Одними из ключевых проблем при формировании ГЧП отсутствие возможностей организовать открытые конкурсные торги, в особенности на местном уровне. К непрозрачным проектам ГЧП у общества складываются недоверчивое отношение, а сложность бюрократических процедур по проведению тендера отталкивает компании малого и среднего бизнеса. Грамотная организация тендеров позволит улучшить эффективность проектов ГЧП.
Ключевые слова:ГЧП, тендер, эффективность проектов.
С институциональной точки зрения государство в рамках проектов государственно-частного партнёрства вмешательство направлено на поддержание свободной конкуренции, равному доступу различных экономических субъектов к общественным благам, обеспечению прав собственности, а также регулированию использования ряда общественных благ. При этом государство должно быть направлено в первую очередь на общественные интересы, а не на выгоды различных экономических агентов.
Тем самым получается, что государственное вмешательство в первую очередь направлено на сглаживание провалов рынка [2]. Например, государство может стимулировать предпринимателей в секторах экономики с низкой рентабельностью, а также развивать области экономики, где присутствует недопроизводство общественных благ.
Система механизмов работы государства и предпринимательства в рамках проектов ГЧП позволяет дать положительный результат не только отдельно взятым экономическим субъектам, но и обществу в целом. Данное проявление смешанной экономики позволяет обеспечить общество производством социально значимых, дефицитных общественных благ.
Стоит отметить, что не всякое взаимодействие предпринимательства и государства можно отнести к категории государственно-частного партнёрства. Ключевым критерием для отнесения к ГЧП в таком подходе являются факт выполнение бизнесом функций, ранее выполняемых государством, при его непосредственном поручении и поддержке. Тем самым происходит процесс внедрение частного бизнеса в сектора традиционной активности государства.
Тем самым мы видим, что государство привлекает частный бизнес в сектора с повышенной значимостью для общества, что приводит к необходимости максимально эффективно проводить тендеры для успешной реализации проектов ГЧП.
Тендер должен удовлетворять принципам ГЧП, к которым относится:
Стоит также выделить принципы государственно-частного партнёрства [1]:
- Принцип свободы и равенства участников государственно-частного партнёрства. Это означает с одной стороны одинаковое отношение ко всем компаниям (этот принцип также действует и на иностранные компании) при выборе частного партнёра. С другой стороны, равноправный доступ к продукту, предоставляемому в рамках проекта государственно-частного партнёрства.
- Принцип стабильности и гибкости соглашения. Этот принцип говорит о необходимости неизменности условий в рамках договора между государством и частной стороной. При этом гибкость необходима для внесения изменения по обоюдному согласию сторон, ввиду того, что в момент подписания договора сложно или невозможно предусмотреть все условия, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта;
- Принцип ответственности сторон. Данный принцип говорит о необходимости выполнения контрактных обязательств, как со стороны государства, так и со стороны частного партнёра. При этом регулируется качество предоставляемых услуг, сроки выполнения проекта, а также стоит отметить, что к ответственности государства относит покрытие убытков в случае изменения законодательных норм.
- Принцип прозрачности и конкурентности. Принцип говорит о том, что этапы отбора претендентов должны быть прозрачны для конкурсантов и была возможность общественного контроля за их проведением;
Из признаков ГЧП можно выделить критерии, которым должен соответствовать тендер. Тендер должен соответствовать следующим критериям:
- Прозрачность — данный принцип предполагает открытость проведения тендера. Анализ предложений должен проводиться публично;
- Объективность — принцип предполагает чёткость правил, которые регламентируют проведение тендера, а также контроль за их соблюдением для предотвращения конфликта интересов;
- Отсутствие дискриминации — данный принцип предполагает равное отношение ко всем участникам тендера, в том числе и зарубежным.
Рассмотрим основные принципы проведения тендера подробней, а также рассмотрим примеры зарубежного опыта в данном вопросе.
Прозрачность может быть достигнута путём распространения информации. Все потенциальные партнёры должны иметь равный доступ к информации. Высокая доступность информации позволяет получить максимальных охват потенциальных партнёров. Это приводит к увеличению конкуренции, и как следствие позволяет добиваться максимальных экономических выгод. Всем участникам рынка должна быть известна следующая информация:
- Критерии оценки поставщика;
- Критерии формирования цены продукта или услуги по каждому проекту.
Как уже было сказано, общество негативно воспринимает отсутствие информации о результатах тендера. Для улучшение ситуации по данному вопросу необходимо сохранять описание проведение тендера. СМИ, профсоюзы, инвесторы и др. должны иметь возможность прочитать условия контракта. Открытость информации позволит увеличить контроль за выполнением проектов ГЧП со стороны общества, а также увеличит вовлеченность людей в ГЧП.
