Германия — это одна из мощнейших экономик мира, лидер Евросоюза и активный участник международных экономических отношений. Позиция Германии учитывается при решении экономических и финансовых вопросов, причем как на европейском уровне, так и на глобальном. Свои интересы Германия отстаивает во многих международных институтах, в том числе в «Группе двадцати». В данной статье рассматривается роль Германии в «Группе двадцати», которая представляет собой неформальный форум наиболее системно значимых экономик земного шара.
Ключевые слова: «Группа двадцати», G20, Германия.
Германия — это постиндустриальная страна, экономика которой характеризуется преобладанием третичного сектора: на долю сферы услуг приходится почти 69 % валовой добавленной стоимости, на промышленность — около 30 %, а на сельское хозяйство — менее 1 %. [3] Большое значение для экономики страны имеет экспорт, доля которого в ВВП составляет 45 %. [3] Из-за высокой степени вовлеченности в мировую торговлю Германия прикладывает все усилия для достижения стабильного и устойчивого развития мировой экономики.
Германия традиционно выступает за многостороннее экономическое сотрудничество и является сторонником управления через механизмы международных институтов. Вовлеченность Германии в международные экономические отношения и процессы глобального управления подтверждается тем, что она, в частности, является членом и одним из основателей «Группы семи/восьми» и «Группы двадцати».
В «Группу двадцати» входят и развитые, и развивающиеся страны, а именно: 19 стран (Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Республика Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Турция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки) и как отдельный участник выступает Европейский союз. Это первая попытка вовлечь развивающиеся страны в процесс глобального управления как равноценных участников. Динамичный рост экономик этих стран уже не позволяет рассматривать их как реципиентов политики, проводимой развитыми странами.
«Большая двадцатка» на уровне министров финансов и глав центральных банков существует с 1999 года, но на уровне лидеров стран она собралась впервые в 2008 году для координации усилий по преодолению тяжелого мирового финансового кризиса. [2] С тех пор прошло уже девять встреч, список которых представлен в нижеследующей таблице.
Таблица 1
Список саммитов «Группы двадцати»
Номер |
Даты |
Место |
1 |
14–15.11.2008 |
Вашингтон, США |
2 |
01–02.04.2009 |
Лондон, Великобритания |
3 |
24–25.09.2009 |
Питтсбург, США |
4 |
26–27.06.2010 |
Торонто, Канада |
5 |
10–11.11.2010 |
Сеул, Южная Корея |
6 |
03–04.11.2011 |
Канны, Франция |
7 |
18–19.06.2012 |
Лос-Кабос, Мексика |
8 |
05–06.09.2013 |
Санкт-Петербург, Россия |
9 |
15–16.11.2014 |
Брисбен, Австралия |
Постепенно из антикризисного совета Группа двадцати» переросла в ведущий мировой экономический форум, который включает в свою повестку дня широкий круг вопросов. Помимо традиционных тем оздоровления мировой финансовой системы, стабилизации финансовых рынков и содействия сбалансированному экономическому росту лидеры G20 обсуждают вопросы помощи странам третьего мира, борьбу с голодом и бедностью, а также защиту окружающей среды и изменение климата на планете. В некоторых областях форуму удалось достичь серьезных успехов. К примеру, был усилен надзор над банковской сферой, ужесточились требования к раскрытию налоговой информации офшорными юрисдикциями. Но в других сферах успехи гораздо более скромные. Многие развитые страны столкнулись с резким увеличением государственных долгов, в них высок уровень безработицы. Значит, «Двадцатке» предстоит сделать еще много работы.
На протяжении всего времени существования «Двадцатки» Германия активно участвует в обсуждениях и нередко становится инициатором реформ, а канцлер Германии Ангела Меркель часто как подвергается критике, так и получает одобрение своих коллег по форуму. Стоит отметить, что Германия является самостоятельным членом «Двадцатки», но при этом в «Группу» также входит Евросоюз, а, как известно, Германия является сильнейшим его участником и оказывает существенное влияние на его политику. Таким образом, можно говорить о двойственности участия ФРГ в G20: помимо отстаивания своей позиции, Германия также учитывает интересы Евросоюза. Поэтому перед саммитами лидеров G20 часто проводятся подготовительные встречи, на которых государства ЕС стараются выработать общую стратегию действий.
