Градостроительный генетический код как «ядро» эволюционного развития архитектурно-планировочной структуры г. Борисоглебска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.07.2015

Статья просмотрена: 1223 раза

Библиографическое описание:

Асташов, Д. Ю. Градостроительный генетический код как «ядро» эволюционного развития архитектурно-планировочной структуры г. Борисоглебска / Д. Ю. Асташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 773-780. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20858/ (дата обращения: 19.11.2024).

Постановка задачи. Обозначены основные проблемы преемственности в эволюционном развитии архитектурно-планировочной структуры города Борисоглебска.

Результаты. Проведен ретроспективный анализ развития пространственно-планировочной структуры города Борисоглебска, выявлены основные доминанты тектоники предметно-визуального наполнения городской среды, обозначены основные структурные компоненты планировочного «каркаса».

Выводы. Выявленный градостроительный генетический код и структурные особенности города Борисоглебска позволяют определить перспективы дальнейшего развития населенного пункта, сохраняя его своеобразие и идентичность.

Ключевые слова: архитектурно-планировочная структура, тектонические доминанты, идентичность, ориентиры, предметно-визуальное наполнение.

«Квадраты улиц.

Ширь площадей.

Турбин прибой.

Борисоглебск»

Лебедев В. А.

Введение. Социальные, культурные, экономические, производственные и др. процессы, синтезированные в одном, определенном границами месте, образуют сложное многофакторное явление, которое обозначено таким понятием как город. Этимология слова указывает на ряд близких по звучанию слов, таких как огород, огороженный и т. п. Отсюда, очевидно, что изначально понятие город предполагало определенные границы, отделявшие внутреннее от внешнего, замкнутое от открытого, Город от не-Города. Экспансия городских пределов, обусловленная процессами жизнедеятельности населения, при отсутствии координирующего фактора, может послужить к разрушению своеобразия и идентичности населенного пункта. Именно поэтому необходим подробный ретроспективный анализ городской среды, в частности планировочной структуры, до выявления генетического кода, чтобы обозначить дальнейшие интенции развития города.

Город Борисоглебск, имеющий статус «исторический», как и большинство городов имеет свои неповторимые черты, как в архитектурном облике, так и в планировочно-пространственной структуре. Выявление специфики архитектурно-планировочной структуры позволит расставить «ориентиры» для дальнейшего развития, сохраняя особенности и своеобразие города.

1.      Предпосылки возникновения города Борисоглебска.

Борисоглебск был основан в 1698 году по указу Петра I. После расширения границ государства на юго-восток и взятия Азовской крепости, появилась необходимость в возведении сторожевого пункта. Место, где была возведена Павловская крепость (такое название носила крепость до 1703 года) отвечало запросам военно-оборонительного назначения. Она располагалась на возвышенном месте левого берега реки Вороны на территории нынешнего парка культуры и отдыха [3]. С юга и запада крепость была окружена водными протоками. Перед стенами крепости находился широкий ров, а с севера и юга находились глубокие овраги. Кроме того, с юга и севера крепость была окружена лесами, а с запада, на правом берегу реки Вороны простиралась мощная лесополоса имеющая название Теллермановская роща. Этот лес своим достоянием во многом послужил нуждам государства в строительстве флота.

Тектоника ландшафта местности характеризуется возвышенностями и невысокими холмами. Левый берег Вороны, в районе населенного пункта, в основном, равнина с большим количеством болотистых мест и представляет собой пойму реки, испытывающую на себе активное антропогенное воздействие. Правый берег облесен и значительно возвышается в геотектоническом силуэте местности. Таким образом, поселение находилось в низменном месте на левом берегу реки. Природный ландшафт с севера, запада и юга создавал естественные границы вокруг города. Только степь, простиравшаяся в восточном направлении, содержала мощный потенциал для дальнейшего развития архитектурно-планировочной структуры города (рис. 1).

Рис. 1. Специфика геотектоники города Борисоглебска. Зарисовка автора

 

В 1700 году на слиянии Хопра и Дона возникает Хоперская верфь, где строятся боевые корабли для русского флота. Появляется необходимость в доставке строительного материала, которым богат Теллермановский лес. В этой связи, у города Борисоглебска строится пристань, откуда поставлялся строительный материал — это первый градообразующий элемент города. Но, кроме того, на пристани производился подсобный флот — струги и будуары. С появлением пристани значительно увеличился приток населения, что привело к территориальному расширению города.

2.      Дорегулярный период формирования планировочной структуры Борисоглебска.

