Технологии психологических манипуляций и управленческих воздействий в журналистике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.06.2015

Статья просмотрена: 5259 раз

Библиографическое описание:

Каратеева, А. Г. Технологии психологических манипуляций и управленческих воздействий в журналистике / А. Г. Каратеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 995-1001. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20462/ (дата обращения: 22.12.2024).

Ключевые слова: журналистика, функции журналистики, массовое сознание, манипуляция, информационно-психологическое воздействие, технологии психологических манипуляций, способы манипуляций.

 

Журналистика, как известно, существует в системе. Её основными элементами являются массовая информация, организация и массовая аудитория, которая сосредотачивает на себе основную долю внимания журналистики. Потому что именно для аудитории создаётся массовая информация, передаваемая по каналам СМИ. По мнению профессора Корконосенко С. Г. «аудиторию следовало бы охарактеризовать как неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ» [2].

Как радио, так и телевидение, и тем более пресса ориентируются на аудиторию, создавая свой продукт. Но помимо интересов аудитории они учитывают свою функциональную направленность. Прохоров Е. П. выделяет следующие функции журналистики: коммуникативная функция, идеологическая, организаторская, рекреативная и рекламно-справочная [1]. Самой интересной в рамках данной статьи является идеологическая функция. Идеология, по наиболее широкому своему определению, — это логически обоснованная идея, аргументированная и представленная в соответствующих образах [18]. В словаре Ожегова идеология определяется как «система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию» [22]. Философская трактовка этого слова — система взглядов и идей (религиозных, политических, нравственных и т. д.). Журналистика, осуществляя идеологическую функцию, воздействует на идеологию, как отдельной личности, так и всей аудитории в целом. Для того чтобы понять это необходимо рассмотреть некоторые определения, связывающие журналистику и идеологию.

Так как аудитория — это определённое количество людей, то логичнее всего начать с личности. У каждого человека в течение жизни формируется своя сознательность. Она состоит из сознания и самосознания. Сознание — внутренняя модель внешнего мира [1]. То есть представление не только о материальной составляющей модели (имеются в виду географические характеристики, архитектурные сооружения, закономерности расположения объектов), но и о нематериальной или теоретической части (логические законы, причинно-следственные связи событий, фактов, явлений, закономерности, последовательности и т. д.). Параллельно с сознанием у человека развивается самосознание — понимание своей роли в мире. Сюда входят так называемые «правила жизни» или те закономерности, которым подчиняется общество. Это и этикет, и понятия «нормальности-ненормальности», и социальные институты, и цели в жизни, задачи. На формирование сознания и самосознания влияет весь окружающий мир, каждая его часть. Наибольший вклад вносят такие институты как семья и школа, так как именно в них человек проводит основные этапы жизни, когда формируется сознательность. В университет он поступает с уже сложившимся в какой-то степени пониманием мира и своей роли в нём. Журналистика своей деятельностью стремится создать определённый тип сознательности. Осуществляет она такую задачу через продукты журналистского творчества: тексты, передачи, выпуски на радио и т. д. Но большое состоит из малого. Поэтому от личности влияние переходит к общественным массам (от компании друзей до целого общества). На этом уровне существует мировоззрение и миросозерцание [1]. Люди, как жители одного города имеют общее мировоззрение по отношению к этому городу. Мировоззрение — это массовая модель мира, его картина. То есть общее представление о жизни (сюда входит как географический параметр, так и теоретический) у целых масс людей. А миросозерцание — это духовное постижение мира (философия, религия, вечные вопросы и самоанализ, морали, понятия «грех-благо» и т.д). Взаимосвязь этих элементов — схему массового сознания — изобразил Прохоров Е. П.:

 

По схеме видно, что общественное мнение состоит из исторического сознания, мировоззрения и миросозерцания связанных между собой. Вполне естественно и объяснимо, почему историческое сознание является составляющей общественного мнения. Опыт поколений, эмпирический, теоритический и практический оставляют свой след в психологии человека. А некоторые аспекты сохраняются на генетическом уровне.

Журналистика заинтересована в том, чтобы способствовать всесторонней ориентации масс в действительности. И она умеет контролировать этот процесс. Воздействуя на сознательность и мировоззрение, миросозерцание журналистика вносит огромный вклад в формирование массового сознания. Воздействие это осуществляется на уровне тонкой и уязвимой психологии человека с помощью манипуляций.

