избегающая и амбивалентная (протестующая) привязанности. Позднее эти виды привязанности были дополнены дезорганизованным типом. Критериями выделения типов привязанности в исследовании Эйнсворт стали особенности эмоциональной связи ребенок—взрослый, характер взаимодействия и близость контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоединение с близким взрослым и особенности познавательной активности ребенка. Основные типы привязанности:

Надежная привязанность, она проявляется, когда материнская забота была последовательной и направленной на удовлетворение потребностей ребенка. Ребенок, вырастая, начинает ощущать себя ценным и достойным заботы. Окружающих людей он воспринимает, как безопасных и готовых помочь. Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возрастом находит выражение во все более широком спектре форм поведения, реализуемых ребенком в отношении близкого взрослого (родителя). Надежная, безопасная привязанность реализуется в детско-родительских отношениях, основывающихся на взаимоуважении партнеров, взаимопонимании и эмоциональном принятии. В совместной деятельности и общении наблюдаются хороший уровень кооперации, высокая степень автономии и эмоциональной дифференциации ребенка. У сожалению, в условиях дома ребенка, данный тип привязанности встречается крайне редко.

Ненадежная привязанность проявляется, когда забота о ребенке была непостоянной или непоследовательной. Если у ребенка сформирован данный тип привязанности, он привыкает к тому, что не достоин заботы, а окружающим людям не стоит полностью доверять.

Существует два типа ненадежной привязанности:

Избегающая привязанность, когда ребенок почти не ожидает от взрослого помощи, предпочитая успокаивать себя сам. В данном случае, дети выглядят менее зависимыми от своей матери, как «надежной базы», они иногда проявляют агрессию в отношении к матери и выглядят требовательными, несмотря на то, что ребенок расстраивается после того, как мама ушла, он не проявляет интерес, когда она возвращается. Причиной избегающей привязанности может быть эмоционально-отвергающая и несколько жестокая забота со стороны близкого человека. В результате, формируется личностный тип так называемого «послушного ребенка» — конформный, уступчивый, тихий. Четыре вида привязанности порождают варианты подобного послушного поведения:

-                   Социально-уступчивый ребенок подстраивается под взрослого, вытесняя из своего сознания факты невнимательного, пренебрежительного и отвергающего отношения к нему взрослого. Подавление и вытеснение выступают здесь главными стратегиями защиты.

-                   Изолированный тип характеризуется обособленностью поведения, внешним равнодушием и индифферентностью к вниманию и общению со взрослым.

-                   Навязчивая заботливость проявляется в своеобразной инверсии ролей ребенка и родителя и принятии ребенком функций опекающего и заботливого родителя.

-                   Навязчивое послушание в стремлении предупредить и угадать все желания и выполнить все поручения взрослого. Интерпретация ребенком отношения к нему родителя в этом случае сводится к рассуждению о том, что он недостаточно хорош и не заслужил его любви и ласки. Надо стать лучше, и тогда отношение родителей изменится в лучшую сторону, поэтому ребенок стремится быть во всем первым и добиваться успеха, стремится всем услужить и быть полезным родителям. Очевидно, что привязанность такого типа приводит к формированию невротической потребности в любви — все должны любить ребенка, и ребенок старается во что бы то ни стало заслужить эту любовь.

-                   Принудительно-послушный тип привязанности, в отличие от предыдущего, характеризуется крайне пассивным поведением. Отсутствие инициативы, как в интеллектуальной деятельности, так и в общении, кажущееся безразличие к отношению окружающих людей, отказ от задач, представляющихся ребенку трудными, нежелание прилагать усилия к преодолению трудностей — черты поведения ребенка, свидетельствующие о стратегии выученной беспомощности и низком самопринятии. «Я плохой, и поэтому мне лучше вообще ничего не делать» — кредо такого личностного типа.

