Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.06.2015

Статья просмотрена: 667 раз

Библиографическое описание:

Винокурова Н. П. Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 397-400. — URL https://moluch.ru/archive/92/20220/ (дата обращения: 17.10.2018).

Россия — страна со сложной экономической и политической судьбой. Периодически экономика нашей страны, а вместе с ней, и ее бюджетная политика оказываются в критических ситуациях. В связи с чем, исследование бюджетной системы Российской Федерации представляет сегодня для нас определенный интерес.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами — согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1]. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше — и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений).

Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ [2].

Главной проблемой консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации является нехватка собственных денежных средств. У большинства субъектов Российской Федерации наибольшую долю доходов занимают безвозмездные перечисления.

Для сравнительного анализа были взяты данные о бюджетах двух субъектов РФ: Республики Саха (Якутии) и Республика Татарстан, за 2013 год.

Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2013 год исполнен по доходам в сумме 135 533 млн. рублей, или 103 % к уточненному плану (с ростом к 2012 году на 10 %), и по расходам — в сумме 164 088 млн. рублей. Дефицит составил 10 243 млн. рублей. Консолидированный бюджет Республики Татарстан за 2013 год — 208 335 млн. рублей, или 103 % к уточненному плану (со снижением к 2012 году на 1 %).

Рис. 1.

 

Рис. 2.

Примечание: Диаграммы составлены самостоятельно на основе данных из информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ.

 

Дефицит составил 1 219 млн. рублей. Поступления налоговых и неналоговых доходов за 2013 год в РС (Я) составили 71 338,73 млн. рублей со снижением на 0,3 % к уровню 2012 года, а в Республике Татарстан составили 168 319 млн. рублей с ростом на 3 % к уровню 2012 года (в среднем по Российской Федерации рост на 10 %).

За 2013 год бюджету Республики Саха (Якутия) перечислены средства федерального бюджета в сумме 60 325,43 млн. рублей с ростом к уровню 2012 года на 20 %. В Республику Татарстан были перечислены в размере 36 384 млн. рублей со снижением к уровню прошлого года на 23 %.

Удельный вес безвозмездных поступлений (без учета субвенций) в общем объеме доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) (без учета субвенций) в 2013 году составил 39 %. В Республике Татарстан — 14 %.

За 2013 год бюджету Республики Саха (Якутия) перечислены дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 51 358 млн. рублей и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 3 726 млн. рублей, в Республику Татарстан — 3 711 млн. рублей [6].

В 2013 году завершилась реализация «Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011–2013годы». Коллегия отметила, что по предварительным итогам завершения 3 лет реализации задачи «Программы повышения эффективности бюджетных расходов» были в основном решены, что обеспечило преемственность развития системы управления региональными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере. Одной из ключевых задач повышения эффективности бюджетных доходов и расходов является открытость и прозрачность бюджета. В целях реализации данного принципа создан Единый портал бюджетной системы Республики Саха (Якутия) [7].

Несмотря на снижение темпов роста в текущем году, Республика Татарстан обеспечивает стабильное поступление доходов, сообщил Радик Гайзатуллин. Начиная с 2012 года, объем отчислений Республики Татарстан налоговых и неналоговых доходов с территории республики в федеральный бюджет увеличивается, и рост за этот период составил 172 %. Ежегодно Республика Татарстан занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО.

По словам Радика Гайзатуллина, в 2013 году происходило дальнейшее усиление социальной направленности бюджета всех уровней. В целом исполнение бюджетов всех уровней, характеризуется положительной динамикой.

В Республике Татарстан имеется стойкая положительная динамика доходов бюджета региона, однако существует ряд проблем, решение которых требует разработки конкретных мероприятий и последовательности их выполнения. Одной из таких проблем является значительное расхождение между объемами запланированных доходов и суммами фактически собранных поступлений. Немаловажной проблемой исполнения доходов бюджета Республики Татарстан является ритмичность бюджетных поступлений [8].

Доходы субъектов РФ формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в их собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие налоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

Следует отметить важность консолидированного бюджета для бюджетного планирования и прогнозирования. Он разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.

 

Литература:

 

1.         «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция)

2.         Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011–2013 годах»

3.         Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А. C. Нешитой.- Дашков и К, 2012. — 334 с.