В изначальном понимании манипуляция — это целенаправленные обращения с объектами (в частности, с помощью рук: осмотр врача, удерживание предмета в руке и даже простое перекладывание предмета с одного места на другое) [17]. В последствие это понятие расширило границы значения. Его современное понимание — ловкое обращение с людьми, как с вещами, объектами через их психику. Традиционно у манипуляции есть три главных признака или особенности. Первое — это то, что манипуляция является видом психологического, духовного воздействия. Второе — это скрытое воздействие. И третье — такое воздействие требует весомого багажа знаний и тонкого мастерства. То есть манипуляция есть искусство психологического воздействия, такой его вид, при котором манипулятор способен вызвать у объекта намерения, не совпадающие с реальными желаниями. Целью манипуляции является изменение психологии и идеологии сознания личности и масс, стимулирование определённого типа поведения, трансформация эмоционального состояния. Обычно такое воздействие применяется в форме тайного принуждения личности.

Манипуляции существуют как в межличностном общении, так и в системе политика-человек. Очень важно различать эти типы манипуляций: политическая (массовая) и межличностная. Политическая манипуляция направлена на группы, массы людей. Она спланированная и осознанная. Соответственно, её конечной целью является управление населением, контроль над ним. Межличностная манипуляция бытовая, неосознанная. Каждый человек применяет её в повседневной жизни. Например, чтобы уговорить родителей отпустить погулять, заставить ребёнка осознать ошибку. Через СМИ осуществляется, конечно, политическая (массовая) манипуляция. Она касается не только политических новостей, а охватывает весь объем освещаемой информации об окружающем мире [17].

Такой вид воздействия по Грачеву Г. В. называется информационно-психологическим. Он имеет несколько источников:

-        государство, органы власти и управления;

-        общество (общественные, политические, религиозные организации);

-        социальные группы (малые и большие: учёба, работа, служба, дом; формальные и неформальные, случайные и устойчивые)

-        отдельные личности.

Их влияние становится опасным в тот момент, когда они прибегают к методам информационно-психологического воздействия на массовое сознание для достижения своих целей. Так, например, общество и социальные группы, представленные в виде общественных движений, субкультур, общественно-политических структур могут провоцировать людей на масштабные конфликты, настраивать против определённой личности или организации. Такова деятельность некоторых националистических и религиозных организаций, политических партий. Государство в определённой степени так же является опасным источником информационно-психологического воздействия. Такая его деятельность проявляется в реализации правящими кругами своих личных интересов, не совпадающих с государственными и общественными. Используя силу государственного аппарата, эти люди воздействуют на массы, даже экспериментируют с ними. Усугубляют ситуацию индивидуально-психологические особенности первых лиц государства. Эти особенности влияют на принятие важнейших решений, которые определяют политику государства и организацию информационно-психологического воздействия. По данным американских исследований выделяют семь основных видов реакции политиков на стресс, вызывающий отрицательное влияние на принятие различных решений:

1)      концентрация внимания только на одной альтернативе, хотя обычно президент рассматривает несколько альтернатив;

2)      упрощение позиции противника;

3)      усталость, которая приводит к повышению подозрительности, раздражительности;

4)      ограниченное время для принятия решения, соответственно, слабое внимание к угрожающей ситуации, отрицание и недооценка будущих последствий;

5)      усиление восприятия настоящей ситуации и исторических аналогий как подобных;

6)      по мере возрастания стресса лидер для сохранения самооценки пытается либо выйти из ситуации, либо уменьшить для себя ответственность за нее, чтобы избежать провала;

7)      стремление консультироваться только с теми, кто поддерживает его личную позицию, что ограничивает информацию, необходимую для принятия оптимального решения [3].

Информационно-психологическое воздействие состоит из шести технологий: психологические манипуляции, пропаганда, шантаж, дезинформация и отсутствие аналогичного СМИ.

Психологическая манипуляция — навязывание людям моделей поведения, стереотипов, мнений, взглядов. Манойло А. В. выделяет следующие приёмы психологической манипуляции:

1.      Информационная перегрузка. Объекту передаётся огромный поток информации с множеством отступлений, ненужных подробностей, лишних фактов, абстрактных понятий и размышлений. В итоге объект не может добраться до сути проблемы.

