Высококвалифицированный персонал, способный быстро и адекватно реагировать на изменения внешней среды, является залогом успеха развития любого субъекта хозяйствования, а, следовательно, и всей экономики. Этот факт обуславливает особую актуальность развития послевузовского образования в условиях необходимости развития экономики и стремления к глобализации. Данная статья посвящена рассмотрению роли и месту бизнес-школы в системе послевузовского образования.
Ключевые слова:бизнес-школа, послевузовское образование, глобализация, менеджмент, MBA.
Highly qualified personnel capable of quickly and adequately respond to changes in the external environment, is a key to success of any business entity, and therefore the entire economy. This fact causes the particular relevance of post-graduate education in the need for economic development and the pursuit of globalization.
Keywords:business school, post-graduate education, globalization, management, MBA.
Во всем мире подготовка специалистов по управлению бизнесом высшего класса осуществляется через систему бизнес-школ, которые создаются при крупнейших мировых университетах. По сути, обучение в бизнес-школе является одним из многообразных направлений послевузовского образования.
В Российской Федерации, в рамках концепции непрерывного образования, делается акцент на том, что каждый гражданин в стремлении соответствовать запросам общества должен быть ориентирован на непрерывное образование даже после окончания высшего учебного заведения. В этом контексте послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации для людей, уже имеющих высшее образование, ориентированная на расширение знаний в определенной сфере либо на приобретение дополнительных специфических знаний. Послевузовское образование является элементом целостного Болонского процесса. Также одним из направлений послевузовского образования является получение ученой степени кандидата либо доктора наук.
Теоретические и методические аспекты развития послевузовского образования затронуты в работах таких исследователей, как Шевчук С. П., Руденко О.К, Зубкова Е. В., Евенко Л. И., Швалб Ю. М. Лайм Фаэй и др.
Однако, при таком значительном внимании исследователей к проблемам послевузовского образования, вопросы важности и перспектив развития бизнес-школ в системе послевузовского образования рассмотрены недостаточно детально. Именно вопросам важности и значимости бизнес-школ для развития экономики Российской Федерации и будет посвящена статья.
Развитие бизнес-образования как необходимость для развития экономики и адаптированности к вызовам глобализации. Важно отметить, что с развитием бизнеса значительно повышается спрос на предпринимателей и менеджеров на рынке труда, что и обуславливает развитие специального образования. Конкуренция на рынке труда обуславливает потребность создания системы непрерывной актуализации знаний, навыков и компетентностей для уже работающих специалистов. Именно эта потребность и рождает предложение, в виде бизнес-школ. Бизнес образование в первую очередь направлено на подготовку выпускников, имеющих квалификационную степень магистр бизнес-администрирования (МБА), подразумевающую способность выполнять обязанности менеджера высшего и среднего звена, т. е. осуществлять управление бизнесом.
Первый опыт развития бизнес-школ в России был получен в 1988 году с создания Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), в рамках межгосударственного сотрудничества СССР и Италии [2]. Однако история бизнес-образования в России началась еще в конце 19 века, когда появилась объективная необходимость подготовки управленческих кадров для промышленности и торговли [2].
После перехода к рыночной экономике бизнес-образование развивалось достаточно активно, практических при всех крупнейших экономических университетах были созданы бизнес-школы, имеющие возможность присваивать квалификацию МБА. Сегодня в России представлено 112 бизнес-школ [4].
Рассмотрим детальнее этапы создания и развития бизнес-образования в России, данный процесс целесообразно наглядно представить в виде рисунка 1.
Рис.1. Этапы создания и развития бизнес-образования в России
Несмотря на достаточно длительную историю бизнес образования, можно утверждать, что только с середины 2000-х годов сформировалась оформленная структура бизнес-школ, а развитие и достижение мировых требований продолжается и до сегодняшнего дня.