4.         Кузнецова О. С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации / О. С. Кузнецова // Финансы и кредит № 481.2012.-С. 49–54

5.         Марченко Г. Н. Проблемы сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса/ Марченко Г. Н. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2013. — № 01.- С. 36–38.

6.         Консолидированный бюджет РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm

7.         Официальный информационный портал РС (Я) [Электронный ресурс]: http:// www.sakha.gov.ru/.

8.         Официальный сайт Президента Республики Татарстан [Электронный ресурс]: http://www.president.tatarstan.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, Российская Федерация, Якутия, субъект РФ, рубль, доход, Республика, бюджетная система, федеральный бюджет, государственная власть субъектов РФ.


Похожие статьи

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан.

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за...

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, доход бюджета. Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015...

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия)...

Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году составил в сумме 4 654,3 млн. рублей, или 14,5 % к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия)без учета безвозмездных поступлений.

О необходимости предоставления дотаций Республике Саха...

В статье рассматриваются вопросы необходимости предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, текущее состояние развития экономики в одном из самых дотационных регионе России — Республике Саха (Якутия)...

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии).

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан.

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

– первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; – бюджет второго уровня — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов — 21 бюджетная республика, 55 воеводств и региональных бюджетов, 10...

Особенности формирования региональных бюджетов

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет, государственная власть, консолидированный бюджет субъектов, регион, трансферт, округ, бюджетная система, бюджетная обеспеченность.

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Реализация механизма бюджетных кредитов, регламентирована Правительства РФ от 20.08.2013 № 721 «Об Правил бюджетных кредитов на пополнение средств на бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан.

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за...

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, доход бюджета. Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015...

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия)...

Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году составил в сумме 4 654,3 млн. рублей, или 14,5 % к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия)без учета безвозмездных поступлений.

О необходимости предоставления дотаций Республике Саха...

В статье рассматриваются вопросы необходимости предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, текущее состояние развития экономики в одном из самых дотационных регионе России — Республике Саха (Якутия)...

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии).

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан.

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

– первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; – бюджет второго уровня — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов — 21 бюджетная республика, 55 воеводств и региональных бюджетов, 10...

Особенности формирования региональных бюджетов

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет, государственная власть, консолидированный бюджет субъектов, регион, трансферт, округ, бюджетная система, бюджетная обеспеченность.

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Реализация механизма бюджетных кредитов, регламентирована Правительства РФ от 20.08.2013 № 721 «Об Правил бюджетных кредитов на пополнение средств на бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан.

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за...

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, доход бюджета. Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015...

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия)...

Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году составил в сумме 4 654,3 млн. рублей, или 14,5 % к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия)без учета безвозмездных поступлений.

О необходимости предоставления дотаций Республике Саха...

В статье рассматриваются вопросы необходимости предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, текущее состояние развития экономики в одном из самых дотационных регионе России — Республике Саха (Якутия)...

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии).

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан.

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

– первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; – бюджет второго уровня — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов — 21 бюджетная республика, 55 воеводств и региональных бюджетов, 10...

Особенности формирования региональных бюджетов

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет, государственная власть, консолидированный бюджет субъектов, регион, трансферт, округ, бюджетная система, бюджетная обеспеченность.

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Реализация механизма бюджетных кредитов, регламентирована Правительства РФ от 20.08.2013 № 721 «Об Правил бюджетных кредитов на пополнение средств на бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан.

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за...

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, доход бюджета. Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015...

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия)...

Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году составил в сумме 4 654,3 млн. рублей, или 14,5 % к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия)без учета безвозмездных поступлений.

О необходимости предоставления дотаций Республике Саха...

В статье рассматриваются вопросы необходимости предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, текущее состояние развития экономики в одном из самых дотационных регионе России — Республике Саха (Якутия)...

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии).

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан.

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

– первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; – бюджет второго уровня — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов — 21 бюджетная республика, 55 воеводств и региональных бюджетов, 10...

Особенности формирования региональных бюджетов

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет, государственная власть, консолидированный бюджет субъектов, регион, трансферт, округ, бюджетная система, бюджетная обеспеченность.

Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений...

Реализация механизма бюджетных кредитов, регламентирована Правительства РФ от 20.08.2013 № 721 «Об Правил бюджетных кредитов на пополнение средств на бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)...

Задать вопрос