В настоящей работе рассматривается проблема выбора приёмов обучения иностранным языкам. Автором представлен конкретный пример одного из эффективных приёмов обучения английскому языку — «поиск слова в решётке» (Word Search Grid), который не утратил актуальности при формировании языковых навыков обучающихся.
Ключевые слова: формирование языковых навыков, приём обучения, поиск слова в решётке.
Общеизвестно, что в настоящее время обучение иностранным языкам приобретает прикладной характер, так как знание иностранных языков стало острой необходимостью профессиональной деятельности во многих сферах.
Современные методисты и практики продолжают совершенствовать и разрабатывать методики и технологии, в которых используются различные приёмы для обучения иностранным языкам.
В структуре методов обучения выделяются приёмы. Приём — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре [1].
Под приёмом в методике обучения понимается наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя, элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия [2].
Приёмы обучения можно охарактеризовать предметным содержанием, познавательной деятельностью, они обусловлены целью применения.
Приемы, являясь составной частью средств обучения, в отличие от других средств обучения отличаются динамичностью, связаны с конкретными действиями участников процесса обучения. Кроме того, приёмы и методы обучения находятся в постоянном взаимодействии, оказывая взаимовлияние.
Основные методические приёмы обучения должны предусматривать:
а) свободу выбора обучающегося в обучающем действии;
б) постановку проблемы, которую необходимо решить обучающемуся;
в) деятельностный аспект применения знаний на практике;
г) контроль процесса обучения с использованием обратной связи.
Правильный выбор приёмов обучения обусловливается творческой деятельностью, планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности и учётом уровня подготовки обучающихся, конкретной учебной ситуацией.
Цель настоящей работы: представить пример одного их эффективных приёмов обучения английскому языку — «поиск слова в решётке» (Word Search Grid), который не утратил актуальности при формировании языковых навыков обучающихся. Кроме того, использование специальных компьютерных программ позволяет обучающему составлять задания в рамках данного приёма с минимальными затратами времени.
Суть приёма Word Search Grid заключается в том, что обучающимся предлагается решётка, состоящая из клеток, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по изучаемой теме, например, Environmental Problems (таблица 1). Обучающимся необходимо найти скрытые слова, дать определение их значения, перевести и найти слово, которого нет в сетке. Затем выполняются более сложные задания, предполагающие рассмотрение лексических единиц в их синтагматических отношениях, которыми они связаны в составе высказывания. Например, задания приёма Word Search Grid по теме Environmental Problems выполняются в несколько этапов.
1-й этап:
Word Search Grid: Environmental Problems Find the words in the list hidden in the puzzle grid below. Find the words in the grid. Words can go horizontally, vertically and diagonally in all eight directions. Задание: Термины, связанные с темой Environmental Problems находятся в списке, представленном ниже, они записаны вперед, назад, по вертикали; по горизонтали, или по диагонали. Вам следует найти указанные термины, отметить их на сетке и записать перевод в своих рабочих тетрадях, чтобы запомнить значения. Одно слово из списка не находится в сетке — что это за слово? Word Search Environmental Problems: Greenhouse Effect, Ozone Depletion, Air Pollution, Acid Rain, Wastewater, Urban Runoff, Water Crisis, Marine Pollution, Habitat destruction, Desertification, Land pollution, Soil pollution, Conservation, Non-Recyclable Waste, Genetic Engineering, Nuclear Development, Nanotechnology, Population Explosion, Eutrophication |
