Ключевые слова: массовый открытый онлайн курс, электронное обучение, современные технологии, метод преподавания
Массовые Открытые Онлайн курсы (MOOC) становятся популярным образовательным средством, с помощью которого университеты устанавливают контакт с нетрадиционной аудиторией.
Термин Массовые Открытые Онлайн курсы был впервые введен в 2008 году Дэйвом Кормье, чтобы описать онлайн курс, организованный Siemens и Downes. Хотя этот курс был первоначально разработан для небольшой группы студентов, количество участников достигло более 2300 человек.
Существует несколько определений MOOC. Одно из них четко описывает его суть — это курс обучения доступный в Интернете бесплатно для очень большого количества людей: любой, кто решит обучаться по MOOC, просто входит на сайт и регистрируется. Формат зависит, главным образом, от цифрового учебного материала (видео, pdf-файлы и т. д.) и взаимодействия с пользователем (например, через форумы). Довольно часто участники имеют возможность получить сертификат, но, как правило, они не получают никаких кредитов за участие в MOOC.
С наступлением эпохи MOOC мало внимания стало уделяться тому, как информационные технологии влияют на сферу образования. Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но образовательное сообщество до сих пор располагает малым количеством данных о стратегической важности электронного обучения (e-learning) в целом.
Никто не сомневается в его ценности. Многие признают, что e-learning меняет подход к обучению и преподаванию и видят в нём катализатор будущих изменений в методах преподавания. В качестве других положительных особенностей отмечается потенциал электронного обучения в условиях массового образования.
Развитие данного направления — это возможность доступа к качественному образованию без географических, социальных или финансовых ограничений — это то, что мы, вероятно, не можем оценить в полной мере с точки зрения перспектив. Использование Массовых Открытых Онлайн курсов возросло, и нет никаких сомнений, что образование изменилось навсегда. Существует даже петиция, чтобы сделать MOOC форматом по умолчанию для университетского образования в будущем. Но, никто не знает, как обучение изменится в результате, поэтому ни один университет не разрабатывает свою будущую политику полностью исходя из MOOC.
Подобные курсы, как правило, предлагаются англоговорящими университетами США и Великобритании, и сторонники данной формы обучения часто выражают открытое желание взаимодействовать с другими странами и культурами. Например, Coursera стремится обеспечить «осмысленное обучение для миллионов студентов по всему миру, которые никогда бы не получили доступ к образованию подобного качества».
Совершенно очевидно, что многие студенты MOOC сталкиваются с языковым барьером во время обучения и, в том числе по этой причине, они очень мотивированны улучшить свои знания английского языка для академических целей, так как именно он используется в MOOC.
Растущий интерес к массовым и открытым возможностям онлайн обучения открывает большие возможности для языкового образования. С одной стороны, Web 2.0 и Web 3.0 технологии успешно обеспечивают интерактивную живую языковую учебную среду, которая поддерживает сотрудничество, автономна и самоуправляема. С другой стороны, есть огромная и непрерывная образовательная потребность в изучении иностранных языков на международном уровне из-за «глобализации» общества, в котором мы живем, работаем и учимся.
Для изучающих иностранный язык, открытый формат онлайн-курса звучит как мечта. Это бесплатно, гибко, нет больше необходимости ходить на занятия.
Но, не все так безоблачно. Онлайн курсы имеют два основных недостатка, которые довольно трудно исправить, а их значение для тех, кто готов изучать иностранный язык, огромно. Каковы же эти недостатки?
Первая проблема заключается в структуре курса. Почти всё происходит в отсутствии руководства наставником и асинхронно. Это означает, что лекции, тесты и задания готовятся заранее, правильный и неправильный ответы заранее запланированы, и критерии прохождения или непрохождения курса устанавливаются в момент его запуска. К сожалению, это абсолютно не подходит с точки зрения изучения языка, где переговоры, коммуникация и взаимодействие в реальном времени являются единственными способами развития коммуникативной компетенции.
Онлайн викторины и эссе проверяют понимание и, безусловно, дают студенту больше обратной связи, чем просто просмотр презентации, например, найденной на TEDTalks. У студента складывается понимание собственных сильных и слабых сторон. Участие в MOOC также позволят ему ставить цели, составлять план обучения, и более эффективно использовать свое время. Этот опыт будет служить в качестве диагностического теста и практического учебного упражнения.
