Туризм — одна из важнейших сфер деятельности экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Кроме этого, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами [8].
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, тем самым создает дополнительные рабочие места, обеспечивает занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно в период экономической нестабильности. Туристская отрасль оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как общественное питание, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, транспорт, сельское хозяйство, строительство, выступает катализатором социально-экономического развития регионов. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления финансовых средств.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов Приморского края позволяет развивать практически все направления туризма, в том числе деловой, пляжный, сельский, оздоровительный, экологический развлекательный, культурно-познавательный, автотуризм и социальный туризм.
Приморский край обладает достаточным потенциалом, чтобы такая отрасль, как туризм, стала действительно стратегической в развитии региона. Приморье имеет все предпосылки для развития туризма: инфраструктура, географическое положение, природный и рекреационный потенциал. Благодаря этому можно сформировать туристический комплекс мирового уровня. Сегодня приморский туризм значительно отстает от российского, тем более от мирового, на его долю в бюджете края приходится всего 0,2 % [2].
В крае наблюдается небольшой спад активности внутреннего и въездного туризма. Это произошло по ряду причин: несоответствие цены и качества предоставляемых услуг, недостаточное позиционирование Приморья в других регионах.
С целью повышения конкурентоспособности и узнаваемости туристского рынка Приморского края и удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах в крае была принятая Государственная краевая программа «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013–2017 гг.
Основными задачами программы являются: создание инфраструктуры индустрии туризма с использованием кластерного подхода, реализация кадрового потенциала, разработка маркетинговой стратегии, направленной на формирование образа Приморья как региона, благоприятного для путешествий и отдыха, активизация конгрессно-выставочной деятельности и MICE-туризма, развитие системы обеспечения безопасности туристов, повышение качества туристских услуг, доступность для всех слоев общества .
Для повышения привлекательности края в рамках программы предполагается:
- принятие участия в выставках, форумах,
- организация рекламных туров для иностранных СМИ и участников Тихоокеанской Международной туристкой выставки (PITE)
- создание виртуальных экскурсий по Приморью, интернет-портала, установка сенсорных информационных блоков по городу с информацией о туристических объектах.
При реализации программы ставка делается на туристско-рекреационный кластер, на объекты, привлекательные как для гостей из России, так и из-за рубежа. Это зона отдыха на острове Русском, зона «Приморье», фестивали, выставочно-конгрессная деятельность и т. д.
Реализация программы позволит увеличить турпоток в 5,6 раз и довести его до 5 млн. человек. Объем платных услуг возрастет в 11,3 раза и составит почти 17 млрд. рублей. Увеличится в 5,7 раза число работников сферы гостеприимства и к 2017г. этот показатель составит около 61 тысячи человек. Налоги от туризма возрастут в 4,9 раза и составят 2,7 млрд. рублей.
Для повышения инвестиционной привлекательности туристской отрасли Приморского края необходимо уделять особое внимание ее точкам роста.
На сегодняшний день ставку делают на остров Русский, планируется на нем развивать образовательно-рекреационную зону, включающую уже существующий университет, плюс медицинские центры, зоны отдыха, оздоровления, спорта.
С открытием кампуса ДВФУ край располагает уникальной в России площадкой для проведения масштабных мероприятий. Такие преимущества и достоинства нужно не только использовать, но и широко рекламировать. Есть даже понятие mice-туризм — когда люди собираются на конференции. Например, всемирно известный туристский центр Лас-Вегас на этом живет, в его игровых, гостиничных комплексах постоянно проходят форумы, конгрессы и конференции.
В интервью PrimaMediaLIVE первый вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоров рассказал, что в край удалось привести инвесторов мирового уровня для реализации проекта интегрированной развлекательной зоны (игорной зоны). Недавно на Дальневосточном инвестиционном конгрессе, который прошел на Русском, были подписаны соглашения с группой компаний Melco и Naga Corporation Ltd. В результате данных мероприятий ожидается огромный мультипликатор, дающий возможность развиваться другим видам бизнеса вокруг определенной точки. Например, в Лас-Вегасе вокруг гостиниц с игровыми автоматами и казино расположены большие и маленькие магазины, рестораны, салоны красоты. [6]
При реализации мероприятий программы в целях повышения инвестиционной привлекательности Приморского края необходимо уделять внимание не только краевому центру, но и другим районам, не менее богатым и уникальным с точки зрения туризма, как внутреннего, так и внешнего.
