Роль бизнес-школы в системе послевузовского образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 22.04.2015

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Равочкин, Н. Н. Роль бизнес-школы в системе послевузовского образования / Н. Н. Равочкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1168-1173. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17733/ (дата обращения: 17.12.2024).

Высококвалифицированный персонал, способный быстро и адекватно реагировать на изменения внешней среды, является залогом успеха развития любого субъекта хозяйствования, а, следовательно, и всей экономики. Этот факт обуславливает особую актуальность развития послевузовского образования в условиях необходимости развития экономики и стремления к глобализации. Данная статья посвящена рассмотрению роли и месту бизнес-школы в системе послевузовского образования.

Ключевые слова:бизнес-школа, послевузовское образование, глобализация, менеджмент, MBA.

Highly qualified personnel capable of quickly and adequately respond to changes in the external environment, is a key to success of any business entity, and therefore the entire economy. This fact causes the particular relevance of post-graduate education in the need for economic development and the pursuit of globalization.

Keywords:business school, post-graduate education, globalization, management, MBA.

 

Во всем мире подготовка специалистов по управлению бизнесом высшего класса осуществляется через систему бизнес-школ, которые создаются при крупнейших мировых университетах. По сути, обучение в бизнес-школе является одним из многообразных направлений послевузовского образования.

В Российской Федерации, в рамках концепции непрерывного образования, делается акцент на том, что каждый гражданин в стремлении соответствовать запросам общества должен быть ориентирован на непрерывное образование даже после окончания высшего учебного заведения. В этом контексте послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации для людей, уже имеющих высшее образование, ориентированная на расширение знаний в определенной сфере либо на приобретение дополнительных специфических знаний. Послевузовское образование является элементом целостного Болонского процесса. Также одним из направлений послевузовского образования является получение ученой степени кандидата либо доктора наук.

Теоретические и методические аспекты развития послевузовского образования затронуты в работах таких исследователей, как Шевчук С. П., Руденко О.К, Зубкова Е. В., Евенко Л. И., Швалб Ю. М. Лайм Фаэй и др.

Однако, при таком значительном внимании исследователей к проблемам послевузовского образования, вопросы важности и перспектив развития бизнес-школ в системе послевузовского образования рассмотрены недостаточно детально. Именно вопросам важности и значимости бизнес-школ для развития экономики Российской Федерации и будет посвящена статья.

Развитие бизнес-образования как необходимость для развития экономики и адаптированности к вызовам глобализации. Важно отметить, что с развитием бизнеса значительно повышается спрос на предпринимателей и менеджеров на рынке труда, что и обуславливает развитие специального образования. Конкуренция на рынке труда обуславливает потребность создания системы непрерывной актуализации знаний, навыков и компетентностей для уже работающих специалистов. Именно эта потребность и рождает предложение, в виде бизнес-школ. Бизнес образование в первую очередь направлено на подготовку выпускников, имеющих квалификационную степень магистр бизнес-администрирования (МБА), подразумевающую способность выполнять обязанности менеджера высшего и среднего звена, т. е. осуществлять управление бизнесом.

Первый опыт развития бизнес-школ в России был получен в 1988 году с создания Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), в рамках межгосударственного сотрудничества СССР и Италии [2]. Однако история бизнес-образования в России началась еще в конце 19 века, когда появилась объективная необходимость подготовки управленческих кадров для промышленности и торговли [2].

После перехода к рыночной экономике бизнес-образование развивалось достаточно активно, практических при всех крупнейших экономических университетах были созданы бизнес-школы, имеющие возможность присваивать квалификацию МБА. Сегодня в России представлено 112 бизнес-школ [4].

Рассмотрим детальнее этапы создания и развития бизнес-образования в России, данный процесс целесообразно наглядно представить в виде рисунка 1.

Рис.1. Этапы создания и развития бизнес-образования в России

 

Несмотря на достаточно длительную историю бизнес образования, можно утверждать, что только с середины 2000-х годов сформировалась оформленная структура бизнес-школ, а развитие и достижение мировых требований продолжается и до сегодняшнего дня.

Рассмотрение сущности и особенностей бизнес-школы. Подготовка профессиональных менеджеров обладает отчетливой спецификой, поскольку, с одной стороны, она в большей степени ориентирована на получение практических навыков, а с другой стороны — в ней значительно больше элемент творчества, собственной ответственности за принимаемые управленческие решения, доля жизненного опыта. Соответственно обучение менеджменту не может в той степени, как «чисто профессиональное», опираться на шаблоны (мы не придаем этому понятию негативного значения — обучение в значительной степени опирается на шаблоны, на воспроизведение существующих логических конструкций и практических процедур). Иногда указанную специфику обучения менеджменту абсолютизируют, утверждая, что менеджмент есть искусство, а не наука. Это не совсем точно. В менеджменте есть и научные элементы и поэтому можно говорить об образовании в области менеджмента (или о бизнес-образовании). На рисунке 2 приведена общая схема профессионального образования в сфере управления бизнесом с академической и деловой позиции.

