Рассматривается необходимость создания электронного учебного пособия с региональным содержанием. Описывается, разработанное авторами, электронное пособие с региональным содержанием к курсу «Окружающий мир» начальной школы.
Ключевые слова:электронное учебное пособие, региональный компонент.
Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами — смешанный состав учащихся, т. е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.
В ФГОС НОО региональный компонент не определен как структурная единица, однако предусмотрено включение регионального материала в содержание обучения, что отражено в ФГОС в разделе «Портрет выпускника начальной школы», а также п. 19.3, 19.6. [4]
Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС НОО: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
ФГОС начального общего образования п.19.6 определяет направление и структуру программы духовно-нравственного развития. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. [4]
Реализация регионального содержания в процессе обучения младших школьников возможна в двух направлениях: через интеграцию федерального и регионального предметного материала и как самостоятельный отдельный курс.
Работая по программе «Окружающий мир», которая имеет экологическую направленность, мы выделили в тематическом планировании темы, удобные для использования краеведческого материала:
Таблица 1
Учимся определять положение предметов и направления движения. |
||
Предметы и их признаки. |
Описание предметов из окружающей обстановки. |
|
Осень — природа готовится к зиме. |
Приметы осени в нашем городе. |
|
Ты и твоя семья. |
Родители: Ф. И. О., место работы, любимое занятие. |
|
Ты и твои друзья. |
Ф.И., описание внешности, привычек, черт характера друга. Что вы любите делать вместе. |
|
Зима — покой природы. |
Приметы зимы в нашем городе. |
|
Мой дом, моя улица. |
Экскурсия по улицам города. |
|
Хозяйство человека. |
Фермерские хозяйства, промышленные предприятия города и района. |
|
Растения и животные. |
Разнообразие растительного и животного мира района. |
|
Домашние животные и растения — наши друзья. |
Домашние животные и растения учеников класса. |
|
Смена времен года. |
Времена года в Каслинском районе. |
|
Реки. |
Реки Челябинской области и нашего края. |
|
Озера. |
Озера Челябинской области и нашего района. |
|
Равнины. Болота и их обители. |
Болота нашего края. |
|
Горы. Вулканы и землетрясения. |
Уральские горы. |
|
Леса умеренного пояса. |
Лес — легкие Омской области. Лесные обитатели наших лесов. |
|
Хрупкая природа степей и пустынь. |
Степная полоса в Челябинской области. Обитатели степей. |
|
Человечество. |
Народы Челябинской области. Обычаи и традиции народов нашего края. |
|
Города и страны. |
Челябинск — прошлое и настоящее. Наш город. |
|
Челябинская область, Каслинский район — наша малая Родина: символика и традиционные праздники. |
||
Примеры веществ, из которых промышленные предприятия нашего города выпускают различные тела. |
||
Где обитают живые организмы. |
Места обитания живых организмов нашего района. |
|
Живые участники круговорота веществ. |
Живые представители круговорота веществ нашего района. |
|
Экосистемы озера и болота. |
Растения и животные озер и болот нашего города. |
|
Экосистема луга. |
Растения и животные луга Омской местности. |
|
Экосистема леса. |
Растения и животные леса Омской местности. |
|
Экосистема поля. |
Растения и животные поля Омской местности. |
|
Животные большие и маленькие. |
Самые, самые животные нашего района. |
|
Осторожно: животные! |
Охрана животных в нашем районе |
|
Как нам жить. |
Меры по охране природы своей местности. |
|
4 класс |
||
Отчего мы иногда болеем. |
Организации, занимающиеся охраной здоровья человека нашего района. |
|
На службе у человека. |
Животные — помощники человека в различных профессиях. |
|
Как человек использует свойства воды. |
Использование свойств воды в промышленном производстве нашего района. |
|
Как человек использует свойства воздуха. |
Использование свойств воздуха в промышленности своего края. |
|
Горные породы и минералы. |
Полезные ископаемые Омской местности. |
|
Приручение огня. |
Металлургическое производство Челябинской области. |
|
Как нам жить. |
Воздействие человека на природу. |
Краеведческий материал может быть включен в образовательный процесс по усмотрению учителя различным образом:
- как дополнительный по темам курса окружающего мира в уроки изучения новых тем,
- как дополнительный в уроки обобщения по различным темам, разделам,
- как основной материал для отдельного занятия, внеклассного мероприятия.