Город, в конце XVII начале XVIII века, состоял из крепости и посада, вокруг которого, по мере развития поселения, образовывались слободы. Они располагались за оврагами. Названия четырех слобод (приворотная, солдатская, станичная и подьячья) отражали их местоположение в городской застройке и контингент жителей. В ходе эволюционного развития города подьячья и приворотная слободы слились в единой планировочной структуре, между тем, как солдатская и станичная слободы до 1936 года представляли собой автономные поселения [5]. В ходе территориального расширения, в связи с отсутствием специально разработанных генеральных планов, планировочная структура слобод складывалась свободно, подчиняясь рельефу местности, образуя криволинейные улицы и переулки. На территории солдатской слободы в восточной части было образованно городское кладбище.

В 1702 году, в ответ на прошение жителей солдатской слободы, была предоставлена грамота на возведение храма во имя Николая Чудотворца [3]. В станичной слободе был построен храм во имя Казанской Божьей матери. Так, с 1702 года начался период храмового строительства. Благодаря специфики образа и конструктивных особенностей культовых сооружений, панорама города приобретает новые тектонические доминанты.

Борисоглебск с течением времени терял свое военное назначение, постепенно налаживая торговые отношения со многими регионами страны, чему способствовало выгодное географическое положение. В статье «Сельскохозяйственная статистика Борисоглебского уезда», датированной 1849 годом, автор заметил: «Город Борисоглебск по своему географическому положению заслуживает полного внимания в коммерческом отношении; хотя он и стоит в захолустье, будучи удален от больших проездных трактов, но расположенный близ границ Войска Донского, Воронежской и Саратовской губерний, он служит как бы центром для торговли прилежащих мест, а притом развитие судоходства по р. Вороне дает ему еще большее значение» [8, с. 156]. Основными продуктами торговли были хлеб, лес, скот и продукты сельскохозяйственного производства. Корабельная верфь города превратилась в торговую пристань, с которой ежегодно отправлялось от 60 до 90 барж с рожью, овсом, хлебом и лесом в порты Черного и Азовского морей. Переработанное на местных мельницах в крупчатую муку зерно отправляли в Тамбов, Москву, Елец и другие русские города.

Деревянные стены крепости к середине XVIII века обветшали и разрушились. Однако, административный центр города продолжал располагаться в пределах, ранее занимаемой крепостью.

До начала XIX века архитектурно-планировочная структура города формировалась хаотично, починяясь рельефу местности. Стихийность формирования планировочной структуры города, при отсутствии координирующего фактора, обусловила конфигурацию кварталов, которые имели неправильную форму, тяготеющую к трапеции. На свободных пространствах города, перед стенами крепости (восточной и северо-восточной) постепенно сформировалась торговая площадь, к которой сходилась большая часть улиц. Торговая площадь стала центром активной жизни поселения (рис. 2).

Рис. 2. Планировочная структура города XVIII веке. Реконструкция по материалам исследования Кригер Л. В [10]

 

До конца XVIII века основным строительным материалом в визуально-пространственном наполнении города было дерево, о чем свидетельствует описание 1777 года: «Борисоглебск, город деревянный… Церквей в Борисоглебске деревянных — 3, домов обывательских деревянных — 219. Казенные строения: канцелярия деревянная с архивом — 1. Воеводный дом — 1» [1]. В 1792 году, на месте храма Борису и Глебу, возводится первое в городе каменное строение — Успенский собор. Вокруг него формируется площадь.

Анализируя эволюционное развитие планировочной структуры города Борисоглебска конца XVII начала XIX века, можно сделать вывод, что город принципиально делился на три части, где центральная часть, в которой располагались городническое правление, тюремная изба, денежные кладовые, уездный суд и городская ратуша, а так же торговая площадь, являлась функциональным ядром города. Кроме того, в силуэте города, центральная часть акцентировалась тремя культовыми сооружениями: Казанская, Никольская церкви и храм Борису и Глебу, в то время, как северная и восточная части города имели селитебное значение и не имели выдающихся доминантных сооружений в общей тектоники города (рис. 3).

Рис. 3. Предполагаемая тектоника застройки XVIII века. Схематичная зарисовка автора

 

Рис. 4. Выявление тектонических акцентов набережной города Борисоглебска в XVIII веке

 

Таким образом, в дорегулярном периоде формирования планировочной структуры главной особенностью являлось:

-        сохранение центральной части города административным центром;

-        северная и южная часть города сохраняли селитебное значение;

-        обозначение центральной части города тремя тектоническими доминантами.

3.      Формирование регулярной застройки города.

