Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Анаркулова Г. М., Кулиева Ш. Х., Расулова З. Д. Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 588-590. — URL https://moluch.ru/archive/93/20518/ (дата обращения: 26.09.2018).

В развитии Узбекистана имеют актуальное значение совершенная система образования, основанная на богатом духовном потенциале народа, общечеловеческих ценностях, а также современной культуре, экономике, технике и последних достижениях технологии [1,2].

В области образованная только теперь появляются системная теория, системный подход и касающиеся их понятия. Со стороны некоторых учёных, представителей знаний науки. Это выдвигается как системный подход, а у некоторых учёных выражается как «комплексный подход», «сведение к одному порядку», «упорядочение». В применении к общественной реальности стало известным, что такие сложные понятия со стороны многих принимается как «системный подход».

Учебно-воспитательный процесс свойственный для высшего образования, можно рассматривать, как сложную систему, образованную из нескольких компонентов, элементов находящихся во взаимно известной связи и их отношениях.

Системный подход представляет собой не только количественный, но и качественный уровень образования. А также учитывая все уровни содержания и методов образования помогает диагностировать повышающийся спрос по отношению к образованию и к его качественным сдвигом.

Исследования системного подхода в процесс образования мы можем видеть в исследованиях Т. А. Ильиной, М.Очилова, Н. А. Муслимова, Ж. А. Хамидова.

Имеет особое значение, на основе системного подхода, организация деятельности и развитие способностей самим обучаемым. При обучении и воспитании с точки зрения синергетических принципов выдвигается нижеследующая идея: необходимо формируемые знания и навыки ученика формируются не только на основе целенаправленной педагогической деятельности учителя, но и через системную самоорганизацию своей деятельности с помощью учителя [3,4].

Применение опыта системного подхода в педагогической системе учёных педагогов можно видеть и в исследованиях С. Т. Тургунова. По его мнению в развитии педагогического процесса имеют важное значение системный подход, рефлексивный подход, ситуативный подход, приведённый в соответствие подход управление по результатам.

Развитие событий в виде причинно-следственной связи в качестве целостности педагогических процессов признан в исследованиях К. З. Зарипова.

Педагогические события в процессе обучения воспитания находятся во взаимосвязи на основе определенных законов. Важно их знать для владения научными основами обучения воспитания каждое педагогическое событие появляясь по определенным причинам приводит к конкретному результату. Определение причин, приводящих к появлению того или иного процесса или события, дают возможность не только для их познания, но и использования их положительного влияния, а также принятия мер от отрицательного влияния. В результате усиливается возможность управления педагогическим процессом на научной основе.

Глубокое сознание педагогических процессов и их системное исследование свело к необходимости педагогических процессов и законов.

Педагогическое состояние по своему свойству считается сложным состоянием, встречающимся с различными в больших количествах влияниями. Можно управлять одной частью этих состояний и влияний, а другие объективно возможные не связаны влиянием с нижеследующим центром управления, но вместе с этим необходимо учитывать их в применении системного подхода.

Например, учебный процесс как взаимодействующая система в качестве многих образующих поддаётся влиянию многих факторов, это: социальной строй общества, уровень развития производительных сил. Они не поддаются влиянию рассматриваемого центра управления, но их влияние необходимо обязательно учитывать, так как эти факторы служат фактором при выборе цели, содержания и методов в процессе обучения и воспитания.

Определение результатов педагогической деятельности с большой точностью очень затруднено, так как педагогическая система состоит из многочисленных нелинейных связей. Рассматривая педагогическую систему как способную самоорганизации систему открытого типа, очень важно отказаться от односторонних взглядов в принятии управляемых решений, при учитывании относительности результатов и при выборе содержания, формы и методов процесса образования. На наш взгляд системный подход считается методологической основной управления педагогической системой. Его использование служит повышению качества и производительности процесса образования.

Н. А. Муслимов при определении значимости системы глубоко анализируя без системные состояния выдвигается такую идею: среда определяет сосредоточение всех систем — мета систему, он лежит во внешней части исследуемого, выделенного и в тоже время окружающего нас мира от интересующей нас части. Система — это множество объектов, выделенное каким — то образом от среды. Между средой и системой существуют множество взаимосвязей, посредством которых среда и система взаимодействуют.

Анализы показывают, что системный подход даёт возможность не только количественного, но и качественного развития педагогического процесса. Диагностика процесса обучения на основе системного подхода продуктивна с учётом возрастающих требований общества по отношению к образованию и качественных сдвигов в науке, а также содержания и методов на всех этапах системы непрерывной образования. Основная задача педагогики при внедрении системного подхода в образовании состоит из демонстрации концептуальных средств, представленного объекта, в виде квалификационной и педагогической модели. В педагогике научно-методическое представление систем процессов образования и использование их в управлении процессами дают возможность нахождения решения многих важных проблем таких как:

-          глубокий анализ планируемого процесса образования;

-          создание множества качественных показателей элементов и компонентов планируемого процесса образования и их классификация;

-          изучение связи показателей между собой, изучение законов связи, выделение среди них проблем первостепенного и второстепенного типа которые впоследствии легко разрешимы.

На основе методологии научных исследований, мы ниже рассматриваем этапы системного анализа на примере подготовки учителей профессионального обучения.