Переходным типом от надежной к избегающей привязанности является сдержанный тип, который характеризуется более дистантным характером. Но за дистантностью взаимодействия между значимым взрослым и ребенком скрыта осторожность ребенка, его опасения стать объектом отрицательной оценки взрослого, потерять любовь и привязанность. Ребенок очень чувствителен к оценкам взрослого, особенно негативным, и к наказанию. Любовь взрослого нужно заслужить, так как она обусловлена выполнением требований, обязательств.

Американский психолог и психотерапевт Криттенден П. выделяет также типы привязанности, лежащие в пограничной области и за пределами нормы. Избегающий тип привязанности в экстремальных формах выступает как компульсивно-изолирующийся и промискуитетный (неразборчивый).

Компульсивно-изолирующийся тип исходит из установки, что полагаться в жизни можно только на самого себя и свои силы, а от социального окружения можно ждать лишь неприятностей. Стратегией защитного поведения здесь становится изоляция — «движение от людей» (К. Хорни) по принципу «Я сам по себе».

Промискуитетный тип проявляется в неразборчивости межличностных связей, нарушении избирательности и селективности в установлении значимых отношений, искажении приоритетности лиц из социального окружения.

Амбивалентная привязанность отличается тем, что поведение ребенка несет двойственный характер — он требует заботы, но при этом не очень доверяет своему близкому взрослому. При этом дети выглядят наиболее тревожными, требовательными, они расстраиваются, когда уходит близкий взрослый, но при его возвращении выгибаются у него на руках или обвисают в его объятьях. Таких детей очень трудно успокоить. Причиной формирования амбивалентной привязанности у детей может быть непоследовательная или хаотичная забота со стороны значимого взрослого. Амбивалентная привязанность отличается стремлением ребенка контролировать взрослого, использованием манипулирования, угроз, шантажа, взывания к жалости. Ребенок выбирает угрожающую, либо умиротворяющую стратегию воздействия на поведение родителей.

Также, по мнению Криттенден П., пунитивно-соблазняющий тип привязанности представляет собой крайние формы привязанности амбивалентной, где пунитивный тип предполагает применение тактики наказания ребенком, нанесения ущерба и проявление физической и вербальной агрессии.

Угрожающе-параноидальный тип привязанности характеризуется низким уровнем базового доверия к миру, враждебностью, ожиданием угрозы. Поведение ребенка строится по принципу: «Все против меня, все враги, все хотят причинить мне вред, надо нанести удар первым».

Реактивный тип привязанности занимает промежуточное место между привязанностью надежной и амбивалентной, характеризуется очень высокой степенью эмоциональной насыщенности отношений и лабильностью, неустойчивостью эмоциональных состояний. Ребенок постоянно ждет от значимого взрослого подтверждения любви, очень чувствителен к поощрениям, испытывает повышенную потребность в ласке и одобрении.

Существует еще один тип привязанности, который не был описан у Мэри Эйнсворт — дезорганизованный стиль привязанности. Данный стиль привязанности развивается, если заботы взрослого катастрофически недостаточно, если взрослый эмоционально или физически недоступен или даже враждебен, находится в тяжелой депрессии или на него нельзя положиться. Постоянная смена заботящихся о ребенке людей приводит к тому, что он не понимает, кто и как будет за ним ухаживать и насколько ему можно доверять. Дезорганизованная привязанность проявляется в двух типах поведения.

-                   Излишняя недифференцированная дружелюбность: дети не проявляют особых отличий при взаимодействии со знакомыми и незнакомыми людьми, они тянуться к любому взрослому. Однако они от взрослого ничего не ожидают, теряют к нему интерес.

