В. Н. Андреев-Бурлак — гений провинциальной сцены | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 07.07.2015

Статья просмотрена: 465 раз

Библиографическое описание:

Гемранова, А. Д. В. Н. Андреев-Бурлак — гений провинциальной сцены / А. Д. Гемранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 571-573. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20997/ (дата обращения: 19.04.2024).

В последнее время появилось немало исследований, которые посвящены театральной жизни российской провинции. Эта тема интересна исследователям и широкому кругу читателей в связи с тем, что в обществе есть понимание места и значения театра вообще и провинциального театра в частности в становлении культуры России.

«Единственный царь и владыка сцены-талантливый артист», — говорил Константин Сергеевич Станиславский. Симбирская земля щедра на таланты, в том числе и на театральные. В череде выдающихся мастеров театральной сцены XIX века, особо выделяется уроженец города Симбирска Василий Николаевич Андреев-Бурлак. Именно с великой русской рекой Волгой и городом Симбирском неразрывно связаны детские годы, юность и становление его, как артиста.

В. Н. Андреев (сценический псевдоним Андреев-Бурлак) родился в Симбирске в 1843 году в дворянской семье. Его родители владели небольшим поместьем. В. Н. Андреев окончил симбирскую гимназию. После окончания гимназии он поступил в Казанский университет, который являлся одним из лучших ВУЗов Российской империи того времени. Андреев-Бурлак определился вольнослушателем, т. е. человеком, слушающим лекции без зачисления в студенты. Но природный темперамент и творческие устремления молодого человека не позволили Андрееву-Бурлаку завершить обучение. Не окончив полного курса университета он поступает на службу. Будущий артист становится помощником капитана на буксирном пароходе. В скором времени становится капитаном пассажирского парохода курсировавшего по Волге.

Именно в Симбирске впервые проявился его талант импровизатора, имитатора и лицедея. На литературных вечерах В. Н. Андреев-Бурлак блистал своими актёрскими импровизациями и представлял на суд публики свои первые литературные работы. Но по мнению многих современников литературный талант меркнул перед талантом актёрским. Щедро одарённый от природы Андреев-Бурлак отдавал предпочтение театру. Просвещённая публика из числа симбирской интеллигенции любила театр. Между тем, наряду с литературным творчеством до нас дошли альбомы с рисунками Андреева-Бурлака. Он был незаурядный художник. Перед нами предстают: живописные берега Волги, образы городских купцов, крестьян, подёнщиков и прочего обездоленного люда. Существует мнение, что сценический псевдоним Бурлак В. Н. Андреев взял в честь того первого буксирного парохода с названием «Бурлак», на котором будущий артист служил помощником капитана. По другой версии В. Н. Андреев остановил свой выбор на данном псевдониме, так как с детства любил творчество Н. А. Некрасова и часто декламировал знаменитые некрасовские строчки «Выдь на Волгу, чей стон раздаётся…»

В возрасте двадцати пяти лет В. Н. Андреев-Бурлак принимает окончательное и бесповоротное решение. Он мечтает стать профессиональным артистом. Это решение молодой человек принял осознанно. К этому шагу его подталкивал успех у зрителей. Его импровизаци на литературных вечерах в родном Симбирске неизменно вызывали одобрение слушателей из числа просвещённых и демократически настроенных горожан того времени. Он становится провинциальным артистом. Артист подолгу выступал на подмостках Москвы и Петербурга. Между тем, русская провинция до конца его дней оставалась основным поприщем творческой деятельности. Провинциальный театр России В. Н. Андреев-Бурлак именовал «колыбелью истинных дарований». «Вместе со стаей перелетных птиц старого актерства, — писала о нем известная актриса и театральный педагог А. Я. Глама-Мещерская, игравшая с ним на одной сцене, — он не вил себе нигде прочного гнезда и по сухопутью и по водным просторам Дона и Волги исколесил пространство вдоль и поперек». Один из крупнейших русских живописцев конца XIX — первой половины XX века М. В. Нестеров в своей книге воспоминаний живо и образно повествует о художественной и культурной жизни России. «Андреев-Бурлак был первоклассный сценический талант. Раньше, до сцены, он был капитаном одного из волжских буксирных пароходов. Талант его — был русский талант, так называемый «нутряной», — пишет он об артисте. «Безыскусственность, простота, непосредственность. Ничего вымученного, театрального, бьющего на эффект»... — писали театральные критики того времени о творчестве В. Н. Андреева-Бурлака.

