Перспективы использования технологии сотрудничества в процессе подготовки педагога профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.06.2016

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Гаффоров, А. Х. Перспективы использования технологии сотрудничества в процессе подготовки педагога профессионального образования / А. Х. Гаффоров, М. М. Алимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 839-841. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31691/ (дата обращения: 16.10.2024).



Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Активный переход к рынку труда объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже вначале его профессиональной деятельности.

Современная парадигма образования состоит в переходе от «знаниевого» обучения к обучению деятельности, т. е. образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное — набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях. Именно, высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях, гарантом его самореализации. Итак, задачей профессионального образования становится не только формирование знаний, умений, навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям в сфере техники, технологии, организации труда, интегрировать междисциплинарные знания, комплексно воспринимать производственный процесс.

Качество профессионального образования является многоплановым и относительным понятием, которое с трудом поддаётся определению, т. к.:

‒ является многомерным;

‒ обладает сложной динамикой развития, обусловленной трансформацией социальной, экономической, технологической и политической сред, что приводит к изменениям в деятельности учебных заведений.

Следовательно, качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов, основным из них является адекватность результата образования существующим потребностям. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в Республике Узбекистан, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Социальный заказ современному педагогу заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов в системе последипломного образования, особенно важной, поэтому вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров приобретают в настоящее время особую актуальность.

Особое место в исследовании проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в современных условиях занимают вопросы, связанные с развитием личности будущего педагога. Являясь ключевой фигурой педагогического процесса, учитель должен обладать не только определенной системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и совокупностью профессионально и личностно значимых качеств, соответствующих все возрастающим требованиям общества. Особенно, актуальной в условиях модернизации системы образования и утверждения гуманистической парадигмы образования является проблема подготовки будущих учителей к реализации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, основанного на идеях педагогики сотрудничества. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план задачу обновления подходов к организации образовательного процесса в вузе. С учетом этого, в системе подготовки будущего педагога профессионального образования, в качестве одной из составляющих, выделяется личностный компонент. Личностный аспект подготовки будущего педагога профессионального образования представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, органически связанный с другими элементами данной системы. Данный элемент в единстве с другими элементами системы содействует профессионально-личностному развитию будущих учителей в процессе их подготовки к эффективной самостоятельной профессиональной деятельности. С учетом идей системного, интегративно-деятельностного, профессионально-личностного подходов. Личностный аспект подготовки будущих учителей профессионального образования рассматривается как система мер в образовательном процессе вуза, обеспечивающая формирование нравственно-психологической готовности будущих учителей к самостоятельной профессиональной деятельности. Важным при этом является выбор оптимальных средств, методов и приемов деятельности, т. е. технологического обеспечения образовательного процесса. В качестве одного из основных направлений реализации содержания технологии сотрудничества выделяют применение дидактического активизирующего и развивающего комплекса, основанного на следующих положениях:

‒ содержание образования рассматривается как средство развития личности, а не как самоцель;

‒ образовательный процесс направлен на овладение обобщенными знаниями, умениями и навыками и способами мышления; интеграция дисциплин различных циклов;

‒ вариативность и дифференциация обучения;

‒ использование положительной стимуляции познавательной деятельности.

В стимулировании познавательной деятельности важную роль играют содержание учебного материала, методы и организация образовательного процесса и уровень его эмоциональности. Так, например, при изучении иностранного языка в педагогическом вузе для повышения эмоциональности и стимулирования познавательной активности студентов могут использоваться различные методы коллективного взаимодействия — такого способа организации образовательного процесса, при котором обучаемые активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных. Для коллективного взаимодействия хорошо подходит применение игровых методов, занятий в форме соревнований, выполнение групповых проектов и прочее.

Одно из главных положений технологии сотрудничества — учение без принуждения — реализуется посредством применения различных игр, придания личностной ориентации общения на иностранном языке, создания условий для коллективного взаимодействия преподавателя и студента на занятиях. Овладение технологией сотрудничества обеспечивает профессиональное развитие будущих учителей, формирование у них готовности к творческому решению педагогических задач, возникающих в образовательном процессе в вузе. Это позволяет конструировать педагогическое взаимодействие из резерва освоенных элементов, своеобразное сочетание которых в конкретный ситуационный момент обеспечивает педагогу возможность творчества в поиске и реализации способов педагогического взаимодействия.

Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего учителя профессиональной школы в современном вузе, творческий подход преподавателя к организации и осуществлению образовательного процесса в сочетании с гуманистическими установками не только способствует повышению эффективности процесса профессионального развития будущих учителей, но и формирует у них качества, необходимые для реализации педагогического взаимодействия, на основе сотрудничества в самостоятельной профессиональной деятельности. Всё это зависит от профессионализма педагога

Профессионализм педагога профессионального обучения, на наш взгляд, — это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей инженера-педагога его профессионально значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации педагогической деятельности, готовность к постоянному саморазвитию. Общее понятие профессионализма относится к характеристике работника образовательной сферы, результативности его профессионально-педагогической деятельности независимо от возраста. Профессионализм правомерно рассматривать как важную составную личностной структуры инженера-педагога, включающую интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую сферы и сопровождающую все направления ее профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность, творчество, культура, технологичность, индивидуальный стиль, инновационный и исследовательский подход к деятельности, ее продуктивность, являются важнейшими компонентами профессионализма специалиста профессионального обучения, его педагогического мастерства.

Таким образом, профессионализм специалиста профессионального обучения представляет собой целостное интеллектуальное, эмоциональное, действенно-волевое образование в структуре личности, определяющее все направления деятельности педагога профессионального обучения, его профессиональный рост и мастерство. В содержательном отношении профессионализм — это синтез фундаментальных знаний, умений, способностей, осознанных социально-личностных позиций и установок, ценностных ориентаций, духовно-нравственных качеств личности, главный мотив и высший итог педагогической деятельности, исполнение субъективно-социальных ролей.

Литература:

  1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстногообучения / А. А. Вербицкий. — М.:ИЦПКПС, 2004.– 84 с.
  2. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1997.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
  4. Сластёнин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Большой энциклопедический словарь. 2-е издание — М., 1998. — С. 568.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, профессиональное образование, профессиональное обучение, будущий педагог, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, иностранный язык, коллективное взаимодействие, педагогический вуз, познавательная деятельность.


Похожие статьи

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Перспективы развития курса «Документационное обеспечение управления» в рамках дополнительного профессионального образования

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

Перспективы развития и использования механизмов государственно-частного партнерства в транспортной сфере

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Похожие статьи

Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Перспективы развития курса «Документационное обеспечение управления» в рамках дополнительного профессионального образования

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

Перспективы развития и использования механизмов государственно-частного партнерства в транспортной сфере

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Задать вопрос