Синдром вегетативной дистонии является одной из распространенных патологий со стороны нервной системы. Он значительно влияет на трудоспособность. Наше исследование было направлено на выявление вегетативной дисфункции среди студентов 1 и 6 курсов, факторов способствующих развитию данного синдрома, определение тяжести состояния и разработки рекомендаций. На основании результатов исследования мы пришли к выводу, что СВД встречается у 60 % опрошенных студентов. Кроме того, было установлено, что у старшекурсников синдром протекает тяжелее, что влияет на успеваемость.
Большое количество работ советского периода посвящено изучению вегетативных нарушений, в частности у практически здоровых людей. У здоровых лиц данный синдром рассматривался как психовегетативный, развивающийся вследствие длительной или выраженной стрессовой ситуации, либо на фоне сниженной адаптации организма к стрессовым воздействиям [1, с. 752].
Темп современной жизни, повышенные требования к молодому поколению в совокупности с нарастающим малоподвижным образом жизни и ухудшением состояния окружающей среды, дает нам повод предположить, что частота вегетативных нарушений среди молодого поколения не только не снизилась, но имеет тенденцию к росту.
Эмоционально-вегетативно-эндокринные реакции на стресс считаются нормой, но в случае затянувшегося или неадекватного ответа могут приводить к возникновению патологических клинических проявлений. [2, с.623]. В развитии данного состояния выделяют несколько предрасполагающих факторов: наследственно-конституциональные особенности, периоды гормональной перестройки, образ жизни. Способствуют развитию синдрома, следующие факторы: психогенные (стрессы), физические и химические воздействия, хронические интоксикации (алкогольная, табачная), инфекции верхних дыхательных путей и носоглотки, гиподинамия, умственное и физическое переутомление. Под действием этих факторов происходит нарушение нейрогормонально-метаболической регуляции. Ведущие звено — поражение гипоталамических структур [3, с.12]. Наличие депрессии у больных ухудшают общее состояние, удлиняют время лечения заболеваний, учащают рецидивы [4, с. 71].
Следует иметь ввиду, что «Синдром вегетативной дисфункции» (СВД) не является самостоятельной нозологической единицей. Его используют в качестве синдромального диагноза, отражающего наличие вегетативных нарушений [5, с.129].
Материал и методы исследования:
Группу исследуемых составили студенты 1 (17–19 лет) и 6 (22–24 лет) курсов КазНМУ им С. Д. Асфендиярова. Всеми участниками проводимого нами исследования было подписано информированное согласие.
Было проведено анкетирование, включающее вопросы о наличии хронических заболеваний, вредных привычках, характере питания, физической подготовке, а также «Вопросник для выявления вегетативных изменений» А. М. Вейна [6, с.53], шкалу психологического стресса Мак-Лин [7, с. 24], и шкалу Бэка для оценки депрессивных проявлений [8, с.182].
Предпринятое нами анкетирование направлено на выявление синдрома вегетативной дисфункции, сравнительную характеристику в данных возрастных группах, а также на определение провоцирующих факторов, тяжести состояния, влияние стресса и депрессии на развитие синдрома.
Проанализировано 100 анкет, 50 из которых заполнены студентами 1 курса, 50 — студентами 6 курса.
Для исследования применены общепринятые методы биостатистики с использованием компьютерной прикладной программы Microsoft Excel и математического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение:
У студентов 1 курса было выявлено 28 случаев СВД, из них умеренный синдром у 13 человек, выраженный 15. У студентов 6 курса — 32 случая, из них умеренный синдром — 10, выраженный — 22. Из этого следует, что СВД одинаково подвержены студенты как 1, так 6 курсов, однако наиболее выражен этот синдром у старшекурсников. Это можно связать с тем, что при анкетировании у студентов 6 курсов было выявлено больше факторов, которые могут привести к развитию СВД.
Рис. 1. Процентное соотношение студентов 1 и 6 курсов с СВД
При анализе провоцирующих факторов СВД выялено, что все они встречаются у опрошенных студентов. Однако, наиболее часто были выявлены: низкая физическая активность, несбалансированное питание, состояние депрессии и наличие хронических заболеваний. Но стоит отметить, что систематическое курение и периодический прием алкоголя преобладали в старшей возрастной группе. Кроме того, 24 студента из них 18 человек с 6 курса, указали в анкетах, что совмещают учебу с работой.
