Нормативно-правовая база российско-китайского энергетического сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.06.2015

Статья просмотрена: 1487 раз

Библиографическое описание:

Мовила, А. А. Нормативно-правовая база российско-китайского энергетического сотрудничества / А. А. Мовила. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20419/ (дата обращения: 18.11.2024).

Начиная с конца 1990-х гг. энергетический фактор играет все более важную роль для Российской Федерации и мировой политики в целом. Энергетическая отрасль является приоритетным направлением российской экономики, а обладание большим количеством энергоресурсов позволяет России занимать важное место в мировом сообществе. Россия и Китай являются крупнейшими производителями и потребителями энергии в Евразии, что обуславливает их заинтересованность в тесном и долгосрочном сотрудничестве.

Российская Федерация выражает заинтересованность в развитии энергетических отношений с Китаем. Прежде всего, идет переориентация потоков нефти и газа с европейских рынков на емкие и динамично развивающиеся азиатско-тихоокеанские рынки, в особенности на китайский рынок. Это обусловлено территориальной близостью РФ и КНР, а также снижением зависимости России от поставок нефтяных ресурсов в европейские страны.

В результате проводимых экономических реформ Китаю удалось добиться высоких темпов роста экономики. Быстрые экономические преобразования уже значительно увеличили потребность национального рынка Китая в энергоносителях и привели к тому, что потребление энергоресурсов в стране превысило объемы внутреннего предложения. Высокая динамика потребления вынуждает китайское руководство активизировать действия по стабильному обеспечению страны энергоносителями и сохранению ее энергетической безопасности.

25 апреля 1996 г. в Пекине было подписано «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере». Согласно статье 1 данного соглашения, стороны развернут сотрудничество, включая подготовку предварительных технико-экономических обоснований, в следующих направлениях:

-                   Совместное исследование проекта газопровода для транспортировки природного газа из Восточно-Сибирского региона России в Китайскую Народную Республику, а также для его транзита в третьи страны через Тихоокеанское побережье.

-                   Совместное исследование проекта нефтепровода для транспортировки сырой нефти из Восточно-Сибирского региона России до пунктов потребления в Китайской Народной Республике, а также для транзита в третьи страны.

-                   Сотрудничество в электроэнергетической области.

-                   Разведка, развитие и эксплуатация газовых и газоконденсатных месторождений на территории Китайской Народной Республики в районах нефтяных и газовых месторождений, открытых для сотрудничества с зарубежными странами, и на условиях, определяемых законодательством Китайской Народной Республики [1, с. 349–350].

Данное соглашение является ключевой точкой в развитии энергетического сотрудничества двух стран, а также выражает заинтересованность в укреплении и развитии экономического диалога двух стран.

В ноябре 1997 г. в Пекине, был подписан «Меморандум о взаимопонимании между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики об основных принципах подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства газопровода для транспортировки газа из Восточно-Сибирского региона Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, а также до возможных потребителей в третьих странах, и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Российской Федерации» [2,с.414–416]. В меморандуме обсуждаются вопросы транспортировки газа из Восточно-Сибирского региона в КНР, что подразумевает под собой масштабные инвестиции а также будет способствовать экономическому росту в регионе. Отмечается, что для успешного строительства трубопровода на Ковыктинском газоконденсатном месторождении, помимо участия России Китая, целесообразно пригласить к сотрудничеству Монголию, Республику Корею и Японию, а также любые другие заинтересованные страны, в частности, АТР. Россия и Китай в равной степени берут на себя обязательства по подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО), охватывающие строительство и эксплуатацию газопровода.

18 июля 2000 г. в Пекине состоялась встреча правительства РФ и правительства КНР, в результате которой было подписано соглашение «о продолжении сотрудничества в энергетической сфере» [3]. Оно является продолжением договоренностей, обозначенных в 1996 г., но по сравнению с предыдущим, соглашение более глубокое по своему содержанию, что позволяет говорить об укреплении и диверсификации энергетического сотрудничества. Например, обсуждается проект строительства трубопровода с Чаяндинского месторождения Республики Саха (Якутия) в Китайскую Народную Республику и других газовых месторождений; сотрудничество в создании инфраструктуры в газовой промышленности, в том числе: изучение существующих и планируемых к строительству газопроводных сетей; исследование по вопросам подземных хранилищ газа в Китайской Народной Республике.

Проработан вопрос поставки сырой нефти, добываемой на территории Республики Казахстан, через Российскую Федерацию в Китайскую Народную Республику. Так, в соглашении от 2000 г. поднимается вопрос о сотрудничестве в области электроэнергетики: сотрудничество в области поставок электроэнергии, совместное изучение вопросов поставки электроэнергии, включая проведение исследований по вопросам расширения приграничной торговли электроэнергией с учетом потребностей рынка; развитие взаимовыгодного научно-технического сотрудничества по следующим направлениям: обеспечение надежности функционирования энергетических систем, а также обучение диспетчерского и эксплуатационного персонала [4].

В Пекине, 21 апреля 2009 г., между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики было подписано соглашение «о сотрудничестве в нефтяной сфере» [5]. Соглашение подразумевало под собой проектирование и строительство нефтепровода от нефтеперекачивающей станции «Сковородино», расположенной в Российской Федерации, до нефтеперекачивающей станции «Мохэ», расположенной в Китайской Народной Республике, и соответствующих сооружений проектной мощностью 15 млн. тонн нефти в год и их эксплуатацию. В строительстве нефтепровода задействована российская компания «Транснефть» и с китайской стороны — «Китайская национальная нефтегазовая корпорация». Соглашение заключено на 23 года и вступило в силу 20 августа 2009 г.

