Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 526 раз

Библиографическое описание:

Чучайцева А. Л. Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 380-381. — URL https://moluch.ru/archive/146/41091/ (дата обращения: 27.05.2018).



В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)

Keywords: tax on personal income, the consolidated budget of Russia, the state budget of the Republic of Sakha (Yakutia)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. [2]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

В бюджеты городских поселений зачисляется налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов. [1]

Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015 году), из них налоговые доходы — 102,86 млрд. рублей (-4,63 %), неналоговые — 10,47 млрд. рублей (-17,56 %) и безвозмездные поступления — 50,99 млрд. рублей (-22,66 %). По сравнению с 2015 годом наблюдается снижение поступлений по всем основным видам налогов.

Таблица 1

Динамика поступлений налога на доходы физических лиц вРеспублике Саха (Якутия) за 2014–2016гг.

Годы

НДФЛ, млрд. руб.

Удельный вес вбюджете РС(Я),%

2014

17,29

19

2015

29,31

27

2016

20,6

20

За анализируемый период удельный вес налога на доходы физических лиц в 2015 году показывает больший результат.

Таблица 2

Поступление НДФЛ вконсолидированный бюджет РФ ив государственный бюджет РС(Я) за 2014–2016гг., млрд. руб. [3]

Бюджеты

2014г.

2015г.

2016г.

Абсолютное отклонение (±)

Относительное отклонение (%)

2015 г.к 2014 г.

2016 г.к 2015 г.

2015 г.к 2014 г.

2016 г.к 2015 г.

Поступление НДФЛ

Консолидированный бюджет РФ

2702,6

2807,8

2592,1

+105,2

-215,7

+3,89

-7,68

Государственный бюджет РС(Я)

17,29

29,31

20,6

-12,02

-8,71

+69,52

-29,72

Всегоᅜ налоговыеᅜ доходы

Консолидированный бюджетᅜ РФ

19450,6

21153,3

20633

+1702,7

-520,3

+8,75

-2,46

Государственный бюджет РС(Я)

90,47

107,85

102,86

+17,38

-5

+19,21

-4,63

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Консолидированный бюджет РФ

13,89

13,27

12,56

-0,62

-0,71

-4,46

-5,35

Государственный бюджет РС(Я)

19,11

27,18

20,03

+8,07

-7,15

+42,23

-26,31

Из таблицы 2 видно, что в 2015 г., по сравнению с 2014 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %, в государственный бюджет РС(Я) — на 69,52 %, а в 2016 г. снизилось на 7,68 в консолидированный бюджет РФ и на 29,72 % в бюджет РС(Я). Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2015 г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2014 г, а в 2016 г. — 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2015 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в бюджет РС(Я) в 2015 г. составила 27,18 %, что на 8,07 % больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. — 20,03 %, что на 7,15 % меньше чем в 2015 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет РС(Я) увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2015 г.

Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Во-первых, об этом свидетельствует социально-экономическая направленность политики России. Во-вторых, признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран. В-третьих, Правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения. И если не предпринимать действенных мер, то через некоторое время это приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  2. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Майбуров И. А. — М.: 2011. — 558 с.
  3. Официальный сайт — Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — http://budget.gov.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет, бюджет Республики Саха, государственный бюджет Республики, Российской Федерации, налога физических лиц, дохода физических лиц, физических лиц вРеспублике, ив государственный бюджет, Динамика поступлений налога, Экономическая сущность налога, налоговые доходы, бюджета Республики Саха, удельный вес налога, Значение налога, моментом налога, анализ налога, динамики поступлений НДФЛ, вида налога.


Ключевые слова

налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос