Социальное государство, несмотря на специфические особенности, всегда оставалось и остается государством, которое не отождествляется и не растворяется в обществе или системе других общеполитических организаций, оно помимо своих собственных, специфических признаков и черт, обладает, как и любое иное государство общеродовыми признаками и чертами.
Государство — это сложное и многогранное явление. В понимание государства, его сути, назначении и роли в жизни общества отсутствует единая точка зрения, потому что государство «полиструктурно и полифункционально». Это является причиной того, что существует множество его определений. В соответствии с целью диссертационного исследования целесообразно рассмотрение государства с позиций его функциональных свойств и роли, выполняемой в жизни общества. [1]
Государство — это общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Возникает государство повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, поэтому можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытно-общинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства.
Объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая способна была решать общие дела или объединять население для их решения, и породила государство и публичную власть.
Возникающее государство не могло не быть властью, потому что после распада родового строя потребность в решении общих дел не имела иных механизмов сомообеспечения, и государство становится силой, стоящей над населением.
Государство есть союз людей, организованных на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти. Русские юристы XIX — начала XX вв. существенным признаком государства считали государственный порядок, который заключается в запрещении применения принуждения частными лицами, в монополизации принудительного властвования государством. [2]
По мнению В. В. Лазарева, «Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет и руководство этим обществом, и обеспечивает его интеграцию». [3]
В настоящее время выделяют три основных подхода к определению государства: классический, согласно которому государство есть совокупность народа, территории и власти; юридический, где государство есть правовая организация и деятельность власти; социологический, в соответствии с которым, государство — это разделенное на классы, политически организованное общество.
В соответствии с философскими представлениями сущность, т. е. главная определяющая характеристика любого предмета, явления, процесса, обычно связывается с его назначением, со способностью удовлетворять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно, регулировать общественные отношения, управлять обществом.
По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его ценностные свойства.
Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом — определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Социальная ценность государства не может сводиться к его отдельным социальным качествам и свойствам, а также не может быть их простой суммой — это «системная, интегративная характеристика, выражающая меру соответствия явления социальным потребностям людей». [4]
По своей сущности и ценности государство как правовое явление и понятие — это организационно-властная форма выражения, конкретизации и реализации принципа формального равенства, его смысла и требований, всеобщая форма нормативного и институционально-властного выражения свободы людей.
Очевидно, что правовая сущность и ценность государства и представленное в нем правовое начало (принцип формального равенства свободных людей, признание их правосубъектности и государство субъектности) в том или ином виде проявляются во всех исторических типах и формах государства, во всех аспектах и направлениях организации и функционирования государственной власти. Степень развитости государства (его сущности, организационных форм, функциональных проявлений) определяется мерой развитости воплощенного и реализованного в нем принципа формального равенства людей.
Социально-исторические этапы развития государства — это прогрессирующие ступени осуществления начал формального равенства, свободы и справедливости в человеческих отношениях.
Появление идеи и концепции «социализации» государства и права, формирование «социально ориентированной» политики было связано с индустриализацией и бурным развитием рыночной экономики.
Существует несколько концепций, связанных с идеей социального государства. Наиболее обоснованными в теоретическом плане и реализуемыми в той или иной мере на практике являются умеренно консервативная, социал-демократическая, марксистская и неомарксистская концепции социального государства. Так как от специфики понимания сути социального государства зависит нормативное обеспечение социальных прав и интересов людей, необходимо остановиться на содержании этих концепций.
С точки зрения теоретиков консерватизма, социальное государство призвано решать проблемы, которые не способны решить и снять рыночные отношения. Это проблемы обеспеченности в старости, при заболевании, нищете, проблемы обеспеченности качественным жильем, возможности получить образование и др.
Практически всеми политическими силами современного общества, существующими теоретическими концепциями государственного устройства, признается, что возникновение социального государства — это исторически закономерный процесс, связанный с логикой общественного развития, определенным уровнем развития производственных сил, демократизацией общественной жизни, повышением уровня правовой культуры граждан, постепенным утверждением нормами права принципов формального равенства, свободы и справедливости. Немаловажную роль в создании концепции социального государства сыграла и борьба трудящихся за свои права. [5]
Необходимо подчеркнуть, что идее «социального государства» предшествовала идея и практика «правового государства». Концепция правового государства была связана с появлением и признанием прав человека «первого поколения», а теория и практика «социального государства» непосредственно связана с появлением и признанием «второго поколения» прав человека — социальных и экономических. При этом, в основе теории и практики «правовой государственности» были принципы верховенства права и закона, демократии, индивидуальной свободы, гражданских и политических прав, а основой концепции «социальной государственности» являются принципы гуманности и социальной справедливости, «верховенства общей солидарности всех групп общества, неприятие неравенства и торжество социального равенства, признание и государственное гарантирование защиты социальных прав». [6]
Между правовым и социальным государством есть существенные различия, и они заключаются в том, что правовое государство есть «форма ограничения власти правами и свободами человека», тогда как «социальное государство» — это форма обременения власти правами и свободами человека. Социальное государство по определению не может не вмешиваться в жизнь общества, не обеспечивать своими властными методами его социальную стабильность, не гарантировать и не защищать жизненно важные права его членов, особенно социально уязвимых и нуждающихся. Социальное государство обязано, в силу своего назначения, всей своей административной и правовой политикой стремиться максимально влиять на распределение экономических благ в духе справедливости для обеспечения каждому человеку достойного существования. Регулируя рыночные процессы, содействуя развитию свободного рынка, государство в то же время должно брать на себя и функции социальной защиты населения, устанавливая сбалансированную систему налогов и перераспределяя часть государственного бюджета.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что до сих пор нет единого понимания «социального государства», но во всех определениях социального государства первым признаком является признание, соблюдение и защита жизненно важных для каждого человека прав — социальных прав. Государство является социальным, если в нем разработаны и нормативно закреплены механизмы реализации социальных прав граждан, а также функционирует развитое гражданское общество, способное контролировать государственную власть.
Сущность современного понимания социального государства во многом определяется синтезом либерально-демократических идей и ценностей прошлого и современности и социалистического опыта.
Обобщая различные взгляды и мнения о сущности социального государства можно предложить следующее определение социального государства. Социальное государство есть политико-правовая организация, основанная на принципах формального равенства, свободы и социальной справедливости, на социальных правах и свободах человека и гражданина, законодательно закрепляемых, обеспечиваемых и гарантируемых, прежде всего, юридическими гарантиями.
Литература:
1. Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права //Государство и право. 2011. № 7.- С. 5.
2. Левашов В. К. Социализация государства -процесс, идущий через века //Социалогия. 2014. № 5. — С. 51.
3. Лазарев В. В. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М.: Юридлит., 2011. — С. 56.
4. Тиксовский А. А. Государство правовое и социальное //Вопросы философии. 2014. № 6. — С. 141.
5. Каменецкий В. А. Патрикеев В. П. Проблемы становления социального государства. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — С. 115.
6. Бочаров М. П. От социальных ценностей к социальному государству. — М.: Луч, 2007. — С. 76.