Одним из первых артист использовал в своём театральном творчестве импровизацию. Его по праву считали «королём импровизации» того времени. В. Н. Андреев-Бурлак представал перед зрителем в образах комических и трагических. С особой теплотой и грустью артист отзывался о провинциальном театре России. Однако, хорошо зная, чем живёт театральнавя провинция, наблюдая её изнутри артист часто пенял на искажение театрального искусства, когда «наденут на актера какой-нибудь седенький паричок» и вот «на помощь является парикмахер, который жженой подмазкой (красок маленьким актерам не дают) начинает на его физиономии рисовать не то карту Италии, не то Волгу с притоками».

Другом В. Н. Андреева-Бурлака был М. И. Писарев. Они завязали знакомство и сдружились в Симбирске, когда оба только начинали свой путь на театральном поприще. Там же в Симбирске служила молодая подающая надежды актриса П. А. Стрепетова, которая позже стала супругой М. А. Писарева. Симбирск с его театром и благодарной публикой привлекал к себе взоры театральных деятелей XIX начала XX веков. На этой провинциальной сцене в разное время играли: А. А. Рассказов, К. З. Пузинский, М. С. Савина, основавшая Всероссийское театральное общество, С. С. Расатов, М. М. Москвин, выступавший под театральным псевдонимом Тарханов, Б. И. Пясецкий, А. Я. Таиров, И. К. Самарин-Эльский и многие другие.

Дружба Андреева-Бурлака и Писарева, начавшаяся в Симбирске переросла в творческий союз. В 1883 году они организуют «Товарищество московского русского драматического театра». Труппа артистов, организованная основателями Товарищества отправилась с гастролями по городам России. В Симбирске «Товарищесво московского русского драматического театра» на суд публики представило спектакли; «Лес», «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского и ряд других постановок. В. Н. Андреев-Бурлак читал со сцены «Записки сумасшедшего» и рассказ Мармеладова. В своем творчестве артист говорил о современности, о жизни простого народа, им наблюдаемой и хорошо ему знакомой. Он с выверенной точностью художника копииста воспроизводил окружавшую его реальность. Иудушка Головлев, Аркашка, Недыхляев, Расплюев, Поприщин, Мармеладов, капитан Копейкин. Современники отмечали, что это были самые яркие образы, которые артист создал на сцене. Эти образы были типичны для той эпохи. Особое место в творчестве артиста занимала тема «маленького человека». Жизнь и судьба «маленького человека» в России того времени представлялась Андрееву-Бурлаку именно тем материалом, с которым он мог идти к зрителю. «Актер предельной выразительности, Бурлак умел передать те мысли и чувства, которые волновали его, мысли и чувства, особенно близкие широкому демократическому зрителю той эпохи... Подавляющее большинство его почитателей, принадлежало к демократическим слоям..., — отмечал русский артист А. М. Горин-Горяинов.

«Андреев-Бурлак был рыцарь, рыцарь слова», — писал об артисте русский писатель и журналист В. А. Гиляровский. Без преувеличения можно сказать, что В. Н. Андреев-Бурлак заложил фундамент жанра, который позднее получил название — театр одного актёра. Моноспектакли артиста вызывали неизменный интерес публики и получали самые высокие оценки театральных критиков того времени. Начало этому творчеству было положено в Симбирске. Юношеское чтение стихов и прозы перед публикой на литературных вечерах, импровизации и пародии с годами и приобретенным актерским опытом переросли в явление, имя которому — В. Н. Андреев-Бурлак. Андреев-Бурлак был обласкан публикой и театральной критикой того времени. Он выступал на весьма выгодных условиях, как следует из его записок. В провинциальных театрах Российской империи артист получал большие гонорары. Однако, как отмечали современники, у артиста никогда не было свободных денег. По окончании представления он звал к себе в гости актеров театра. Всех от мала до велика. Дома увлеченно беседовал, сыпал шутками и остротами, веселился в кругу коллег по актёрскому цеху. Неизменно следовали одна за одной блестящие импровизации. Своих многочисленных гостей Андреев-Бурлак, как радушный и хлебосольный хозяин щедро угощал, а зачастую и одаривал деньгами.

Осенью 1886 года, Андреев-Бурлак прочитал в Одессе публичную лекцию. Тема лекции — «Драматическое искусство». Артист лелеял мечту организовать курсы для начинающих артистов. Он разработал систему для обучения актёрскому мастерству. Эта система призвана была «развить в нем (в ученике) способность работать самостоятельно, без указок». Анализируя игру артистов провинциального театра России того времени, Андреев-Бурлак говорил, что «актер даже не понимает, что он сам такое».

В неустанном совершенствовании актёрского мастерства и в постоянных думах о театре и театральном искусстве В. Н. Андреев-Бурлак прошёл долгий путь. Скоропостижная кончина оборвала триумфальный путь в искусстве большого мастера, талантливого артиста. Будучи уроженцем провинциального Симбирска В. Н. Андреев-Бурлак всегда трепетно относился к российской провинции. Он верил в талант народа. «Таланты явятся сами, — говорил он на своей лекции на тему «Драматическое искусство» в городе Одессе, — ведь наша земля велика и обильна; еще старик Ломоносов сказал, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

 

Литература:

 

1.      Трофимов Ж. «В. Н. Андреев-Бурлак: память и наследие». — «Симбирская книга», 1995.