Таблица 1
Environmental Problems
H |
G |
W |
H |
X |
D |
E |
H |
J |
G |
F |
Z |
E |
D |
N |
W |
W |
S |
X |
N |
|
||
N |
O |
I |
T |
E |
L |
P |
E |
D |
L |
R |
L |
S |
O |
L |
W |
U |
W |
P |
V |
|
||
W |
E |
X |
V |
U |
W |
O |
X |
A |
D |
B |
E |
I |
N |
R |
P |
N |
K |
Q |
J |
|
||
A |
N |
T |
Y |
R |
Q |
N |
N |
D |
A |
W |
T |
E |
R |
G |
G |
G |
O |
W |
Y |
|
||
T |
I |
L |
S |
B |
U |
D |
U |
L |
C |
A |
P |
U |
N |
H |
Y |
D |
Z |
G |
N |
|
||
E |
R |
T |
I |
A |
M |
Z |
C |
X |
V |
J |
N |
I |
A |
H |
E |
K |
O |
R |
W |
|
||
R |
A |
K |
N |
N |
W |
Y |
S |
R |
I |
O |
R |
B |
E |
S |
O |
L |
N |
A |
A |
|
||
C |
M |
R |
O |
R |
C |
P |
E |
K |
F |
E |
I |
N |
E |
M |
O |
U |
E |
I |
S |
|
||
G |
I |
M |
Z |
E |
R |
S |
C |
F |
E |
T |
O |
R |
T |
N |
P |
E |
S |
N |
T |
|
||
A |
N |
P |
R |
F |
N |
T |
B |
N |
A |
I |
T |
N |
H |
O |
D |
A |
R |
E |
E |
|
||
A |
P |
N |
C |
O |
O |
C |
I |
T |
T |
I |
E |
C |
N |
I |
T |
I |
N |
U |
W |
|
||
X |
O |
Y |
C |
S |
Y |
G |
S |
C |
F |
M |
E |
Z |
O |
T |
C |
P |
C |
X |
A |
|
||
N |
H |
X |
T |
Q |
N |
P |
U |
I |
P |
T |
S |
A |
I |
U |
E |
S |
W |
A |
T |
|
||
Y |
T |
J |
Z |
E |
V |
R |
C |
O |
O |
P |
I |
U |
S |
L |
F |
L |
C |
Q |
E |
|
||
F |
N |
A |
H |
C |
T |
A |
L |
N |
J |
Q |
S |
X |
O |
L |
F |
I |
I |
R |
R |
|
||
T |
U |
Z |
U |
S |
T |
E |
A |
Z |
J |
B |
I |
M |
L |
O |
E |
O |
T |
N |
J |
|
||
• GREENHOUSE • DEPLETION • ACID • URBAN • CRISIS • DESTRUCTION • SOIL • WASTE • NUCLEAR • POPULATION |
• EFFECT • AIR • RAIN • RUNOFF • MARINE • DESERTIFICATION • CONSERVATION • GENETIC • DEVELOPMENT • EXPLOSION |
• OZONE • POLLUTION • WASTEWATER • WATER • HABITAT • LAND • NONRECYCLABLE • ENGINEERING • NANOTECHNOLOGY
|
||||||||||||||||||||
2-й этап. Задание: дайте толкование значения найденных слов на английском языке.
3-й этап. Задание: на свой выбор возьмите одно из найденных вами слов и составьте с ним предложение.
4-й этап. Задание: составьте 3 логически связанных предложения, в которых бы были использованы три любые найденных вами слова.
Следовательно, на каждом этапе выполнения заданий приёма Word Search Grid происходит их постепенное усложнение:
1-й этап приёма Word Search Grid способствует знакомству с основами терминосистемы, расширению словарного запаса, а именно: запоминанию слов во взаимосвязи с их эквивалентами на родном языке (перевод на родной язык).
2-й этап приёма Word Search Grid способствует знакомству с основами терминосистемы, расширению словарного запаса, а именно: запоминанию слов во взаимосвязи с их значением на изучаемом языке (дефиниция, объяснение на изучаемом языке).
Данные этапы (1, 2) приёма Word Search Grid, наряду с формированием лексических навыков, содействуют дальнейшему формированию навыков использования одноязычных и двуязычных словарей.
3, 4 этапы приёма Word Search Grid направлены на формирование языковых навыков: построение простых и сложных предложений.
Таким образом, использование заданий приёма Word Search Grid может способствовать формированию у обучающихся языковых навыков на основе дистрибутивного анализа, изучения свойств языкового элемента и возможности его сочетаемости с другими элементами речи.
Литература:
1. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
2. Ляховицкий М. В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1973.