Рассмотрение сущности и особенностей бизнес-школы. Подготовка профессиональных менеджеров обладает отчетливой спецификой, поскольку, с одной стороны, она в большей степени ориентирована на получение практических навыков, а с другой стороны — в ней значительно больше элемент творчества, собственной ответственности за принимаемые управленческие решения, доля жизненного опыта. Соответственно обучение менеджменту не может в той степени, как «чисто профессиональное», опираться на шаблоны (мы не придаем этому понятию негативного значения — обучение в значительной степени опирается на шаблоны, на воспроизведение существующих логических конструкций и практических процедур). Иногда указанную специфику обучения менеджменту абсолютизируют, утверждая, что менеджмент есть искусство, а не наука. Это не совсем точно. В менеджменте есть и научные элементы и поэтому можно говорить об образовании в области менеджмента (или о бизнес-образовании). На рисунке 2 приведена общая схема профессионального образования в сфере управления бизнесом с академической и деловой позиции.
В России накоплен положительный опыт подготовки экономистов в системе высшего бизнес-образования. В то же время мимолетные социально-экономические процессы, развитие и организаций в различных отраслях обусловливают необходимость постоянно вносить коррективы в содержание подготовки менеджеров как в теоретической, так и прикладной составляющих. Вхождение российского образования в европейское образовательное поле, применение рыночных механизмов к трудоустройству выпускников высших учебных заведений обусловили потребность в специалистах с интегрированными специальностям, в том числе экономистов-менеджеров. То есть, становится очевидным, что изменения в обществе, экономике, высшем образовании, государственном устройстве усложняются необходимостью модернизации профессионально-человеческих ресурсов.
Рис. 2. Общая схема профессионального образования в сфере управления бизнесом с академической и деловой позиции
Далее рассмотрим детальнее подходы, приводимые в современной отечественной и зарубежной литературе к пониманию сущности понятия бизнес-школы. А также, как отличаются взгляды на сущность данного понятия в российских источниках и у исследователей из-за рубежа. Детально эти взгляды приведены в таблице 1.
Таблица 1
Обобщение сущности бизнес-школы
Автор |
Определение |
Ключевые слова |
Шевчук С. П. |
Бизнес-школа — это структурное подразделение крупных университетов, ориентированное на предоставление образовательных услуг по подготовке специалистов в бизнес-среде |
организация, бизнес-среда |
Руденко О. К. |
Бизнес-школа — это организация, которая предлагает образование по управлению бизнесом |
организация, управление бизнесом |
Зубкова Е. В. |
Бизнес-школа — это учебное заведение для практикующих и будущих управленцев, которые хотят заниматься бизнесом на профессиональном уровне. По структуре бизнес-школы редко бывают самостоятельными автономными единицами, чаще всего эти учреждения основываются на базе какого-нибудь крупного действующего университета или другого высшего учебного заведения. |
учебное заведение на базе крупного университета |
Евенко Л. И. |
Бизнес-школа — специализированное учебное заведение для подготовки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; обычно это центры при известных университетах |
учебное заведение, предпринимательская деятельность, |
Лайм Фаэй |
Бизнес-школа — образовательное учреждение, осуществляющее регулярное образование в области бизнеса и менеджмента и действующее, как правило, на коммерческой основе |
образовательное учреждение, бизнес, менеджмент |
Швалб Ю. М. |
Бизнес-школа — образовательное учреждение, предоставляющее квалификационную степень МБА лицам, уже имеющим высшее образование |
образовательное учреждение, МБА |
По данным таблице 1, можно сделать вывод о том, что большинство исследователей делают акцент именно на организационной форме бизнес-школы, однако не уделяют достаточного внимания самой сущности и процессу подготовки специалистов и формированию у них тех компетентностей, которые позволят в дальнейшем высокоэффективно управлять бизнесом. Данные компетентности подтверждаются дипломом МБА.
Известно, что ежегодно в развитых странах диплом МБА получают десятки тысяч человек. Возможно, это и является одним из действенных факторов эффективного управления в сфере бизнеса и расцвета экономики и, соответственно, высокого уровня жизни, чего нельзя сказать об уровне жизни населения России, который не достигает до международных стандартов. Кроме того, теоретический анализ научной литературы по проблемам менеджмента в экономически развитых странах позволяет сделать вывод о том, что понятие «менеджмент» очень часто учеными и практиками идентифицируется с понятием «бизнес». Менеджмент определяют как деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Поскольку доходность — главная цель любого предприятия, учреждения или организации, то термин «менеджмент» присущ всем этим типам организаций, неотъемлемым от них. Аналогично это касается и таких категорий, как менеджмент-образование и бизнес-образование.
Бизнес-школа сегодня должна восприниматься как стратегический фактор выживания цивилизации в условиях обострения глобальных проблем. Принципиально важные исходные понятия отражаются в их определениях. Понятие «менеджмент-образование» в рамках бизнес-школ толкуется как достаточное, последовательное и предсказуемое формирование нового поколения специалистов в области управления, способных эффективно работать по новым социально-экономическим условиям. Ее главное назначение — обеспечить наличие в будущих руководителей таких качеств, которые отражают потребности и культуру страны, определяют эффективность их профессиональной деятельности в конкретных условиях развития. Это не просто знания и навыки, хотя и они играют значительную роль в профессионализации менеджмента. Это еще и культура и потенциал саморазвития, и развитые творческие способности, и позиции нравственности, преданность общечеловеческим ценностям — то есть, полный комплекс тех черт личности, которые превращают профессиональную деятельность в общественное благо. А главное — это способность принимать обдуманные и обоснованные управленческие решения, нести за них ответственность. Важными также являются психологические характеристики, такие как стрессоустойчивость, коммуникабельность, целеустремленность.
Бизнес-образование должно помогать людям выполнять задачи, к которым они не были подготовлены изначально; готовить их к нелинейному течению карьеры, к работе в команде, к независимому использованию информации; развивать свои способности, и, наконец, к суровым реалиям практической жизни.
Исходя из этого автором предлагается собственное определение бизнес-школы, которое позволит учесть стратегическую важность данного вида послевузовского образования для отечественной и мировой экономики.
Итак, бизнес-школа — это система послевузовского образования, направленная на формирование у обучающихся стойких навыков и компетентностей управления бизнесом в условиях нестабильности внешней среды, подтвержденных присвоением квалификационного уровня МБА, с целью подготовки конкурентоспособных на рынке труда менеджеров среднего и высшего звена.
Данное определение позволяет учесть не только организационную составляющую бизнес-школы, но и делает акцент на качественные характеристики результатов получения бизнес образования и компетентности выпускников.
Заключение. Итак, в России чрезвычайно важна проблема развития бизнес-образования в структуре послевузовского образования, которая ориентирована на удовлетворение потребностей личности, общества и государства. Критериями качества такого образования должны быть практическая полезность и создаваемая прибавочная стоимость. Становление и развитие бизнеса в России во многом зависит от качественного уровня бизнес-образования и эффективности ее воздействия на экономику. Совершенствование бизнес-образования в России достаточно сложный и длительный процесс. Социально-экономические условия сегодняшнего дня требуют от менеджеров, помимо профессиональных знаний и умений, деловых навыков решения нетипичных проблем, экономического склада мышления, лидерства и предприимчивости.
Сформулированное автором определение бизнес-школы соответствует потребностям современной экономики и вызовам глобализации. Автором предлагается определять бизнес-школу не как учебное заведение либо организационную составляющую, а как систему послевузовского образования, направленную на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Литература:
1. Евенко Л. И. Обучение в течении всей жизни в бизнес-образование: современные тенденции / Л. И. Евенко, С. Р. Филонович, В. В. Годин // Бизнес-образование. — 2010. — № 4 (14). — С. 9–11.
3. Лайм Фаэй. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Лайм Фаэй, Роберт Рэндел; [пер. с англ.]. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — 608 с.