Корпоративная этика в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 581 раз

Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю., Виноградов Н. В. Корпоративная этика в современной России // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1470-1472. — URL https://moluch.ru/archive/90/18766/ (дата обращения: 22.08.2018).

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социокультурные особенности деловых партнеров или ученых в процессе профессионально-ориентированного общения. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния процесса глобализации на современную бизнес этику, взаимодействия людей в процессе межкультурной коммуникации. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося знания социокультурного пласта знаний. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации в рамках делового этикета.

Ключевые слова:этика, национальная бизнес этика, национальная культура, национальные ценности, нормы поведения.

 

Многочисленные исследования подтверждают, что многие сотрудники бизнес сектора идут на компромиссы с собственными моральными стандартами под воздействием норм поведения, выработанных в организации, где они работают. “Важное место при этом занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой” [5, c. 92].

Что мы подразумеваем под этикой? “Этика ― сложная система идей, включающих общую мораль, систему ценностей и их совокупность” [2, c. 308]. С точки зрения, перевода термина “этика” с греческого языка, этика относится к моральным ценностям. Если мораль, предположим, отражает определенные обычаи данного социума, то ценности уже преломляются через призму личного и общественного восприятия каких-либо норм поведения. В любой организации существуют неписаные, иногда явно невыраженные нормы и взаимные ожидания, которые теме не менее оказывают сильное давление на поведение всего коллектива. Корпоративная этика входит в состав более крупного образования ― корпоративную культуру.

Российский бизнес и отечественная бизнес этика являются уникальным явлением по сравнению с опытом американских и европейских организаций [1, 4]. Это позволяет утверждать, что между этической реакцией на события в деловой сфере российских и зарубежных бизнесменов существует “пропасть” [1]. В России управленцы сами нарушают создаваемые правила из договора компании, считая свое поведение выше регулирования. Остальные сотрудники, видя подобное отношение, тоже начинают игнорировать правила, зафиксированные в договоре.

Представители зарубежного бизнеса убеждены, что деловая практика в России сопряжена со многими трудностями и даже опасностями [1]. Для выяснения причин, по которым российский бизнес кажется непривычным с точки зрения бизнес этики для иностранных партнеров, зарубежные исследователи рекомендуют опираться на модель культур Хофстеде [3].

“Модель Хофстедe позволяет установить связь между национальными ценностями и экономической эффективностью той или иной страны. Основные элементы модели Хофстеде включают полярные индивидуализм/коллективизм, маскулинность/ фемининность, а также дистанцию власти, избегание неопределенности. Позже, в 2010 г., Хофстеде добавил пятое измерение — временной горизонт, подразумевая долгосрочный либо краткосрочный временной ориентир” [2, с. 24]. Причем подчеркивается, что Россия отличается, например, от США по всем четырем основным параметрам, но особенно эта разница заметна на таких элементах как индивидуализм, коллективизм и дистанция власти. Позволим себе напомнить основные положения, описывающие различия, лежащие между двумя такими непохожими культурами как Россия и США с точки зрения Хофстеде.

Одно дело опираться на систему ценностей, основанную на общественной морали за или против чего-то, а иное дело — верить в эту систему, соблюдать этический кодекс поведения в повседневной жизни, придерживаться корпоративной этики данной организации. То, как мы ведем себя на самом деле, когда сталкиваемся с проблемами, определяет уровень взаимодействия всех составляющих. Этика ничего не значит, если нет совокупности этих составляющих.

Несмотря на то, что исследования Хофстеде проводил в конце двадцатого века, Россия до сих пор считается страной, ориентированной на коллективное поведение, где принятие человека группой гораздо важнее, нежели собственное мнение или достижение. При этом в большинстве своем члены группы, в том числе и рабочей, проявляют заботу друг к другу. Так же принято считать, что в коллективистских культурах лояльность к строю является залогом успешности человека и ответной заботы со стороны организации. Принадлежность России к коллективистским культурам принято считать наследием коммунистического режима, когда основное значение имели коллективный труд и результаты, а индивидуализм и отход от коллективных ценностей осуждались. Если рассматривать факторы, которые имеют непосредственное отношение к организационным аспектам, то можно увидеть, что для стран с коллективистской культурой характерна ответственность организаций за своих подчиненных, что влечет моральную “включенность” сотрудника [1]. Это представляет особый интерес в рамках нашего исследования.

В отличие от коллективистских культур, культуры, ориентированные на индивидуализм, предполагают ориентацию на индивидуальные интересы. В странах, относящихся к индивидуалистическим, например США, сотрудники организации отвечают за свои действия самостоятельно, а их взаимоотношение с работодателем построено на трезвом расчете, а не на основе моральных обязательств. Таким образом, сотрудник остается в большой степени эмоционально независимым от организации и от коллег. Немаловажным представляется факт, что индивидуализм подразумевает универсальность предъявляемых требований ко всем членам организации.

Итак, подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, этика бизнеса — понятие не универсальное и не постоянное. Восприятие бизнес проблем действительно зависит от культуры страны, в которой находится организация.

Во-вторых, существует ряд элементов, таких как лицо, ответственное за поведение в организации; нормативы поведения; ключевые проблемы бизнес этики и участники бизнес процессов, указывающие на особенности бизнес этики в той или иной стране.