2.      Глама-Мещерская А. Я. «Воспоминания».- Л.-М., 1937.

3.      Морозов М. М. «Василий Николаевич Андреев-Бурлак».- М.-Л., 1948.

4.      Нельс С. М. «Андреев-Бурлак». -М.:Искусство., 1971.

5.      Нестеров М. М. «О пережитом. 1862–1917гг. Воспоминания».-Молодая гвардия, Москва., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): Симбирск, артист, время, провинциальный театр России, актерское мастерство, будущий артист, буксирный пароход, молодой человек, московский русский драматический театр, Российская империя.


Похожие статьи

Дореволюционный театр Симбирска | Статья в журнале...

Большинство театров России берут своё начало от крепостных театров.

Основные термины (генерируются автоматически): Симбирск, театр, город, Александра Таиров, Ульяновск, сценический псевдоним, молодой талантливый артист, деревянный театр.

Российский театр как актор международной культурой политики

театральное искусство, Россия, театр, Санкт-Петербург, русский народ, международная деятельность, культурная политика, драматический театр, Октябрьская революция, театр Москвы.

Авторский театр в Ульяновске | Статья в журнале «Молодой...»

Театр российской провинции в двадцатом столетии развивался и впитывал в себя все столичные тенденции.

Работал артистом в Амурском драматическом театре (1967–1969).

Публика императорских оперных театров Российской империи...

В театре традиционно существует разграничение на сцену и зрительный зал, но это не означает, что публика в отличие от артистов во

В связи с остротой социально-политической обстановки театральная жизнь России того времени отличалась особой духовной содержательностью.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

Известен у нас в стране и за рубежом театр «Провинциальные танцы» (руководитель Татьяна Баганова).

Сашей Пепеляевым было создано Московское объединение театров танца «ЦЕХ».

После 2016 года в коллектив пришло немало артистов из городов России — Москвы...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

театр, Идеальная публика, зрительный зал, культурное наследие России, театр будущего, зритель, современная публика, театральное искусство, публика театра, артист.

К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX...

К тому времени факт существования русской национальной музыкальной школы был общепризнан не только в самой России, но и

Еще одна характерная черта русского оперного театра конца XIX — начала XX вв. — его сближение с драматическим театром, что было...

К вопросу об актерском составе оперных театров Российской...

Мы проследим особенности актерского состава российских оперных театров на примере Большого театра и Частной оперы в Москве, Мариинского

Дореволюционным артистам оперных театров посвящено немало исследовательской литературы и мемуарных источников.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

Рубрика: Искусствоведение. Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

драмы имени Хамзы (ныне Национальный Академический Драматический Театр Узбекистана), в

«За время работы в театре им поставлены и с успехом идут заново восстановленные такие...

Дореволюционный театр Симбирска | Статья в журнале...

Большинство театров России берут своё начало от крепостных театров.

Основные термины (генерируются автоматически): Симбирск, театр, город, Александра Таиров, Ульяновск, сценический псевдоним, молодой талантливый артист, деревянный театр.

Российский театр как актор международной культурой политики

театральное искусство, Россия, театр, Санкт-Петербург, русский народ, международная деятельность, культурная политика, драматический театр, Октябрьская революция, театр Москвы.

Авторский театр в Ульяновске | Статья в журнале «Молодой...»

Театр российской провинции в двадцатом столетии развивался и впитывал в себя все столичные тенденции.

Работал артистом в Амурском драматическом театре (1967–1969).

Публика императорских оперных театров Российской империи...

В театре традиционно существует разграничение на сцену и зрительный зал, но это не означает, что публика в отличие от артистов во

В связи с остротой социально-политической обстановки театральная жизнь России того времени отличалась особой духовной содержательностью.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

Известен у нас в стране и за рубежом театр «Провинциальные танцы» (руководитель Татьяна Баганова).

Сашей Пепеляевым было создано Московское объединение театров танца «ЦЕХ».

После 2016 года в коллектив пришло немало артистов из городов России — Москвы...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

театр, Идеальная публика, зрительный зал, культурное наследие России, театр будущего, зритель, современная публика, театральное искусство, публика театра, артист.

К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX...

К тому времени факт существования русской национальной музыкальной школы был общепризнан не только в самой России, но и

Еще одна характерная черта русского оперного театра конца XIX — начала XX вв. — его сближение с драматическим театром, что было...

К вопросу об актерском составе оперных театров Российской...