В России накоплен положительный опыт подготовки экономистов в системе высшего бизнес-образования. В то же время мимолетные социально-экономические процессы, развитие и организаций в различных отраслях обусловливают необходимость постоянно вносить коррективы в содержание подготовки менеджеров как в теоретической, так и прикладной составляющих. Вхождение российского образования в европейское образовательное поле, применение рыночных механизмов к трудоустройству выпускников высших учебных заведений обусловили потребность в специалистах с интегрированными специальностям, в том числе экономистов-менеджеров. То есть, становится очевидным, что изменения в обществе, экономике, высшем образовании, государственном устройстве усложняются необходимостью модернизации профессионально-человеческих ресурсов.

Рис. 2. Общая схема профессионального образования в сфере управления бизнесом с академической и деловой позиции

 

Далее рассмотрим детальнее подходы, приводимые в современной отечественной и зарубежной литературе к пониманию сущности понятия бизнес-школы. А также, как отличаются взгляды на сущность данного понятия в российских источниках и у исследователей из-за рубежа. Детально эти взгляды приведены в таблице 1.

Таблица 1

Обобщение сущности бизнес-школы

Автор

Определение

Ключевые слова

Шевчук С. П.

Бизнес-школа — это структурное подразделение крупных университетов, ориентированное на предоставление образовательных услуг по подготовке специалистов в бизнес-среде

организация, бизнес-среда

Руденко О. К.

Бизнес-школа — это организация, которая предлагает образование по управлению бизнесом

организация, управление бизнесом

Зубкова Е. В.

Бизнес-школа — это учебное заведение для практикующих и будущих управленцев, которые хотят заниматься бизнесом на профессиональном уровне. По структуре бизнес-школы редко бывают самостоятельными автономными единицами, чаще всего эти учреждения основываются на базе какого-нибудь крупного действующего университета или другого высшего учебного заведения.

учебное заведение на базе крупного университета

Евенко Л. И.

Бизнес-школа — специализированное учебное заведение для подготовки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; обычно это центры при известных университетах

учебное заведение, предпринимательская деятельность,

Лайм Фаэй

Бизнес-школа — образовательное учреждение, осуществляющее регулярное образование в области бизнеса и менеджмента и действующее, как правило, на коммерческой основе

образовательное учреждение, бизнес, менеджмент

Швалб Ю. М.

Бизнес-школа — образовательное учреждение, предоставляющее квалификационную степень МБА лицам, уже имеющим высшее образование

образовательное учреждение, МБА

 

По данным таблице 1, можно сделать вывод о том, что большинство исследователей делают акцент именно на организационной форме бизнес-школы, однако не уделяют достаточного внимания самой сущности и процессу подготовки специалистов и формированию у них тех компетентностей, которые позволят в дальнейшем высокоэффективно управлять бизнесом. Данные компетентности подтверждаются дипломом МБА.

Известно, что ежегодно в развитых странах диплом МБА получают десятки тысяч человек. Возможно, это и является одним из действенных факторов эффективного управления в сфере бизнеса и расцвета экономики и, соответственно, высокого уровня жизни, чего нельзя сказать об уровне жизни населения России, который не достигает до международных стандартов. Кроме того, теоретический анализ научной литературы по проблемам менеджмента в экономически развитых странах позволяет сделать вывод о том, что понятие «менеджмент» очень часто учеными и практиками идентифицируется с понятием «бизнес». Менеджмент определяют как деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Поскольку доходность — главная цель любого предприятия, учреждения или организации, то термин «менеджмент» присущ всем этим типам организаций, неотъемлемым от них. Аналогично это касается и таких категорий, как менеджмент-образование и бизнес-образование.

Бизнес-школа сегодня должна восприниматься как стратегический фактор выживания цивилизации в условиях обострения глобальных проблем. Принципиально важные исходные понятия отражаются в их определениях. Понятие «менеджмент-образование» в рамках бизнес-школ толкуется как достаточное, последовательное и предсказуемое формирование нового поколения специалистов в области управления, способных эффективно работать по новым социально-экономическим условиям. Ее главное назначение — обеспечить наличие в будущих руководителей таких качеств, которые отражают потребности и культуру страны, определяют эффективность их профессиональной деятельности в конкретных условиях развития. Это не просто знания и навыки, хотя и они играют значительную роль в профессионализации менеджмента. Это еще и культура и потенциал саморазвития, и развитые творческие способности, и позиции нравственности, преданность общечеловеческим ценностям — то есть, полный комплекс тех черт личности, которые превращают профессиональную деятельность в общественное благо. А главное — это способность принимать обдуманные и обоснованные управленческие решения, нести за них ответственность. Важными также являются психологические характеристики, такие как стрессоустойчивость, коммуникабельность, целеустремленность.

Бизнес-образование должно помогать людям выполнять задачи, к которым они не были подготовлены изначально; готовить их к нелинейному течению карьеры, к работе в команде, к независимому использованию информации; развивать свои способности, и, наконец, к суровым реалиям практической жизни.

