Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм противодействия корпоративному мошенничеству
Автор: Добрынина Анна Константиновна
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 02.11.2016
Статья просмотрена: 928 раз
Библиографическое описание:
Добрынина, А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм противодействия корпоративному мошенничеству / А. К. Добрынина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1531/ (дата обращения: 24.04.2024).
Статья посвящена анализу Кодекса корпоративной этики в качестве превентивного механизма противодействия корпоративному мошенничеству. В статье проанализировано современное состояние экономической преступности в России, определен типовой портрет внутреннего мошенника, выделены ключевые факторы, способствующие совершению противоправных деяний. Автором сформулированы основные принципы создания Кодекса корпоративной этики, а также обоснована целесообразность его применения для противодействия мошенничеству.
Ключевые слова: кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративная культура, корпоративные ценности
Современный этап развития экономики характеризуется высоким уровнем неопределенности со стороны внутренней и внешней среды и требует от компаний особого внимания при решении вопросов обеспечения стабильности развития бизнеса.
В этих условиях проблема выбора и реализации механизмов противодействия корпоративному мошенничеству является приоритетной для собственников и руководителей компании, а также неотъемлемой частью современного корпоративного управления.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, мошенничество определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. [1]
С экономической точки зрения, корпоративное мошенничество может быть рассмотрено как любое умышленное действие персонала, топ-менеджера или третьих лиц, связанное с обманом или злоупотреблением доверием собственника компании, которое нацелено на удовлетворение личных корыстных интересов с причинением ущерба компании.
Согласно Российскому обзору экономических преступлений за 2016 год, почти половина респондентов (48 %) отметили, что их компания столкнулась с экономическими преступлениями за последние 2 года. При этом в 46 % случаев виновником мошенничества становились лица, действующие внутри организации, то есть сотрудники компании. [2]
Трудно переоценить отрицательные последствия мошенничества, которые заключаются не только в прямом финансовом ущербе, составляющем для 25 % респондентов от 100 тысяч до 1 миллиона долларов США, но и в долгосрочном косвенном ущербе, который включает ухудшение морального состояния сотрудников, ослабление деловых отношений и взаимоотношений с регулирующими органами, разрушение репутации или имиджа компании. [2]
Рис. 1. Источник: Российский обзор экономических преступлений за 2016 год, PwC
Необходимость борьбы с корпоративным мошенничеством признается на уровне среднего и высшего руководства практически во всех компаниях. Однако разрабатываемые ими механизмы противодействия в большинстве случаев, являются постаприорными, то есть направленными на выявление и реакцию на мошенничество, минимизацию негативных последствий от уже совершенного преступления, и используют контрольные, ограничительные меры воздействия.
Важно отметить, что данная работа основана на априорном, превентивном подходе к противодействию корпоративному мошенничеству, который направлен на ослабление мотивов совершения мошеннических действий.
Также при разработке механизмов противодействия корпоративному мошенничеству всегда важно помнить, что в основе каждого экономического преступления лежит решение, принятое человеком. Поэтому именно сотрудник компании с его целями, культурой и мотивами поведения должен находится в центре внимания при проведении работ по борьбе с корпоративным мошенничеством.
Типичный портрет внутреннего мошенника за последние несколько лет практически не изменился. В большинстве случаев мошенник из числа сотрудников компании представляет собой мужчину в возрасте от 31 года до 40 лет, имеющего высшее образование и работающего в компании на протяжении 3–5 лет.
Современные мотивы совершения экономических преступлений достаточно разнообразны, однако тремя наиболее распространенными факторами, обуславливающими совершение мошенничества, по-прежнему остаются факторы, включаемые в «треугольник мошенничества»:
возможность или способность совершить экономическое преступление;
определенная мотивация или внешнее давление;
возможность обосновать совершенное экономическое преступление. [3]
Более того, по моему мнению, важными факторами, способствующими совершению мошенничества, являются следующие:
несправедливость системы стимулирования;
непоследовательность применения дисциплинарных процедур и взысканий;
отсутствие доверия к менеджменту компании;
отсутствие четкой, признанной сотрудниками, системы корпоративных ценностей;
низкая степень взаимосвязи между корпоративными ценностями и процессом принятия решений;
нереалистичные бизнес-цели и прочее.
Одним из механизмов, позволяющих устранить вышеперечисленные факторы или минимизировать их влияние, является кодекс корпоративной этики.
Кодекс корпоративной этики — внутренний документ, отражающий принятые в компании стандарты этичного поведения, основанные на ценностях компании, гарантирующие честные и справедливые отношения к сотрудникам, клиентам, партнерам, а также соблюдение законов и внутренних политик.
