В статье рассматривается влияние строительства сухопутного железнодорожного перехода (тоннеля), соединяющего остров Сахалин с материком, на развитие прилегающих территорий с экономической, политической и социальной точек зрения.
Ключевые слова: Сахалин, пролив Невельского, строительство, железнодорожный тоннель.
Сахалин — крупнейший остров России, омываемый двумя морями — Охотским и Японским, является одним из самых богатых источников природных ресурсов нашей страны, однако до сих пор не имеет развитой инфраструктуры и, самое главное, соединения с материком.
На сегодняшний день на остров можно попасть только самолётом или на пароме. Железная дорога острова Сахалин соединена с железнодорожной сетью континентальной России 267 километровой паромной переправой Ванино — Холмск, введенной в эксплуатацию в 1973 году. На данный момент на линии работает четыре железнодорожных парома, каждый из которых вмещает 26 вагонов.
Жесткая зависимость только от одного вида транспорта, наложенная на экстремальные климатические условия, приводит к серьезным экономическим и социальным проблемам. Деятельность паромной переправы нестабильна, поскольку полностью зависит от погодных условий. Инфраструктура морского транспорта в части паромной переправы была заложена в 70-х годах прошлого века и в настоящее время является устаревшей, экономически затратной и недостаточно эффективной [1].
Реализация проекта строительства линии материк — Сахалин предусмотрена Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р.
Основной объем грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок на острове обеспечивает Сахалинская железная дорога (рис. 1), которая характеризуется следующими данными:
- ширина железнодорожной колеи 1067 мм;
- эксплуатационная длина — 804,9 км;
- дорога однопутная;
- 34 действующие станции;
- тяга поездов — тепловозная;
- объем грузовых перевозок в год составляет около 3,5 млн. тонн, пассажирских перевозок 1,1 млн. человек;
Рис. 1. Грузооборот по транспорту за 2013–2014 годы (млн. тн/км)
По прогнозным оценкам к 2020 году потребность в перевозках грузов между Сахалином и материком может возрасти до 7 млн. тонн, к 2025 году — до 9 млн. тонн.
Прогнозируемый рост грузопотока в основном связан с увеличением добычи и сбыта угля, добываемого в Углегорском районе, и необходимостью завоза в Сахалинскую область грузов для строительства новых крупных объектов электроэнергетики и перерабатывающей промышленности.
Строительство линии Селихин — Ныш вызовет резкое увеличение роста прямых железнодорожных перевозок, позволит сократить время доставки грузов и снизить себестоимость железнодорожных перевозок. Создание неразрывной сети железных дорог Дальневосточного экономического района приведет к ускоренному экономическому развитию Сахалинской области [2].
Строительство сухопутного железнодорожного перехода между Сахалином и материком станет толчком к интенсивному развитию не только Сахалинской области, но и Хабаровского и Приморского краёв.
Начнём с того, что реализация такого грандиозного проекта предполагает создание новых рабочих мест. В ближайшей перспективе железнодорожный транспорт как был, так и останется самым доступным видом транспорта в межрегиональном сообщении для большей части населения страны и в особенности для населения восточных регионов. Доступность Центра и время нахождения в пути являются важными составляющими оценки комфортности условий жизни населения и конкурентоспособности регионов. Строительство Сахалинской железнодорожной магистрали позволит связать кратчайшим и надежным путем пятисоттысячное население острова с Центром страны. Как следствие, отчасти будет решена проблема занятости за счет развития производственной и социальной инфраструктуры, повысятся уровень жизни населения, а также заселенность малообжитых районов страны.
Если же подойти к рассмотрению данного вопроса с политической точки зрения, то можно говорить о том, что соединение материка с островом будет способствовать укреплению государственного территориального устройства страны, ее целостности и повышению обороноспособности: обеспечению хорошей связи мест дислокации частей вооруженных сил России с базами снабжения, высокой маневренности войск. Фактор немаловажный, поскольку в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация, заключающаяся в том, что обеспеченность подвоза и эвакуации стратегических сил и средств резко ограничена, что не позволяет систематически наращивать группировку войск в необходимых объемах. Сахалинская магистраль позволит надежно обеспечить массовые воинские перевозки, перемещение тяжелого вооружения и грузов, требующих особых условий транспортировки. Согласитесь, ведь в этом отношении весьма непросто заменить железные дороги другим видом транспорта.
В случае более масштабного видения Сахалинская магистраль с тоннелем может стать связующим звеном, гарантирующим России стратегический выход в один их трех основных центров мировой экономики, а именно на восток — в регион АТЭС, что приведет к упрочнению нашей страны в мирохозяйственной системе.
Стоит отметить, что в строительстве тоннеля через Татарский пролив заинтересована не только Россия, но и Япония, которая активно участвует в разработках многих стратегических проектов. Одним из них является проект стыковки железных дорог Японии с российскими путем соединения тоннелями (мостами) Сахалина с материком и системой японских островов [3].
Реализация проекта в долгосрочной перспективе позволит использовать благоприятное транспортно-географическое положение России в осуществлении международных транзитных и экспортно-импортных перевозок в направлении Япония — Россия — страны Западной Европы. К 2030–2040 гг. при достижении темпов развития ВВП от 4,5 до 5,5 % потребуется усиление ряда участков Транссибирской магистрали на подходах к Хабаровску, Владивостоку и Находке и переключение до 50–60 млн. т на БАМ с превращением ее в двухпутную электрифицированную магистраль [4].
Также стоит отметить, что обеспечение надежной транспортной связи Сахалина с материком в конечном счете приведет к повышению конкурентоспособности хозяйственного комплекса Дальнего Востока России. Это будет происходить путем рационализации распределения транспортных потоков, улучшению условий участия региона в международном, межрегиональном и внутрирегиональном разделении труда. Все это определится созданными в результате реализации мероприятий по развитию транспортной системы дальневосточного региона условиями для решения многих экономических задач России в пределах Сибири и Дальнего Востока, среди которых можно выделить следующие: повышение уровня ресурсообеспеченности страны и доступности глубинных территорий, а также расширение активно-экономического пространства Российской Федерации. Не стоит забывать и об огромных запасах леса, угля на острове, ведь организация производства на основе добываемого сырья могла бы послужить предпосылкой для образования территориально-транспортно-производственного комплекса [3].
Строительство новой железной дороги позволит эффективнее использовать возможности Байкало-Амурской магистрали. Тоннель через пролив Невельского освободит производственные мощности морских портов материка от перевалки грузов, следующих на Сахалин, Камчатку и в Магадан для обработки экспортно-импортных отправок, появится возможность использовать незамерзающие порты Сахалина для транспортного обслуживания Магадана, Камчатки, восточного сектора Арктики [3].
Литература:
1. Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Сахалинской области на 2014–2020 годы» [Текст]: постановление Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 г. № 426. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: docs.cntd.ru›document/460156226, свободный.
2. Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.admsakhalin.ru, свободный.
3. Минин С. В. Оценка влияния альтернативных вариантов транспортного соединения острова Сахалин с материком на устойчивое развитие прилегающих территорий: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, 2001.
4. Кобыловский, Г.П., Пузанов, Н.Я., Зенкин, А.А., Шишков, Ю.Ф., Плаксий, В. Я. Транспортная система Дальневосточного экономического района и перспективы ее развития в связи с Проектом [Электронный ресурс] / Г. П. Кобыловский, Н. Я. Пузанов, А. А. Зенкин, Ю.Ф Шишков, В. Я. Плаксий. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.mostsakhalin.ru/publications/9tes.php, свободный.