Рис.к 2. Процентное соотношение провоцирующих факторов у студентов 1 и 6 курсов с СВД
У всех студентов наиболее часто встречались следующие вегетативные нарушения:
1. покраснение лица при любом волнении (у 50 % студентов);
2. онемение и похолодание пальцев кистей и стоп (50 %);
3. приступообразные головные боли, чаще пульсирующего характера (42 %);
4. снижение работоспособности и быстрая утомляемость (36 %);
5. нарушение функции ЖКТ, склонность к запорам, поносам, “вздутиям” живота, а также боли в животе (35 %);
6. нарушение сна (33 %).
Исследуемые студенты отмечали, что последние 4 пункта значительно влияют на их ритм жизни и работоспособность, а также на успеваемость в университете.
Среди проанкетированных студентов 1 и 6 курсов выявлено 16 и 13 человек соответственно, у которых не было СВД, но у которых имеются провоцирующие факторы. То есть эти студенты находятся в группе риска по развитию СВД. Среди 100 человек только у 11 студентов (1 курс — 6; 6 курс — 5 человек) не было обнаружено ни СВД, ни провоцирующих факторов.
Заключение:
Согласно полученным нами данным, СВД выявлен примерно с одинаковой частотой у студентов обеих групп. Однако в старшей возрастной группе преобладает СВД тяжелой степени. Это можно объяснить тем, что во второй группе значительно больше студентов, имеющих вредные привычки, такие как курение и употребление алкоголя. Возможно играют свою роль такие факторы как умственное напряжение, «ненормированность» рабочего времени (многие из опрошенных 6-курсников совмещали учебу с работой, зачастую в ночное время). Кроме того, стоит отметить, что уровень стресса и депрессии в обеих группах практически одинаковый.
Малоподвижный образ жизни студентов, сложности в соблюдении рационального питания, а также режима труда и отдыха в студенческой среде наряду с хроническим стрессом и вредными привычками способствуют срыву адаптационных механизмов и формированию вегетативной патологии. Необходимо отметить, что наличие вегетативных нарушений значительно снижает качество жизни, снижая работоспособность, внимание, способность к обучению и освоению новых навыков.
При этом очевидно, что большинство из предрасполагающих к СВД факторов потенциально контролируемы самими студентами.
С этой целью, нами представляется актуальным пропаганда здорового образа жизни, включащего отказ от вредных привычек, достаточную регулярную физическую нагрузку, правильное питание.
Литература:
1. Вейн А. М. Соловьева А. Д. Патологические вегетативные синдромы (клинико-физиологическая характеристика) // Физиология вегетативной нервной системы: руководство по физиологии. — Ленинград: Наука, 1981. — 752 с.;
2. Вейн А. М. Синдром вегетативной дистонии // Заболевания вегетативной нервной системы. Руководство для врачей.- Москва: Медицина, 1991. — 623 с.;
3. Скворцов В. В., Тумаренко А. В., Орлов О. В. Нейроциркуляторная дистония: актуальные вопросы диагностики и лечения // Лечащий врач. — 2008. — № 5. — С.12–17;
4. Байбакова Ю. А., Ефремова О. А., Кожин М. И. Особенности психологического статуса у больных нейроциркуляторной дистонией // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. — 2011. — № 13. — С. 71–74;
5. Акарачкова Е. С., Вершинина С. В. Синдром вегетативной дистонии у современных детей и подростков // Педиатрия. — 2011. — № 6. — С. 129–136;
6. Вейн А. М. Исследование вегетативного тонуса / А. М. Вейн // Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. — Москва: Медицинское информационное агентство», 2000. — С. 53–55;
7. Куприянов Р. В. Кузьмина Ю. М. Оценка психического состояния и уровня стресса // Психодиагностика стресса. — Казань: КНИТУ, 2012. С. 24–48;
8. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Шкала депрессии Бека // Когнитивная терапия депрессии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — С. 182–184.
[1] Авторы выражают благодарность Каримовой Алтынай Сагидуллаевне, ассистенту кафедры нервных болезней КазНМУ им. С.Д,Асфендиярова, за помощь в исследовании и ценные консультации.