2.      Дозирование информации. Сообщается лишь часть данных, остальное скрывается. В этом случае изображение реальности искажается или вовсе не определяется.

3.      Затягивание времени. Суть этого приёма в том, что действительно важную информацию не публикуют под различными предлогами до того времени, пока не станет поздно что-то менять.

4.      Смешивание фактов. Истинные факты смешивают с предположениями, версиями, слухами, ненадёжными гипотезами. В итоге отделить правду от выдумки становится невозможным.

5.      Большая ложь. Главный принцип этого приёма — говорить серьёзно. Тогда самая наглая и неправдоподобная ложь станет истиной в сознании объекта.

6.      Своевременная ложь. Говорить то, что люди хотят слышать. То есть освещать совершенно лживую, но ожидаемую и желаемую массами информацию. Позже, когда откроется обман ситуация либо не будет такой острой, либо примет необратимый характер.

7.      Возвратный удар. Лживую, выгодную для себя информацию одна сторона освещает в СМИ, придерживающихся нейтралитета в ситуации, через подставных лиц. После этого другая сторона(противник) освещают эту версию в своих СМИ, потому что она считается более объективной, чем версия участника события [4, с. 106].

Для серьёзных изменений жизненных установок человека или общества требуется не только комплексное воздействие на сознание через применение всех технологий и приёмов манипуляции, но и длительный отрезок времени.

Дезинформирование. Дезинформация — целенаправленное распространение ложных сведений о событии, факте, ситуации и т. д. Дезинформирование — способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном распространении информации, вводящей в заблуждение объект. По Манойло А. В., рассматривать дезинформирование можно в двух его проявлениях:

1.      Намеренное подделывание документальных доказательств, чтобы вынудить объект совершить ответное действие, компрометирующее его.

2.      Освещение ложной информации для введения объекта в заблуждение.

Дезинформирование проявляется как:

-        распространение слухов, неверной информации;

-        организация «утечки» конфиденциальных сведений;

-        преувеличение фактов, событий и распространение противоречивых данных [4, с. 108–109].

Пропаганда — вид психологического воздействия, осуществляющий распространение в массовом сознании идей и взглядов. Английский теоретик Л. Фрезер наиболее точно говорит о том, что «пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными» [4, с. 111]. Суть этой техники в том, что люди и массы поступают так, как если бы они сами решили поступить.

Пропаганда воздействует в большей степени на чувства, а не на разум. Вся совокупность человеческих эмоций — средство манипулирования через пропаганду: любовь к семье, честь, ненависть, страх, сочувствие и т. д. Условно пропаганду разделяют на белую, серую и чёрную.

1.      Белая открытая, ведётся от официального источника, не скрывает целей и использует достоверные сведения.

2.      Серая скрывает источники информации, стремится ввести в заблуждение и использует ненадёжные данные.

3.      Чёрная является полным обманом и тщательно скрывает свой настоящий источник информации [7, лекция 2].

Существует семь основных приёмов информационно-психологического воздействия технологии пропаганды — «азбука пропаганды». Они были сформулированы еще в конце 30-х годов ХХ века в США в Институте анализа пропаганды. Так же известно, что в основе анализа лежала практика обработки сознания в нацистской Германии [Манойло с.112–113]. Рассмотрим приёмы:

1.      «Приклеивание или навешивание ярлыков»(name calling). К лицу, событию, факту подбирают оскорбительное название или имя. Такие «ярлыки» вызывают негативные эмоции у людей и ассоциируются с недостойными, низкими поступками. Например, «ярлыки» времён Гражданской войны — «белые» и «красные», Лукашенко — «вор», «Кровавое воскресение» и т. д.

2.      «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality).Название, обозначение лица, группы, движения и т.д заменяется общим родовым именем с положительной окраской: «любовь», «содружество», «свобода», «защита прав человека» и проч. Так, например, названием «защита прав человека» можно оправдать любое жесточайшее кровопролитие.

3.      «Перенос» или «трансфер» (transfer). Перенос авторитета с того, что уважается аудиторией на то, что преподносит манипулятор. Может быть как положительным, так и отрицательным. Например, в один ряд поставили В. В. Путина и движение «Единство(лидер Сергей Шойгу)» на выборах в 2000 году — движение победило.