Мы проследим особенности актерского состава российских оперных театров на примере Большого театра и Частной оперы в Москве, Мариинского

Дореволюционным артистам оперных театров посвящено немало исследовательской литературы и мемуарных источников.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

Рубрика: Искусствоведение. Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

драмы имени Хамзы (ныне Национальный Академический Драматический Театр Узбекистана), в

«За время работы в театре им поставлены и с успехом идут заново восстановленные такие...

Похожие статьи

Дореволюционный театр Симбирска | Статья в журнале...

Большинство театров России берут своё начало от крепостных театров.

Основные термины (генерируются автоматически): Симбирск, театр, город, Александра Таиров, Ульяновск, сценический псевдоним, молодой талантливый артист, деревянный театр.

Российский театр как актор международной культурой политики

театральное искусство, Россия, театр, Санкт-Петербург, русский народ, международная деятельность, культурная политика, драматический театр, Октябрьская революция, театр Москвы.

Авторский театр в Ульяновске | Статья в журнале «Молодой...»

Театр российской провинции в двадцатом столетии развивался и впитывал в себя все столичные тенденции.

Работал артистом в Амурском драматическом театре (1967–1969).

Публика императорских оперных театров Российской империи...

В театре традиционно существует разграничение на сцену и зрительный зал, но это не означает, что публика в отличие от артистов во

В связи с остротой социально-политической обстановки театральная жизнь России того времени отличалась особой духовной содержательностью.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

Известен у нас в стране и за рубежом театр «Провинциальные танцы» (руководитель Татьяна Баганова).

Сашей Пепеляевым было создано Московское объединение театров танца «ЦЕХ».

После 2016 года в коллектив пришло немало артистов из городов России — Москвы...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

театр, Идеальная публика, зрительный зал, культурное наследие России, театр будущего, зритель, современная публика, театральное искусство, публика театра, артист.

К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX...

К тому времени факт существования русской национальной музыкальной школы был общепризнан не только в самой России, но и

Еще одна характерная черта русского оперного театра конца XIX — начала XX вв. — его сближение с драматическим театром, что было...

К вопросу об актерском составе оперных театров Российской...

Мы проследим особенности актерского состава российских оперных театров на примере Большого театра и Частной оперы в Москве, Мариинского

Дореволюционным артистам оперных театров посвящено немало исследовательской литературы и мемуарных источников.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

Рубрика: Искусствоведение. Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

драмы имени Хамзы (ныне Национальный Академический Драматический Театр Узбекистана), в

«За время работы в театре им поставлены и с успехом идут заново восстановленные такие...

Дореволюционный театр Симбирска | Статья в журнале...

Большинство театров России берут своё начало от крепостных театров.

Основные термины (генерируются автоматически): Симбирск, театр, город, Александра Таиров, Ульяновск, сценический псевдоним, молодой талантливый артист, деревянный театр.

Российский театр как актор международной культурой политики

театральное искусство, Россия, театр, Санкт-Петербург, русский народ, международная деятельность, культурная политика, драматический театр, Октябрьская революция, театр Москвы.

Авторский театр в Ульяновске | Статья в журнале «Молодой...»

Театр российской провинции в двадцатом столетии развивался и впитывал в себя все столичные тенденции.

Работал артистом в Амурском драматическом театре (1967–1969).

Публика императорских оперных театров Российской империи...

В театре традиционно существует разграничение на сцену и зрительный зал, но это не означает, что публика в отличие от артистов во

В связи с остротой социально-политической обстановки театральная жизнь России того времени отличалась особой духовной содержательностью.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

Известен у нас в стране и за рубежом театр «Провинциальные танцы» (руководитель Татьяна Баганова).

Сашей Пепеляевым было создано Московское объединение театров танца «ЦЕХ».

После 2016 года в коллектив пришло немало артистов из городов России — Москвы...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

театр, Идеальная публика, зрительный зал, культурное наследие России, театр будущего, зритель, современная публика, театральное искусство, публика театра, артист.

К вопросу об истории русского оперного театра конца XIX...

К тому времени факт существования русской национальной музыкальной школы был общепризнан не только в самой России, но и

Еще одна характерная черта русского оперного театра конца XIX — начала XX вв. — его сближение с драматическим театром, что было...

К вопросу об актерском составе оперных театров Российской...

Мы проследим особенности актерского состава российских оперных театров на примере Большого театра и Частной оперы в Москве, Мариинского

Дореволюционным артистам оперных театров посвящено немало исследовательской литературы и мемуарных источников.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

Рубрика: Искусствоведение. Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

драмы имени Хамзы (ныне Национальный Академический Драматический Театр Узбекистана), в

«За время работы в театре им поставлены и с успехом идут заново восстановленные такие...

Задать вопрос