Автор: Добрынина Анна Константиновна

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Добрынина А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм противодействия корпоративному мошенничеству // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 144-147.



Статья посвящена анализу Кодекса корпоративной этики в качестве превентивного механизма противодействия корпоративному мошенничеству. В статье проанализировано современное состояние экономической преступности в России, определен типовой портрет внутреннего мошенника, выделены ключевые факторы, способствующие совершению противоправных деяний. Автором сформулированы основные принципы создания Кодекса корпоративной этики, а также обоснована целесообразность его применения для противодействия мошенничеству.

Ключевые слова: кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративная культура, корпоративные ценности

Современный этап развития экономики характеризуется высоким уровнем неопределенности со стороны внутренней и внешней среды и требует от компаний особого внимания при решении вопросов обеспечения стабильности развития бизнеса.

В этих условиях проблема выбора и реализации механизмов противодействия корпоративному мошенничеству является приоритетной для собственников и руководителей компании, а также неотъемлемой частью современного корпоративного управления.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, мошенничество определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. [1]

С экономической точки зрения, корпоративное мошенничество может быть рассмотрено как любое умышленное действие персонала, топ-менеджера или третьих лиц, связанное с обманом или злоупотреблением доверием собственника компании, которое нацелено на удовлетворение личных корыстных интересов с причинением ущерба компании.

Согласно Российскому обзору экономических преступлений за 2016 год, почти половина респондентов (48 %) отметили, что их компания столкнулась с экономическими преступлениями за последние 2 года. При этом в 46 % случаев виновником мошенничества становились лица, действующие внутри организации, то есть сотрудники компании. [2]

Трудно переоценить отрицательные последствия мошенничества, которые заключаются не только в прямом финансовом ущербе, составляющем для 25 % респондентов от 100 тысяч до 1 миллиона долларов США, но и в долгосрочном косвенном ущербе, который включает ухудшение морального состояния сотрудников, ослабление деловых отношений и взаимоотношений с регулирующими органами, разрушение репутации или имиджа компании. [2]

Рис. 1. Источник: Российский обзор экономических преступлений за 2016 год, PwC

Необходимость борьбы с корпоративным мошенничеством признается на уровне среднего и высшего руководства практически во всех компаниях. Однако разрабатываемые ими механизмы противодействия в большинстве случаев, являются постаприорными, то есть направленными на выявление и реакцию на мошенничество, минимизацию негативных последствий от уже совершенного преступления, и используют контрольные, ограничительные меры воздействия.

Важно отметить, что данная работа основана на априорном, превентивном подходе к противодействию корпоративному мошенничеству, который направлен на ослабление мотивов совершения мошеннических действий.

Также при разработке механизмов противодействия корпоративному мошенничеству всегда важно помнить, что в основе каждого экономического преступления лежит решение, принятое человеком. Поэтому именно сотрудник компании с его целями, культурой и мотивами поведения должен находится в центре внимания при проведении работ по борьбе с корпоративным мошенничеством.

Типичный портрет внутреннего мошенника за последние несколько лет практически не изменился. В большинстве случаев мошенник из числа сотрудников компании представляет собой мужчину в возрасте от 31 года до 40 лет, имеющего высшее образование и работающего в компании на протяжении 3–5 лет.

Современные мотивы совершения экономических преступлений достаточно разнообразны, однако тремя наиболее распространенными факторами, обуславливающими совершение мошенничества, по-прежнему остаются факторы, включаемые в «треугольник мошенничества»:

 возможность или способность совершить экономическое преступление;

 определенная мотивация или внешнее давление;

 возможность обосновать совершенное экономическое преступление. [3]

Более того, по моему мнению, важными факторами, способствующими совершению мошенничества, являются следующие:

 несправедливость системы стимулирования;

 непоследовательность применения дисциплинарных процедур и взысканий;

 отсутствие доверия к менеджменту компании;

 отсутствие четкой, признанной сотрудниками, системы корпоративных ценностей;

 низкая степень взаимосвязи между корпоративными ценностями и процессом принятия решений;

 нереалистичные бизнес-цели и прочее.

Одним из механизмов, позволяющих устранить вышеперечисленные факторы или минимизировать их влияние, является кодекс корпоративной этики.

Кодекс корпоративной этики — внутренний документ, отражающий принятые в компании стандарты этичного поведения, основанные на ценностях компании, гарантирующие честные и справедливые отношения к сотрудникам, клиентам, партнерам, а также соблюдение законов и внутренних политик.

Действие Кодекса корпоративной этики как превентивного механизма противодействия мошенничеству заключается в формировании у сотрудников позиции нетерпимости к мошенничеству, культуры этического поведения и высокой честности.

Согласно Отчету 2016 года по противодействию корпоративному мошенничеству и злоупотреблениям, в 81 % организаций по всему миру существует Кодекс корпоративной этики, причем данный показатель увеличился с 2010 года на 6,3 %. [4] В то же время в России аналогичный показатель даже превышает общемировой и составляет 83 %.

Однако для того, чтобы Кодекс функционировал в качестве действенного механизма борьбы с мошенничеством, его наличие не является достаточным условием.

На основании анализа лучших российских и мировых практик можно выделить ключевые принципы разработки и использования Кодекса корпоративной этики в качестве превентивного механизма противодействия корпоративному мошенничеству.

