Сотрудничество консультанта-психолога со специалистами других отраслей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 1427 раз

Библиографическое описание:

Обидова, Д. М. Сотрудничество консультанта-психолога со специалистами других отраслей / Д. М. Обидова, Р. А. Абдурасулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1762-1765. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19564/ (дата обращения: 14.11.2024).

Статья посвящена вопросу сотрудничества со специалистами других отраслей в процессе оказания консультации психологом. В ней идет речь о решении проблем на основе сотрудничества и о повышении своих знаний и мастерства.

Ключевые слова: сотрудничество, время работы психолога, работа психолога над собой, прикладное психологическое знание, референт.

 

Под организацией индивидуальной работы консультанта-психолога подразумевается организация его личной профессиональной деятельности. И прежде всего – его режим работы, когда консультант-психолог должен стараться выполнить свои профессиональные обязанности на высшем уровне, повышать квалификацию и обеспечивать свое профессиональное мастерство.

Время, потраченное на различные виды деятельности, может меняться по ситуации. Если посмотреть план психолога на месяц, можно предположительно определить достаточно эффективное решение задач, порученных ему и трату среднего времени на различные дела.

Опираясь на норму 26 рабочих дней в один месяц и 7-часовой рабочий день можно распределить рабочее время за месяц между различными делами так:

1.     Подготовка к проведению психологической консультации — 18 часов (10 %)

2.     Непосредственная работа с пациентами — 90 часов (50 %)

3.     Переработка и анализ результатов консультации — 26 часов (15 %)

4.     Оформление нужных документов — 14 часов (5 %)

5.     Повышение своего профессионального мастерства консультанта-психолога — 34 часа (20 %)

Эти сведения предположительные, вместе с тем и условные. Они могут изменяться:

·         от видов психологической консультации, времени года (в отличие от осенних и зимних месяцев, в весенне-летний период в психологическую консультацию обращаются меньше),

·         от индивидуального опыта консультации (в отличие от консультанта, имеющего мало опыта, опытный консультант-психолог тратит меньше времени на виды работ, указанные в 1, 2, 3, 4 пунктах) и при других обстоятельствах.

В практике психологической консультации у консультанта-психолога появляется необходимость взаимодействия, проведения профессиональной встречи с другими консультантами-психологами и специалистами, в том числе с врачами, педагогами, юристами, а также с обслуживающим персоналом психологической консультации. Необходимость такого взаимодействия можно проследить в нижеследующих жизненных ситуациях:

1.    В процессе работы с пациентом консультант-психолог может встретиться с проблемами, которые не сможет решить сам и которые нельзя решить самостоятельно. Например, к этому можно отнести медицинскую психологическую, судебно-психологическую экспертизу. В этой ситуации проблему пациента консультант-психолог решает со специалистами соответствующей области.

2.    Консультант-психолог встречает проблему, которую может решить сам, но в то же время для правильного решения этой проблемы ему недостаточно знаний по другой области.

3.    Консультант-психолог участвует в многопрофильной экспертной комиссии вместе с другими специалистами, например, психологически-педагогическая комиссия, ибо трудные проблемы в этой области можно решить совместно с соответствующими специалистами.

4.    Консультант-психолог может начать работу, даже зная недостаточно какую-нибудь отрасль, касающуюся практики психологической консультации. Например, школьный психолог может давать советы в области политики или экономики.

5.    Если к специалистам другой области обратится консультант-психолог с проблемами, указанными в вышеперечисленных пунктах (п.1,2,3), то для предоставления консультации ему будет необходимо частичное владение психологическими знаниями.

Теперь рассмотрим эти обстоятельства подробно, так как на практике консультант-психолог должен определить, как действовать в вышеупомянутых ситуациях.

1-ситуация. Подобная ситуация часто возникает в процессе психологической консультации, при этом людям, кроме психологической помощи может понадобиться специальная помощь, например, медицинско-юридическая, педагогическая и другие. Медицинская помощь оказывается, когда пациент приходит за психологической помощью и если проблема связана с его здоровьем. Для решения этой проблемы необходимо поставить правильный медицинский диагноз, провести курс лечения. Юридическая помощь оказывается, если его проблема связана с правовыми вопросами.

При любых обстоятельствах задачей консультанта-психолога является оказание пациенту нужной помощи или защита его законного права. А это в свою очередь производится различными методами.

Первый метод состоит в том, что консультант-психолог с согласия пациента беседует со специалистами-не психологами и результат разговора сообщает пациенту. А во втором методе консультант-психолог с согласия пациента приглашает другого специалиста и вместе с ним решает проблему пациента. В третьем методе психолог направляет пациента к соответствующему специалисту и пациент без участия психолога разговаривает со специалистом о своей проблеме.

2-ситуация. В этой ситуации для оказания квалифицированной помощи пациенту консультант-психолог, опираясь на свой личный опыт, понимает необходимость дополнительных знаний и мастерства. После этого он старается овладеть необходимыми знаниями для повышения своего профессионального мастерства.

Желательно, чтобы консультант-психолог перед применением им в своей работе новых знаний и мастерства, получил правильную оценку хорошего специалиста этой отрасли. Такой подход поможет консультанту-психологу избежать ошибок в новой отрасли.

После повышения квалификации по новой отрасли прикладной психологической консультации консультант-психолог должен получить сертификат — официальный документ, подтверждающий его профессиональное мастерство.

3-ситуация. В этой ситуации консультант-психолог не должен стараться самостоятельно решить проблемы вне своей компетенции, но может решить их совместно с другими специалистами, которые должны быть хорошо осведомлены о данной проблеме.

Если консультант-психолог работает в составе смешанной профессиональной комиссии, опыт совместности помогает найти общий язык с коллегами. Однако этот процесс можно ускорить. Прежде всего за счет направления на цель своих профессиональных знаний в вопросе принятия решений, системного обмена мыслей между собой. С этой целью будет целесообразнее дать основные понятия своим коллегам.

4-ситуация. Эта ситуация для консультанта-психолога считается единственным точным и нужным решением, то есть он является знатоком области, по которой дает консультации пациентам. Это можно произвести двумя способами. Первый способ состоит в том, что он должен стараться получить дополнительное профессиональное обучение практических знаний в новой отрасли. Этот способ считается логически правильным, может обеспечить профессиональное мастерство высшего уровня выбранной отрасли. Но этот способ долог и труден. А второй способ позволяет работать в группе опытных коллег, наблюдать их методы работы, самостоятельно повышать свою квалификацию и мастерство через чтение нужной литературы. В отличие от первого способа этот способ дает возможность быстрее перейти к самостоятельной работе, а так же требует меньше сил и траты времени.

5-ситуация. Здесь ситуация предполагает, что консультанту-психологу придется играть не только роль консультанта, но и роль учителя психологии для других неспециалистов-психологов.

При этом необходимо правильно определить недостаточность знания и мастерства в другой специальности, вместе с тем, учитывая возникшую ситуацию, выбрать индивидуальное свойство этого специалиста, время и место работы с ним, а также оптимальный способ его обучения.

Иногда в практике психологической консультации появляется необходимость совместных действий целой профессиональной группы или организации. Например, появляется необходимость проведения психологической консультации с медицинскими, юридическими и другими организациями.

Кроме этого, в процессе организации своей деятельности консультант-психолог чувствует потребность в помощи вспомогательного персонала, к их числу относятся секретари-референты и лаборанты-помощники.

Первой задачей секретарей-референтов является прием пациентов, получение первичных сведений социально-демографического характера, запись на консультацию, дача информации об условиях ее проведения. Кроме этого, от них требуется быть в постоянной связи с пациентами, беседовать с ними.

Совместные действия консультанта-психолога с секретарем-референтом заключаются в процессе своевременного обеспечения пациента необходимой информацией, а также оперативное предоставление необходимой информации консультанту-психологу пациентом.

Роль лаборанта-помощника состоит в своевременной подготовке документов, материалов, оборудования, места проведения консультации, одним словом – всех предметов, необходимых для проведения психологической консультации. Иногда лаборанту, если он владеет достаточным опытом, можно поручить самостоятельное проведение теста пациента, переработку результатов теста, помощь консультанту-психологу во время проведения консультации.