Для наглядного примера необходимости применения принципа открытости рассмотрим неудачный пример Дании [4]. Для реализации проектов ГЧП муниципальные власти использовали механизмы ГЧП. Применялась следующая схема финансирования проектов: государственные активы продавались частным компаниям, а затем у них арендовались. В результате журналистской проверки выяснилось, что благодаря такой схеме некоторые компании выделяли таким образом средства футбольному клубу в обмен на заключение контрактов с местными властями. Мэр являлся ключевым акционером и председателем футбольного клуба, для которого возводился стадион.
Далее рассмотрим принцип объективности и справедливости. Например, каждый участник тендера должен иметь достаточное количество времени для формирования предложения. Это означает, что правила/технические требования должны быть сформулированы нейтрально, а не интересах определённого круга компаний.
В Канаде для решения данной проблемы используют независимых аудиторов. Они подтверждают, что выборы поставщика проводились на основе справедливого, равноправного, конкурсного отбора. Аудиторы подтверждают добросовестность процесса.
Для обеспечения принципа объективности и справедливости необходимы совершенствования законодательных актов и норм [3].
- Потенциальный поставщик должен иметь право обжаловать решение по тендеру в независимом суде, если он полагает, что контракты были заключены противозаконно. Нужно, чтобы суд обладал полномочиями регулировать процесс ГЧП, т. е. имел возможность исправить нарушения или обязать компенсировать убытки. Также должны быть предусмотрены экстренные меры для того, чтобы исправить незаконные действия;
- Необходимы органы мониторинга исполнения правил тендеров, которые должны быть наделены полномочиями проводить расследования по тендерам. При этом надзорные органы не должны быть причастны к выбору поставщика
- Привлечение независимого аудитора позволит. Он не должен быть связан ни с одной из вовлечённых сторон, а его задачей служит проведение независимого, беспристрастного аудита;
- Не должно возникать ситуаций конфликта интересов государственные и муниципальные структуры, которые заключают контракт, должны быть полностью независимы от реализуемого проекта. Это позволит избежать случаев коррупции и позволит уменьшить репутационные риски.
- Кроме того немаловажным принципом проведение тендера является отсутствие дискриминации. Предоставление равных прав всем поставщикам, независимо от их региона обычно регулируются посредством соответствующих норм. Общие требования обычно не охватывают данный принцип, ввиду редкости его применения. Если есть большое количество иностранных поставщиков и есть статистика о том, как часто они выигрывают тендер, то тогда данный аспект можно внести в общие положения по тендеру.
Стоит отметить, что существуют и ситуации, когда иностранные поставщики поддерживаются в большей степени. Такая ситуация также не применима. Не должно быть дискриминации отечественных компаний.
Основной принцип подбора потенциальных участников проектов ГЧП: тендер должен быть на основе прозрачной, объективной и недискриминационной процедуре отбора, где должна поощряться конкуренция и сохраняться баланс между скоростью проведения тендера, ценой его проведения и качеством выбора.
Рассмотрим ключевые обязанности государства в рамках государственно-частных партнёрств на примере Австралии. Согласно документам, правительство Австралии выполняет следующие действия в проекте:
1. Подготавливает ключевые требования к проекту. Внимание правительства нацелено прежде всего на конечный результат, а не на спецификацию прокта;
2. Привлекает поставщиков на долгосрочных условиях. Срок составляет 20–35 лет и более. Это позволяет минимизировать риски при операционном управлении проектом на длительное время, а также позволяет развивать бизнес поставщиков (длительные контракты позволяют минимизировать риски и получать стабильных доход предпринимателю);
3. Правительство устанавливает требования для поставщиков ключевых услуг: проектирование, финансирование, строительство содержание и эксплуатация объекта. Это позволяет быть уверенным в качестве ключевых звеньев проекта При этом частные партнёры обеспечивают вспомогательные функции, такие как: охрана, клининг, коммунальные услуги и прочие услуги, связанные с эксплуатацией объекта. Риски, связанные с вспомогательными функциями, несёт на себе частный бизнес.
4. Также государство не выплачивает поставщику услуг финансовые средства до начала функционирования объекта. Такие меры позволяют минимизировать риски, связанные с недобросовестными поставщиками;
5. Государство обеспечивает финансирование согласно контрактным обязательствам, на основе предоставленных услуг и ключевых показателей эффективности, обеспечивая поддержку объекта на протяжении жизненного цикла;
6. По окончанию срока договора с частным партнёром государство получает объект в состоянии, оговоренном в соглашении. При этом стоит отметить, что на всём этапе жизненного цикла объекта, государство мотивировано в применении инновации и улучшении эффективности использования объекта.
Литература:
1. Варнавский, В. Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др.// Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. — 287 c.
2. Игнатюк, Н. А. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации /Н. А. Игнатюк Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2009. — 400 с.
3. Михеев, О. Л. Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства / О. Л. Михеев. — М.: Изд-во «Анкил», 2008. — 56 с.
4. Akintoye, А. Public-private partnerships: Managing risks and opportunities/ ed. by A.Akintoye, M.Beck and C.Hardcastle. 2003 by Blackwell Science Ltd.