С начала XIX века начинается новый этап формирования архитектурно-планировочной структуры, когда Александр I, в 1806 году, 19 октября, утверждает генеральный план для города Борисоглебска, который предполагал собой регулярную планировку [9]. Городские границы с севера, востока и юга, согласно документу, ограничивались валом с востока и юга и проходили по нынешним улицам Октябрьской, Свободы и Гагарина. С западной стороны естественной границей оставалась река Ворона и Теллермановский лесной массив. Генпланом предполагалась регулярная застройка с прямоугольными и трапециевидными кварталами, прямыми, широкими улицами и пространными площадями.

Городские пределы, по новому плану, включали в себя территории слобод, отодвинув их дальше на север и на юг. Сетка улиц была запроектирована по широтам и меридианам, образуя четко очерченные кварталы. Принципиальное разделение города на три части, где центральная часть была функциональным ядром, сохранилось в планировочной структуре города, являясь его генетической особенностью.

В средней части города сохранялись главные композиционные акценты — храмы, с площадями вокруг них. В центре города была обозначена четкими границами торговая площадь, сформированная еще до регулярной планировки, в границах которой расположены были торговые ряды, выстроенные до 1770-го года [7]. Она расположена была на главной широтной оси и являлась центром активной жизни населения. Данная часть города сохраняла свой административно-функциональный характер. В западной части города расположена была улица Садовая — меридиональная ось города, на которой размещались Старо-Соборная (с юга) и Казанская (с севера) площади (рис. 6).

Рис. 6. Основные структурные элементы города в XIX веке: ул. Матросовская, ул. Охлябинская с Торговой площадью — которая являлась основной площадью города и улица Садовая с двумя храмовыми площадями

 

Проектный вариант плана вводил жесткие регламенты по размещению и строительству промышленных, общественных и других зданий. В этой связи, в пойме реки Вороны, находились пивной, кожевенный, мыловаренный, воскобойный, винный заводы, шерстомойни и водяные мельницы, что соответствовало описанию к генплану, где сказано было, что «… кожевенные и прочие заводы и скотобойни — по течению реки ниже города, дабы от них в город не происходило нечистоты и дурного воздуха. Пивоварни — при реке выше скотобоен…» [2].

Внедрение камня в качестве строительного материала в предметно-визуальное наполнение города происходило медленными темпами. Только к середине XIX века в городе, согласно генеральному плану 1847 года, насчитывалось около 20 домов. В 1811 году возводится Казанский храм с пределами св. Николая Чудотворца и св. Дмитрия Ростовского, в стиле классицизма — значительное каменное сооружение города, как в эстетическом, так и в композиционно-тектоническом плане. На Торговой площади, в 1859 году, был построен храм Преображения, названный вскоре «Новым собором», в честь которого была переименована площадь в Новособорную. Это сооружение стало главным ориентиром улицы Охлябинской и Верхнеплощадной, а так же композиционным центром планировочной структуры города, так как по своим размерам превосходило остальные храмы города (рис. 7).

Рис. 6. Перспектива улицы Охлябинской (после названная Дворянской, на сегодняшнее время улица Советская). Ориентирована на запад и завершается выходом к реке, за которой высится Теллермановская роща. Доминантой и ориентиром служил храм Преображения. Зарисовка с фото нач. XX века

 

Таким образом, в «старой» части города наблюдается тяготение к треугольнику, который визуально образовывали три храма. С появлением храма Преображения этот «треугольник» стал почти равнобедренный (рис. 7).

Рис. 7. «Сакральный треугольник», образованный тремя храмами: Успенским, Казанским и Преображенским. Визуально образованная фигура темя доминантами города носила в себе ценностно-смысловой компонент, генерирующий в себе «дух места»

 

Развитие торговых отношений со многими регионами страны и за рубежом обусловило возникновение производственных сооружений. К 1862 году в городе насчитывалось 29 производственных предприятий, в числе которых были кирпичные, салотопенные, кожевенные, мыловаренные, воскобойные, шерстомойных заводов, которые являлись главными градообразующими элементами [7]. В свою очередь, развитие промышленного производства укрепило экономику города, что повлияло на рост численности населения. С увеличением численности населения возникла необходимость в расширении городских границ и застройки новых территорий. В этой связи, разрабатывается новый генеральный план города, утвержденный 7 марта 1867 года, согласно которому город получает развитие в восточном направлении.

Особенностью второго этапа формирования регулярной пространственно-планировочной структуры явилось придание новой части города формы, близкой к квадрату. Согласно генеральному плану, город ограничен был с восточной стороны улицей Кладбищенской (ныне Чкалова), с южной стороны — улицей Хоперской (ныне Первомайская), с севера застройка ограничивалась территориями многочисленных заводов. Кварталы этой части города были значительно меньше и более квадратные.