В свою очередь целью консультанта-психолога во взаимодействии с лаборантом-помощником является, во-первых, обучение всем навыкам, необходимым для выполнения им задания, во-вторых, непосредственное управление его работой.

Иногда, если в психологической консультации достаточное количество  специалистов, работающих в ней, либо приходится работать с информацией большого объема при проведении консультации, используется вычислительная техника. В этой ситуации в состав вспомогательного персонала психологической консультации вводится специалист по вычислительной технике.

Сам консультант-психолог должен уметь пользоваться этой техникой, так как он должен не только объяснять задачу помощникам, но и уметь самому использовать соответствующую технику. А специалисты другой отрасли включаются в состав психологической консультации при необходимости.

 

Литература:

1.    Айви А. Е., Айви М. Б., Сайман-Даунин Г. Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.:2000.

2.    Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.:2000.

3.    Кеттер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб.: 2001.

4.    Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. М.: 1999.

5.    Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: 1999.

6.    Психотерапевтическая энциклопедия. // Под общей ред. Б. Д. Карварского. СПб.: Питер ком. 1998.

7.    Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: 2000

8.    Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: 1998.

9.         Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: 2001

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая консультация, проблема, профессиональное мастерство, специалист, пациент, ситуация, эта, вспомогательный персонал, высший уровень, вычислительная техника.


Ключевые слова

сотрудничество, референт, время работы психолога, работа над собой психолога, прикладное психологическое знание, референт.

Похожие статьи

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков

В данной статье изложено практическое исследование представлений о половом (сексуальном) воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков. Сексуальное воспитание подростков необходимо для дальнейшего развития, познания своего тела, межполовых ...

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза

Статья посвящена исследованию, проведенному среди студентов cсуза первого года обучения, на выявление, по их мнению, качеств, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности в ссузе и разработке сценария практического занятия по развити...

Научно-теоретический анализ формирования глобальной компетентности педагога ХХІ века

В статье рассматривается понятие о формировании взгляда на мир с отбором факторов в различных областях знаний, со стратегией познания, с обработкой информации и различными ментальными процессами, такими как условия обмена. Нужны специалисты, готовые ...

Специфика делового этикета в зарубежных странах

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Влияние психологической консультации на социальную жизнь

В данной статье речь идёт об обязанности консультанта в процессе психологической консультации, организации деятельности, о сотрудничестве с коллегами и представителями других отраслей по профессиональным вопросам в ведении деятельности.

Некоторые особенности делового этикета в поведении зарубежных партнеров

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Роль социального партнёрства в решении проблем управления персоналом

Целью данной работы является рассмотрение конструктивных ролей социального партнёрства, при решении проблем возникающих при управлении персоналом. Развитие и доказательство актуальности применения этого метода при решении конфликтов между работниками...

Похожие статьи

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков

В данной статье изложено практическое исследование представлений о половом (сексуальном) воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков. Сексуальное воспитание подростков необходимо для дальнейшего развития, познания своего тела, межполовых ...

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза

Статья посвящена исследованию, проведенному среди студентов cсуза первого года обучения, на выявление, по их мнению, качеств, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности в ссузе и разработке сценария практического занятия по развити...

Научно-теоретический анализ формирования глобальной компетентности педагога ХХІ века

В статье рассматривается понятие о формировании взгляда на мир с отбором факторов в различных областях знаний, со стратегией познания, с обработкой информации и различными ментальными процессами, такими как условия обмена. Нужны специалисты, готовые ...

Специфика делового этикета в зарубежных странах

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Влияние психологической консультации на социальную жизнь

В данной статье речь идёт об обязанности консультанта в процессе психологической консультации, организации деятельности, о сотрудничестве с коллегами и представителями других отраслей по профессиональным вопросам в ведении деятельности.

Некоторые особенности делового этикета в поведении зарубежных партнеров

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Роль социального партнёрства в решении проблем управления персоналом

Целью данной работы является рассмотрение конструктивных ролей социального партнёрства, при решении проблем возникающих при управлении персоналом. Развитие и доказательство актуальности применения этого метода при решении конфликтов между работниками...

Задать вопрос