-                   Отсутствие доверия и отгороженность: дети не проявляют стремление к контакту, напротив, избегают его. Кажется, что отношения с человеком их сильно утомляют, приводят к истощению. Такого ребенка очень сложно утешить, у него много аутостимуляций, часто встречается самоповреждающее поведение. [3,с.30]

В дальнейшем дети с дезорганизованной привязанностью неспособны выработать контроль за импульсивным поведением или регулировать стресс, что часто приводит к таким формам поведения, как вранье, кражи, уничтожение собственности, нанесение вреда себе и насилие над другими. Им постоянно нужно контролировать ситуацию, но у них мало контроля над собственными чувствами или поведением, также возникают серьезные проблемы с выражением эмоций и эмпатией. Обычно, повзрослев, такие дети не умеют использовать речь эффективно, когда говорят о чувствах, они не способны проводить различия между теми, кому можно доверять и кому нельзя. Дети, у которых сформирована дезорганизованная привязанность, испытывают трудности с близкими отношениями — случайных знакомых они воспринимают как лучших друзей, а любящие и заботящиеся лица могут восприниматься как угроза. Они, скорее всего, будут воспринимать других как ресурс, который можно использовать. Доверять другим — это не вариант. Чрезмерная тревога и стыд могут мешать обучению, любопытству и воображению.

Распространение именно дезорганизованной привязанности чаще всего можно встретить у детей, воспитывающихся в домах ребенка. Особенно трудно таким детям адаптироваться в семье, когда они попадают в приемную или замещающую семью. Ребенок не позволяет заботиться о себе: ведет себя так, будто не доверяет приемным родителям. Он может быть агрессивным, беспощадным, старается сохранить контроль над ситуацией и людьми. При этом новые родители часто чувствуют себя рассерженными, беспомощными, отвергнутыми. К сожалению, это нередко приводит к отказу от ребенка.

Дезорганизованная привязанность в домах ребенка в среднем встречается в 85 % случаев. [3, с.31]. К сожалению, у многих детей, которые воспитываются в домах ребенка и у которых наблюдается нарушение привязанности, имеются определенные нарушения или трудности в эмоциональном и психическом развитии. В связи с чем, с медицинской точки зрения, нарушение привязанности по МКБ-10 классифицируются как следующие диагнозы: «Реактивное расстройство привязанности в детском возрасте» (F94.1) или «Расстройство привязанности в детском возрасте по расторможенному типу» (F94.2). В классификации отмечается, что данные нарушения наблюдаются у детей, проживающих в условиях домов ребенка с младенчества. Однако данные нарушения могут быть результатом проявления родительского пренебрежения, жестокого обращения или серьезных ошибок воспитания.

По итогам всего вышесказанного, можно сделать вывод, что действительно проблема привязанности является актуальной не только в пределах личности конкретного ребенка или семьи, но и в пределах страны. Согласно указу президента Российской Федерации Путина В. В. от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2013–17 гг.» количество детей, оставшихся без попечения родителей, должно максимально сократиться. Одной из основных идей данного указа является, что дети сироты должны воспитываться в условиях замещающей семьи или, если это возможно, возвращены в кровную семью. По данным российско-американского исследования (Влияние изменения…) проведенного в 2009, у 98 % детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, привязанность нарушена. По этой причине принципиально важно заниматься вопросами формирования и развития привязанности детей сирот, так как это является эффективной профилактикой возвращения детей в сиротские учреждения.

 

Литература:

 

1.                  Боулби Д. Привязанность / Attachment (Серия «Psychologia universalis»). — М: Гардарика, 2003

2.                  Влияние изменений раннего социального-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка. — М.: Изд-во Нац. Фонд защиты детей от жестокого обращения,2009.

3.                  Морозова Т. Ю. Довбня С. В., Шаг навстречу: Программа раннего вмешательства в домах ребенка. — М.: Генезис, 2011.

4.                  Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учеб. Пособие для системы послевуз. проф. Образования врачей педиатров / [В. А. Доскин и др.]; под ред. В. А. Доскина и З. С. Макаровой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, нарушение привязанности, дезорганизованная привязанность, дом ребенка, значимый взрослый, тип привязанности, отношение, амбивалентная привязанность, избегающая привязанность.


Задать вопрос