В-третьих, находясь в процессе становления и обновления, российская бизнес этика, тем не менее, не может перенимать опыт зарубежных организаций, поскольку имеет иные ключевые проблемы, иных участников процессов, а так же отличительные культурные традиции, лежащие в основе поведение участников [9].

Корпоративная этика, в отличие от универсальной линии поведения, обусловлена особенностями деятельности и целями какой-либо организации, а также уже исторически сложившимися стереотипами поведения ее членов. Cледовательно, именно этический кодекс является средством, обуславливающий поведение индивида. Итак, можно сделать вывод о том, что этические стандарты в сфере бизнеса отличаются от общепринятых этических стандартов по ряду причин: общественного давления в данной организации на отдельного сотрудника, неписаных табу, моды, проблем безработицы и низкого уровня жизни членов коллектива, желания достичь успеха и богатство любой ценой и т. д.

 

Литература:

 

1.                  Beekun R., Stedham Y., Yamamura J. Comparing business ethics in Russia and the USA // International journal of HRM, —2003. — № 14: 8. — P. 1333–1349.

2.                  Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. — М.: Персей Вече Аст, 1995. — 600 с.

3.                  Koehn D. What can Eastern philosophy teach us about business ethics? // Journal of business ethics, — 1999. — № 19. — P. 71–79.

4.                  Lennic D., Keil F. Moral intelligence. — New Jersey: Pearson Education Inc., 2005. — 300 p.

5.                  Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. Уч. пособие. — М.: Дело, 2001. — 280 с.

6.                  Sandbu M. Just business. Arguments in business ethics. — New Jersey: Prentice Hall, 2011. — 206 p.

7.                  Vogel D. Is USA business obsessed with ethics? // Across the board. ― 1998, November- December. — P. 31–33.

8.                  Cherepanov N. V. The ethical foundation of the Russian management // Management in Russia and abroad, — 2010. — № 6. — P. 3–11

9.                  http://sjs.tpu.ru/journal/article/download/621/473

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, корпоративная этика, США, система ценностей, бизнес этики, этика, российский бизнес, межкультурная коммуникация, сфера бизнеса, дистанция власти.


Похожие статьи

Деловой этикет ведения бизнеса в России | Статья в журнале...

США, бизнес этики, этическое поведение, Россия, этичное поведение, особенность, этика бизнеса, межкультурная коммуникация, деловая этика, государственное вмешательство.

Корпоративная культура в современной России и США

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более этикой бизнеса, корпоративной культурой в целом. Этика бизнеса — одна из самых новых и стремительно развивающихся областей современной науки...

Некоторые особенности делового этикета в поведении...

Япония, США, бизнес этики, Россия, межкультурная коммуникация, кой случай, деловой этикет, Танзания, Турция, Скандинавия.

Корпоративный этический кодекс | Статья в сборнике...

Деловая этика и этикет, культура деловых отношений имеют большое значение для успеха всех начинаний в деловой сфере: будь то управление, бизнес, политика, образование или искусство.

Этико-культурологические предпосылки формирования...

В статье представлены рассуждения на тему предпринимательской этики в России, влияние морально-этнических норм на формирование бизнеса в России. Ключевые слова: бизнес, предпринимательская этика, морально-этические нормы.

Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм...

Ключевые слова: кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративная культура, корпоративные ценности.

 отсутствие четкой, признанной сотрудниками, системы корпоративных ценностей

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая культура, культура, национальная культура, Россия, Япония, ценность, деловая коммуникация, деловая сфера, западная культура, межкультурное взаимодействие.

О повышении качества подготовки менеджеров к ведению деловых...

Этика бизнеса.

Этика деловых отношений. Этика и этикет менеджера. Основы имиджелогии. Международная академия бизнеса (г. Москва).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деловой этикет ведения бизнеса в России | Статья в журнале...

США, бизнес этики, этическое поведение, Россия, этичное поведение, особенность, этика бизнеса, межкультурная коммуникация, деловая этика, государственное вмешательство.

Корпоративная культура в современной России и США

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более этикой бизнеса, корпоративной культурой в целом. Этика бизнеса — одна из самых новых и стремительно развивающихся областей современной науки...

Некоторые особенности делового этикета в поведении...

Япония, США, бизнес этики, Россия, межкультурная коммуникация, кой случай, деловой этикет, Танзания, Турция, Скандинавия.

Корпоративный этический кодекс | Статья в сборнике...

Деловая этика и этикет, культура деловых отношений имеют большое значение для успеха всех начинаний в деловой сфере: будь то управление, бизнес, политика, образование или искусство.

Этико-культурологические предпосылки формирования...

В статье представлены рассуждения на тему предпринимательской этики в России, влияние морально-этнических норм на формирование бизнеса в России. Ключевые слова: бизнес, предпринимательская этика, морально-этические нормы.

Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм...

Ключевые слова: кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративная культура, корпоративные ценности.

 отсутствие четкой, признанной сотрудниками, системы корпоративных ценностей

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая культура, культура, национальная культура, Россия, Япония, ценность, деловая коммуникация, деловая сфера, западная культура, межкультурное взаимодействие.

О повышении качества подготовки менеджеров к ведению деловых...

Этика бизнеса.

Этика деловых отношений. Этика и этикет менеджера. Основы имиджелогии. Международная академия бизнеса (г. Москва).

Задать вопрос