4.      «Ссылка на авторитеты», «свидетельства» или «свидетельствование» (testimonial). Приводятся высказывания авторитетных для аудитории людей по тому или иному вопросу. Обычно это осуждение или одобрение ситуации. Соответственно, у аудитории формируется негативное или позитивное отношение.

5.      «Свои ребята» или «игра в простонародность» (plain folks). Своего рода попытка установить доверительные отношения с аудиторией за счёт того, что она близка по духу манипулятору. Например, в библиографических справках указывается: «родился и вырос в рабочей семье…жил в коммуналке и подвале…всего всегда добивался сам… выбран депутатом» и т. д.

6.      «Перетасовка» или «подтасовка карт» (card stacking). Суть в преподнесении только положительной информации и утаивании отрицательной. Так, например, по каналам СМИ вещалось только хорошее о Советском Союзе, что подтверждало оптимистически окрашенную политику государства.

7.      «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon). Основывается, в каком-то смысле, на «стадном инстинкте» человека. То есть в этом приёме используются фразы, создающие впечатление, что «так поступают все». Например, «каждый человек понимает, что».. или «Ни один человек в трезвом уме не поступит так, как…». В этом случае у человека возникает уверенность, что такие поступки, поведение, идеи или мысли одобряются большинством. А, значит, их можно придерживаться [5].

Шантаж. Этот способ воздействия подразумевает создание таких условий, попадая в которые, объект получает от субъекта предложение, отказ от которого может повлечь за собой совершенно неприемлемые для объекта последствия. Особенностью и одновременно одной из опасностей шантажа является то, что информацию, на которой он основывается, проверить не представляется возможным. Тогда объект вынужден выполнить выгодные для субъекта действия, просто потому что не может ни опровергнуть информацию, ни оказать обратное.

Еще более опасным является шантаж с захватом заложников. В этом случае на кон ставится их здоровье, а иногда и жизнь. К тому же, крайне редко шантажисты действуют открыто. Чаще всего это действия закрытого типа, поэтому объект так и не узнаёт, кто его шантажировал. Если шантаж основывается на компрометирующих материалах, то объекту приходится решать соглашаться или нет на предложение, взвешивая ущерб, который принесёт ему решение [4, с. 115].

Помимо технологий существуют и способы манипуляций массовым сознанием. Зелинский С.А выделяет 30 способов манипулирования психическим сознанием человека. Среди них:

-        Принцип первоочерёдности. Психика человека устроена так, что информацию по определённому событию, поступившую первой она считает истинной. Даже если позже публикуется опровержение, изменить сформированное мнение об истинности первичной информации уже практически невозможно. Такой способ особенно действенен в условиях конкуренции рыночной экономики. В адрес конкурента публикуют обличительные сведения. Так у аудитории формируется негативное мнение, а конкурент начинает оправдываться. Но по психологическому убеждению, люди считают, что оправдывающийся всегда виноват.

-        Использование «лидеров мнений». У общественных масс есть свои лидеры и авторитеты, чьему слову они верят безоговорочно. Подговаривая их, субъект (манипулятор) воздействует быстро и целенаправленно. Правда, если этим авторитетом является какая-нибудь звезда шоу-бизнеса, то возможен обратный эффект: люди настроятся против знаменитости и только твёрже убедятся, что её мнение ошибочное.

-        Переориентация внимания. Нежелательная информация теряется за большим количеством сведений, отвлекающих внимание.

-        Односторонность освещения событий. При освещении событий возможность высказаться предоставляется только одной стороне процесса. Тогда создаётся ложная картина происходящего.

-        Одобрение мнимого большинства. Некое подобие стадного инстинкта. Когда какое-либо действие одобряет большинство людей, человек совершает это действие. Принцип «как все, так и я».

-        Экспрессивный удар. Суть этого способа в том, чтобы как можно показать объекту больше ужасов современности, чтобы вызвать волну возмущения и желания наказать виновных, восстановив справедливость. В таком случае объект не замечает смещения акцентов в сторону неугодных субъекту лиц, организаций и т.д в подаваемой информации.

-        Правда наполовину. В СМИ освещается только одна часть информации, а вторая, объясняющая существование первой, намеренно утаивается. Так, например, было, когда говорили, что дружественные республики содержат РСФСР. В то время, как были субсидии России, а после выхода этих республик из состава РСФСР часть их населения приезжала в Россию на заработки.