Исходя из этого автором предлагается собственное определение бизнес-школы, которое позволит учесть стратегическую важность данного вида послевузовского образования для отечественной и мировой экономики.

Итак, бизнес-школа — это система послевузовского образования, направленная на формирование у обучающихся стойких навыков и компетентностей управления бизнесом в условиях нестабильности внешней среды, подтвержденных присвоением квалификационного уровня МБА, с целью подготовки конкурентоспособных на рынке труда менеджеров среднего и высшего звена.

Данное определение позволяет учесть не только организационную составляющую бизнес-школы, но и делает акцент на качественные характеристики результатов получения бизнес образования и компетентности выпускников.

Заключение. Итак, в России чрезвычайно важна проблема развития бизнес-образования в структуре послевузовского образования, которая ориентирована на удовлетворение потребностей личности, общества и государства. Критериями качества такого образования должны быть практическая полезность и создаваемая прибавочная стоимость. Становление и развитие бизнеса в России во многом зависит от качественного уровня бизнес-образования и эффективности ее воздействия на экономику. Совершенствование бизнес-образования в России достаточно сложный и длительный процесс. Социально-экономические условия сегодняшнего дня требуют от менеджеров, помимо профессиональных знаний и умений, деловых навыков решения нетипичных проблем, экономического склада мышления, лидерства и предприимчивости.

Сформулированное автором определение бизнес-школы соответствует потребностям современной экономики и вызовам глобализации. Автором предлагается определять бизнес-школу не как учебное заведение либо организационную составляющую, а как систему послевузовского образования, направленную на подготовку высококвалифицированных специалистов.

 

Литература:

 

1.      Евенко Л. И. Обучение в течении всей жизни в бизнес-образование: современные тенденции / Л. И. Евенко, С. Р. Филонович, В. В. Годин // Бизнес-образование. — 2010. — № 4 (14). — С. 9–11.

2.      Зубкова Е. В. Международный опыт и национальные особенности бизнес-образования / Е. В. Зубкова, М. А. Карлик, Я. М. Кузьминов // Вопросы экономики. — 2010. — № 1. — С. 19–34.

3.      Лайм Фаэй. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Лайм Фаэй, Роберт Рэндел; [пер. с англ.]. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — 608 с.

4.      Требования к квалификации менеджеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.novgorod.iriss.ru/display_analicsitem?id=30025007

Основные термины (генерируются автоматически): послевузовское образование, Россия, MBA, образовательное учреждение, управление бизнесом, учебное заведение, бизнес, высшее образование, менеджмент, развитие бизнес-образования.


Ключевые слова

глобализация, менеджмент, бизнес-школа, послевузовское образование, MBA

Похожие статьи

Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе

В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики

В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

Оценка экономической целесообразности использования аутстаффинга в ИТ-отрасли

В статье исследуется экономическая целесообразность предоставления услуг аутстаффинга в ИТ-индустрии. Аутстаффинг как бизнес-модель позволяет компаниям предоставлять своих сотрудников для выполнения проектов других организаций, что особенно актуально...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений — важнейшая задача кадровой политики государства

В статье трудоустройство выпускников характеризуется как одна из приоритетных задач кадровой политики государства, которая включает в себя осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости путем задействования потенциала террит...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе

Материал статьи раскрывает важность инновационных технологий на рынке гостиничных и ресторанных услуг в настоящее время. Гостиничные предприятия и предприятия общественного питания — неотъемлемая часть функционирования экономики в современном мире. ...

Философское образование как фактор формирования критического мышления в контексте международного образовательного пространства

В данной статье проанализированы основные функции философии и ее значение в контексте международного образовательного пространства. Выявлено значимость развития критического мышления как для одной личности так и для всего общества в целом. Показаны п...

Похожие статьи

Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе

В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...

Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики

В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

Оценка экономической целесообразности использования аутстаффинга в ИТ-отрасли

В статье исследуется экономическая целесообразность предоставления услуг аутстаффинга в ИТ-индустрии. Аутстаффинг как бизнес-модель позволяет компаниям предоставлять своих сотрудников для выполнения проектов других организаций, что особенно актуально...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений — важнейшая задача кадровой политики государства

В статье трудоустройство выпускников характеризуется как одна из приоритетных задач кадровой политики государства, которая включает в себя осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости путем задействования потенциала террит...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Инновации в гостиничном и ресторанном бизнесе

Материал статьи раскрывает важность инновационных технологий на рынке гостиничных и ресторанных услуг в настоящее время. Гостиничные предприятия и предприятия общественного питания — неотъемлемая часть функционирования экономики в современном мире. ...

Философское образование как фактор формирования критического мышления в контексте международного образовательного пространства

В данной статье проанализированы основные функции философии и ее значение в контексте международного образовательного пространства. Выявлено значимость развития критического мышления как для одной личности так и для всего общества в целом. Показаны п...

Задать вопрос