В 15–16 веках империя Шейбанидов располагалась на территориях от Сырдарьи до Центрального Афганистана. Шейбанихан был из рода Шейбанидов и сохранил все культурные наследие.
В Мавераннахре развивались литература, наука и искусство. В городах Центральной Азии как Самарканд, Бухара и Ташкент родились поэты и занимались произведением. Появились книги Хасан Бухарий Насира (анталогия жизни в Центральной Азии) «Музаккир ал-ахбоб», «Тазкирати Шуаро» книга Мутрибий. В узбекском языке были написаны многие произведении, такие как «Таворихи гузидаи Нусратнома», героическая поэма Мухаммада Салиха «Шейбанинома», произведение Захириддина Мухаммада Бабура «Бабурнаме» и многие другие.
Появились мемуары Зайниддина Васифия «Бадан алвия», Фазлуллоха ибн Рузбехон Исфахоний «Мехмонномаи Бухара».
Несмотря на то, что наука не очень то хороша развивалось, медицина намного улучшилась в периоды Шейбанидов.
Развития культуры требовало роста библиотек и эти библиотеки были намного больше чем своих предшественников. В тот период во всех областях государство начала строиться библиотеки. Например, в медресе, мечете и даже в домах.
Шейбанихан (1451–1510) и его наследники были сторонниками литературы и наук. В сарае Шейбанихана служили литераторы такие, как хоразмеец Мухаммад Салих и Камолиддин Бинои из Херата. Сам Шейбанихан знал хорошо узбекского и персидских языков. Он написал произведение на узбекском языке «Бахр ал-худо» [1.c.209.].
А. А. Семенов написал, что несмотря на всю военную жизнь, Шейбанихан любил беседовать с учёными и литераторами [2.c.43].
Во время правления Шейбанихана у него в сарае была библиотека. Там сохранились его произведения и сборники. В библиотеках и в медресе Самарканда сохранились ценные рукописи Шейбанихана.
Его племянник Убайдуллахан Убайди (1533–1589) имел большую библиотеку. Там сохранилась его рукопись «Куллисти Убайди» и она отличалась с дизайном. Эта рукопись сохраняется в институте Востоковедений в академии наук Узбекистана [3.c.196].
Надо отметить, что была работа по переводу рукописного произведения с одного языка на другой. Особенно была знаменита библиотека Абдуллахана II в Бухаре. Ответственное лицо за библиотекой был Эмир Хусайн ал-Хусайн.
В крупных библиотеках работали опытные художники и переплётчики. Благодаря им в Центральной Азии начала бурно развиваться наука. Произведения как «Фатхнома», «Тарихи Абдулхайрхан», «Таворихи гузидаи Нусратнома» и список произведении Алишера Навои были украшены в 1521 году и в 1562–1563 годах были опубликованы [4.c.49].
Религия ислам влияло на жизнь местных людей Бухары в периоды Жаниев как в времена Шейбанидов. В это время были ликвидированы точные науки и медицина. Больше не нашлось мыслителей как Али Кушчи. Но несмотря на это здесь были достойного уважения как Охунд Мухаммад Шариф. Источники сохранили для нас учёных, поэтов и философов как Юсуф Карабегим, великого правоведа и автора произведения «Рассказ о скрытых вещах» Насреддина Бухорий [5.c.58].
В период Аштарханидов культура развивалось, литературные рукописи начали напечататься. Многие поэты как Саидо Насафий, Турди и многие другие вышли простого народа. В 1692 году было составлено стихотворное антология о 200 литераторов. В периоды жаниидов было развито украшение рукописей и было собственно имущественных книг и библиотек. Надо отметить, что в периоде Абдулазизхана (1645–1680) в Самарканде начали приготавливать высококачественные бумаги и это хорошо повлияло на литературоведению того времени.
Известно, что Абдулазиз и его брат Субханкулихан были заинтересованы сборами рукописей в Бухаре. В период Абдулазизхана в Бухаре была построена больница и библиотека включающая медицинских источников. В периоде Субханкулихана был построен в Бухаре публичная библиотека. Он чётка указал в своем произведений «Ихна аттаб Субхоний», что он воспользовался этой библиотекой [6.c.91]. В институте Востоковедений Узбекистана сохраняются многие книги и рукописи медицины того времени.
Недалеко от этой библиотеки постоянно работали мастера книжных изделий. Из-за государственных переворотов страдали библиотеки и мечети и медресе. В 1448 году в Самарканде было разрушено библиотека сарая. В 1451 году в период Абдуллоха в Самарканд пришли Абулхайрхан и Абусаидхан чтоб освоить его. Библиотека в Бухаре заполнялось благодаря иным освоенными местами. Примерами этим могут служить дваждый захват города Машхад Убайдуллаханом и Абдулмумином. Они привезли все рукописи в Бухару. И даже после этих лет продолжались воровство этнокультурных богатств. После некоторого времени из Бухары были вынесены многие остатки книг, книги в периодах Нифуллахона на города Шахрисабз, Китоб, Нисор и Карши.
1. Ўзбекистон тарихи: давлат ва жамият тараққиёти, 1қисм, Т., 2000.
2. Semyonov.A.A. «Sheybanixan i zavoevaniye im imperii Timuridov». Materiali po istorii tadjikov i uzbekov Sredney Azii. Vip.7, 1954.
3. Ўзбекистон давлатчилиги тарихи очерклари, Т., 2001.
4. История Узбекистана(XVI—Пер-вая половинаXIX века), т. 3, Т., 1993.
5. Материалы по истории Средней и Центральной Азии XVI-XIX вв., Т.,1988.
- Мир Мухаммад Амини Бухари, Убайдулланаме, Т., 1957.