При подготовке к саммиту в Лондоне Германия и Франция выступали за наложение санкций на так называемые «налоговые гавани», которые отказываются сотрудничать с налоговыми органами других стран. Это привело к тому, что еще до саммита Андорра, Люксембург, Лихтенштейн, Австрия и Швейцария согласились при определенных обстоятельствах отступать от принципа сохранения банковской тайны. [4]
Подготовка к саммиту в Питтсбурге совпала по времени с избирательной кампанией Меркель в Германии. Возможно, ее удачное выступление на форуме увеличило число ее сторонников и позволило переизбраться на пост канцлера. Меркель оказалась единственным участником совещания, личный вклад которого в работу G20 был упомянут в заключительной декларации. [1]
Однако идеи Меркель не всегда находят поддержку в других странах G20. Так, горячие споры возникают относительно верного пути к стимулированию экономического роста. Германия выступает за санацию государственных бюджетов стран с высокой задолженностью, а в США считают, что такая политика вредит экономике. Напротив, чтобы не свести на нет постепенное восстановление экономики после кризиса, нужно увеличить расходы, а решение проблемы госдолга отложить до более спокойных времен. [6] Но, несмотря на разногласия, даже противники бюджетной консолидации вынуждены идти на уступки и признать, что проблема госдолга не может быть оставлена без внимания. Так, в Торонто было решено сократить дефициты госбюджетов развитых стран вдвое к 2013 году.
Еще одной проблемной темой являются диспропорции в мировой торговле. В Сеуле США заявили, что страны со значительным профицитом торгового баланса, в число которых входит Германия, должны сократить его, поскольку это вредит развитию экономики других стран. Но и по этому вопросу Германия, для которой именно экспорт сыграл большую роль при выходе из кризиса, смогла отстоять свою позицию. Никаких ограничений на экспорт на саммите введено не было. По словам Меркель, успешность ФРГ в мировой торговле связана исключительно с высокой конкурентоспособностью немецких товаров. [5]
Но идеи Германии не всегда принимаются «Группой двадцати». Уже несколько лет Германия при поддержке Франции и некоторых других стран Евросоюза выступает за введение налога на финансовые операции. Этот налог призван ограничить масштабы спекуляций на финансовых рынках и уменьшить их волатильность. Однако уже на нескольких саммитах подряд это предложение блокируется Соединенными Штатами, Канадой и развивающимися странами. Они предлагают оставить вопрос введения такого налога на национальном уровне.
Провоцирует дискуссии также политика Германии по преодолению долгового кризиса в Еврозоне. Проблемы в этом регионе ставят под угрозу стабильность всей мировой экономики, так как ЕС — ведущий торговый партнер и США, и России, и развивающихся азиатских, и латиноамериканских стран. Бытует мнение, что режим строгой экономии, продвигаемый Германией, лишает Грецию, Испанию, Италию и другие оказавшиеся в бедственном положении страны возможности восстановить свою экономику. Как альтернатива проводимой политике предлагается льготное кредитование, поощрение инвестиций в инфраструктуру для повышения занятости, увеличение внутреннего спроса. Думается, что сегодня главным приоритетом для Евросоюза является не сокращение бюджетных дефицитов, а стимулирование экономического роста, чтобы избежать дальнейшей стагнации. Но, как свидетельствуют саммиты, партнеры по «Двадцатке» выражают общее одобрение политики ЕС, но предпочитают не вмешиваться в нее из-за необходимости решать собственные проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод, что Германия всегда принимает активное участие в решении актуальных глобальных проблем, а также отстаивает свои интересы. Коллеги по «Двадцатке» и эксперты в области международных отношений отмечают весомый вклад ФРГ в обсуждение вопросов регулирования банковской сферы, борьбы с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов посредством «налоговых гаваней», оздоровления мировой финансовой системы в целом. И хотя не все предлагаемые Германией меры одобряются «Группой двадцати», это не лишает ее статуса одной из мощнейших экономик мира, с интересами которой нужно считаться. Тот факт, что инициативы Германии порождают дискуссии, уже говорит о ее значимости на мировой арене. Это подтверждают и крепкие торговые связи Германии со всеми регионами.
На данный момент далеко не все проблемы, стоящие перед мировым сообществом, решены. Они требуют международной кооперации, а значит, «Группа двадцати» и дальше продолжит свою работу. И хотя в ее адрес часто звучат упреки в низкой эффективности и отсутствии легитимности, сейчас нет международного института, который мог бы ее заменить. А попытки создания такого органа, скорее всего, займут продолжительное время и будут сопряжены с многочисленными спорами относительно членства, механизмов принятия решений и обеспечения их выполнения.
Литература:
1. Информационный центр G20 при Университете Торонто. Декларация лидеров G20: Питтсбургский саммит. http://www.g20.utoronto.ca/2009/2009communique0925.html#institutions
2. Официальный сайт «Группы двадцати». www.g20.org
3. Федеральное статистическое ведомство Германии. www.destatis.de
4. Deutsche Welle. Immer mehr Steueroasen geben auf. 13.03.2009. http://www.dw.de/immer-mehr-steueroasen-geben-auf/a-4095321
5. Deutsche Welle. Starre Fronten unter den G20-Finanzministern. 22.10.2010. http://www.dw.de/starre-fronten-unter-den-g20-finanzministern/a-6139691
6. Handelsblatt. Breitseite gegen Bundesbank-Chef: „Axel Weber wäre ein Risiko für den Euro“. 21.06.2010. http://www.handelsblatt.com/politik/konjunktur/nachrichten/breitseite-gegen-bundesbank-chef-axel-weber-waere-ein-risiko-fuer-den-euro/3468020.html