Студенты должны владеть определенными рабочими приемами при обращение с химическими веществами, обращение с приборами при работе в лаборатории, а также мероприятия по предотвращению несчастных случаев, по пожаротушению, оказанию первой помощи и по утилизации. Важные предписания и указания обобщены в приведенных далее таблицах.
a) Работа с жидкостями
При обращении с горючими жидкостями необходимо особенно соблюдать следующие свойства группы:
A) — жидкости, которые не смешиваемы или лишь частично смешиваемы с H2O
- жидкости, которые смешиваемы с H2O
B)
Жидкости с температурой возгорания < 0 °C напр., метиловый эфир метановой кислоты (аромат рома), трет. пентан = крайне огнеопасны F+, R12 |
Жидкости с температурой возгорания между 0 °C и 21 °C напр., n-пентан, гептан = легко воспламеняющиеся F, R 11 |
Жидкости с температурой возгорания между > 21 °C напр., ксилен = воспламеняющиеся (без символа опасности, но R10) |
Для нагревания жидкостей должна быть выбрана правильная нагревательная баня.
Типы ванны |
Среда передачи |
Достигаемая температура (в °C) |
воздушная баня |
проволочная сетка |
до 1500 |
|
воронка Бабо |
до 1500 |
жидкостная ванна |
вода |
до 100 |
|
солевой раствор |
до 110 |
|
масло/нефть |
до 250 |
|
парафиновое масло |
до 250 |
|
металлические сплавы |
80–500 |
ванна из твердых материалов |
песок |
до 2000 |
|
графит |
до 2000 |
b) Работа с газами.
Максимальной допускаемой концентрации вредных веществ на рабочем месте, величина которых определяется при помощи измерений. Кроме того, должны соблюдаться, прежде всего, пределы взрывоопасности смесей из воздуха и горючих паров или газов.
|
Пределы взрывоопасной концентрации в смесях с воздухом в Vol- % (в объемных процентах) |
|
|
Нижний предел |
Верхний предел |
Пары бензина |
1 |
8 |
Пары этанола |
3,1 |
20 |
Пары эфира |
1,6 |
48 |
Пары бензола |
1,4 |
9,5 |
H2 |
4 |
75 |
газообразный KW |
~1 |
~8 |
H2S |
4,3 |
45,5 |
NH3 |
15 |
28 |
CO |
12,5 |
75 |
CS2 |
1 |
50 |
Городской газ |
5,3 |
40 |
Ацетилен |
2,3 |
82 |
Этилен |
2,7 |
34 |
Метан |
4,9 |
15,4 |
c) Утилизация.
Особенно важна при химических экспериментах правильная утилизация. Приведенная далее схема представляет обзор общих отходов, которые возникают при экспериментальном учебном занятии.
Рис. 1. Отходы после экспериментов