Реализация госпрограммы по развитию туризма в Приморье дает возможность проявить себя и муниципальным образованиям. Об этом говорят планы по формированию ряда туристско-рекреационных кластеров.
Так «Пидан» на территории Шкотовского района будет способствовать созданию условий для развития рекреационного туризма, развитию туров «выходного дня», семейного отдыха, созданию новых рабочих мест. И если пока ставка делается на внутренний туризм, то впоследствии этот объект может стать привлекательным и для иностранных гостей.
«Уссурийск-Михайловка» окажет благоприятное влияние на создание условий для развития культурно-познавательного, социального, сельского туризма, развитие туров «выходного дня». Не стоит забывать, что через эти территории проезжают туристы Приморья и приграничного Китая, поэтому необходимо использовать и эту возможность.
«Арсеньев», известный сегодня среди любителей лыж, призван способствовать развитию не только зимних видов спорта, но и экстремальных, приключенческих.
Разработка проекта туристско-рекреационного кластера «Шмаковский» направлена на развитие культурно-познавательного, оздоровительного туризма, развитие туров «выходного дня», создание новых рабочих мест.
Этим же задачам служит и формирование туристско-рекреационного кластера «Находка-Партизанск». «Хасанский» кластер делает ставку на пляжный отдых.
Численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличится в 3,6 раза до 2873 тыс. чел., численность иностранных граждан, въезжающих в Приморский край с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения, возрастет в 24,1 раза, что составит 2127 тыс. чел., количество мест в коллективных средствах размещения достигнет 24889 тыс. единиц. Объем привлеченных инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) возрастет в 3,1 раза и составит в к 2017 году 7110,9 млн. рублей. Коэффициент заполняемости номерного фонда в коллективных средствах размещения при более эффективной их загрузке достигнет показателя 0,8, по сравнению с базовым 2011 годом 0,33. Данные показатели позволят увеличить объем платных туристских услуг, оказываемых населению, в 11,3 раза — 17447,29 млн. рублей, объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения — в 8,6 раза- 23737,6 млн. рублей, доля работников, занятых в туристской индустрии, увеличится 5,7 раза и составит к концу 2017 году 61,77 тыс. человек, доля поступлений налоговых доходов в бюджет Приморского края от сферы туризма увеличится в 4,9 раза и составит 2750 млн. рублей. [2]
Литература:
1. «Неповторимый и всемирно узнаваемый брэнд Приморского туризма создадут в крае за 5 лет». Источник: Сайт PrimaMedia.ru. Режим доступа: [primamedia.ru/news/asia/21.02.2013/258710].
2. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2013–2017 гг».. Источник: Официальный сайт Приморского края. Режим доступа: [http://primorsky.ru/].
3. Программа развития экологического туризма в Приморском крае на базе особо охраняемых природных территорий. Источник: Сайт Национальный парк «Зов тигра». Режим доступа [http://zov-tigra.ru].
4. Быркова Е. Рынок международного туризма: основные тенденции 2013 года // Информационно-аналитическое издание ПРОВЭД [Электронный ресурс]. — от 30 сентября 2013 г.- Режим доступа: [http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/7035-turizm.html].
5. По материалам сайта Всемирного экономического форума. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [http://www.weforum.org/issues/travel-and-tourism-competitiveness/index.html].
6. Инвестиции в Приморский край — это вопрос доверия к власти /Интервью с первым вице-губернатором Приморского края Сергеем Сидоровым [Электронный ресурс], 01.10.2013. — Режим доступа: [http://primamedia.ru/news/economics/01.10.2013/305662/investitsii-v-primorskiy-kray-eto-vopros-doveriya-k-vlasti---sergey-sidorov.html].
7. «Кластерный подход к развитию туризма как фактор повышения конкурентоспособности региона». Источник Сайт Стратегия и Управление.ru. Режим доступа [http://www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike].
8. Евразийский Международный научно-аналитический журнал — К вопросу о сущности территориального маркетинга — URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3829