В процессе подготовке будущих учителей профессионального обучения в высших учебных заведениях на основе системного подхода требуется определение системы педагогических условий и средств основанных на содержании показателей профессиональной деятельности. Для этого сначала необходимо обосновать влияющие на них факторы, суть педагогической системы, свойства педагогического подхода, основные его признаки (структуры и функции).

Для осуществления системного подхода требуется определить: формулировку цели и методов образования, элементы средства и формы организации образования, обеспечивающие показатели соответствия деятельности целям обучения и связи между ними.

Системный подход, являясь методологией научных знаний и общественной практики, требует рассмотрения объектов на его основе в качестве системы. Процесс подготовки учителей профессионального обучения как задача нашей исследовательской работы означает системный подход к объекту, раскрытие его целостности, определение связи между образующими элементами (компонентами), определение условий применения, проблемы освещения методов проблемного обучения на основе системного подхода при подготовке будущих учителей профессионального обучения.

 

Литература:

 

1.         Х. Ф. Рашидов. Особенности развития среднего специального, профессионального образования в Узбекистане. — Т. Фан, 2004.

2.         У.Нишоналиев. Формирование личности учителя трудового обучения: проблемы и перспективы. — Т.: Фан, 1990.

3.         И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. Системный подход в современный науке. — М.: Мысль. 1970.

4.         Т. А. Ильина. Структурно-системный к организации обучения. — М.: Знание, 1972

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, педагогическая система, профессиональное обучение, педагогический процесс, процесс, влияние, планируемый процесс образования, подготовка будущих учителей, метод образования, система.


Похожие статьи

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

При подготовке учителей профессионального обучения учебный процесс

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода.

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях.

Модель подготовки учителей профессионального...

Исследования системного подхода в процесс образования мы можем видеть в исследованиях Т. А. Ильиной, М.Очилова, Н. А. Муслимова, Ж. А. Хамидова. Проблему подготовки учителей профессионального обучения можно рассматривать в качестве интегративной системы...

Организация теоретических и практических занятий в процессе...

При системном подходе в процесс подготовки будущих учителей профессионального образования выделяется особое значение содержанию анализа, оценивания, организации деятельности, цели образования и планированию.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

педагогическая система, системный подход, система, общая теория систем, профессиональное образование, научная литература, проблема, рынок труда, элемент.

Совершенствование процесса подготовки преподавателей...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в организационном, содержательном и процессуальном плане)...

Перспективы использования технологии сотрудничества...

Личностный аспект подготовки будущего педагога профессионального образования представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей...

Содержание педагогической системы формирования...

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

При подготовке учителей профессионального обучения учебный процесс

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода.

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях.

Модель подготовки учителей профессионального...

Исследования системного подхода в процесс образования мы можем видеть в исследованиях Т. А. Ильиной, М.Очилова, Н. А. Муслимова, Ж. А. Хамидова. Проблему подготовки учителей профессионального обучения можно рассматривать в качестве интегративной системы...

Организация теоретических и практических занятий в процессе...

При системном подходе в процесс подготовки будущих учителей профессионального образования выделяется особое значение содержанию анализа, оценивания, организации деятельности, цели образования и планированию.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

педагогическая система, системный подход, система, общая теория систем, профессиональное образование, научная литература, проблема, рынок труда, элемент.

Совершенствование процесса подготовки преподавателей...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Содержание педагогической системы формирования...

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в организационном, содержательном и процессуальном плане)...

Перспективы использования технологии сотрудничества...

Личностный аспект подготовки будущего педагога профессионального образования представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

При подготовке учителей профессионального обучения учебный процесс

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода.

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях.

Модель подготовки учителей профессионального...

Исследования системного подхода в процесс образования мы можем видеть в исследованиях Т. А. Ильиной, М.Очилова, Н. А. Муслимова, Ж. А. Хамидова. Проблему подготовки учителей профессионального обучения можно рассматривать в качестве интегративной системы...

Организация теоретических и практических занятий в процессе...

При системном подходе в процесс подготовки будущих учителей профессионального образования выделяется особое значение содержанию анализа, оценивания, организации деятельности, цели образования и планированию.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

педагогическая система, системный подход, система, общая теория систем, профессиональное образование, научная литература, проблема, рынок труда, элемент.

Совершенствование процесса подготовки преподавателей...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в организационном, содержательном и процессуальном плане)...

Перспективы использования технологии сотрудничества...

Личностный аспект подготовки будущего педагога профессионального образования представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей...

Содержание педагогической системы формирования...

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

При подготовке учителей профессионального обучения учебный процесс

Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода.

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях.

Модель подготовки учителей профессионального...

Исследования системного подхода в процесс образования мы можем видеть в исследованиях Т. А. Ильиной, М.Очилова, Н. А. Муслимова, Ж. А. Хамидова. Проблему подготовки учителей профессионального обучения можно рассматривать в качестве интегративной системы...

Организация теоретических и практических занятий в процессе...

При системном подходе в процесс подготовки будущих учителей профессионального образования выделяется особое значение содержанию анализа, оценивания, организации деятельности, цели образования и планированию.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

педагогическая система, системный подход, система, общая теория систем, профессиональное образование, научная литература, проблема, рынок труда, элемент.

Совершенствование процесса подготовки преподавателей...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Содержание педагогической системы формирования...

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Гуманизация процесса профессионально-педагогической...

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в организационном, содержательном и процессуальном плане)...

Перспективы использования технологии сотрудничества...

Личностный аспект подготовки будущего педагога профессионального образования представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей...

Задать вопрос