Классификацией технологий, способов и приёмов информационно-психологической манипуляции человеческим сознанием занимались Г.Грачев (1998), И.Мельник (1999), В. М. Кандыба (2002), Манойло А. В.(2003), С. А. Зелинский (2003, 2008) и т. д.

На основе изученных материалов мы создали свою классификацию. Основанием классификации стал предмет манипуляции. Анализируя труды разных профессионалов, мы заметили, что манипуляция человеческим сознанием имеет три основных направления: подсознание (неосознанное усвоение преподносимых данных), чувство страха и свобода личности (в частности свобода выбора). Так к первой группе были отнесены две технологии — заблуждение и пропаганда.

1.       Заблуждение. Технология информационно-психологического воздействия, направленная на разум и основанная на особенностях человеческого подсознания. То есть это совокупность приёмов, направленных на неосознанное усвоение личностью информации на уровне подсознания вне зависимости от реального желания человека принимать эту информацию. Получается так, что объект манипулирования, ничего не подозревая, принимает информацию так, как это нужно манипулятору. К технологии заблуждения относятся следующие приёмы:

-        Перегрузка. На объект обрушивается колоссальный поток информации с большим количеством лишних фактов, размышлений, отступлений, поэтому объект не только не успевает в чём-то разобраться, но и не может добраться до сути проблемы.

-        Выжидание. Под разными предлогами информацию, которая действительно важна, не рассказывают до тех пор, пока не будет поздно что-то предпринимать.

-        Дезинформация. Суть приёма проста: распространение слухов, смешивание лжи и правды, намеренная ложь с целью концентрации внимания на чём-то другом, далёком от действительной сути и правды.

-        Разноплановость. Принцип первого-второго плана. На первый план выносят желаемую, выгодную информацию, а остальная (часто действительно важная и нужная) остается в «тени» на втором плане.

-        Будничность. Шокирующие, критические сведения передаются обычным тоном, будто ничего не произошло. Так информация теряет свою актуальность и сенсационность, катастрофичность становясь обыденной, и вызывает привыкание.

-        Констраст. Выгодные сведения освещают на фоне невыгодных. Так положительная (или выгодная) информация приобретает нужный манипулятору оттенок.

2.       Пропаганда. Течнология тайного принуждения личности. Пропаганда направлена на чувства объекта с целью вызвать в нём мысли, идеи, желание совершать поступки, которые не соответствуют с реальным желанием объекта. К этой технологии относятся приёмы:

-        Ассоциации. Сюда относится и подбор «ярлыков» — ассоциативных прозвищ, имён, названий людей или событий, имеющие негативный или позитивный оттенок; и построение ассоциативного ряда из несовместимых понятий, организаций и т.д; и перенос авторитета с уважаемого аудиторией предмета на выгодную манипулятору информацию и прочие манипуляции с одной целью: вызвать у объекта положительные или отрицательные ассоциации (в зависимости от цели манипулятора) с этой информацией, организацией. Например «оранжевая революция», «Минеральный секретарь»(о Горбачеве М. С), «бандеровцы».

-        Авторитет. Суть приёма в том, что при подаче материала манипулятор ссылается на мнение авторитетного для аудитории лица, источника. В таком случае сведениям манипулятора верят больше и принимают его позицию. Обычно используется в формате фраз «по словам…», «по версии…» и далее называется авторитетный источник/лицо: «CNN отмечает…», «В то же время официальный представитель Минобороны России, генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что»… [24].

-        Свой в народе. Стремление манипулятора показать, что он близок простому народу, понимает его проблемы, знает, как их решить. Соответственно, убеждает людей, что он такой же, как и все люди. Несмотря на своё высокое социальное положение. Такой приём популярен в рамках предвыборных кампаний: на буклетах, листовках, календарях с символикой партии печатают краткую информацию об её лидере, где сообщается, что родился он в простой семье, жил бедно, всегда работал на благо страны/округа и т. д. Ярким примером является плакат 90-х в Нижневартовске. Во время выборов мэра города по всему Нижневартовску висели плакаты с изображением кандидата Селезнёва, где он стоял в очереди с обычными покупателями с авоськой в руках.