К началу XX века основной композиционной и функциональной осью города являлась меридиональная улица Свободы, на которой располагались уездная, городская, мещанская управы, несколько промышленных заведений, гимназия, типография. На новой оси формируются две площади: Ярморочная, получившая название в связи с ежегодными ярмарками, проходившими 8 июля и 22 октября, и Хлебная, занимавшая территорию четырех кварталов и ставшая основным планировочным ядром города и центром активной жизни населения [8]. Улица Большая (ныне Свободы) явилась границей между «старой» частью города и «новой», разделяя город на западную часть и восточную (рис. 8).

Рис. 8. Основные структурные элементы города Борисоглебска XX века. Главной композиционной осью города стала улица Большая (Свободы) с двумя площадями — Ярморочной (севернее) и Хлебная

 

В центре площади, в 1901 году, возводится культовое сооружение — Сретенская церковь, являющееся главной доминантой города. Одно время храм хотели переименовать и дать название в честь святых Бориса и Глеба, так как это был самый крупный и красивый храм города. Однако, храм простоял всего 30 лет, и в 1931 году был разобран «на кирпичи, для нужд народного хозяйства». Восточнее, на меридиональной оси города, в границах улиц Дровяной и Сенной (сегодня это границы улицы Победы и Сенной) формируются две площади: в южной части — Дровяная, в северной — Сенная.

Важным событием в жизни города стало строительство железной дороги (Грязи-Борисоглебск-Царицын) в период с 1868 по 1871 годы, проходившей по южной границе города. Этот факт сыграл большую роль не только в экономическом плане, улучшив и укрепив торговые отношения, но и в градостроительном, так как в этой части города формируется новый, привокзальный район. В этом районе, в центре которого располагалось здание вокзала с привокзальной площадью, главным градостроительным принципом являлся функционализм, где промышленная зона располагалась в восточной части, с севера — селитебная зона, а с запада находилась общественно-социальная зона. Таким образом, прослеживается новая композиционная ось в центре восточной части города с тремя площадями.

Северная часть города обуславливалась крупной хозяйственно-промышленной зоной города, так как здесь сконцентрировано было множество заводов (салотопенные, кирпичные, скотобойни и т. д.), ярморочная площадь, ипподром и три кладбища.

В 1936 году в границы города были включены Солдатская и Станичная слободы, планировочная структура которых на протяжении всего времени формировались свободно, подчиняясь ландшафту местности и главным осям города. Слободы, до сих пор, образуют отдельные части города и ярко контрастируют с регулярной планировкой центральной части города. Однако, если планировочная структура Солдатской слободы образует изогнутые улицы, то в Станичной слободе застройка велась параллельно железной дороге, поэтому улицы здесь более прямые, а кварталы тяготеют к прямоугольнику.

4.      Современное состояние города.

После строительства железной дороги торговые отношения города приобрели новые масштабы, что укрепило и усилило экономическое благосостояние города. Строительство и ввод в эксплуатацию новых заводов позволило городу выйти на высокий уровень в торгово-финансовом и культурном значении в Черноземье. Эти факторы, соответственно, повлияли на территориальный рост городских пределов. В ходе эволюционного развития, город Борисоглебск претерпел множество изменений и в архитектурно-планировочной структуре (рис. 9).

Рис. 9. Основные планировочно-структурные элементы города Борисоглебска

 

Необходимо выделить основные особенности преемственного развития планировочной структуры города Борисоглебска:

-        сохраняется преемственность регулярной планировки города;

-        сохраняются выходы широтных улиц к реке Вороне;

-        набережные улицы подчинены тектонике ландшафта;

-        основной структурной и композиционной осью города остается городской бульвар — улица Свободы;

-        узловыми точками (по К. Линчу) сохраняются пересечение улиц Матросовкой, Советской и Линейной с улицей Свободы.

Основными структурно-планировочными и образно-тектоническими утратами являются:

-        застройка площадей Сенной, Дровяной, Хлебной, Торговой (Новособорной);

-        разрушение Сретенского храма — основной тектонической и духовно-ценностной доминанты города;

-        снос храма Преображения и как следствие — разрушение «сакрального треугольника», и нарушение тектоники «главного фасада» города.

Выводы. Ретроспективный анализ развития города позволил выявить особенности и идентичность архитектурно-планировочной структуры. Активная застройка главных структурных элементов города — площадей — в XX веке, происходит вследствие урабанизационных процессов. Однако, городу удается сохранить свое своеобразие за счет главных артерий города — улица Свободы, Советская, Матросовская и узлов, образованных их пересечением. В «старой» части города главной меридиональной осью служит улица Садовая с двумя доминантами — Успенским и Казанским храмами.