В 2010 г. в соглашение «о сотрудничестве в нефтяной сфере» были внесены изменения, а именно: были оговорены сроки строительства нефтепровода, подключение нефтепровода к трубопроводным системам на территории двух государств и начало эксплуатации было обозначено на декабрь 2010 г., начало работ по строительству подводного перехода запланировано на декабрь 2010 г. [6].

22 марта 2013 г. в ходе первого зарубежного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву было подписано «Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода и проектах в сфере разведки и добычи нефти», закрепившее предоставление совместному предприятию трех исключительных прав:

-                    на самостоятельный импорт сырой нефти;

-                    на беспрепятственный экспорт нефтепродуктов и продукции нефтехимии;

-                    на продажу внутри страны нефтепродуктов и продукции нефтехимии совместного предприятия [7].

По соглашению, российская сторона получает право на:

-                   импорт сырой нефти, выбор поставщиков нефти, перевозчиков и компаний, предоставляющих услуги по хранению сырой нефти;

-                   оптимизацию схемы закупок сырой нефти, закупку дополнительного нефтяного сырья (включая тяжелые сорта нефти и газовый конденсат);

-                   строительство, приобретение и аренду мощностей для транспортировки и резервуарного парка;

-                   Право на экспорт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, включая: самостоятельное осуществление экспорта бензина, дизельного топлива, авиакеросина и других нефтепродуктов и продуктов нефтехимии собственного производства;

-                   Право на продажу внутри страны нефтепродуктов и продуктов нефтехимии собственного производства [8];

В октябре 2014 г. Россия и Китай заключили Соглашение «о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «Восточному» маршруту» [9]. Данное соглашение дает начало строительству участка газопровода через реку Амур (Хэйлунцзян) до газокомпрессорной станции Хэйхэ. Ответственными за строительство газопровода являются компания «Газпром» с российской стороны и компания «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» с китайской стороны. Ранее, в мае 2014 г. компании подписали договор купли-продажи газа по «восточному» маршруту. Важно отметить, что обсуждение строительства газопровода по восточному маршруту началось еще в 1996 г. с подписания «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере».

Стратегической задачей Российской Федерации является освоение и подъем Сибири и Дальнего Востока, создание зон опережающего развития, инфраструктуры, которая будет способствовать развитию отношений со странами Азиатско-тихоокеанского региона. В этом плане сотрудничество с Китаем в энергетической сфере и разработка таких масштабных проектов по строительству газо- и нефтепроводов позволит России укрепить свои позиции в АТР а также развить экономику Сибири и Дальнего Востока.

 

Литература:

 

1.                  Сборник российско-китайских договоров. 1949–1999гг. — М.: Терра-Спорт, 1999. — 496 с.

2.                  Там же.

3.                  Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс — официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации]. Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/7333653FDF57686743257E4C002472D0D0 — Загл. с экрана.

4.                  Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс — официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации]. Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/7333653FDF57686743257E4C002472D0D0 — Загл. с экрана.

5.                  Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс — официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации]. Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/DC98B66BC2221A3843257E4C00246F19- Загл. с экрана.

6.                  Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс — официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации]. Режим доступа http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/183A05E06513817643257E4C00246E27- Загл. с экрана.

7.                  Роснефть. Строительство НПЗ в Китае и на Дальнем Востоке. [Электронный ресурс — официальный сайт нефтяной компании «Роснефть»]. Режим доступа: http://www.rosneft.ru/Downstream/refining/Construction/ — Загл. с экрана.

8.                  Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс — официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации]. Режим доступа: http://www.mid.ru/BDOMP/spd_md.nsf/0/D9DC9FF3DB7D253743257E4C002471EE -Загл. с экрана.

9.                  Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс — официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации]. Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/2F0C2469E42D846343257E4C0024755A-Загл. с экрана

Основные термины (генерируются автоматически): Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Китай, сырая нефть, Россия, соглашение, Пекин, сотрудничество, энергетическая сфера, правительство.


Похожие статьи

Правовые и политические основы российско-турецкого сотрудничества

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС и России как фактор развития его нормативной правовой базы

Торгово-экономические отношения между Россией и Китаем на современном этапе развития

Направления совершенствования торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР

Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования

Проектная деятельность в развитии российско-китайских внешнеэкономических отношений

Инвестиционное сотрудничество России и Китая в период внешнеэкономических ограничений

Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью в РФ

Нормативно-правовая база государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровне (на примере Тюменской области)

Нормативно-правовая база интеграционных отношений хозяйствующих субъектов

Похожие статьи

Правовые и политические основы российско-турецкого сотрудничества

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС и России как фактор развития его нормативной правовой базы

Торгово-экономические отношения между Россией и Китаем на современном этапе развития

Направления совершенствования торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР

Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования

Проектная деятельность в развитии российско-китайских внешнеэкономических отношений

Инвестиционное сотрудничество России и Китая в период внешнеэкономических ограничений

Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью в РФ

Нормативно-правовая база государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровне (на примере Тюменской области)

Нормативно-правовая база интеграционных отношений хозяйствующих субъектов

Задать вопрос