Действие Кодекса корпоративной этики как превентивного механизма противодействия мошенничеству заключается в формировании у сотрудников позиции нетерпимости к мошенничеству, культуры этического поведения и высокой честности.
Согласно Отчету 2016 года по противодействию корпоративному мошенничеству и злоупотреблениям, в 81 % организаций по всему миру существует Кодекс корпоративной этики, причем данный показатель увеличился с 2010 года на 6,3 %. [4] В то же время в России аналогичный показатель даже превышает общемировой и составляет 83 %.
Однако для того, чтобы Кодекс функционировал в качестве действенного механизма борьбы с мошенничеством, его наличие не является достаточным условием.
На основании анализа лучших российских и мировых практик можно выделить ключевые принципы разработки и использования Кодекса корпоративной этики в качестве превентивного механизма противодействия корпоративному мошенничеству.
- Принцип «тона сверху»: высшее руководство и менеджеры своими действиями должны показывать сотрудникам пример этичного поведения и важность следования нормам Кодекса корпоративной этики. Они не должны давать сотрудникам поручений, нарушающих требования законодательства или принципов деловой этики. Более того, руководители должны создавать среду открытого общения в коллективе, способствующую обсуждению сотрудниками любых этических проблем, и прислушиваться к их мнению.
- Принцип «нулевой толерантности». В своей деятельности компания в целом и ее сотрудники, в частности, должны придерживаться принципа неприятия мошенничества и злоупотреблений в любых их формах и проявлениях. Данный принцип является ключевым в действии механизма по противодействию корпоративному мошенничеству, поскольку способствует созданию атмосферы, в которой преступные мотивы ослабляются естественным образом под воздействием внутренней, корпоративной культуры и коллективного осуждения.
- Принцип справедливости. Кодекс корпоративной этики должен содержать этические нормы поведения сотрудников, основываясь на едином подходе, независимо от их уровня, роли, департамента или местонахождения. Более того, системы стимулирования и дисциплинарные процедуры также должны быть основаны на справедливости. Данный принцип осуществляет воздействие на такой фактор «треугольника мошенничества», как обоснование или рационализация преступного поведения.
- Принцип сопричастности. В создании Кодекса корпоративной этики должны участвовать не только представители высшего менеджмента, но и сотрудники компании. Данный принцип позволит сотрудникам почувствовать себя причастными к формированию внутренних ценностей и правил поведения в компании и, соответственно, будет способствовать лучшему соблюдению норм Кодекса.
- Принцип информированности. Каждый сотрудник должен быть ознакомлен с содержание принятого в компании Кодекса корпоративной этики. Данный принцип достигается при наличии двух условий: во-первых, нормы Кодекса должны быть сформулированы на простом и понятном для сотрудников языке. Во-вторых, в компании должны регулярно проводится обучение персонала по вопросам Кодекса. Согласно статистике, подобное обучение не проводится, и вопросы, связанные с Кодексом корпоративной этики, не доводятся до сведения всех сотрудников почти в трети российских компаний.
- Принцип эффективности. Кодекс корпоративной этики должен содержать инструменты для обеспечения эффективности работы функций по соблюдению этических норм. В 60 % российских компаний в качестве подобного инструмента используется «горячая линия» — способ коммуникации, позволяющий сотрудникам сообщать о совершении или подозрении в совершении неправомерных действий в конфиденциальной форме. Необходимо отметить, что «горячая линия» является важным элементом в системе извещения о фактах мошенничества и используется в 42,2 % компаний по всему миру. [4]
При условии соблюдения вышеперечисленных принципов Кодекс корпоративной этики позволяет блокировать факторы, приводящие к мошенничеству.
Во-первых, снижение такого мотива совершения мошенничества, как возможность, осуществляется благодаря развитию высокой этики в организации, созданию атмосферы честности и следования правовым и этическим нормам, урегулированию конфликта интересов. Таким образом, если в компании существует сильная корпоративная культура, ценности которой призывают к этическому поведению и нулевой толерантности к мошенничеству, и все действия, принимаемые сотрудниками компании, пропускаются через призму корпоративных ценностей, то количество и тяжесть ситуаций, способствующих возникновению мошенничества значительно снижается.
Другие факторы, составляющие «треугольник мошенничества», — мотивация и обоснование — блокируются благодаря созданию справедливой системы стимулирования и последовательной системы дисциплинарных процедур и взысканий, постановке реализуемых и соответствующих правовым и этическим нормам целей.