  1. Принцип «тона сверху»: высшее руководство и менеджеры своими действиями должны показывать сотрудникам пример этичного поведения и важность следования нормам Кодекса корпоративной этики. Они не должны давать сотрудникам поручений, нарушающих требования законодательства или принципов деловой этики. Более того, руководители должны создавать среду открытого общения в коллективе, способствующую обсуждению сотрудниками любых этических проблем, и прислушиваться к их мнению.
  2. Принцип «нулевой толерантности». В своей деятельности компания в целом и ее сотрудники, в частности, должны придерживаться принципа неприятия мошенничества и злоупотреблений в любых их формах и проявлениях. Данный принцип является ключевым в действии механизма по противодействию корпоративному мошенничеству, поскольку способствует созданию атмосферы, в которой преступные мотивы ослабляются естественным образом под воздействием внутренней, корпоративной культуры и коллективного осуждения.
  3. Принцип справедливости. Кодекс корпоративной этики должен содержать этические нормы поведения сотрудников, основываясь на едином подходе, независимо от их уровня, роли, департамента или местонахождения. Более того, системы стимулирования и дисциплинарные процедуры также должны быть основаны на справедливости. Данный принцип осуществляет воздействие на такой фактор «треугольника мошенничества», как обоснование или рационализация преступного поведения.
  4. Принцип сопричастности. В создании Кодекса корпоративной этики должны участвовать не только представители высшего менеджмента, но и сотрудники компании. Данный принцип позволит сотрудникам почувствовать себя причастными к формированию внутренних ценностей и правил поведения в компании и, соответственно, будет способствовать лучшему соблюдению норм Кодекса.
  5. Принцип информированности. Каждый сотрудник должен быть ознакомлен с содержание принятого в компании Кодекса корпоративной этики. Данный принцип достигается при наличии двух условий: во-первых, нормы Кодекса должны быть сформулированы на простом и понятном для сотрудников языке. Во-вторых, в компании должны регулярно проводится обучение персонала по вопросам Кодекса. Согласно статистике, подобное обучение не проводится, и вопросы, связанные с Кодексом корпоративной этики, не доводятся до сведения всех сотрудников почти в трети российских компаний.
  6. Принцип эффективности. Кодекс корпоративной этики должен содержать инструменты для обеспечения эффективности работы функций по соблюдению этических норм. В 60 % российских компаний в качестве подобного инструмента используется «горячая линия» — способ коммуникации, позволяющий сотрудникам сообщать о совершении или подозрении в совершении неправомерных действий в конфиденциальной форме. Необходимо отметить, что «горячая линия» является важным элементом в системе извещения о фактах мошенничества и используется в 42,2 % компаний по всему миру. [4]

При условии соблюдения вышеперечисленных принципов Кодекс корпоративной этики позволяет блокировать факторы, приводящие к мошенничеству.

Во-первых, снижение такого мотива совершения мошенничества, как возможность, осуществляется благодаря развитию высокой этики в организации, созданию атмосферы честности и следования правовым и этическим нормам, урегулированию конфликта интересов. Таким образом, если в компании существует сильная корпоративная культура, ценности которой призывают к этическому поведению и нулевой толерантности к мошенничеству, и все действия, принимаемые сотрудниками компании, пропускаются через призму корпоративных ценностей, то количество и тяжесть ситуаций, способствующих возникновению мошенничества значительно снижается.

Другие факторы, составляющие «треугольник мошенничества», — мотивация и обоснование — блокируются благодаря созданию справедливой системы стимулирования и последовательной системы дисциплинарных процедур и взысканий, постановке реализуемых и соответствующих правовым и этическим нормам целей.

Более того, наличие эффективно функционирующего Кодекса позволяет снизить средние потери от мошенничества на 40 % и на 45,8 % сократить среднюю продолжительность процесса проведения мошеннических действий. [4]

Таким образом, Кодекс корпоративной этики выступает мощным превентивным механизмом противодействия корпоративному мошенничеству, особенностью которого является его внутренний, направленный на ослабление преступных мотивов, характер действия и эффективные инструменты обнаружения мошенничества и защиты от него.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
  2. Российский обзор экономических преступлений за 2016 год «Взгляд в будущее с умеренным оптимизмом», PwC
  3. Обзор KPMG «Мошенничество: определения, портрет типичного мошенника, как бороться с последствиями», 2014
  4. Association of Certified Fraud Examiners Report to the Nations 2016 Global Fraud Study
  5. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент: учебное пособие / С. Г. Буянский, Ю. В. Трунцевский. — Москва: Русайнс, 2016. — 342 с.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративной этики, Кодекса корпоративной этики, Кодекс корпоративной этики, корпоративному мошенничеству, противодействия корпоративному мошенничеству, противодействию корпоративному мошенничеству, превентивного механизма противодействия, корпоративной этики должен, механизма противодействия корпоративному, механизмов противодействия корпоративному, экономических преступлений, кодекс корпоративной этики, корпоративной этики должны, противодействия мошенничеству, анализу Кодекса корпоративной, создания Кодекса корпоративной, компании Кодекса корпоративной, нормам Кодекса корпоративной, Кодексом корпоративной этики, качестве превентивного механизма.

Ключевые слова

корпоративная культура, кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративные ценности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос