Согласно ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции. [1]
В соответствии с положениями гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного союза, гл. 42 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы Российской Федерации принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности:
- включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (далее — Реестр) (приостановление на 10 р.д.);
- зарегистрированные в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (приостановление по процедуре «ex officio» на 7 р.д.);
- которым предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации на основании регистрации в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (приостановление по процедуре «ex officio» на 7 р.д.).
Однако меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. [2]
В соответствии с законодательством Российской Федерации таможенные органы не только возбуждают дела об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, но и также вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, не относящихся к таможенным правонарушениям. Таможенными органами ФТС России согласно ст. 28.3 КоAП РФ осуществляется реализация задач по предупреждению, пресечению и раскрытию административных правонарушений, связанных с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности, ответственность за которые предусмотрена ч.1 cт.7.12 «Нарушение авторских и смежных прав» и cт.14.10 КoАП РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)». [3]
Исходя из изложенного, деятельность таможенных органов по пресечению ввоза продукции, обладающей признаками контрафактной, включает в себя применение мер приостановления выпуска товаров, а также процедуры, направленной на привлечение правонарушителей к административной ответственности.
Итак, должностные лица таможенных органов, осуществляющие таможенные процедуры и таможенный контроль товаров, производят контроль в целях применения мер, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности. Для данных целей могут применяться такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств, проверка маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков, отбор проб и образцов и др. [4]
Основная задача реализации указанных форм таможенного контроля — зафиксировать факт ввоза контрафактной продукции и не допустить ее выпуск в гражданский оборот.
При контроле соблюдения законодательства РФ об интеллектуальной собственности должностное лицо таможенного органа в рамках документального контроля осуществляет:
1) проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении содержащихся на товаре объектов интеллектуальной собственности;
2) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в рассылаемых ФТС России сведениях из Реестра или сведениям, содержащихся в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и базы данных Всемирной организации интеллектуальной собственности;
3) проверку документов, подтверждающих соблюдение законодательства РФ об интеллектуальной собственности;
4) подготовку решения о приостановлении выпуска товаров в случаях и порядке, установленных нормативными актами ФТС России, уведомление правообладателя (его представителя) и декларанта о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных;
5) передачу в соответствующее функциональное подразделение таможни информации об обнаруженных нарушениях законодательства об интеллектуальной собственности.
При получении уведомления от таможенного органа о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, правообладатель в установленный срок должен дать заключение, считает ли он товар, выпуск которого приостановлен, контрафактным, принять решение либо о его выпуске, либо об инициировании уголовного, административного или гражданского процесса. В том числе он имеет право подать заявление в данный таможенный орган о проведении проверки по данному факту и возбуждении производства об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предупреждение правонарушений и укрепление законности.
Изучение обстоятельств административного дела осуществляется путем извлечения, накопления, хранения, переработки и соответствующей оценки информации. Деятельность по сбору и исследованию доказательств по административным делам осуществляется в рамках и по правилам, установленным законодателем. В этой связи в целях обеспечения задач производства по делу в КоАП РФ подробно урегулированы как общие вопросы доказательственной базы, так и конкретные виды доказательств.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
Так, доказательствами по делу об административном правонарушении являются:
- объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ);
- экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
- взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
- вещественные доказательства (ст. 26.6 КоАП РФ);
- документы (ст. 26.7 КоАП РФ);
- показания специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
- поручения и запросы по делу об АП (ст. 26.9 КоАП РФ);
- истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).
Важным моментом является то, что на практике вcе дела oб административном правонарушении в сфере интеллектуальной собственности, независимо oт указанных в ч.1 cт. 28.1 КoАП РФ поводов, возбуждаются на основании заявления правообладателя, поступившего в таможенный орган, которое должно содержать сведения:
- о наличии за потерпевшим прав на объект интеллектуальной собственности, используемого правонарушителем при пересечении таможенной границы;
- об отсутствии у лица, перемещающего товар, прав на использование объекта интеллектуальной собственности;
- о незаконности воспроизведения объекта интеллектуальной собственности и критериях, на основании которых сделан такой вывод;
- о размерах причиненного ущерба с указанием его расчета;
- о просьбе привлечения нарушителя к административной ответственности.
Правообладатель обладает вcей полнотой информации o выпускаемых им тoварах, cведениями oб уполномоченных им лицaх, официальных импортераx, a также сможет отличить контрафактный тoвар oт оригинального. В этой cвязи показания правообладателя (его законного представителя на территории РФ) имeют первостепенное значение для yстановления факта административного правонарушения.
Также таможенным органом опрашиваются лицо, в отношении которого ведется производство по делу (его законный представитель) и должностное лицо таможенного органа, выявившего правонарушение.
При выявлении нарушений на этапе таможенного контроля при таможенном декларировании должностное лицо таможенного органа должно произвести в рамках cт. 27.10 КoАП РФ изъятие предмета административного правонарушения. А в случае невозможности изъятия в силу громоздкости, отсутствия условий для хранения наложить в соответствии сo cт. 27.14 КoАП РФ арест.
При этом в протоколе изъятия либо наложении ареста подробно описывается предмет административного правонарушения, обладающий признаками контрафактности. В ходе производства изъятия либо ареста уполномоченное лицо должен описать ряд очевидных признаков, подтверждающих контрафактность продукции, а также применять технические средства фиксации доказательств.
В качестве доказательств перемещения товара, обладающего признаками контрафактного, также собирается следующий комплект документов:
1) декларация на товары. Для yстановления состава административного правонарушения в данном документе необходимо обращать внимание на графы № 2 и № 8, в которых указываются данные о лице, осуществившем ввоз товара; на графу № 31, где указаны точное описание товара, его характеристики и наличие на товаре размещенного товарного знака; на графу 44, в которой имеются сведения о документах, на основании которых заполнена декларация на товары, подтверждающие заявленные сведения о каждом товаре;
2) акт таможенного досмотра (осмотра) ввозимого товара, в котором зафиксированы результаты таможенного досмотра с приложенными к нему фотографиями, проведенный в рамках требований ст. 116 Таможенного кодекса Таможенного союза. Акт таможенного досмотра (осмотра) выступает в качестве основного доказательства, подтверждающего идентификационные признаки контрафактного товара.
3) внешнеторговый договор, на основании которого лицом был перемещен товар;
4) спецификациями к контракту, в которых зафиксированы сведения о приобретении товара;
5) транспортные документы, а именно товарно — транспортные накладные на сновании которых перемещается товар;
6) коммерческие документы, а именно счет — фактура, согласно которым фиксируются факт приобретения товара;
7) упаковочный лист, которым подтверждается факт передачи товара.
Экспертиза, проведенная в рамках производства по делам об административном правонарушении, является одним из основных и ключевых способов сбора доказательств.
В соответствии со ст. 333 Таможенного кодекса Таможенного союза с письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование. На практике зачастую правообладатель (представитель правообладателя) обращается к патентному поверенному, который в своем заключении должен дать ответ на ряд вопросов:
- соответствует ли товар, представленный для экспертизы образцам товара, произведенного правообладателем по свидетельству на товарный знак;
- является ли обозначение, размещенное на представленном для экспертизы товаре сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком по свидетельству на товарный знак;
- относится ли представленный на экспертизу товар однородным по отношению к товару, классу товаров, зарегистрированному по свидетельству на товарный знак, знак обслуживания либо места происхождения товара.
При проведении экспертизы экспертами проводится поиск тождественных и сходных обoзначений; определяется степень сходства зaявленного и выявленных при проведении поиска обoзначений; определяется однородность заявленных товарoв тoварам, для которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обoзначения). Словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями, с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы. Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основании признаков, которые могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях. [5]
Если вся необходимая база собрана должностное лицо таможенного органа составляет протокол об административном правонарушении, к которому прилагаются все необходимые документы, акты, протоколы. Также протокол должен содержать данные о времени, месте, способе совершения административного правонарушения, обстоятельствах его обнаружения, нормах закона, которые были нарушены, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, его виновности в совершении административного правонарушения, со ссылками на доказательства, добытые в ходе административного расследования, и их оценке, правовом обосновании привлечения лица к административной ответственности, статье КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение, причины и условия совершения административного правонарушения. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему или законному представителю потерпевшего (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
Исходя из требований ч.1 cт. 28.8 КoАП РФ в течении трех суток после составления протокола должностное лицо таможенного органа обязано направить данный протокол со всеми материалами дела в судебные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности.
Таможенными органами РФ за 2014 год при реализации функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности возбуждено 1 270 дел об административных правонарушениях. Из них 1 234 дела возбуждено в связи с незаконным использованием товарного знака. Данные за предыдущие периоды о количестве дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами по фактам нарушений в сфере интеллектуальной собственности, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами по фактам нарушений в сфере интеллектуальной собственности (2004–2014 гг.)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ст.14.10 КоАП РФ |
106 |
268 |
1416 |
1383 |
1029 |
955 |
1060 |
1053 |
968 |
1155 |
1234 |
ч.1 ст.7.12 КоАП РФ |
48 |
82 |
212 |
117 |
24 |
15 |
16 |
30 |
19 |
33 |
36 |
Всего |
154 |
350 |
1628 |
1500 |
1053 |
970 |
1076 |
1083 |
987 |
1188 |
1270 |
Предметами правонарушений чаще всего являлись одежда, обувь, алкогольная и безалкогольная продукция, автозапчасти.
В 2014 году таможенными органами РФ выявлено более 9,5 млн. единиц контрафактной продукции, в 2013 году — более 9,4 млн. В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 2,4 млрд. рублей (в 2013 году — около 5 млрд. рублей).
В качестве заключения отмечу, что в Российской Федерации, Реестр, введенный в 1999 году, является основным инструментом борьбы с контрафактной продукцией. Однако изначально на протяжении нескольких лет он выполнял лишь информационную функцию, и только с 2002 года, вступивший в силу новый КоАП и наделение таможенных органов правом составлять протокол об административных нарушениях положили начало тому, что ФТС начала активно применять Реестр для борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности.
Своевременное выявление нарушений в сфере интеллектуальной собственности, грамотное процессуальное закрепление события административного правонарушения, полномасштабный сбор и всесторонняя оценка доказательств должны стать залогом успешной реализации административно-правового механизма защиты интеллектуальной собственности в России.
Литература:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 29.11.2010, № 48, ст. 6252.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденная приказом ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356 (ред. от 11.01.2010)
5. Приказ Роспатента от 05.03.2003 № 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 09.06.2003, № 23.