-        Стадное чувство. Речевой приём. Заключается в использовании таких фраз как «всем известно», «каждый поймёт», «ни один нормальный человек не…», «кто сегодня не знает, что…». Для создания впечатления, что «так поступают все» и это нормально, для насаждения понятий хорошо-плохо, часто не совпадающих с реальными понятиями.

-        Чувствительность. Намеренная демонстрация кадров насилия, бедствия и его последствий, происшествий и жесткости с целью вызвать у объекта чувство страха, жалости, негодования, сострадания, волну возмущения и желание восстановить справедливость. Например, интервью с очевидцем событий, который рассказывает об ужасном положении его семьи и плачет. Или же наоборот, обращение к высоким чувствам любви, блаженства с целью создания положительного образа в сознании объекта. Так, например, на сайте http://www.youtube.com/ 21 ноября 2012 года был опубликован социальный ролик. В описании к видео объяснялась главная мысль: «20 ноября отмечается Международный день детей. Хор мальчиков The Wuppertaler Kurrende принял участие в социальной акции и спел песню группы «Tears For Fears» — «Mad World». Где каждые 3 секунды один из участников покидал сцену, пока на сцене не остался один исполнитель. Это символизировало, что каждые 3 секунды мир теряет одного ребенка и многие дети не доживут до 5 лет. Причины разные: голод, недоедание, грязная вода или отсутствие противовирусных вакцин. Данное видео призывает посетить сайт международной организации по защите детей International Children»s Fund и внести пожертвования» [23].

-        Повторение. Наиболее постой приём. Его суть в обычном многократном повторении одной и той же информации. Несколько раз в сутки, по разным каналам. Так сведения откладываются в сознании и запоминаются. Обычно этот приём используют в форме краткой сводки новостей, повторяющейся несколько раз в сутки, как например, на радио.

3.       Шантаж. Техника, направленная на манипуляцию чувством страха, в частности страхом запятнать репутацию или потерять близкого человека. К технике относятся:

-        Открытый шантаж. Источники информации, цели и личность шантажиста не скрываются. В основном это шантаж на основе каких-либо документов, фактов и событий прошлого, личной жизни без захвата заложников и угроз лишения жизни.

-        Чёрный шантаж. Способ, при котором скрываются и источники информации, и цели шантажа и возможно личность шантажиста. Чёрный шантаж используется с захватом заложников и угрозами их жизни.

4.       Изоляция. Манипулирование личностью через ограничение в информации. В этом случае объект не имеет возможности рассмотреть ситуацию с разных сторон, так как её освещают только с одной точки зрения. В частности это:

-        Ограничение доступа. Отсутствие аналогичного СМИ из-за перекрытия канала вещания. Так объект лишается возможности выслушать разные точки зрения и проанализировать ситуацию.

-        Односторонность освещения. Возможность высказаться предоставляется только одной стороне (в ситуациях позитив-негатив, за-против), все сведения по определённому вопросу имеют один оттенок (положительный или отрицательный в зависимости от выгоды манипулятора). Данную классификацию можно представить в таблице 1.

Таблица 1

Классификация технологий и приёмов манипуляции

Манипуляция

Подсознание

Страх

Свобода

Заблуждение

— перегрузка

— дезинформация

— разноплановость

— будничность

— выжидание

— контраст

Шантаж

— открытый

— чёрный

Изоляция

— ограничение доступа

— односторонность освещения

Пропаганда

— ассоциации

— авторитет

— свой в народе

— стадное чувство

— чувствительность

— повторение

 

Манипулирование само по себе является скрытым воздействием на психику. Оно может быть простым или сложным. Простое манипулирование одноактно. То есть воздействует одним-двумя шагами и не требует много времени. Сложная манипуляция использует целый комплекс приёмов, технологий и способов. Поэтапно воздействует на психику человека в определённые периоды, ситуации и взаимодействия. Она требует намного больше времени, чем простая манипуляция и имеет намного более масштабную цель. Информационно-психологическое воздействие включает в себя пять основных элементов: психологические манипуляции, дезинформирование, пропаганда, шантаж и отсутствие аналогичного канала СМИ. Защититься от такого воздействия практически невозможно. Единственный способ: катастрофически высокая внимательность. Манипуляция — неотъемлемая часть журналистики, а журналистика — неотъемлемая часть общества. Используя, безусловно, все приёмы, технологии, способы воздействия, СМИ не просто формируют определённое общественное сознание, но и управляют им.

 

Литература:

 

1.      Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е. П. Прохоров. — М.: РИП — холдинг, 2002.

2.      Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс, 2001.

3.      Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. — М.: Изд-во РАГС, 1998.

4.      Манойло, А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003.

5.      Грачев, Г.В., Мельник, И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002.

6.      Зелинский С. А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека. СПб. 2009.

7.      Павел Данилин. Политическая пропаганда: новые технологии (цикл лекций 2009 -2011 гг.).

8.      URL: http://lineburg.ru/ (дата обращения 10. 06. 2015 г.).

9.      URL: http://pocciy.com/ (дата обращения 30.05.2015 г.).

10.  URL: http://psyfactor.org/(дата обращения 30.05.2015 г.).

11.  URL: http://evartist.narod.ru/ (дата обращения 30.05.2015 г.).

12.  URL: http://www.syntone.ru/ (дата обращения 30.05.2015 г.).

13.  URL: http://ross.ariy.org/ (дата обращения 30.05.2015 г.).

14.  URL: http://becmology.ru/ (дата обращения 11.06.2015 г.).

15.  URL: http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=79&0a12&0s1=1&0p1=2 (дата обращения 09.06.2015 г.).

16.  URL: http://studopedia.net/6_3632_sposobiya-imidzhem.html/ (дата обращения 11.06.2015 г.).

17.  URL: http://studopedia.ru/7_21856_duhovno-ideologicheskaya-funktsiya-zhurnalistiki.html/ (дата обращения 08.06.2015 г.).

18.  URL: http://studopedia.net/2_14300_kommunikativnaya-funktsiya.html/ (дата обращения 10.06.2015 г.).

19.  URL: http://www.studfiles.ru/preview/2025777/page:4/ (дата обращения 11.06.2015 г.).

20.  URL: http://studopedia.net/8_42049_tema--funktsii-zhurnalistiki.html/ (дата обращения 09.06.2015 г.).

21.  URL: http://enc-dic.com/ (дата обращения 09.06.2015 г.).

22.  URL: http://www.youtube.com/ (дата обращения 12.06.2015 г.).

23.  URL: http://tass.ru/ (дата обращения 12.06.2015 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): информационно-психологическое воздействие, информация, манипуляция, массовое сознание, источник информации, пропаганда, захват заложников, канал СМИ, психологическое воздействие, СМИ.


Ключевые слова

журналистика, манипуляция, функции журналистики, массовое сознание, информационно-психологическое воздействие, технологии психологических манипуляций, способы манипуляций

Похожие статьи

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

Информационная безопасность и человеческий фактор

В статье рассмотрены основные способы нарушения информационной безопасности предприятия, связанные с непреднамеренными действиями сотрудников, их анализ, способы борьбы с ними.

Педагогические технологии в образовательной практике

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Понятие манипуляции в общении

В статье рассмотрен термин «манипуляция» в понимании различных авторов. Также выделены виды, причины, признаки манипулятивных воздействий и их критерии эффективности.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на поведение потребителей

В статье рассмотрены особенности психологического воздействия рекламы и PR на поведение потребителей. Выделены основные проблемы современной рекламы в строительстве взаимоотношения между производителем и потребителем. Проанализирован механизм психоло...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

В статье рассматриваются элементы коммуникации, особенности общения, а также влияние СМИ на формирование общественного мнения.

Похожие статьи

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

Информационная безопасность и человеческий фактор

В статье рассмотрены основные способы нарушения информационной безопасности предприятия, связанные с непреднамеренными действиями сотрудников, их анализ, способы борьбы с ними.

Педагогические технологии в образовательной практике

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Понятие манипуляции в общении

В статье рассмотрен термин «манипуляция» в понимании различных авторов. Также выделены виды, причины, признаки манипулятивных воздействий и их критерии эффективности.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на поведение потребителей

В статье рассмотрены особенности психологического воздействия рекламы и PR на поведение потребителей. Выделены основные проблемы современной рекламы в строительстве взаимоотношения между производителем и потребителем. Проанализирован механизм психоло...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

В статье рассматриваются элементы коммуникации, особенности общения, а также влияние СМИ на формирование общественного мнения.

Задать вопрос