Согласно Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации одним из важнейших вопросов, без решения которого невозможно обеспечить эффективную защиту результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, является определение условий привлечения к ответственности провайдеров — лиц, обеспечивающих доступ к информационно-телекоммуникационной сети, функционирование ресурсов в сети и размещение на них соответствующих объектов.
Другими словами, провайдер — лицо, содействующее размещению, передаче и (или) получению информации через сеть.
Ответственность провайдеров базируется на том, что они имеют организационно-техническую возможность в любой момент времени воздействовать на информационные общественные отношения своих пользователей. Форма воздействия может быть довольно разнообразной: от блокирования информационного обмена до информирования третьих лиц о содержании передаваемой информации.
Действительно, оператор связи в любой момент может приостановить доступ пользователя к интернет-сайту, определить сетевые реквизиты пользователя разместившего информацию. Обязанность по информированию третьих лиц относительно информации и пользователях (потребителях) информации возлагается на операторов связи государством. Условия осуществления деятельности по предоставлению услуг связи, содержащиеся в лицензиях, выдаваемых операторам, предусматривают, что лицензиат при разработке, создании и эксплуатации сети связи обязан в соответствии с законодательством РФ оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи. Статья 64 Федерального закона «О связи» указывает на то, что операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Указанная многомерность отношений, а также тот факт, что оператор связи имеет техническую возможность в любой момент воздействовать на интернет-отношения своих пользователей, определили появление института ответственности операторов связи.
Существует три подхода к проблеме ответственности оператора связи за информацию, размещенную на интернет-сайте.
Первый подход предполагает, что оператор связи несет ответственность за все действия пользователей, вне зависимости от наличия у него, как у субъекта права, знания о совершаемых действиях.
Второй подход освобождает оператора связи от ответственности за действия пользователей в том случае, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена и лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей. Согласно третьему подходу оператор связи не отвечает за действия пользователей.
В Китае и странах Ближнего Востока, например, используется первый подход, в Европе — второй. Так в рамках законодательства ЕС условия привлечения к ответственности провайдеров, а также мера их ответственности регулируются Директивой 2000/ 31/ЕС «Об электронной коммерции», принятой Европейским Парламентом 8 июня 2000 года.
Директива устанавливает, что провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию в случае, если он не инициирует ее передачу, не выбирает получателя информации и не влияет на целостность передаваемой информации. При этом допускается временное хранение передаваемой информации для осуществления необходимых технических действий по ее передаче. Утверждается, что провайдер не несет ответственности за действия пользователей при предоставлении услуг хостинга, если он не был осведомлен об их противозаконной информационно-правовой деятельности и после получения информации об этом прекратил размещение или доступ к информации.
Так же в этой связи может быть интересно законодательство США.
Раздел II Закона «Об авторском праве в цифровую эпоху», принятый в декабре 1998 года (DMCA) внес существенные дополнения в Закон США «Об авторском праве» (Copyright Act). Copyright Act был дополнен частью 512, в которой содержатся четыре ограничения ответственности провайдера, основанные на следующих четырех видах действий провайдера:
1. Передача информации;
2. Кэширование (временное хранение информации);
3. Постоянное хранение информации в системах или сетях согласно инструкции пользователя (хостинг);
4. Использование инструментов о местонахождении информации (ссылки, онлайн директории, поисковые машины).
При совершении любого из указанных действий, провайдер освобождается от ответственности, включая возмещение убытков.
В российском законодательстве на сегодняшний день также определена ответственность операторов связи за размещение информации на обслуживаемых ими интернет-сайтах и установлена возможность предъявления к ним претензий за качество размещаемой информации. Данные положения закреплены в части 4 ГК в статье 1253.1.
В данной статье определены ограничения ответственности провайдера за нарушение интеллектуальных прав при одновременном соблюдении следующих условий:
1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.
Информационный посредник (провайдер) предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:
1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.
Таким образом, ответственность провайдера наступает в зависимости от наличия его вины в размещении информации, нарушающей права третьих лиц.
Бремя доказательства отсутствия вины провайдера возлагается на самого провайдера. В случае отсутствия его вины ненадлежащий ответчик должен заменяться лицом — автором вредной информации, а провайдер принимает участие в процессе в качестве третьего лица.
В таких обстоятельствах провайдеры сами заинтересованы в более тщательной проверке информации.
Необходимо также законодательно закрепить право провайдера по результатам проверки:
- или блокировать информацию, для выявления противозаконности содержания которой не требуется специальных знаний;
- или информировать компетентные органы о наличии сомнительной информации для более тщательной и компетентной проверки.
В случае привлечения провайдера к ответственности он будет заинтересован в поиске надлежащего ответчика — автора вредной информации, а организационные и технические возможности провайдера позволят ему эффективно осуществлять поиск.
Кроме того, необходимо обязать провайдеров бережно хранить и предоставлять ее при первом требовании заинтересованных и компетентных государственных органов.
Делая вывод, нужно сказать, что от того, как Закон определит роль провайдеров в информационных отношениях в сети Интернет, зависит дальнейшее развитие самого Интернета, поэтому необходимо наиболее рациональное законодательное разрешение проблемы ответственности информационных провайдеров.
Литература:
1. Н.Н.Ковалева Информационное право России учебное пособие - Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007
2. Бачило, И. Л. Информационное право./ Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А.; под ред. академика РАН Б. Н. Топоркина. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.