В целом, преемственность в планировочной структуре сохраняется, однако есть тенденции по разрушению образно-тектонических доминант, что, при отсутствии координирующего фактора, приведет к утрате целостности восприятия городской среды и к феномену отчуждения.

 

Литература:

 

1.      РГВИА, ф. 846, оп. 16, д. 18666, 1777 г. Описание Воронежской губернии.

2.      РГИА, ф. 1293, оп. 168, д. 13, План г. Борисоглебска в проектируемом виде.

3.      Апальков Ю. А., Голованов В. М. Крепость на Хопре. — Борисоглебск 1997. — 50 с.

4.      Асташов Д. Ю. Крепость как функциональное ядро города. Предпосылки возникновения и развития города Борисоглебска [Текст] / Д. Ю. Асташов // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 900–903.

5.      Борисоглебский край. Историко-краеведческий сборник. Сост. В. В. Самошкин. Вып. 1. Борисоглебск, 1998. — 127 с.

6.      Городские поселения в Российской империи. Т. 5, ч. 1. — С.-Петербург, в типографии К. Вульфа. — 1865.

7.      Зайцева А. А., Кригер Л. В. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли (Материалы Свода памятников Воронежской области). — Москва 1994. — 199 с.

8.      Известия Тамбовской ученой архивной комиссии (Избранное. Том 2), 2009. — 428 с.: ил.

9.      Кригер Л. В. Воронежская область: исторические города. Визитная карточка / Л. В. Кригер. — Воронеж, ООО «Творческое объединение «Альбом», 2007. — 48 с.: ил. (Серия «Визитная карточка: Города России»)

10.  Л. В. Кригер, Г. А. Чесноков. Архитектура исторических городов Воронежской области. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002. — 302 с.

11.  Статистические данные к оценке городских недвижимых имуществ Тамбовской губернии. Выпуск II. — Тамбов: Издание Тамбовского губернского Земства, 1903.

Основные термины (генерируются автоматически): город, Борисоглебск, Торговая площадь, архитектурно-планировочная структура, планировочная структура, улица, площадь, Станичная слобода, восточная часть, Солдатская слобода.


Похожие статьи

Крепость как функциональное ядро города. Предпосылки возникновения и развития города Борисоглебска

Пространственно-территориальное развитие подмосковного города Реутова и его устойчивые планировочные элементы

В статье прослеживается преемственность планировочной организации территорий города Реутова для открытия новых возможностей территориального соединения разобщенной городской территории.

Модель воздушно-мостового парка Герона как часть рекреационной зоны на территории Хабаровска

Основные этапы и направления развития и формирования Иркутска

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Естественные и антропогенные препятствия и рекомендации к развитию планировочной структуры города Балхаш

Становление архитектурно-планировочного каркаса Комсомольска-на-Амуре

В статье рассматриваются этапы формирования архитектурно-планировочной структуры города Комсомольска-на-Амуре, последовательно определяющие дальнейшие направления пространственного роста города. Проанализированы концепции генеральных планов. Раскрыва...

Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону

Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых а...

Инновационный лесной кластер как ядро инновационно-ориентированной экономики субрегиона

Роль организационного дизайна в проектировании оптимальной организационно-функциональной структуры Восточного полигона

Похожие статьи

Крепость как функциональное ядро города. Предпосылки возникновения и развития города Борисоглебска

Пространственно-территориальное развитие подмосковного города Реутова и его устойчивые планировочные элементы

В статье прослеживается преемственность планировочной организации территорий города Реутова для открытия новых возможностей территориального соединения разобщенной городской территории.

Модель воздушно-мостового парка Герона как часть рекреационной зоны на территории Хабаровска

Основные этапы и направления развития и формирования Иркутска

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Естественные и антропогенные препятствия и рекомендации к развитию планировочной структуры города Балхаш

Становление архитектурно-планировочного каркаса Комсомольска-на-Амуре

В статье рассматриваются этапы формирования архитектурно-планировочной структуры города Комсомольска-на-Амуре, последовательно определяющие дальнейшие направления пространственного роста города. Проанализированы концепции генеральных планов. Раскрыва...

Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону

Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых а...

Инновационный лесной кластер как ядро инновационно-ориентированной экономики субрегиона

Роль организационного дизайна в проектировании оптимальной организационно-функциональной структуры Восточного полигона

Задать вопрос