Использование нетрадиционных форм организации уроков (урок — путешествие, урок — экскурсия, урок — краеведческая конференция) позволяет сделать их ярким акцентом, запоминающимся звеном в краеведческой работе.
Разработка электронного учебного пособия (далее ЭУП) с региональным содержанием была реализована в связи с ещё одним требованием ФГОС НОО — обеспечение образовательного процесса учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. [3]
ЭУП к курсу «Окружающий мир. Региональный компонент» было разработано для УМК начальной школы «Школа России» (Рис.1.), но данное ЭУП возможно интегрировать в любую учебную программу начального общего образования, реализуемую в Омском регионе.
Рис. 1. Скриншот титульного слайда электронного пособия
При разработке пособия мы исходили из основных дидактических принципов: доступность, научность, связь теории и практики и др., а также из принципов экологизации, региональности, дифференциации, разноуровневости, вариативности. Курс включает три раздела (Рис.2): растения, животные и памятники Омской области.
Рис. 2. Скриншот «Навигация»
Курс содержит комплекс мультимедийных презентаций для знакомства с теоретическим и иллюстративным материалом по каждому из разделов (Рис.3.). По каждой теме обучающимся предлагаются для выполнения интерактивные тестовые проверочные задания, темы проектов и исследовательских работ, рекомендуемый список источников. Приведем для примера тематику проектов и исследовательских работ по разделу «Растения»:
1) О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.
2) Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
3) Почему у елки колкие иголки?
4) Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
5) Роль растения в жизни человека.
6) Лекарства — сорняки.
7) Польза алоэ.
8) Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов и др.
Темы проектов и исследовательских работ по разделу «Животные»:
1) Как зимует воробей?
2) Мудрый ворон.
3) Нора — это дом. Жилища животных.
4) Чудесное превращение гусеницы в бабочку.
5) Необычные факты про обычного ежика.
6) Наблюдение за золотистыми хомячками.
7) Образ жизни и поведение моего кота.
8) Наблюдения за развитием муравейника.
9) Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме и др.
Темы проектов по разделу «Памятники природы»:
1) Как появляется памятник природы?
2) Памятники природы нашего края.
3) Сохраним природы красоту!
Рис. 3. Тематика разделов пособия
Учебное пособие имеет важное практическое значение для учителей и учащихся начальной школы, т. к. в Омской области отсутствуют подобного рода аналоги среди традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий. Экспертная оценка показала, что разработанное электронное учебное пособие способствует мотивации учащихся и является эффективным дидактическим средством для организации, осуществления, контроля и рефлексии учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке и во внеурочной работе. Способствует формированию УУД у учащихся начальной школы. Предлагаемое ЭУП размещено на портале системы образования Омской области «Виртуальные методические объединения педагогов Омской области» и на образовательном портале ОмГПУ. Руководитель проекта: к. п. н., доцент Е. Н. Арбузова. Разработчики ЭУП — магистранты 2 года профиля «Начальное образование»: Алчанова З. Длужневская Д., Искакова М., Конопко О., Мукашева А., Сыкчина Н., Темербаева А.
Литература:
1. Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников: монография / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: ЦНТЭП, 1999. — 364 с.
2. Красная книга Омской области / Правительство Омской области, Омский государственный педагогический университет. Отв. ред. Г. Н. Сидоров, В. Н. Русаков. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. — 460 с.
3. Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А. А. 3-е изд. — М.: 2013. — 175с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ — М.: Просвещение, 2010.
5. Электронное учебное пособие «Окружающий мир. Региональный компонент» [Электронный ресурс] // Виртуальные методические объединения педагогов Омской области [Офиц. сайт]. URL: http://vmo.obr55.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1876&keywords (дата обращения: 01.03.2015).