Более того, наличие эффективно функционирующего Кодекса позволяет снизить средние потери от мошенничества на 40 % и на 45,8 % сократить среднюю продолжительность процесса проведения мошеннических действий. [4]
Таким образом, Кодекс корпоративной этики выступает мощным превентивным механизмом противодействия корпоративному мошенничеству, особенностью которого является его внутренний, направленный на ослабление преступных мотивов, характер действия и эффективные инструменты обнаружения мошенничества и защиты от него.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
- Российский обзор экономических преступлений за 2016 год «Взгляд в будущее с умеренным оптимизмом», PwC
- Обзор KPMG «Мошенничество: определения, портрет типичного мошенника, как бороться с последствиями», 2014
- Association of Certified Fraud Examiners Report to the Nations 2016 Global Fraud Study
- Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент: учебное пособие / С. Г. Буянский, Ю. В. Трунцевский. — Москва: Русайнс, 2016. — 342 с.
Ключевые слова
корпоративная культура, кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративные ценностиПохожие статьи
Мошенничество среди сотрудников банка | Статья в журнале...
Мошенничество среди сотрудников банка. Автор: Седых Юлия Николаевна.
Прокуратура: В Уфе сотрудник сотовой компании продавал персональные данные [Электронный ресур].
Мошенничество в сфере безналичных расчетов... банкомат, сотрудник банка, мошенник...
Корпоративная этика в современной России | Статья в журнале...
Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм... Ключевые слова: кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративная культура, корпоративные ценности.
Корпоративный этический кодекс | Статья в сборнике...
этический кодекс, кодекс, корпоративный этический кодекс, корпоративный кодекс, компания, корпоративное поведение, корпоративная этика, корпоративная культура, идеологическая часть, взаимное доверие.
Антикоррупционный комплаенс как необходимое условие развития...
4) Процедуры постоянного обучения сотрудников и другие. Заключительный этап формирования комплаенс-системы заключается в
Добрынина А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивных механизм противодействия корпоративному мошенничеству...
Кодекс корпоративного поведения как элемент системы...
Ключевые слова: корпоративное управление, кодекс корпоративного поведения (управления), кодекс этики, Российский Кодекс корпоративного поведения, система внутреннего контроля, управление рисками.
Проблемные аспекты гражданского законодательства по...
но враждебное поглощение компании можно совершить и без нарушения закона.
Согласно Кодексу корпоративного поведения, утвержденного Письмом Банка России, поглощением является легальное приобретение
Механизм защиты прав участников корпоративного...
Совершенствование организации внутреннего контроля...
Совершенствование организации внутреннего контроля в российских компаниях. Автор: Гринь Яна Григорьевна.
Её смысл в вырабатывании рекомендаций и предложений, адресованных менеджерам корпоративного управления.
Статьи по ключевому слову "корпоративная культура..."
Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм противодействия корпоративному мошенничеству. Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г. — Мовсисян К. А.
Похожие статьи
Мошенничество среди сотрудников банка | Статья в журнале...
Мошенничество среди сотрудников банка. Автор: Седых Юлия Николаевна.
Прокуратура: В Уфе сотрудник сотовой компании продавал персональные данные [Электронный ресур].
Мошенничество в сфере безналичных расчетов... банкомат, сотрудник банка, мошенник...
Корпоративная этика в современной России | Статья в журнале...
Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм... Ключевые слова: кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративная культура, корпоративные ценности.
Корпоративный этический кодекс | Статья в сборнике...
этический кодекс, кодекс, корпоративный этический кодекс, корпоративный кодекс, компания, корпоративное поведение, корпоративная этика, корпоративная культура, идеологическая часть, взаимное доверие.
Антикоррупционный комплаенс как необходимое условие развития...
4) Процедуры постоянного обучения сотрудников и другие. Заключительный этап формирования комплаенс-системы заключается в
Добрынина А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивных механизм противодействия корпоративному мошенничеству...
Кодекс корпоративного поведения как элемент системы...
Ключевые слова: корпоративное управление, кодекс корпоративного поведения (управления), кодекс этики, Российский Кодекс корпоративного поведения, система внутреннего контроля, управление рисками.
Проблемные аспекты гражданского законодательства по...
но враждебное поглощение компании можно совершить и без нарушения закона.
Согласно Кодексу корпоративного поведения, утвержденного Письмом Банка России, поглощением является легальное приобретение
Механизм защиты прав участников корпоративного...
Совершенствование организации внутреннего контроля...
Совершенствование организации внутреннего контроля в российских компаниях. Автор: Гринь Яна Григорьевна.
Её смысл в вырабатывании рекомендаций и предложений, адресованных менеджерам корпоративного управления.
Статьи по ключевому слову "корпоративная культура..."
Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм противодействия корпоративному мошенничеству. Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г. — Мовсисян К. А.