Но, даже принимая во внимание все эти преимущества, современный MOOC без живого и интерактивного взаимодействия с педагогом — это, по сути, Интернет-версия книги. MOOC имеет огромный потенциал и, для снижения уровня отсева студентов, должен быть структурирован вокруг живого участия учителей.
Вторая проблема может быть названа «инерцией MOOC». Когда все, что предоставлено для вас и вашего взаимодействия ограниченно, существует тенденция либо отказываться от участия, либо участвовать только в минимальном объеме. Вы делаете достаточно, чтобы сдать еженедельные задания, но недостаточно, чтобы в полной мере извлечь пользу и осознанно изучить содержание. Необходим отличный модератор, чтобы расшевелить онлайн аудиторию, и это именно то, чему создателям MOOC еще нужно учиться. Для будущего полиглота, нет ничего более ужасного, чем ждать в течении нескольких дней ответ на свои комментарии или напрасно надеяться найти партнера на пустом форуме.
Так это означает, что полиглоты обречены пропустить всю революцию открытых курсов? Мы будем единственными, кто продолжит держаться за занятия в классе и непосредственный контакт?
Нет никаких сомнений, что мы не сможем избежать этого. Мысль, что возможно овладеть иностранным языком на свободном уровне нажимая на диалоговые окна и выполняя тесты — это именно то, что новое образование пытается продать нам, но подлинные полиглоты не покупаются на это. Они всегда будут испытывать потребность в общении лицом к лицу и реальных ситуациях общения.
Но MOOC могут принять аудиторную нагрузку. Он могут быть ориентированы на представление тех аспектов, которые должны быть выучены и поняты. Грамматические правила, аудирование, презентация вокабуляра могут быть даны онлайн, таким образом учащиеся могут сосредоточиться на содержательной коммуникации, когда наступает период человеческого общения. Это может быть лучшим решением для изучения языка, если все сделано правильно.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются студенты MOOC, это задания по чтению. Учитывая, что студенты понимают важность понимания прочитанного, это довольно неожиданно. Студенты пытаются читать лекции, обязательное чтение, и рекомендованную литературу и это занимает колоссальное количество времени.
Со всем вышесказанным связана самая большая проблема, с которой сталкиваются студенты, это нехватка времени. Как правило, требуется больше пяти — шести часов в неделю для выполнения необходимых действий. С полной нагрузкой по учебе и домашними заданиями это слишком много, чтобы все успевать. После трех недель, примерно половина студентов бросают MOOC, чтобы сосредоточиться на более насущных обязанностях. Еще часть теряют мотивацию, когда их друзья бросают курс.
Существуют и другие недостатки или препятствия для желающих изучать языки с помощью MOOC:
- больше подходит для продвинутых, независимых студентов изучающих язык, чем новичкам, которым нужно гораздо больше живой поддержки;
- оценка осуществляется главным образом в автоматическом режиме и не подходит для открытых ответов или толкования ответов, что характеризует изучение языка.
Конечно, природа преподавания языка резко изменилась. Доступ в Интернет в корне изменяет задачу обучения: он позволяет нам сократить время, которое мы тратим на поиск материала и просто сосредоточиться на том, как мы изучаем его. Технология также дает нам новые способы управления нашим временем, стимулирования студентов и администрирования оценивания. Но, существуют и значительные барьеры на пути использования массовых онлайн курсов. Тем не менее, мы уверены, что мы действительно в начале революции и поэтому важно, чтобы мы все были открыты переменам.
В течение ближайших двух лет, MOOC быстро эволюционирует от нехватки участия учителей до постоянного взаимодействия с педагогами. Сейчас же, это, по существу модель, где компьютеры обучают студентов. Эта модель не будет устойчивой в долгосрочной перспективе без живого участия студент — преподаватель. Учителя — это ключ, который открывает обучение в этих курсах.
Окажутся ли живые учителя в центре MOOC? Мы узнаем ответ очень скоро.
Литература:
1. Koller D. What we’re learning from online education. 2012. URL: http://www.ted.com/talks/daphne_koller_what_we_re_learning_from_online_education. (дата обращения: 03.04.2015)
2. Perifanou M. MOOCs for foreign language learning: an effort to explore and evaluate the first practices. Proceedings of INTED2014 Conference 10th-12th March 2014
3. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Текст] / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 809–811